::a:: Психоаналитик.Ру: Как работает психоанализ (очерки из истории)

:: Работы Фрейда по психоанализу замечательны яркими метафорами и выразительными примерами. Его "Пять лекций по психоанализу" особо богаты иллюстрирующими примерами. Этот случай болезни и комичное сравнение могут дать общее представление о всем классическом психоанализе.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Суть психоанализа в двух примерах

                                             

В двух предыдущих статьях мы сделали краткий обзор явления сопротивления ("Как работает гипноз" и "Узники совести"). Теперь стало возможным понять как психоанализ объясняет возникновение симптомов. Я убежден, не существует лучших иллюстраций, чем эти два примера, которые приводит Фрейд в своих "Пяти лекциях по психоанализу":

Я расскажу вам, вместо многих, один-единственный из своих случаев, в котором условия и польза вытеснения выражались достаточно ясно. Правда, ради своей цели я должен сократить и эту историю болезни и оставить в стороне важные предположения. Молодая девушка, недавно потерявшая любимого отца, за которым она ухаживала, - ситуация, аналогичная ситуации пациентки Брейера [этот случай разбирался в статье "Лечение разговором" - А.П.] - проявляла к своему зятю, за которого только что вышла замуж ее старшая сестра, большую симпатию, которую, однако, легко было маскировать под родственную нежность. Эта сестра пациентки заболела и умерла в отсутствии матери и нашей больной. Отсутствующие поспешно были вызваны, причем не получили еще сведений о горестном событии. Когда девушка подошла к постели умершей сестры, у нее на одно мгновение возникла мысль, которую можно было бы выразить приблизительно в следующих словах: теперь он свободен и может на мне жениться. Мы должны считать вполне достоверным, что эта идея, которая выдала ее сознанию неосознаваемую ею сильную любовь к своему зятю, благодаря взрыву ее горестных чувств, в ближайший же момент подверглись вытеснению. Девушка заболела. Наблюдались тяжелые истерические симптомы. Когда я взялся за ее лечение, оказалось она радикально забыла описанную сцену у постели сестры и возникшие у нее отвратительно-эгоистическое желание. Она вспомнила об этом во время лечения, воспроизвела патогенный момент с признаками сильного душевного волнения и благодаря такому лечению стала здоровой.

Хочется прокомментировать последние слова Фрейда. Создается впечатление, что она просто вспомнила и сразу выздоровела. Однако до этого Фрейд оговаривается, что сокращает эту историю. Конечно выздоровлению предшествовала длительная работа по восстановлению связей между забытым событием и отщепленного от него переживания, превратившемся в болезнь. В поиске и восстановлении этой связи, собственно, и состоит работа классического психоанализа, о чем мы говорили в предыдущих статьях (современный психоанализ может много больше, о чем речь пойдет далее).

Но вернемся к повествованию Фрейда, следующая его метафора позволяет нам понять, как же возникла болезнь у этой девушки, и как возникают не только невротические симптомы, но и те, так сказать, повседневные проявления, такие как тревога, депрессия, многие соматические заболевания, мешающие спокойно жить вполне, вроде как, здоровым людям:

Пожалуй, я решусь иллюстрировать вам процесс вытеснения и его неизбежное отношение к сопротивлению одним грубым сравнением, которое я заимствую из настоящей ситуации. Допустите, что в этом зале и в этой аудитории, тишину и внимание которой я не знаю как восхвалить, тем не менее находится индивидуум, который нарушает тишину и отвлекает мое внимание от предстоящей мне задачи своим смехом, болтовней, топотом ног. Я объявляю, что я не могу при таких условиях читать далее лекцию, и вот из вашей среды выделяются несколько сильных мужчин и выставляют после кратковременной борьбы нарушителя порядка за дверь. Теперь он "вытеснен", и я могу продолжать свою лекцию. Для того чтобы нарушение порядка не повторилось, если выставленный будет пытаться вновь проникнуть в зал, исполнившие мое желание господа после совершенного им вытеснения пододвигают стулья к двери и обосновываются там, представляя собой "сопротивление". Если вы теперь, используя язык психологии, назовете оба места (аудиторию и за дверью) сознательным и бессознательным, то вы будете иметь довольно верное изображение процесса вытеснения.

[…] Подумайте о том, что с удалением нарушителя и с установлением стражи перед дверью дело еще может не кончилось. Может случиться, что выставленный, огорченный и решивший ни с чем не считаться, еще займет наше внимание. Правда, его уже нет среди нас, мы отделались от его иронического смеха, от его замечаний вполголоса, но в известном отношении вытеснение осталось без результата, так как он производит за дверьми невыносимый шум, и его крики и стук кулаками в дверь еще более мешают моей лекции, чем его прежнее неприличное поведение. При таких обстоятельствах мы с радостью будем приветствовать, если наш уважаемый президент д-р Стэнли Холл возьмет на себя роль посредника и восстановителя мира. Он поговорит с необузданным парнем и обратиться к нам с предложением вновь впустить его, причем он дает слово, что последний будет вести себя лучше. Полагаясь на авторитет д-ра Холла, мы решаемся прекратить вытеснение, и вот снова наступает тишина. Это и на самом деле вполне подходящее представление той задачи, которая выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов.

Говоря прямо, исследования истериков и других невротиков приводит нас к убеждению, что им не удалось вытеснение идеи, с которой связано несовместимое желание. Они, правда, устранили ее из сознания и из памяти [имеется ввиду, часть памяти, доступная сознанию - А.П.] и тем, казалось бы, избавили себя от большого количество неудовольствия, но в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшим неузнаваемым заместителя. К этому-то замещающему представлению вскоре присоединяются те неприятные чувствования, от которых можно было считать себя избавленным благодаря вытеснению. Это замещающие вытесненную мысль представление — симптом — избавлено от дальнейших нападений со стороны обороняющегося "Я", и вместо кратковременного конфликта наступает бесконечное страдание.

(Зигмунд Фрейд. “Пять лекций о психоанализе”)

Хочется продолжить аналогию Фрейда о возмутителе спокойствия, на тот случай, если все же не нашлось такого д-ра Холла, который смог бы договориться с этим возмутителем. Тогда выдворенный из аудитории возмутитель может не только стучать в дверь аудитории и сделать невозможным проведение в ней запланированной лекции. Но он может попытаться обмануть строгих стражей, сидящих на стульях у двери. Например, он может вновь проникнуть в аудиторию во время перерыва, когда стражи решат отдохнуть, тогда им придется вновь затрачивать усилия по его выдворению. Или он может переодеться, наклеить себе фальшивую бороду или может вообще надеть женское платье. Тогда, обманом проникнув в желанную аудиторию, этот коварный возмутитель спокойствия, переполняемый обидой за свое выдворение, может совершать тихонько какие-нибудь пакости, оставаясь незамеченным. Но обиженный возмутитель может замыслить и что-нибудь другое и похуже...


 
конец

 

Если Вы интересуетесь психоанализом, читайте также:
 
Психоанализ: мифы и реальность
 
Психология: мифы и реальность
 
Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии
 
Сопротивление психоанализу
 
Принцип удовольствия
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни
 
Психоанализ: как работает психоаналитик и как это помогает
 


 





примечания

Под "настоящей ситуацией" следует понимать аудиторию, в которой Фрейд читал эти лекции в 1909 году. В сентябре этого года Фрейд прочел несколько лекций в Ворчестерском университете, штат Массачусетс, по случаю двадцатой годовщины его основания. Возможно благодаря этому посещению Фрейда США психоанализ получил там столь широкое распространение (о распространенности психоанализа в США см. примечание).

Позже эти лекции были опубликованы под названием "Пять лекций о психоанализе" и завоевали чрезвычайную популярность. Только в Германии они выдержали 8 изданий и были переведены на 10 иностранных языков.

назад