::a:: Психоаналитик.Ру: Психоанализ — мифы и реальность

:: Каждый раз приступая к психоаналитическому лечению нового пациента, я понимал, что в России психоанализ неизвестен



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Неизвестный психоанализ

                                             
Зигмунд Фрейд

Психоанализ - сегодня, возможно, самое модное слово в области психологии. Модное, хотя психоанализу уже более ста лет. Но, невзирая на свой почтенный возраст, психоанализ по-прежнему остается совершенно неизвестным для большинства людей. Причиной того является, прежде всего то, что несмотря на то, что литературы по психоанализу сейчас издается огромное множество, - можно сказать, нет книг по психоанализу, написанных в научно-популярной форме. А в книгах для специалистов используются профессиональные термины, толкования которых нет ни в энциклопедических, ни в обычных психологических словарях. Стали слышаться даже обвинения психоаналитиков в сектантстве. В чем причина?

Причин множество. Одна из них заключается в том, что психоанализ, как любая наука, для своего понимания требует определенной подготовки. Когда мы берем в руки научно-популярную книжку по астрономии, истории или медицине, нам в ней все понятно, потому что автор говорит на понятном для нас языке. Конечно мы многое забыли из того, что изучали в школе. Может быть, у кого-то и была тройка по физике, или у кого-то были сложности в запоминании исторических дат, или кто-то в школе так и не вызубрил анатомию - все равно, все эти предметы были восприняты нами в той или иной степени. Все мы знаем, что тела при нагревании расширяются, что Средневековье было раньше Возрождения, и что сердце является насосом по перекачиванию крови. Школа научила нас мыслить в соответствии с парадигмой тех наук, которые там изучались, даже если мы этого не хотели и сопротивлялись этому. Но мы в школе не изучали психоанализ.

Мы не учились мыслить психоаналитически в школе. Более того, нас не учили в школе мыслить абстрактно и символически. Все науки, изучаемые нами в школе конкретные (или, выражаясь точнее, они преподаются конкретно). Психоанализ же использует символы и метафоры. А разве возможно иначе описать психику человека? Ведь психика человека ирреальна, ее нельзя ни потрогать, ни увидеть. Ее нельзя описать тем научным языком конкретных понятий, к которому мы привыкли.

Попытка свести психику (психологию) человека к мозговым явлениям тоже не может нам помочь, потому что не дает ответ на вопросы первопричинности. Например, установлено, что депрессия вызывается дефицитом эндорфинов в мозге. А что вызывает этот дефицит? Нарушение проводимости экстрапирамидальных клеток. А это вызвано, в свою очередь... Но, конкретная наука, в конце концов, всегда упирается в невозможность обнаружить первопричину, которая всегда оказывается в бесконечности. Наука, призванная обнаруживать закономерности, когда пытается подойти к изучению психики со своим аппаратом конкретных понятий, - все сводит, в конце концов, к случайностям или чрезмерным обобщениям, например к генам, с которыми ничего не поделаешь, влиянию среды или экологии, которых не избежишь. Напротив, психоаналитическое исследование в состоянии выявить вполне конкретные причины и устранить их пагубное воздействие. И главное, психоанализ не пытается свести психику к ее носителю - мозгу. Ведь психика человека - не то же самое, что мозги. Также как роман - не то же самое, что бумага, скрепленная в переплет.

Поэтому психоанализ использует язык символов и метафор, в этом смысле он ближе к философии (которую тоже не преподают в школе, и отвратительно преподают на подавляющем большинстве нефилософских факультетов). Психика - исключительно абстрактное (интеллигибельное) понятие, и описывать ее можно только абстрактным образом. И именно это вызывает затруднения в понимании психоанализа.

::

Все мною сказанное не означает, что психоанализ невозможно понять. Его можно начать понимать, прочитав множество книг по психоанализу. И конечно, можно попытаться начать понимать психоанализ, читая статьи в интернете. Но понять психоанализ и мыслить психоаналитически можно только пройдя свой психоанализ.

Кто-то, может быть и хотел бы пройти свой психоанализ. Но есть ли в Москве психоаналитики?

 

читайте далее Есть ли в Москве психоаналитики? >>>
 
 
читайте также:
 
Как проводится психоанализ и как это помогает
 
Кто такой психоаналитик? Осторожно: "дикие" психоаналитики!
 
"Дикие" психоаналитики
 
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
 
Классический психоанализ в XXI веке
 


 





примечания

Не изучают в школе психоанализ в рамках общеобразовательной программы и сегодня. Основы психологии, которые периодически включают то в один, то в другой предмет - не касаются психоаналитической концепции, а если и касаются, то настолько поверхностно, что не могут даже приблизить к психоаналитическому мышлению.

назад
	
	

Конечно математика и геометрия - абстрактно-символические науки. Но их символическая абстракция чиста (термин Канта) или стерильна. Математика и геометрия не имеют никакого значения в практической жизни сами по себе. Для их применения необходимы дополнительные практические знания. Например, для того, чтобы расплатиться в магазине, используя знания арифметики, надо также знать, что в одном рубле 100 копеек, что сегодня существуют деньги достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 10 копеек, 1 рубль, 10 рублей и т.д. Для того чтобы подсчитать площадь комнаты, мало знать, что для прямоугольников она равняется длине, помноженной на ширину, необходимо вооружиться рулеткой, знать, что в нашей стране используется метрическая система счисления и, что в 1 метре содержится 1000 миллиметров. Словом, абстрактный символизм математики и геометрии сам по себе существует только для себя, когда же его нужно использовать, к математике или геометрии необходимо добавить другие знания. Например, математика совместно со знаниями законов обращения денег, налогообложения и т.п. - рождает бухгалтерию. Но одного знания математики недостаточно для финансового учета.

назад
	
	

Психика. Я предпочитаю использовать в данном случае термин психика, а не психология, тому я даю объяснения в статье О страхе сойти с ума.

назад
	
	

Для психоанализа имеет мало смысла абстрактная фраза типа "влияние среды" или "плохое окружение", психоанализ углубляется в детали - важна не среда, а конкретные люди, которые составляют эту окружающую среду. Психоанализ все свое внимание сосредотачивает на мелочах, из мозаики которых и состоит наша жизнь.

назад
	
	

Именно поэтому, первые, кто приняли и увлеклись психоанализом в период оттепели в СССР, были философы (об этом смотрите Есть ли в Москве психоаналитики?).

назад
	
	

С попытками познать психику сейчас происходит то же, что уже произошло с попытками познать Бога: он давно представляется дедушкой с белой бородкой, сидящим на облачке. Бог бесконечный и непознаваемый, символом которого у древних евреев был равносторонний треугольник, превратился в белобородого дедушку во времена Просвещения, именно когда и сформировались все современные практически-конкретные науки, отодвинув на третьи роли философию и теологию.

назад
	
	

Для того чтобы проходить курс психоаналитического лечения (или психоаналитической психотерапии) вовсе не обязательно знать даже основ психоанализа. На самом деле, понять что такое психоанализ можно только проходя свой психоанализ. Более того, понять что же ТАКОЕ психоанализ, не испытав на себе технику психоаналитического исследования, - нельзя. (О различиях психоанализа и психоаналитической терапии см. Сеттинг.)

назад