Психоанализ с человеческим лицом:
История гуманизации психоанализа
Можно перефразировать известное высказывание Уильяма Норманда:
Если психиатрия XIX века была безмозглой, то психоанализ первой половины XX века стал бездушным.
См. предыдущую статью, в которой мы узнали о кризисе психоанализа, наступившим в середине XX столетия, и познакомились с историей возникновения других психотерапевтических техник, которые возникли в результате кризиса психоанализа.
Но психоанализ тоже не стоял на месте...
Шандор Ференци |
Также Ференци первым заговорил о важности материнской любви для ребенка, отойдя от ортодоксальной парадигмы Фрейда о любви как сексуальном влечении (см. Либидо). А последнюю работу Ференци “Речевые противоречия в разговоре взрослого с ребенком. Язык нежности и страсти”, написанную непосредственно перед его смертью, Фрейд даже запретил к публикации.
В этой статье Ференци первым заговорил о необходимости признания психоаналитиком своих ошибок и анализа чувств пациента, вызванных этими ошибками: «Позволение критики и способность признавать, но не повторять свои ошибки, обеспечивают нам доверие.»
Также, в этой статье, Ференци возродил тему травматизации, когда Фрейд ее уже оставил, утверждая, что не детские травмы, а бессознательные фантазии ребенка, которые являются исполнением его желаний, а также прафантазии, "запрограммированные" генетически, – являются причинами невроза.
Михаэл Балинт |
У Фрейда существует концепция первичного нарциссизма, состояния в первые месяцы после рождения, когда младенец обращает либидо в основном на себя, и, по мнению Фрейда, не особо нуждаясь в матери, благодаря галлюцинаторному аутоэротизму (эту идею развила Мелани Кляйн, создав учение о внутренних объектах). Балинт продолжил развивать идею Ференци о важности материнской любви и противопоставил первичному нарциссизму по Фрейду первичную любовь, которую он сравнил с воздухом, необходимым для того, чтобы жить.
Тему Ференци о речевых противоречиях в разговоре взрослого с ребенком Балинт продолжил, раскрыв проблемы языка в воспитании и аналитической ситуации. Таким образом, Балинт подошел к преодолению глубокой пропасти между ребенком в пациенте и взрослым аналитиком. Балинт видел основной задачей психоаналитика понять, чего же хочет пациент.
Балинт, подвергнув внимательному анализу и критике теорию нарциссизма Фрейда, создал предпосылки для открытий Хайнца Кохута.
Хайнц Кохут |
Также, работая с нарциссическими пациентами, Кохут открыл три новых формы переноса: перенос-слияние, близнецовый перенос и зеркальный перенос. Это очень непростая тема, которую, может быть, я решусь когда-то осветить на страницах моего сайта, а пока можно скачать и почитать книгу Майкла Кана “Между психотерапевтом и клиентом: Новые взаимоотношения”.
Другим важным достижением Кохута была ревизия идеи Фрейда о психоаналитике как зеркале. Для Фрейда в этом зеркале пациент должен был увидеть всю отвратительность своих инцестуозных желаний, а для Кохута психоаналитик является зеркалом, в котором пациент видит восхищенные глаза матери, которых он был лишен в детстве (в этом новом для психоанализа подходе возрождается старая идея Ференци о том, что потребности пациента нужно удовлетворять).
Для Фрейда психоанализ – это анализ виновности пациента в его инцестуозных влечениях и убийственной ненависти к своим родителям. Для Кохута психоанализ – это анализ драмы пациента как результата драмы его родителей.
Также Кохут пересмотрел требования к нейтральности в психоанализе. Для Кохута нейтральность – это не сухость и отстраненность, как считалось раньше, а среднеожидаемая реакция. Психоаналитик должен себя вести как обычный человек, быть доброжелательным настолько, насколько это требуют культуральные нормы, и реагировать на сообщения и чувства пациента так, как должен реагировать нормальный человек.
Кохут также развил идею Ференци о необходимости психоаналитиком признавать свои ошибки и анализировать, какие чувства это вызвало у пациента. В своей фундаментальной работе “Анализ Самости” Кохут привел множество примеров, как такой анализ реакций пациента на ошибки психоаналитика может приводить к значимым инсайтам пациента и продвигать психоаналитическое исследование. Соответственно, для такой тонкой работы психоаналитик должен обладать особой психологической чувствительностью.
Для Кохута основной функцией психоаналитика является эмпатия (как и для Роджерса), и тот психоаналитик, у которого неразвита эта способность – будет иметь существенные сложности в анализе своих пациентов.
Так родилась новая школа психоанализа – психология Самости (Self-психология).
Роберт Столороу |
Также Столороу пересмотрел концепцию Фрейда о сексуальности, как основного жизненного мотива человека (см. Либидо).
Столороу также провел тщательный анализ и подверг критике понятие проективной идентификации, столь популярное в современном психоанализе. (Как считают сторонники существования проективной идентификации, психоаналитик "мистическим" образом может становиться пассивной игрушкой своего пациента, практически лишенный собственной воли.)
Эмпатия как средство познания пациента также ставится во главу угла интерсубъективного подхода в психоанализе. (Необходимость эмпатии, как средства понимания пациента, до сих пор отрицается некоторыми современными школами психоанализа.)
Джозеф Лихтенберг |
Также Лихтенберг изложил 10 принципов гуманистического психоанализа. Среди них, с моей точки зрения, самым важным является принцип, что сообщение пациента содержит сообщение. Этот принцип может показаться излишним для неосведомленного читателя. Но в учебниках по традиционному психоанализу содержатся многочисленные технические рекомендации, которые гласят: если пациент говорит о настоящем, то это является сопротивлением раскрытию важных воспоминаний о прошлом, а если пациент говорит о прошлом, то это является сопротивлением раскрытию важных переносных чувств в настоящем. Поэтому предполагается, что "истинное" сообщение пациента всегда остается скрытым. Искомое значение либо является противоположным явному, либо скрывается за тем, о чем говорит пациент. В результате этого, традиционные психоаналитики "теряют" из виду то, что сообщает им их пациент.
::
Также, к числу психоаналитиков, внесших особый вклад в гуманизацию психоанализа, следует отнести Дональда Винникотта (Англия), Карен Хорни (Германия), Эриха Фромма (Германия), Ральфа Гринсона (США), Вейкко Тэхкэ (Финляндия), Хуго Блэйхмара (Испания), Карлоса Немировского (Аргентина), Вамика Волкана (Турция).
О некоторых из них я уже писал на моем сайте.
Так был создан психоанализ с человеческим лицом.
Читайте далее Психотерапевты и психологи: в чем разница? Или как стать психотерапевтом >>>
читайте также:
Классический психоанализ в XXI веке
Либидо
Эдипов комплекс у мальчиков по Фрейду
Проекция
"Дикие" психоаналитики
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
Сопротивление психоанализу
Сопротивление классическому психоанализу
© 2017
© 2002-2024
::
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая пометка.
® www.psychoanalyst.ru является правопреемником сайта existentia.narod.ru
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru