::a:: Психоаналитик.Ру: Психология — мифы и реальность

:: Не все ученики Фрейда были безусловно согласны со всеми положениями теории и техники психоанализа своего учителя. Эта статья посвящена формированию гуманистической ветви психоанализа, Эго-психологии.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Психоанализ с человеческим лицом:
История гуманизации психоанализа

                                             

Можно перефразировать известное высказывание Уильяма Норманда:

Если психиатрия XIX века была безмозглой, то психоанализ первой половины XX века стал бездушным.

См. предыдущую статью, в которой мы узнали о кризисе психоанализа, наступившим в середине XX столетия, и познакомились с историей возникновения других психотерапевтических техник, которые возникли в результате кризиса психоанализа.

Но психоанализ тоже не стоял на месте...

Шандор Ференци

Шандор Ференци
Шандор Ференци
Ученик Фрейда, венгерский невролог Шандор Ференци, который требовал от своих пациентов воздерживаться от половой жизни во имя идеи абстиненции, изменил свою точку зрения – он отделил потребности от желаний. В соответствии с его новым взглядом, желания пациента нужно фрустрировать, а потребности – следует удовлетворять. Именно из-за хронически неудовлетворенных потребностей в детстве и развивается невроз. Психоаналитик, который фрустрирует потребности своего пациента (чаще всего, это выражается в игнорировании этих подробностей) – поступает также, как и родители пациента, т.е. повторно травмирует его.

Также Ференци первым заговорил о важности материнской любви для ребенка, отойдя от ортодоксальной парадигмы Фрейда о любви как сексуальном влечении (см. Либидо). А последнюю работу Ференци “Речевые противоречия в разговоре взрослого с ребенком. Язык нежности и страсти”, написанную непосредственно перед его смертью, Фрейд даже запретил к публикации.

В этой статье Ференци первым заговорил о необходимости признания психоаналитиком своих ошибок и анализа чувств пациента, вызванных этими ошибками: «Позволение критики и способность признавать, но не повторять свои ошибки, обеспечивают нам доверие.»

Также, в этой статье, Ференци возродил тему травматизации, когда Фрейд ее уже оставил, утверждая, что не детские травмы, а бессознательные фантазии ребенка, которые являются исполнением его желаний, а также прафантазии, "запрограммированные" генетически, – являются причинами невроза.

Михаэл Балинт

Михаэл Балинт
Михаэл Балинт
Ученик Ференци, венгерский психиатр Михаэл Балинт развил его идеи, став сторонником естественного поведения пациента. Балинт приводит пример, как его пациентка сделала прогресс в психоанализе только после того, как совершила на кушетке кувырок через голову, чтобы продемонстрировать своему психоаналитику свои достижения. Этим Балинт поставил под сомнение запрет отыгрывания в процессе психоаналитической сессии. Для Балинта психоаналитик должен быть понимающим и принимающим пациента, ценящим его достижения.

У Фрейда существует концепция первичного нарциссизма, состояния в первые месяцы после рождения, когда младенец обращает либидо в основном на себя, и, по мнению Фрейда, не особо нуждаясь в матери, благодаря галлюцинаторному аутоэротизму (эту идею развила Мелани Кляйн, создав учение о внутренних объектах). Балинт продолжил развивать идею Ференци о важности материнской любви и противопоставил первичному нарциссизму по Фрейду первичную любовь, которую он сравнил с воздухом, необходимым для того, чтобы жить.

Тему Ференци о речевых противоречиях в разговоре взрослого с ребенком Балинт продолжил, раскрыв проблемы языка в воспитании и аналитической ситуации. Таким образом, Балинт подошел к преодолению глубокой пропасти между ребенком в пациенте и взрослым аналитиком. Балинт видел основной задачей психоаналитика понять, чего же хочет пациент.

Балинт, подвергнув внимательному анализу и критике теорию нарциссизма Фрейда, создал предпосылки для открытий Хайнца Кохута.

Хайнц Кохут

Хайнц Кохут
Хайнц Кохут
Революцию в психоанализе совершил австрийский невролог Хайнц Кохут. Фрейд считал нарцис­сическое либидо чем-то постыдным, признаком инфантилизма, по его мнению, все нарцис­сическое либидо должно трансформироваться в объектное либидо (см. Нарциссическое и объектное либидо). Говоря иначе, индивид в процессе своего развития должен отвернуться от себя и направить все свои помыслы на создание семьи и воспитание детей, что в психоанализе стало называться генитальными ценностями. Соответственно, Фрейд считал, так называемых, нарциссических пациентов, непригодными для психоанализа. Кохут не только научился лечить нарциссических пациентов, но и показал, что существует две параллельные линии развития человека, нарциссическая и объектная (любовь к себе, и любовь к другому), и что нарциссическое либидо не может целиком превратиться в объектное.

Также, работая с нарциссическими пациентами, Кохут открыл три новых формы переноса: перенос-слияние, близнецовый перенос и зеркальный перенос. Это очень непростая тема, которую, может быть, я решусь когда-то осветить на страницах моего сайта, а пока можно скачать и почитать книгу Майкла Кана “Между психотерапевтом и клиентом: Новые взаимоотношения”.

Другим важным достижением Кохута была ревизия идеи Фрейда о психоаналитике как зеркале. Для Фрейда в этом зеркале пациент должен был увидеть всю отвратительность своих инцестуозных желаний, а для Кохута психоаналитик является зеркалом, в котором пациент видит восхищенные глаза матери, которых он был лишен в детстве (в этом новом для психоанализа подходе возрождается старая идея Ференци о том, что потребности пациента нужно удовлетворять).

Для Фрейда психоанализ – это анализ виновности пациента в его инцестуозных влечениях и убийственной ненависти к своим родителям. Для Кохута психоанализ – это анализ драмы пациента как результата драмы его родителей.

Также Кохут пересмотрел требования к нейтральности в психоанализе. Для Кохута нейтральность – это не сухость и отстраненность, как считалось раньше, а среднеожидаемая реакция. Психоаналитик должен себя вести как обычный человек, быть доброжелательным настолько, насколько это требуют культуральные нормы, и реагировать на сообщения и чувства пациента так, как должен реагировать нормальный человек.

Кохут также развил идею Ференци о необходимости психоаналитиком признавать свои ошибки и анализировать, какие чувства это вызвало у пациента. В своей фундаментальной работе “Анализ Самости” Кохут привел множество примеров, как такой анализ реакций пациента на ошибки психоаналитика может приводить к значимым инсайтам пациента и продвигать психоаналитическое исследование. Соответственно, для такой тонкой работы психоаналитик должен обладать особой психологической чувствительностью.

Для Кохута основной функцией психоаналитика является эмпатия (как и для Роджерса), и тот психоаналитик, у которого неразвита эта способность – будет иметь существенные сложности в анализе своих пациентов.

Так родилась новая школа психоанализа – психология Самости (Self-психология).

Роберт Столороу

Роберт Столороу
Роберт Столороу
Американский психолог Роберт Столороу сделал следующий шаг. У Фрейда была идея, что психоаналитик-зеркало, соблюдающий правила абстиненции и нейтральности, никак не влияет на пациента своей личностью, кроме как посредством своих интерпретаций. Это, по мнению Фрейда, давало возможность делать точные и беспристрастные интерпретации. Столороу показал, что концепция психоаналитика-зеркала является теоретической фикцией и ввел понятие интерсубъективности в психоанализ. В соответствии с интерсубъективным подходом психоаналитик, хочет он этого или нет, – является равноценным участником взаимодействия. В соответствии с этим подходом отношения в психоанализе строятся не по принципу объект-субъектных взаимодействий, где психоаналитик-зеркало является только пассивным экраном для проекций пациента, а по принципу субъект-субъектных взаимодействий, также как и в отношениях двух людей в обычной жизни, даже если психоаналитик продолжает соблюдать принцип анонимности (ничего о себе не рассказывает). Таким образом, в интерсубъективном подходе анализ пациента всегда происходит с учетом влияния на него психоаналитика как личности.

Также Столороу пересмотрел концепцию Фрейда о сексуальности, как основного жизненного мотива человека (см. Либидо).

Столороу также провел тщательный анализ и подверг критике понятие проективной идентификации, столь популярное в современном психоанализе. (Как считают сторонники существования проективной идентификации, психоаналитик "мистическим" образом может становиться пассивной игрушкой своего пациента, практически лишенный собственной воли.)

Эмпатия как средство познания пациента также ставится во главу угла интерсубъективного подхода в психоанализе. (Необходимость эмпатии, как средства понимания пациента, до сих пор отрицается некоторыми современными школами психоанализа.)

Джозеф Лихтенберг

Джозеф Лихтенберг
Джозеф Лихтенберг
Американский психиатр Джозеф Лихтенберг, продолжая идею Столороу о том, что сексуальность не может быть осново­полагающей для человека, разработал новую мотивационную систему.

Также Лихтенберг изложил 10 принципов гуманистического психоанализа. Среди них, с моей точки зрения, самым важным является принцип, что сообщение пациента содержит сообщение. Этот принцип может показаться излишним для неосведомленного читателя. Но в учебниках по традиционному психоанализу содержатся многочисленные технические рекомендации, которые гласят: если пациент говорит о настоящем, то это является сопротивлением раскрытию важных воспоминаний о прошлом, а если пациент говорит о прошлом, то это является сопротивлением раскрытию важных переносных чувств в настоящем. Поэтому предполагается, что "истинное" сообщение пациента всегда остается скрытым. Искомое значение либо является противоположным явному, либо скрывается за тем, о чем говорит пациент. В результате этого, традиционные психоаналитики "теряют" из виду то, что сообщает им их пациент.

::

Также, к числу психоаналитиков, внесших особый вклад в гуманизацию психоанализа, следует отнести Дональда Винникотта (Англия), Карен Хорни (Германия), Эриха Фромма (Германия), Ральфа Гринсона (США), Вейкко Тэхкэ (Финляндия), Хуго Блэйхмара (Испания), Карлоса Немировского (Аргентина), Вамика Волкана (Турция).
О некоторых из них я уже писал на моем сайте.

Так был создан психоанализ с человеческим лицом.

 

Читайте далее Психотерапевты и психологи: в чем разница? Или как стать психотерапевтом  >>>
 
 
читайте также:
 
Классический психоанализ в XXI веке
 
Либидо
 
Эдипов комплекс у мальчиков по Фрейду
 
Проекция
 
"Дикие" психоаналитики
 
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
 
Сопротивление психоанализу
 
Сопротивление классическому психоанализу