::a:: Психоаналитик.Ру: Статьи по детской психологии

:: Выбор подросткового возраста



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Окончание школы:
главное — выбор профессии?

                                             
Любовь или учеба?

В юношеском возрасте, когда доминирующей функцией, по Выготскому, становится моральное и профессиональное определение, интимно-личностное общение не теряет своего значения, а вопреки выходит на новый качественный уровень. Теперь это уже не просто подросток, но юный человек. Раньше доминирующую роль для подростка играла группа сверстников. Теперь он начинает понимать, что ему еще, кроме всех остальных, нужен кто-то один или одна, единственный или единственная.

Вступление в юность — это пора первой любви. Но не все юноши гладко проходят фазу первой влюбленности. Если в период поиска потенциального спутника жизни образуются значительные конфликты, внутренние или внешние, - поведение юноши может быть неадекватным, возможны депрессивные состояния, проявления агрессии, которые родителям и педагогам могут казаться необоснованными.

Ситуация осложняется тем, что биологически конец подросткового возраста должен завершаться созданием семьи, а социально в этот период происходит только окончание школы и профессиональная ориентация — один из самых ответственных и сложных периодов жизни человека, и еще не до создания семьи. Невозможность найти компромисс часто отрицательно сказывается именно на социальной составляющей в результате нарушения баланса эмоциональной составляющей подростка. Поэтому основные обязанности педагога, психолога в этот период в работе с выпускниками школы — не только помощь в профопределении, но и в разрешении этого хронологического диссонанса.

Но для большинства юношей и девушек в период окончания школы проблема обостряется в результате невозможности выбора самого объекта влюбленности. Но что определяет его выбор? Одно из главенствующих значений представляет образ родителей и исторический контекст семьи. Как правило, если семья благополучная, образ родителя противоположного пола достаточно жестко детерминируют выбор потенциального спутника жизни. А в случае семейного неблагополучия и, как следствие, конфликтного внутреннего образа родителя, оказывается затруднен выбор партнера. Потенциальный спутник жизни в этом случае чаще всего выбирается с противоположными качествами образу родителя противоположного пола, что вводит только спутанность переживаний и внутренний конфликт, порождающий внешние конфликты, как с объектом выбора, так и с родителями. Особая проблема ожидает успешных учеников с высоким уровнем притязаний, которые не могут найти себе партнера советующего их ожиданиям.

Родители, являясь сами творцами семейных паттернов (особенностей внутрисемейных взаимоотношений), как правило, не в силах отказаться от собственных ожиданий, которые они проецируют на своего ребенка (приписывают ребенку), что затрудняет поиск компромиссов — помочь может лучше третье лицо, хорошо, если это будет специалист, например, школьный психолог.

 

читайте также:
 
Когда говорят о школьной дезадаптации
 
Превращение в противоположное: от любви до ненависти один шаг
 
Воспитание
 
Проекция
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 


 





примечания

В средние века в 14 лет следовало уже задумываться о создании семьи, на чем и заканчивалось беспечное детство. В конце прошлого, XX столетия, подростковый возраст считался формально окончившимся в 18 лет, с приобретением юридического совершеннолетия. Но уже тогда многие юноши продолжали свое обучение, не торопясь создавать семью. С каждым десятилетием продолжительность образования затягивается. Сегодня психологи "продлили" подростковый возраст до 25 лет, когда молодой человек уже получит профессию и сможет стать самостоятельным. Но биологию человека никто не изменял. Гены требуют свое уже с 11-12 лет.

назад