::a:: Психоаналитик.Ру: Депрессия (причины возникновения)

:: Тревожная мать "отравляет" своей тревогой жизнь своего ребенка и тормозит его нормальное развитие. В результате тревоги матери младенец сам испытывает тревогу и отказывается от груди. В связи с тем, что младенец плохо ест, он плохо спит, появляются другие психосоматические проявления. Отставая в развитии, ребенок проигрывает в конкуренции своим сверстникам. В итоге у ребенка развивается депрессия, которая повторится во взрослом возрасте в более тяжелой форме.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Материнская тревожность

                                             
В потребности ребенка принимать родительскую оценку окружающего мира заключена основа его внушаемости.
Джон Кристал. Интеграция и самоисцеление
	  

В предыдущей статье мы проанализировали причины формирования интроверсии и аутизма в результате депривации, являющейся результатом нехватки внимания со стороны матери. В этой статье мы проанализируем ситуации, когда мать проявляет к ребенку много внимания, но оно "отравлено" ее собственной тревожностью. Такое воздействие на ребенка психоаналитик Рене Шпиц назвал психотоксическим.

Внутренний мир ребенка строится по образу и подобию внешнего мира, который его окружает. А внешний мир он воспринимает через призму реакций матери. Если мать тревожная – тревожные реакции, соответственно, являются моделью реагирования и для ребенка.

Когда ребенок только начинает бегать, он часто падает. Если падение само по себе не было особенно болезненным, все дети сначала смотрят на мать и ждут ее реакции. Если мать встречным взглядом демонстрирует спокойствие – ребенок спокойно поднимается и бежит дальше. Если мать в панике несется к упавшему ребенку – тот сразу же начинает реветь, делая вывод по реакции матери, что случилось что-то страшное. Испуганный тревожной матерью ребенок не бежит дальше, а плачет – так тревожная мать лишает его возможности бежать дальше и в символическом смысле, ограждая его от жизненных ситуаций, могущих казаться для нее опасными, лишая его этим возможности развиваться и делая из своего ребенка тревожного неудачника.

Такие наблюдения со скамейки в парке позволяют делать выводы, как ребенок использует тревожную реакцию матери в качестве сигнала для запуска собственной тревоги.

Маленькие дети не имеют представления об опасности. Они могут без страха залезать на высокие горки, выбегать на дорогу, засовывать посторонние предметы в электрическую розетку. Для того, чтобы ребенок выжил, его окружение берет на себя ответственность решать за ребенка, что для него опасно, а что нет. И часто это бывает нелегким выбором.

Наблюдения за детьми в Меге тоже могут многое помочь понять. Психически здоровый ребенок трех-пяти лет постоянно куда-то несется, то забегает за прилавок к продавцу, сталкивается с покупателями магазина, иногда мать едва успевает его подхватить, когда он уже готов скатиться кубарем по эскалатору. Мать психически здорового ребенка не ограничивает его в активности, может быть даже, подвергая этим некоторому риску физической травматизации. Зато, он не боится "оторваться" от матери, мир ему кажется безопасным – так формируется базисное доверие к миру (Эрик Эриксон), залог оптимизма и уверенности в себе во взрослой жизни. Тревожный ребенок цепляется за мать в буквальном смысле этого слова, не отходит от матери ни на шаг, прячась за нее. Мир кажется ему полным опасностей – формируется интровертная установка, полная тревог и страхов.

Тревога матери показывает ребенку, что мир потенциально опасен, что от него не стоит ждать ничего хорошего, порождая чувство базальной беспомощности и укрепляя в ребенке базальную тревогу, уже и так возникшую в результате травмы рождения.

Тревога – это ядро для формирования депрессии. И чаще всего депрессия начинает формироваться раньше, чем мы можем себе это представить. Именно детская депрессия дает самые тяжелые проявления депрессии во взрослом возрасте.

Младенческая тревожность

Исследования влияния тревожности матери на формирование тревоги у ребенка начались в 30-е годы прошлого века психоаналитиком Гарри Салливаном с описания механизмов формирования тревоги у младенцев.

Как было описано в предыдущей статье Травма рождения, у младенца нет ни малейшей возможности сделать что-либо для устранения собственной тревоги. Плач младенца является призывом о помощи в надежде быть успокоенным. Однако, при звуках детского плача тревога матери часто сильно возрастает, и она не в состоянии дать своему ребенку адекватный отзывный отклик.

Младенец реагирует на тревогу матери усилением собственной тревоги. В таком "заражении" нет ничего мистического. Не следует думать, что незрелость психики младенца может послужить ему защитой. Младенец обладает некой примитивной способностью чувствовать настроение матери. Подобным образом домашние питомцы чувствуют эмоциональное состояние хозяина, это происходит посредством интонаций и прикосновений, содержательная часть вербального сообщения в этом случае не существенна, гораздо важнее то, как передается это сообщение, и что, на самом деле, передается этим сообщением.

Для объяснения этого феномена Салливан вводит понятие схватывания. Это самая примитивная форма восприятия. Также как младенец успешно схватывает ощущение присутствия соска между губами раньше, чем начинает воспринимать сосок как нечто существующее вне его, протяженное, появляющееся и исчезающее во времени и независимое от его губ – также и эмоциональное состояние матери схватывается младенцем раньше, чем появляется способность дифференцировать эмоции матери и отличать их от собственных переживаний. Изначально, для младенца, сосок груди его матери – это часть его собственного тела. И эмоциональное состояние младенца – это настроение его матери. Несмотря на физическое отделение от матери, младенец продолжает находиться в своей матери в символическом смысле, она является продолжением его, а он – продолжением ее. Психоаналитик Маргарет Малер назвала это симбиозом.

Можно сказать, что восприятие всегда развивается на основе схватывания, этот примитивный процесс всегда предшествует восприятию. И детские эмоциональные переживания постепенно становятся все более соответствующими эмоциональному состоянию матери. Строится внутренний мир ребенка, который является отражением внутреннего мира матери. Если мать полна тревоги, то формирующийся внутренний мир ребенка также полон тревоги.

Испытываемая младенцем тревога, в свою очередь, мешает осуществлению таких действий как сосание и глотание (взрослые это называют комом в горле). Мать видит, что ребенок отказывается брать сосок, отворачивается от него, это еще больше усиливает ее тревогу, что, разумеется, будет способствовать усилению тревоги младенца – порочный круг замкнется. В конце концов, сосок у младенца начинает ассоциироваться с тревогой, и молоко оказывается "отравленным" тревогой матери – ребенок отказывается от груди.

Не обязательно, чтобы тревога матери относилась только к ситуации кормления или самому ребенку. В жизни достаточно стрессов, чтобы тревожная женщина испытала сильную тревогу, которая в свою очередь вызовет тревогу у младенца. Но, в конце концов, тревога младенца проявится в форме неожиданных затруднений процесса кормления.

Систематическое переживание тревоги младенцем в процессе кормления формирует основу воспоминания и предвосхищения (условный рефлекс), вызывающего у малыша тревогу в ситуации кормления уже вне зависимости от тревожного состояния матери или даже, если кормление производит другой человек. Кормление превращается в проблему для ребенка и его родителей, а также для воспитателей детского сада и других лиц, замещающих мать, на многие последующие годы. Такое нарушение пищевого поведения может к подростковому возрасту перерасти в анорексию.

Тревога – это стресс, охватывающий весь организм в целом. Напряжение голода, проблемы с пищеварением и другие психосоматические проявления не дают младенцу проводить достаточное количество времени во сне. Нагромождение неудовлетворенных физиологических потребностей и тревоги вызывает, присущую младенцам, защитную способность впадать в апатию. В состоянии апатии напряжение всех потребностей значительно ослабляется. Ребенок успокаивается. Тревожная мать выдыхает с облегчением. Тихий ребенок – спокойствие матери. Так тревожная мать дает своему ребенку обратную связь, что состояние апатичности ею одобряется (условный рефлекс), формируя депрессивную личность.

Такой младенец, который мало и неохотно ест и плохо и тревожно спит, растет ослабленным, чаще болеет, что вызывает еще большую тревогу матери. В дом постоянно приходят чужие люди в белых халатах с холодными руками, начинаются постоянные медицинские осмотры и манипуляции – жизнь ребенка оказывается полной ужаса и боли.

Ослабленный, измученный, тревожный ребенок проигрывает в конкуренции своим сверстникам, ему приходится уступать, например, отдавать любимую игрушку более сильному и смелому партнеру по игре. Такой ребенок и так подавлен, а проигранные баталии в детской песочнице только способствуют формированию его представления о мире, как опасном и непригодном для жизни месте. Так формируется интроверсия, как бегство от внешнего мира. Список его неудач растет, ребенок становится все более апатичным и депрессивным.

::

В следующей статье мы проанализируем, как тревожная мать продолжает "отравлять" собственной тревогой жизнь своего взрослеющего ребенка, превращаясь в тоталитарную мать, формируя у него нарциссические нарушения личности.

 

читайте далее Гиперопека >>>
 
 
читайте также:
 
Интроверсия и аутизм
 
Депривация
 
Базальная тревога
 
Травма рождения
 
Анаклитический и Катексис
 
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа
 
Лечение депрессии с помощью психоанализа
 


 





примечания

Психоанализ, конечно, следует отнести к области психологии, а не медицины, хотя бы потому, что сам Фрейд считал именно так и лишь надеялся, что в будущем психоаналитическая концепция найдет себе физиологическое подтверждение, соотнесясь таким образом собственно с медициной. О том, оправдались ли его надежды, возможно, мы поговорим в другой раз.

назад
	
	

Фрейдо-марксизм. Российские дореволюционные врачи и философы очень быстро приняли психоанализ. Возможно, именно Россия первая увлеклась идеями психоанализа, может быть даже в большей степени, чем Америка (хотя Фрейд и не был в России и свои знаменитые 5 лекций прочитал именно в США). Помехой развитию психоанализа послужила вовсе не сама революция как смена идеологии.

назад
	
	

В мире всего около 11 тысяч психоаналитиков, из них половина в США, а из оставшихся - две трети во Франции и Британии.

назад