::a:: Психоаналитик.Ру: Депрессия (причины возникновения)

:: Любовь нужна ребенку как воздух



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Три основные формы страха. Часть 2

                                             
Дайте мне других матерей, и я дам Вам другой мир.
Святой Августин
	  
	  

В статье “Торможение, симптом, тревога” Фрейд описывает три основные формы страха, появляющиеся естественным образом в процессе развития ребенка и его воспитания. В предыдущей статье был описан самый первый и самый страшный страх ребенка – страх потери объекта любви, т.е. матери.

Если ребенок в течение первых трех лет имеет опыт стабильных взаимоотношений с матерью, которую в психоанализе называют константным объектом, у него формируется константность Эго (Я), и он больше не боится потерять объект своей любви.

Страх потери любви объекта

Ребенок взрослеет, и родители вынуждены прибегать к ограничениям и запретам в той или иной форме (см. Воспитание). Ребенок естественным образом проявляет непослушание, это вызывает недовольство, раздражение и даже злость со стороны родителей. Если у ребенка уже сформировано константное Эго, он больше не боится потерять объект любви – но теперь он боится потерять любовь объекта.

«Воспитание может быть определено, без дальнейших оговорок, как побуждение к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности. Оно пытается помочь изложенному процессу развития Я (Эго), пользуясь при этом любовью воспитателей в виде награды, и поэтому не достигает цели, если избалованное дитя убеждено, что оно обладает этой любовью и без того и не может ни при каких обстоятельствах потерять ее»
(Фрейд. “Положение о двух принципах психической деятельности”)

Любовь родителей нужна ребенку как воздух, в буквальном смысле этого слова. Родители естественным образом используют эту насущную потребность ребенка в любви в целях воспитания (чаще, не отдавая себе в этом отчет). И нередко злоупотребляют страхом ребенка потерять любовь родителя. Если в результате проступка маленького ребенка мать меняется в лице, сжимает губы, делает строгий вид, отворачиваясь от него – это для него оказывается серьезным стрессом. Демонстрация нелюбви бывает необходима в процессе воспитания. Но если такая демонстрация продолжается более 10 минут – это оказывается запредельным испытанием для маленького ребенка. Никогда не стоит злоупотреблять таким наказанием, как демонстративное проявление нелюбви, потому что это оставляет глубокие шрамы в душе маленького ребенка, которые будут болеть всю его жизнь.

Рождение брата или сестры также оказывается серьезным испытанием для отношений ребенка с матерью. В силу естественных причин, в связи с рождением младенца, мать бо́льшую часть своего внимания и любви проявляет в адрес нового "пришельца". Старший ребенок не может понять эту объективную необходимость, и может сделать вывод, что нового ребенка родили потому, что его не любят. Единственный выход в этой ситуации – это чтобы папа проводил больше времени со старшим ребенком, компенсируя этим дефицит внимания со стороны матери.

Не следует думать, что после достижения константности Эго в 3 года, ребенок не нуждается быть рядом с матерью. Даже в период младшей школы, если ребенка отправить надолго пожить к любимой бабушке, особенно, если это связано с рождением нового ребенка, это может нанести ему серьезную травму. Несмотря на то, что с бабушкой ему может быть очень хорошо, он, все равно, будет чувствовать себя брошенным мамой, нелюбимым и плохим. Ведь мама – это первичный объект любви, ее нельзя вот так просто заменить даже любимой бабушкой.

Такая травма может существенно испортить жизнь ребенку. Он может начать повсюду видеть ущемление своих прав, утверждаясь в том, что он нелюбимый ребенок. Вплоть до того, что в подростковом возрасте, при неизбежных конфликтах, связанных с этим возрастом, он может серьезно думать, что родители к нему плохо относятся, потому что он неродной сын – такие фантазии ребенка Фрейд назвал семейным романом.

Стыд

Ребенок, который подвергается частой потери любви, видит единственную этому причину – его не любят, потому что он плохой. Это формирует чувство стыда. Хотя чувство стыда необходимо для воспитания – оно вредно для самооценки.

Ощущение себя плохим создаст серьезные проблемы в условиях конкуренции среди сверстников в детском саду и школе, когда ребенок изначально чувствует себя проигравшим. А чувство стыда в результате таких поражений будет только усиливаться.

Несчастная любовь, характерная для подросткового возраста, окажется для него дополнительной серьезной травмой, подтверждающей его худшие опасения, что он не может быть любимым, что также усилит чувство стыда.

Ощущение себя плохим и недостойным может сказаться и на выборе объекта любви во взрослом возрасте. Отсутствие опыта побед и низкая самооценка могут привести к тому, что в качестве объекта любви он может выбрать не того человека, который ему нравится, а которого он жалеет.

В профессиональной сфере хроническое чувство стыда тоже будет вызывать серьезные проблемы. Такой человек, не имеющий опыта побед и склонный реагировать на поражения стыдом, будет заранее капитулировать, обреченно понимая, что он недостойный для успешной конкуренции. Такая жизненная позиция может быть причиной формирования альтруистической капитуляции как сознательной жизненной позиции.

Потеря любви родителя – горе для ребенка. Фиксация на страхе потери любви может отравить всю его взрослую жизнь. В каждой ситуации, которая может казаться угрожающей потерей любви, у такого человека будет возникать паника, отчаяние и даже депрессия. Он и сам будет понимать, что подобные реакции оказываются несоразмерными событиям, их вызвавших. Но истинная причина такого реагирования будет уже "прочно" забыта (вытеснена). Таким образом депрессия оказывается забытым горем, поэтому ее не удается пережить, и она все возвращается и возвращается.

Депрессия матери

Любое плохое настроение матери ребенок воспринимает на свой счет. Если мать ребенка страдает хронической депрессией – это создает хронический страх потери любви для ее ребенка.

Если депрессия матери не очень тяжелая, это может позволить ей стать константным объектом для ребенка, в результате чего у него будет сформировано надежное Эго. Но именно развитие Эго позволит ребенку замечать перепады настроения у своей матери. Такой ребенок очень рано научается различать все оттенки настроения матери для того, чтобы не проглядеть, когда солнышко ее хорошего настроения выглянет из-за тучи. Но в связи с детским эгоцентризмом (из-за недостаточного развития Эго), плохое настроение матери ребенок будет неизменно воспринимать на свой счет, и чувствовать себя нелюбимым и плохим.

Как было описано в статье Гиперопека большое количество запретов в результате тревоги матери оказывается чрезмерно строгой стратегией воспитания. Запреты матери инкорпорируются (поглощаются) ребенком, и в результате у него формируется раннее жесткое Супер-Эго, которое в психоанализе еще называют садистичным Супер-Эго. Это делает ребенка послушным, тревожным и депрессивным. Хроническая депрессия матери оказывает на ребенка аналогичное воздействие. Ребенок видит в ее плохом настроении осуждение в свой адрес – и страх расстроить постоянно расстроенную маму оказывается самой строгой стратегией воспитания. Такой ребенок будет из всех сил стараться быть хорошим, чтобы вызвать у матери улыбку и ласковый взгляд. Мать будет казаться ему очень зависимой от его поведения, поэтому естественным образом будет подавляться любая агрессивность ребенка в адрес матери. В предыдущей статье Агрессия и аутоагрессия было описано, как полное подавление агрессии ребенка чрезмерно усиливает власть Супер-Эго. Такой же процесс естественным образом протекает и у ребенка депрессивной матери, делая его послушным, тревожным и тоже депрессивным.

Ребенок не сможет быть счастливым – если его мать несчастна. Не только потому, что его будет всю жизнь тяготить бессознательное (или даже осознанное) чувство вины перед матерью. Главное, не имея достаточного опыта счастливых отношений с матерью, он не сможет сам быть счастлив. В счастливых глазах матери ребенок видит, как мир прекрасен. В результате отсутствия такого опыта у ребенка депрессивной матери не будет сформировано чувство базисного доверия к миру (Эрик Эриксон), и такой ребенок будет постоянно видеть мрачные стороны жизни.

«В депрессии не думаешь, будто тебе надели серую вуаль, и ты смотришь на мир сквозь пелену тяжелого настроения. Ты думаешь, что с тебя сняли вуаль – вуаль счастья – и теперь ты видишь все в истинном свете
(Эндрю Соломон. “Демон полуденный: Анатомия депрессии”)

Все свое детство он посвятит тому, чтобы мать проявляла к нему любовь, хоть ненадолго – так солнышко выглядывает ненадолго из-за черной тучи мрачным ноябрьским днем. Но вся трагедия жизни такого ребенка будет заключаться в том, что он не в состоянии излечить свою маму от депрессии.

Такой ребенок может остаться заложником депрессивной матери на всю свою жизнь. Если даже ему удастся создать свою семью, вся его жизнь и жизнь его семьи может крутиться вокруг его депрессивной матери, которой требуется поддержка.

Если ему, все же, удастся отгородиться от своей депрессивной матери, которую нужно непрерывно спасать от ее депрессии – он, вероятнее всего, будет искать новые объекты, которые нужно спасать. И, вероятно, он выберет себе спутника жизни, которого нужно все время спасать – это может быть тоже депрессивный человек, алкоголик, хронический неудачник и т.д. В этом навязчивом желании спасать будет осуществляться первичное желание спасти свою мать, которое он не смог реализовать.

Также он, с большой вероятностью, выберет для себя профессию спасателя: офицера МЧС, пожарного, врача или психотерапевта. Комплекс спасателя может мотивировать его стать хорошим специалистом в выбранной профессиональной области. Но если он решит стать психотерапевтом, ему будет необходимо пройти свою личную длительную психотерапию, в которой он смог бы проработать свой комплекс спасателя, потому что он будет мешать его психотерапевтической работе, вызывая гиперопеку в адрес своих пациентов.

::

Страх потери объекта любви и страх потери любви объекта – самые страшные страхи ребенка. Страх наказания объектом любви, в сравнении с ними, может казаться благом и даже проявлением любви.

 

читайте далее Страх наказания >>>
 
 
читайте также:
 
Страх потери объекта любви
 
Агрессия и аутоагрессия
 
Принцип удовольствия и избегания неудовольствия
 
Зигмунд Фрейд. Положение о двух принципах психической деятельности
 
Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии
 
Гиперопека
 


 





примечания

Сейчас психологи много пишут о безусловной любви матери, именно которая и необходима ребенку. Конечно, достаточно хорошая мать любит ребенка безусловно, вне зависимости от его поведения. Но проявление безусловной любви вне зависимости от ситуации лишает мать самого важного механизма воспитания, тормозя этим развитие ребенка.

назад
	
	

Последствия фиксации на страхе потери любви проявляются схожим образом, как и в случае фиксации на страхе потери объекта любви – но чем позже и реже травмировался ребенок, тем в более мягкой форме будет формироваться психическая патология, уже без бреда ревности, вспышек неконтролируемой агрессии, психозов и т.п., характерных для фиксации на страхе потери объекта любви.

назад
	
	

Надежность Эго

Благополучно пройденный период формирования образа константного объекта создаст ребенку надежное Эго, способное надежно тестировать реальность. Бред ревности и психотические срывы (нарушения тестирования реальности) – свойственные людям, травмированным страхом потери объекта любви, объясняются именно ненадежностью Эго, связанной с тем, что не была достигнута константность Эго.

Надежное Эго, в сочетании с необходимостью тренировать способность замечать любые перепады настроения депрессивной матери, формируют у ребенка способность чувствовать настроение людей, называемую психологами эмпатией. Эта способность очень важна для психотерапевта как инструмент понимания людей. Поэтому дети депрессивных матерей могут стать очень чуткими психотерапевтами – а хорошими психотерапевтами они могут стать только в том случае, если пройдут свою личную длительную психотерапию для того, чтобы освободиться от своей депрессии.

назад