::a:: Психоаналитик.Ру: Ключевые понятия психоанализа

:: Идентификация с агрессором — это не только психологическая защита, но и нормальная фаза процесса формирования Супер-Эго, составляющая неотъемлемую часть идентификации в широком смысле этого слова



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Идентификация с агрессором

                                             

Идентификация с агрессором менее известный термин, чем стокгольмский синдром, многократно описываемый в популярной психологии. В 1973 году в Стокгольме в банке были захвачены заложники. В результате долгого нахождения жертв в руках бандитов (6 дней), жертвы стали оказывать им помощь, способствовали сопротивлению властям, а после освобождения, бывшие жертвы на суде выгораживали людей, державших их в заложниках, а в последствие две женщины даже обручились со своими насильниками. Введение термина стокгольмский синдром приписывается английскому криминалисту Нильсу Биджероту (Nils Bejerot), который ввел его во время анализа этой ситуации. Однако он был не первым, кто описал эту психологическую защиту.

Психоаналитик Вамик Волкан в 60-х годах 20-го столетия работал в США в Северной Каролине в госпитале Черри для душевных больных. В то время это была сегрегационная лечебница, куда принимали только черных пациентов. Это было на бывшем рабовладельческом Юге за полвека до того как Барак Обама стал первым чернокожим президентом США. Пациенты клиники были черными, а весь персонал - белыми. Волкан пишет: «Я заметил, что чернокожие пациенты госпиталя Черри пытались идентифицироваться со своими белыми угнетателями; бредовая вера чернокожего, что он "белый", была явлением довольно распространённым. У двух пациентов была лейкодерма в виде пятен "белой" кожи; они имели полностью "кристаллизованный" бред о том, что они белые.» (Volcan, 1966)

Польский психолог и психиатр Антон Кемпенский (Antoni Kempinski, 1918-1972), бывший заключенный концентрационного лагеря Освенцим, описал типичные случаи, когда в лагерях назначались старшие по бараку из числа узников, и эти люди выказывали даже большую жестокость в отношении своих собратьев по несчастью, чем надсмотрщики из числа нацистов. Они идентифицировались с агрессором в этой экстремальной ситуации в бессознательной надежде, что, если они — тоже агрессоры, то их минует участь всех остальных узников лагеря смерти.

Термин идентификация с агрессором ввела Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда, которая стала детским психоаналитиком). В своей работе “Психология Я и защитные механизмы” (1936) — основополагающей в психоанализе работе по психологическим защитам — она, кроме прочего, упоминает случай маленькой девочки, которая «боялась проходить через темный зал из страха перед привидениями. Однако внезапно она обнаружила способ, позволявший ей делать это: она пробегала через зал, выделывая различные странные жесты. Девочка с триумфом сообщила своему младшему брату секрет того, как она справилась со своей тревогой. “Можно не бояться, когда идешь через зал, - сказала она, - нужно лишь представить себе, что ты то самое привидение, которое должно тебе встретиться”. Так обнаружилось, что ее магические жесты представляют собой движения, которые, по ее мнению, должно делать привидение.»

Анна Фрейд в связи с описанием идентификации с агрессором ссылается на работу своего отца “По ту строну принципа удовольствия” (1920): «Если доктор смотрел у ребенка горло или произвел небольшую операцию, то это страшное происшествие, наверно, станет предметом ближайшей игры, но нельзя не заметить, что получаемое при этом удовольствие проистекает из другого источника. В то время как ребенок переходит от пассивности переживания к активности игры, он переносит это неприятное, которое ему самому пришлось пережить, на товарища по игре и мстит таким образом тому, кого этот последний замещает

Из этой цитаты мы видим, что в основе формирования идентификации с агрессором лежат два психологические процесса: превращение пассивности в активность и смещение (последнее не всегда очевидно, но всегда будет присутствовать, пусть в скрытой форме).

Воспитание

Как-то я мог в течение получаса наблюдать, как девочка пяти лет укладывала спать свою тетю, которая пришла к ним в гости. Она требовала, чтобы тетя легла на диван и укрывала ее пледом. Тетя спать не хотела и через несколько минут вставала. Тогда девочка подбегала, грозила тете пальцем и строго говорила: «Спать, быстро спать!» Не трудно догадаться, с кем идентифицировалась девочка.

наказания
Арсен Савадов. Іграшки

Все мы наблюдали случаи, как дети наказывают кукол, проявляют жесткость в адрес животных и младших детей — все это, проявления идентификации с агрессором, неизбежные последствия процесса воспитания.

Идентификация с агрессором неизбежно возникает в процессе воспитания, которое невозможно без насилия, и агрессорами в данном случае, с которыми идентифицируется ребенок — соответственно, являются родители, это очевидная правда жизни.

Идентификация с агрессором  — свойственна ранней стадии формирования Супер-Эго, когда ребенок инкорпорирует ("поглощает") запреты родителей (еще пока без их понимания), становясь похожим на родителей (пока "механистически"), что представляет собой предварительную фазу социализации.

Но если этот процесс протекает с излишней жесткостью со стороны родителей, излишек агрессии постоянно, в течение всей жизни, будет направлен на внешний мир и, прежде всего, на собственных детей, порождая "дедовщину" между поколениями. При этом, для того чтобы сдерживать ответную агрессию в адрес агрессоров, своих собственных родителей, ребенка принуждают чрезмерно идеализировать родителей. Это характерно для архаических культур, в которых процветает культ родителей. Таким культурам свойственна воинственность, необходимая для разрядки избыточной агрессии. Все священные войны имеют именно такую природу формирования, когда вся агрессия направляется вовне, на неверных.

Не последняя причина, почему уже более полувека в Европе царит мир — это гуманизация в области воспитания детей. Это связано, прежде всего, с уменьшением детской смертности, введением пенсионного обеспечения и распространением контрацептивов. Отпала необходимость иметь много детей для обеспечения собственной старости. В семье стало нормой иметь одного-двух детей, и дети стали ценностью. В связи с этим появилась востребованность в психологии, которая изучает, как же воспитываются дети. Так что, психологов можно смело отнести к людям, делающим немалый вклад в борьбу за мир во всем Мире.

Но этот процесс имеет оборотную строну. Для европейской культуры с ее гуманистическими ценностями, подавление агрессивности ребенка является частью общепринятого мировоззрения. Поэтому родители препятствуют смещению агрессии ребенка вовне, и вся агрессия направляется вовнутрь, на саму личность ребенка, формируя аутоагрессию и порождая депрессию. Поэтому депрессия стала болезнью века гуманизированной Европы, США и, сегодня, уже России.

 

читайте также:
 
Изоляция аффекта
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни
 
Концепция Зигмунда Фрейда и отношение к инстинкту смерти современных психоаналитиков
 
Превращение пассивности в активность и наоборот: о значении пениса для мальчика
 
Агрессия и аутоагрессия
 
Идентификация
 
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа
 


 
			
			





примечания

Интересно, что сам Фрейд хотел сказать нечто противоположное тому, что ему приписала его дочь. Далее Фрейд пишет: «Из этого, во всяком случае, вытекает, что излишне предполагать особое влечение к подражанию в качестве мотива для игры». Но идентификация — и есть ни что иное, как «особое влечение к подражанию». Но сам Фрейд привел этот пример в своей работе “По ту сторону принципа удовольствия” для того, чтобы проиллюстрировать не пример идентификации с агрессором, а для доказательства придуманного им в то время нового инстинкта — инстинкта смерти.

назад