::a:: Психоаналитик.Ру: Психоанализ — мифы и реальность

:: Мы не учились мыслить психоаналитически в школе



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Неизвестный психоанализ

                                             
Зигмунд Фрейд

Психоанализ – сегодня, возможно, самое модное слово в области психологии. Модное, хотя психоанализу уже более ста лет. Но, невзирая на свой почтенный возраст, психоанализ по-прежнему остается совершенно неизвестным для большинства людей. Причиной является, что, несмотря на то, что литературы по психоанализу сейчас издается огромное количество, – нет книг по психоанализу, написанных в научно-популярной форме (разве что кроме двух – это книга Петера Куттера “Современный психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов” и Майкла Кана “Между психотерапевтом и клиентом: Новые взаимоотношения”, которые можно скачать, пройдя по ссылкам). А в книгах для специалистов используются профессиональные термины, в которых без подготовки невозможно разобраться. Стали слышаться даже обвинения психоаналитиков в сектантстве. В чем причина?

Причин множество. Одна из них заключается в том, что психоанализ, как любая наука, для своего понимания требует определенной подготовки. Когда мы берем в руки научно-популярную книжку по астрономии, истории или медицине, нам в ней все понятно, потому что автор говорит на понятном для нас языке. Конечно мы многое забыли из того, что изучали в школе. Может быть, у кого-то и была тройка по физике, или у кого-то были сложности в запоминании исторических дат, или кто-то в школе так и не вызубрил анатомию – все равно, все эти предметы были восприняты нами в той или иной степени. Все мы знаем, что тела при нагревании расширяются, что Средневековье было раньше Возрождения, и что сердце является насосом по перекачиванию крови. Школа научила нас мыслить в соответствии с парадигмой тех наук, которые там изучались, даже если мы этого не хотели и сопротивлялись этому. Но мы в школе не изучали психоанализ.

Мы не учились мыслить психоаналитически в школе. Более того, нас не учили в школе мыслить абстрактно и символически. Все науки, изучаемые нами в школе – конкретные. Психоанализ же использует символы и метафоры. А разве возможно иначе описать психику человека? Ведь психика человека нематериальна, ее нельзя ни потрогать, ни увидеть. Ее нельзя описать тем научным языком конкретных понятий, к которому мы привыкли.

Попытка свести психику (психологию) человека к мозговым явлениям тоже не может нам помочь, потому что не дает ответ на вопрос первопричинности. Например, исследования мозга показали, что депрессия вызывается нарушением баланса нейромедиаторов, торможениями в гиппокампе, высокой активностью миндалевидного тела, нарушениями функций таламоса и т.д. Все эти знания помогают создавать всё более эффективные препараты, для облегчения страданий. Но объяснения происхождения депрессии в медицине очень скудны и очень общи: генетическая предрасположенность и стресс. А вот посмотрите как психоанализ объясняет причины возникновения депрессии. Напротив, психоаналитическое исследование в состоянии выявить вполне конкретные причины и устранить их пагубное воздействие (см. Лечение депрессии с помощью психоанализа). И главное, психоанализ не пытается свести психику к ее носителю – мозгу. Ведь психика человека – не то же самое, что мозги. Также как роман – не то же самое, что бумага, скрепленная в переплет.

Поэтому психоанализ использует язык символов и метафор, в этом смысле он ближе к философии (которую тоже не преподают в школе, и отвратительно преподают на подавляющем большинстве нефилософских факультетов). Психика – исключительно абстрактное (интеллигибельное) понятие, и описывать ее можно только абстрактным образом. И именно это вызывает затруднения в понимании психоанализа.

::

Все мною сказанное не означает, что психоанализ невозможно понять. Его можно начать понимать, прочитав множество книг по психоанализу. И конечно, можно попытаться начать понимать психоанализ, читая статьи в интернете. Но понять психоанализ и мыслить психоаналитически можно только пройдя свой психоанализ А для того чтобы проходить курс психоанализа вовсе не обязательно знать даже основ психоанализа.

Кто-то, может быть и хотел бы пройти свой психоанализ. Но есть ли в Москве психоаналитики?

 

читайте далее Есть ли в Москве психоаналитики? >>>
 
 
читайте также:
 
Как проводится психоанализ и как это помогает
 
Кто такой психоаналитик? Осторожно: "дикие" психоаналитики!
 
"Дикие" психоаналитики
 
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
 
Классический психоанализ в XXI веке
 


 





примечания

Не изучают в школе психоанализ в рамках общеобразовательной программы и сегодня. Основы психологии, которые периодически включают то в один, то в другой предмет – не касаются психоаналитической концепции, а если и касаются, то настолько поверхностно, что не могут даже приблизить к психоаналитическому мышлению.

назад
	
	

Конечно, математика и геометрия – абстрактно-символические науки. Но их символическая абстракция чиста (термин Канта) или стерильна. Математика и геометрия не имеют никакого значения в практической жизни сами по себе. Для их применения необходимы дополнительные практические знания. Например, для того, чтобы расплатиться в магазине, используя знания арифметики, надо также знать, что сегодня существуют деньги достоинством в 1 рубль, 5 рублей, 10 рублей, 100 рублей, 200 рублей и т.д. Для того чтобы подсчитать площадь комнаты, мало знать, что для прямоугольников она равняется длине, помноженной на ширину, необходимо вооружиться рулеткой, знать, что в нашей стране используется метрическая система счисления и что в 1 метре содержится 1000 миллиметров. Словом, абстрактный символизм математики и геометрии сам по себе существует только для себя, когда же его нужно использовать, к математике или геометрии необходимо добавить другие знания. Например, математика совместно со знаниями законов обращения денег, налогообложения и т.п. – рождает бухгалтерию. Но одного знания математики недостаточно для финансового учета.

назад
	
	

Психика. Я предпочитаю использовать в данном случае термин психика, а не психология, тому я даю объяснения в статье О страхе сойти с ума.

назад