::a:: Психоаналитик.Ру: Краткое описание случая лечения депрессии (пример из практики)

:: Неизвестное горе не дает нам жить полной жизнью, изматывая нас. Это называют депрессией.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
(о некоторых отличиях между классическим и современным психоанализом в области работы с сопротивлением психоанализу)

                                             

Часть 2
Современный психоанализ — психоанализ сопереживания
С кем Вы будете плакать?

Мы отличаемся от Фрейда. Фрейд лечил симптомы. Мы же сосредоточены на живущих личностях, на жизни и любви.
Дональд Винникотт
	  

Если Лиса, намучавшись депрессией, от которой не помогает ни Новопассит, ни Паксил, ни более "тяжелые" препараты, пришла к современному психоаналитику, он также, как и классический психоаналитик, предложит говорить Лисе все, что приходит в голову, и будет ее слушать. Лиса будет рассказывать про бессонницу, неприятные ощущения в области солнечного сплетения, как ей сложно сосредоточиться, когда она ловит цыплят, и они ускользают у нее между лап, про ее мужа, лиса, который совсем ее не понимает, и про то, что жизнь проходит зря, и она не знает, зачем живет. Возможно, только через месяц или год лиса случайно упомянет, как в юности она хотела достать виноград, но он ей показался зеленым, и она отказалась от этой затеи.

Опытный современный психоаналитик обратит на это внимание, но не скажет: «Может быть, Вы посчитали его зеленым, потому что не смогли его достать?» – а спросит: «Вы любите виноград?»

Лиса будет в замешательстве, но через минуту она соберется и скажет: «Виноград способствует пищеварению и содержит много микроэлементов и витаминов. Мне мама всегда давала виноград по утрам. Она всегда спрашивала меня: "Правда, вкусно?"»

Я бы снова спросил в ответ: «Правда, вкусно?»

Пройдет еще некоторое время, когда Лиса поймет, что она ненавидела и ненавидит виноград. Выяснится, что ее родители придерживались строгих правил питания, которые они вычитывали в книгах о здоровом питании, пытаясь обезопасить свою дочь от возможных заболеваний. Они свою дочку очень любили, но тревога их была так высока, что им были необходимы какие-нибудь правила, чтобы обезопаситься от этой тревоги, например, заставлять дочь есть по утрам виноград. Если ешь виноград по утрам – все будет хорошо.

Дальнейшее психоаналитическое исследование показало, что родители Лисы не были удачливыми охотниками, и цыплят они ели не часто. Но рядом был заброшенный виноградник, который мог обеспечить какое-никакое пропитание.

Проблема Лисы, как оказалось, заключалась не в конфликте, что она хотела виноград, но не могла его достать, а в амбивалентных (противоречивых) чувствах к ее родителям: с одной стороны, она бессознательно всегда понимала, что ее родители, родив ее, не могли ей обеспечить элементарного, хорошего пропитания, а, с другой стороны, чувствовала, что они заботятся о ней и очень тревожатся за нее, а значит – любят.

Ее отец, не умея и не смея ловить достаточное количество цыплят (и, возможно, жалея эти беззащитные желтые пушистые комочки) не мог научить свою дочь быть ловкой и хитрой охотницей.
Лиса полюбила молодого лиса, похожего на ее отца, доброго и тоже беспомощного. Он чувствовал свою неудачливость, но боялся себе в этом признаться, боясь, что тогда его разлюбит его любимая жена-Лиса. Чтобы спасти свой авторитет, он обвинял ее, что она все время в депрессии и не вдохновляет его на охоту. А она, правда, с трудом вставала по утрам, свет солнышка в окошко ей был не мил – на завтрак ее ждал спелый виноград.

Лиса горько плакала, рассказывая мне, как она ненавидит этот виноград...

* * *

Психоанализ, правда, часто бывает полон слез. Никто не виноват – и все виноваты. Это всегда верно – если мы говорим о психоанализе депрессии.

Я убежден, если бы родители Лисы смогли сознаться себе и своей дочери в своей несостоятельности (разумно, без самобичевания) и не защищались бы интеллектуализациями о полезности винограда – Лиса смогла бы пережить трагедию своей жизни еще в детстве. Она жила с неизвестным горем до двадцати шести лет, пока не пришла ко мне на прием.
Она каждый день заставляла себя вставать. Она не знала, зачем она живет. Она не знала, хочет ли ребенка, потому что боялась, что он повторит ее судьбу – но боялась тридцатника, за чертой которого, как считается, рожать уже будет поздно. Она не знала, любит ли своего мужа, доброго полного лиса, который сочувствует желтым цыплятам также, как и ее отец – потому что ее чувства к своему мужу были также противоречивы, как и к отцу.
Она не делала себе маски для лица из винограда, как ее мать, каждый день поутру. Лиса не смогла "защищаться" виноградом от тревоги, как делала ее мать, чтобы жить "спокойно".

Лиса пришла ко мне на первый прием после разговора с ее матерью, которая в очередной раз убеждала свою дочь есть по утрам виноград, который так полезен для пищеварения и улучшает цвет лица. Лиса хотела сказать: «Да, мама», – а сказала: «Ты мне всю жизнь испортила!» Она почувствовала себя тогда очень одиноко. Но осознала она это только, когда я ее спросил: «Правда, вкусно?»

Жизнь бывает полна невыплаканных слез. Невыплаканные слезы – это неизвестное горе, которое невозможно пережить, потому что оно неизвестно. Часто любовь к своим родителям не дает нам перегоревать свое несчастное детство, потому что нам кажется, что это было бы предательством по отношению к нашим родителям – ведь мы знаем, как они нас любили. Но неизвестное горе не дает нам жить полной жизнью, изматывая нас. Это называют депрессией. Чтобы начать жить – надо оплакать неоплаканное. С кем Вы будете плакать для того, чтобы начать жить?..


 
конец

 

про неизвестное горе читайте Лечение депрессии
 
если Вас интересует тема депрессии, читайте также:
 
"Беспричинная" депрессия
 
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа

Лечение депрессии с помощью психоанализа

  
читайте также:
 
Как проводится психоанализ и как это помогает
 
Кто такой психоаналитик? Осторожно: "дикие" психоаналитики!