::a:: Психоаналитик.Ру: Депрессия (причины возникновения)

:: Аналитический психолог Карл Юнг описывал интроверсию как вариант нормы. Однако, интроверсию можно рассматривать как аутистический уход в себя, в связи с тревогой перед внешним миром. В этой части статьи мы проанализируем причины развития депрессии у интровертов и крайнюю форму интроверсии – аутизм.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Эмоциональная депривация. Часть 2

                                             
В мире много людей, которые умирают от голода. Но еще больше тех, кто умирает от недостатка любви.
Мать Тереза
	  

В этой статье мы рассмотрим последствия депривации в более умеренных случаях, чем описано в предыдущей статье.

Интроверсия

Понятия интроверсии и экстраверсии были введены Карлом Юнгом. Определение этих понятий кратко можно дать, как проявление преимущественного интереса к внутреннему миру (интроверсия) или внешнему миру (экстраверсия). Юнгом интроверсия и экстраверсия описывается как две естественные типологические установки, подобно естественному разделению людей на светловолосых и темноволосых, как два варианта нормы, имеющих свои характерные особенности, плюсы и минусы.

Юнг пишет в “Психологических типах”, что не может точно сказать, когда происходит формирование интроверсии или экстраверсии, что это может быть связано как с врожденными факторами, так и с рано приобретенными.

Анализ истории детства моих пациентов за 20 лет психотерапевтической практики дает возможность сделать вывод, что интроверсия или экстраверсия формируется в первые годы жизни и связана с особенностями окружения ребенка.

Ребенок рождается на свет с криком, который являет собой отчаянный призыв о помощи. Это обращение вовне – экстравертное проявление, которое будет повторяться с регулярной периодичностью, если ребенок будет получать соответствующий отклик. (Фрейд и Малер проявили удивительную близорукость, считая, что младенец, рождаясь, пребывает в нарциссическом или аутистическом состоянии.)

Далее все будет зависеть от того, насколько своевременно и адекватно младенец будет получать отклик. Многократно повторяемая адекватная ответная реакция на требования младенца приводит его к привязанности, которую называют любовью (происходит катексис, как говорят психоаналитики). Любовь порождает любовь. При многократном благоприятном отклике объектов (окружающих людей) ребенок катектирует их больше (или меньше, если отклики неадекватные или отсутствуют), становясь, соответственно, экстравертом (или интровертом). Насколько ребенку будет интересен окружающий мир, зависит от того, насколько он оказался интересным своей матери и другим родственникам.

Интроверсия, таким образом, является сохранением тревожного состояния, возникшего в результате травмы рождения. Некатектированный окружающий мир и люди в нем обитающие представляются ребенку потенциально опасными. И мать такого ребенка, как правило, тоже является носителем такой тревоги. Интровертный ребенок похож на улитку, которая робко высовывает свои усики и сразу прячет их в домике при первом же ощущении опасности.

У интровертных матерей, склонных к депрессии и считающих детей чрезмерно требовательными к вниманию, вырастают интровертные дети (см. также “Мертвую мать” Андре Грина). Исключением являются многодетные семьи, в которых второй и последующий ребенок могут быть экстравертными, но все зависит от того, какие взаимоотношения сложились между детьми. Скомпенсировать дефицит внимания со стороны матери могут не только старшие братья и сестры, но и проживающие с ребенком родственники, обусловливая этим приобретение им экстравертной установки.

Исключением являются случаи, когда интровертная мать понимает и удовлетворяет потребности своего ребенка в постоянном внимании. Однако, если такая понимающая мать оказывается достаточно депрессивной, то у нее не хватит на это сил, и тогда ребенок "застрянет" где-то посередине между интроверсией и экстраверсией, а именно, в синдроме гиперреактивности (СДВГ). Такой ребенок оказывается уже не интровертом, но ему и не удается стать экстравертом, поэтому его активность выглядит нелепо, не приносит ему удовлетворения и оказывается непродуктивной. Во взрослом возрасте его даже можно принять за экстраверта, но отличие заключается в том, что во внешний мир его толкает базальная тревога и, как следствие, непереносимость одиночества.

К сожалению, экстравертная установка матери, тоже не является гарантией здорового психического развития ребенка. У экстравертных матерей тоже могут быть интровертные дети, в случае, если внимание такой матери направлено на объекты внешнего мира, а не на ее ребенка, когда нет первичной материнской озабоченности ребенком, как выражался психоаналитик Дональд Винникотт.

Интроверсия, по сути, является проявлением последствий анаклитической депрессии пережитой в раннем возрасте, и интерес к внутреннему миру оказывается неспособным заменить радость жизни во внешнем мире. Анаклитическая депрессия порождает хроническую депрессию. Хотя интровертные личности иногда становятся выдающимися учеными или деятелями искусства, и им рукоплещет весь мир, это не лишает их бремени депрессии, и поэтому некоторые из них совершают самоубийство на пике своего успеха, когда понимают, что больше им не к чему стремиться, что для них нет "лекарства" от депрессии и чувства бессмысленности своего существования. В этом смысле успех для них становится "прививкой" суицида.

Принято считать, что, уж коли интровертные дети терпят неудачу в общении с другими детьми, зато они обладают богатым внутренним миром. Это верно только в том случае, если мать, отец или другие воспитатели смогли сформировать у интровертного ребенка любовь к индивидуальным увлечениям, из которых и формируется его внутренний мир. К сожалению, для многих интровертных детей их интроверсия оказывается пустой крепостью, в которой они прячутся от невыносимой базальной тревоги. Это особенно характерно для детей из, так называемых, неблагополучных семей, когда ребенок, не получив ни эмоционального, ни интеллектуального развития, получает задержку психического развития (ЗПР).

Аутизм

Крайней формой проявления интроверсии является аутизм. Спор о роли биологических факторов в формировании аутизма продолжается среди ученых с момента его описания американским психиатром Лео Каннером (1943). Сторонники генетической или врожденной природы аутизма считают, что он развивается вследствие нарушений функционирования головного мозга, делая таких детей неспособными дифференцировать эмоции. Таких исследователей можно понять, ведь родители аутичных детей обычно оказываются образованными и интеллигентными людьми. Каннер даже написал книгу “В защиту матерей. Как воспитывать детей вопреки ревностным психологам” (1941). Но погружаясь в проблему особенностей воспитания аутичных детей, озадачился:

«Среди родителей обследованных детей всего лишь несколько человек явно добросердечны и заботливы. Большинство же всецело заняты научными, литературными и художественными абстракциями и ограничены в проявлении искреннего интереса к окружающим их людям. Даже некоторые очень удачные и счастливые браки довольно холодны и формальны… Возникает вопрос: является ли этот факт, и в какой степени, одной из возможных причин появления этого состояния у детей.»
(“Аутичные нарушения аффективного контакта” (1943). Лео Каннер)

В 1969 году на первом заседании группы по защите интересов родителей Национального общества аутичных детей (ныне называемое Обществом аутизма) Каннер публично отрекся от своей концепции матери-холодильника и заявил: «С самого первого издания до последнего я недвусмысленно говорил об этом состоянии как врожденном», – и также заявил о том, что он искажал истину, говоря, что это вина родителей, и шутливо добавил, что «оправдывает всех родителей». Трудно сказать, насколько это покаяние Каннера было результатом давления родителей аутичных детей, объединившихся в общественную организацию.

Общество аутизма было основано в 1965 году Бернардом Римлендом, доктором философии, вынужденно ставшим психологом в результате аутизма своего сына. В 1964 году Римленд опубликовал свою книгу “Детский аутизм: синдром и его значение для нейронной теории поведения”, ставшую, по сути, первой оправдательной доктриной родителей детей-аутистов. В некотором смысле, спор о причинах возникновения аутизма – это спор между родителями аутистов и учеными.

Психиатр Леон Айзенберг позволил себе сохранить более категоричное мнение об особенностях воспитания аутичных детей:

«Их система воспитания напоминает карикатуру на бихевиоризм Уотсона, доктрину которого они находят подходящей для себя. Интерес, который они испытывают к своим детям, сродни интересу к возможностям автомата. Поэтому аутичные дети часто демонстрируют настоящие "подвиги", воспроизводя по памяти огромные отрывки текста. Комфортность – обязательное, неотъемлемое качество; все усилия направлены на создание "идеального" ребенка – который слушается, который все выполняет и который не предъявляет никаких претензий.»
(“Родители аутичного ребенка”. Леон Айзенберг)

Бесчувственность аутиста – это миф. Внутри него кипит невыносимая базальная тревога, но его интеллектуализированные холодные родители лишили его позитивного опыта защищенности, и он справляется с тревогой самостоятельно, как может, путем навязчивых действий, таких как раскачивание или вращение, которые его успокаивают.

Аутизм
Аутизм: кадр из фильма "Тэмпл Грандин"

Конечно, не все родители аутистов научные, литературные или художественные деятели. Но всех их объединяет неспособность выражения тепла и любви в адрес ребенка, что они гиперкомпенсируют интеллектуальным развитием и формальной заботой. Не имея соответствующего опыта тактильного и эмоционального взаимодействия с родителями, аутичный ребенок избегает физического контакта и не может адекватно выражать эмоции. Аутичный ребенок пытается справляться со своими переживаниями посредством причудливой деятельности, проявляющейся, прежде всего, в навязчивом стремлении к упорядочиванию предметов и ситуаций.

Так настойчивые требования аутистов повторять раз и навсегда заведенный распорядок, или следовать только определенным маршрутам – являются попытками обезопасить себя от неожиданностей, которые могут вызвать непереносимые для него переживания тревоги и страха (см. обсессивный стиль жизни).

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – сам. Аутистический уход в себя очень похож на аналогичное состояние при тяжелой депрессии, но в психиатрии принято отличать аутизм от депрессии, потому что депрессия является эмоциональным расстройством, а у аутистов эмоциональная сфера неразвита, значит, депрессии у них быть не может.

Сегодня физиологическое объяснение природы аутизма стало общепринятым, несмотря на то, что специфичные для аутизма нарушения морфологии или физиологии мозга не были найдены.

Тихие дети

Спокойные детки, способные часами пребывать наедине с собой, могут оказаться идеальными для матерей, не имеющих психической энергии удовлетворять постоянную потребность здорового маленького ребенка в телесном и эмоциональном контакте. А книги Бенджамина Спока (основанные на идеях Джона Уотсона), только подтвердят таким матерям, что все идет правильно, ребенок спокойный, значит неизбалованный.

Книга Бенджамина СпокаРебёнок и уход за ним” неспроста завоевала такую популярность в России в 90-х годах прошлого века и продолжала оставаться настольной книгой для многих матерей впоследствии. Идеи книги оказались подходящими, чтобы дать "научное" обоснование существовавшим в России еще с царских времен обычаям воспитания детей. Например, считалось, что ребенка нельзя брать на руки, иначе он привыкнет к рукам. Бытовала поговорка: Ребенка нужно воспитывать пока он лежит поперек люльки. Младенцев было принято плотно пеленать, и в такой "смирительной рубашке" они быстрее засыпали, не беспокоя родителей. Сейчас в детских магазинах тоже можно купить "смирительный мешок" для младенцев, который называют спальным.

Если младенца кормить строго по часам, как рекомендует Спок, он может быть голоден и плакать из-за этого. Также младенец может плакать "просто" потому что он хочет внимания, или из-за внутренней тревоги. Грудь – его единственный "товарищ". Если его не успокоить, дав ему грудь, плач начинает походить на гнев. Младенец сначала краснеет, а потом становится синюшным, испытывая дыхательные спазмы при крике. Возникает гипоксия, угрожая его жизни. Но через какое-то время младенец спонтанно успокаивается, если не умирает от удушья. Чаще, все же, срабатывает защитный механизм – инстинкт самосохранения спасет младенцу физическую жизнь. Именно благодаря такой защитной способности психики грудного ребенка сформировалась воспитательная тактика, которая заключается в том, что надо дать младенцу проораться. Если такой стресс повторяется неоднократно, малыш становится апатичным – это для него единственный способ выжить. В итоге можно добиться того, что младенец станет тихим и совсем не будет беспокоить домочадцев – хотя, по сути, он станет депрессивным. Ведь депрессия – это подавленный гнев в связи с ощущением полной беспомощности. Таким образом депрессия является стратегией выживания.

Такое отношение к младенцу может быть вызвано насущной необходимостью матери, перегруженной другими обязанностями, что вынуждает ее любым путем усмирить своего ребенка. Или мать может прятаться за дела от своего ребенка, с которым ей скучно и неинтересно. В таких случаях, если есть возможность, необходимо нанять няню в помощь матери. К сожалению, это случается не так часто, и не из-за финансовых трудностей, а из-за нарциссического конфликта матери: Что же, я плохая мать что ли? Хорошо, если такая мать находит обходной маневр, выходит раньше срока на работу и с "чистой совестью" решается нанять няню. Хотя, впрочем, хорошую няню подобрать не просто. Все усугубляется еще и тем, что такие матери при выборе няни часто делают акцент только на владении ею развивающими методиками, меняя шило на мыло. А если няня оказывается способной взаимодействовать с ребенком лучше матери, это часто вызывает ревность, и такая няня быстро увольняется под формальным предлогом.

::

Депривация является результатом, преимущественно, количественного недостатка проявления любви со стороны родителей или лиц их замещающих. Проанализируем теперь качественные вредоносные факторы воздействия со стороны родителей, которые психоаналитик Рене Шпиц назвал психотоксическими.

 

читайте далее Материнская тревожность >>>
 
 
читайте также:
 
Эмоциональная депривация. Часть 1
 
Базальная тревога
 
Либидо
 
Анаклитический и Катексис
 
Три основные формы страха
 
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа
 
Лечение депрессии с помощью психоанализа
 


 





примечания

Юнг сам был интровертом и, судя по его книге “Психологические типы”, несколько идеализировал интроверсию. Отчасти он это понимал, поэтому написал в конце этой книги: «Автор не принимает во внимание, что "психология", которую он видит, есть его собственная психология…»

назад
	
	

Генетические и врожденные болезни – совершенно разные понятия. Генетические заболевания связаны с аномалией какого-либо гена в половой клетке одного или обоих родителей (например, в случае синдрома Дауна). При врожденных заболеваниях нет генетических аномалий, и поражение плода возникает в результате негативного воздействия факторов внешней среды. Этому причиной могут быть заболевания матери в период беременности (например, краснуха вызывает врожденный порок сердца) или осложнения в процессе родов (например, в результате двойного обвития пуповины может развиться ДЦП).

назад
	
	

Раскачивание или вращение дает облегчение благодаря регрессии к внутриутробной стадии развития – единственному комфортному состоянию, которое, похоже, было у аутичных детей. Эмбрион комфортно себя чувствует в матке матери, раскачиваясь вместе с изменениями положения тела матери. Эти ощущения фиксируются в памяти, и аутичный ребенок (или даже взрослый аутист) раскачиваясь, возвращается в то благополучное состояние внутриутробной безмятежности. Такой способ самоуспокоения не является специфическим для аутистов, и характерен, например, при кататонической шизофрении. Подобное раскачивание успокаивает и психически здоровых грудных детей, только они делают это не сами, а их качают родители в коляске или люльке.

назад