::a:: Психоаналитик.Ру: библиотека

:: Многомесячная психоаналитическая работа прояснила, что детским желанием пациента было сексуальное обладание своей матерью. Пациент совершенно не осознавал этого, когда впервые рассказывал о своем симптоме и связанной с ним фантазии. Его сексуальные фантазии, как и кастрационные, были вытеснены.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
Часть 4 (Норма и патология)

                                             

Компонентами психического конфликта являются инстинктивный импульс, неудовольствие в форме тревоги или депрессивного аффекта, защита и проявления Супер-Эго. Каковы же нормальные и патологические последствия этого конфликта?

Результаты психического конфликта – комплексно детерминированный душевный феномен, который ради удобства называют "компромиссным образованием". Фрейд ввел этот термин для описания невротических симптомов очень рано. Начав развивать и использовать психоаналитический метод, он вскоре обнаружил, что обсессивные, истерические и фобические симптомы являются компромиссными образованиями между детскими сексуальными желаниями, моральными запретами на удовлетворение желания и попытками тем или иным способом избавиться от него. Наши текущие воззрения на компромиссное образование несомненно базируется на ранней фрейдовской формулировке. Каждое компромиссное образование состоит из инстинктивного импульса, тревоги, депрессивного аффекта, защиты и проявлений Супер-Эго. Каждый невротический симптом и каждая черта невротического характера позволяют удовлетворить в некоторой степени инстинкт, проявляют следы неудовольствия, функционируют защитно и выражают некое моральное предписание. Это утверждение проиллюстрирует простой пример.

Подросток, живущий со своими родителями, каждый раз, уходя из дома, повторяет один и тот же навязчивый ритуал: проверяет газовые краны на кухонной плите. Когда его спросили о причинах такого поведения, оцениваемого им самим как обязанность, которой не избежать, которую он должен выполнять, хотя предпочел бы этого не делать, он рассказал о часто возникающей фантазии. В ней он, уйдя из дома, не подозревает, что конфорки продолжают гореть, и в его отсутствие дом загорается и полностью сгорает. Затем в фантазии отец, потрясенный случившимся, умирает от сердечного приступа, а подросток и его мать вынуждены по мере возможностей одни бороться с нищетой.

В том, о чем я только что рассказал, я усматриваю компромиссное образование. В этом случае имеется определенное поведение, названное нами навязчивым ритуалом и сопровождаемое фантазией. Мы предполагаем, что оно явилось результатом психического конфликта, о котором сам пациент знал не много или совсем ничего не знал. Что же говорит нам компромиссное образование о скрывающемся за ним конфликте? Или, лучше сказать, какой вывод мы можем сделать о скрытом конфликте на основании того, что сообщил нам пациент о своем симптоме и связанной с ним ассоциации, т.е. фантазии?

Прежде всего: как обстоит дело с инстинктивными импульсами? Из фантазий подростка можно с высокой долей определенности заключить, что он хотел обладать своей матерью, получить ее только для себя и избавиться от своего отца. Исходя из его ритуала, можно с высокой долей определенности сделать вывод об ожиданиях пациента, что произойдет что-то очень плохое, если он уступит упомянутому инстинктивному импульсу. Он не должен оставлять горящими конфорки, иначе случится беда. Таким образом, его инстинктивный импульс вызывает тревогу.

А как же депрессивный аффект? В его фантазии в результате достижения бессознательно желаемой цели происходит несчастье.

Что касается защиты, то она проявлялась по-разному. Многомесячная аналитическая работа прояснила, что детским желанием пациента было сексуальное обладание своей матерью. Пациент совершенно не осознавал этого, когда впервые рассказывал о своем симптоме и связанной с ним фантазии. Его сексуальные фантазии, как и кастрационные, были вытеснены. Мы могли догадываться о них, а он не мог. Кроме того, сознательно пациент хотел лишь спасти свой дом от уничтожения. Отмечалось чрезмерное беспокойство и желание сделать хорошее вместо плохого. В равной степени пациент не догадывался ни о каком желании убить своего отца. Убил его сердечный приступ, а не то, за что бы пациент прямо или лично был бы ответствен. У него также не было ощущения триумфа от обладания матерью. Напротив, в его фантазиях было горе вместо радости.

И, наконец, Супер-Эго совершенно очевидно проявилось здесь и в бедности, на которую пациент обрекал себя в фантазиях (наказание за плохие желания), и в компульсивном желании убедиться, что газовая конфорка не горит, когда его нет дома.

Как видно из этого примера, вовлеченный в компромиссное образование инстинктивный импульс удовлетворяется в скрытом виде и неполно, но все-таки достигается некоторая степень его удовлетворения, хотя и в форме невротического симптома. Тревога и депрессивный аффект уменьшаются, насколько это возможно. Пока пациент исполнял свой ритуал, он чувствовал себя достаточно комфортно. Не вполне, но гораздо более комфортно, чем если бы осознавал, чего он хочет на самом деле. Защита искажала и ограничивала удовлетворение инстинктивного желания, и благодаря этому неудовольствие держалось под контролем. Свою роль играли также и проявления Супер-Эго.

 

далее >>>
 
 
читайте также:
 
Причина невроза
 
Конверсионная истерия (случай Анны О.)
 
Психоанализ: как работает психоаналитик и как это помогает
 
Кто такой психоаналитик? Осторожно: "дикие" психоаналитики!
 
"Дикие" психоаналитики
 


 





примечания

Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)

Один из трех неврозов, выделенных Фрейдом в особую группу, названную неврозами переноса (другие: конверсионная истерия и истерия страха). Современное название невроза навязчивости – обсессивно-компульсивный невроз (обсессия – навязчивость, компульсия – принуждение). Обсессивно-компульсивный невроз проявляется в навязчивых действиях, мыслях или фантазиях. Обсессивно-компульсивные проявления в той или иной степени свойственны любому человеку, например, очень многие люди имеют привычку дважды проверять газ, утюг и другие электроприборы при выходе из дома. Но если беспокойство по поводу невыключенного утюга часто возникает, когда человек уже вышел из подъезда, что принуждает его вернуться для перепроверки, можно смело утверждать о наличии обсессивно-компульсивных проявлений или психастенических чертах характера (пример Бреннера о подростке). Между прочим, психастеники, в силу особенностей своего характера, который выражается в повышенной тревожности и, как следствие, стремлении очень внимательно относиться к порученной работе, бывают очень хорошими, высоко ценимыми сотрудниками. Хотя самим психастеникам это стоит больших энергетических затрат, их сверхвнимательное отношение к своим обязанностям и постоянные перепроверки принуждают систематически задерживаться на работе или брать работу на дом, поэтому психастеникам остается очень мало времени на отдых и они часто чувствуют себя уставшими.

Обсессивно-компульсивный невроз и психастенический характер очень близкие, но не тождественные явления. Обсессивный невроз проявляет себя симптомами, которые часто выражаются в ритуальных действиях. Многократные проверки и перепроверки, например выключенных электроприборов или газа, всегда несут свой особый скрытый смысл, установить который, а значит и избавиться от навязчивости, может только психоанализ. Иногда ритуалы носят более причудливый характер, например, выполнение строго определенной последовательности действий при приготовлении ко сну, стремление прикасаться к определенным породам деревьев, выполнение мистических обрядов. Подобные проявления укладываются в рамки нормы в подростковом возрасте. Многие могут вспомнить, что в детстве не наступали на канализационные люки, считали окна или ступеньки в надежде получить определенное число, раскладывали школьные принадлежности на письменном столе в строго определенной последовательности и особым образом. Ритуалы призваны понизить тревогу и на определенном этапе развития помогают успешнее овладеть сложностями взрослой жизни. На определенном этапе развития человечества ритуалы имели такое же значение и выразились в ритуалах магии и религий, мистических обрядах и церемониях.

См. также Обсессивный стиль жизни. - А.П.

назад
	
	

Истерия страха (фобия)

Один из трех неврозов, выделенных Фрейдом в особую группу, названную неврозами переноса (другие: конверсионная истерия и невроз навязчивости). Истерия страха проявляется в виде фобий, боязни перед определенными животными, явлениями или ситуациями. В быту наиболее известны агорафобия (боязнь открытых пространств) и клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), хотя, возможно, самой распространенной можно считать энтомофобию (боязнь насекомых). Существует невероятное множество описанных избирательных фобий. Те или иные избирательные страхи существуют у многих людей, среди них типичными являются страх перед змеями (офидиофобия), мышами (музофобия), боязнь темноты (никтофобия).

Фобии очень часто возникают в возрасте от трех до пяти лет. Детские страхи, если они не носят устойчиво-навязчивый характер, мешающий нормальной жизни ребенка, могут не свидетельствовать о наличии каких-либо серьезных психических проблем и, чаще всего, сами собой исчезают к подростковому возрасту. Очень стойкие боязни у детей могут тоже проходить без следа со временем, тем не менее, наличие ярко выраженной боязни у ребенка должно являться поводом для беспокойства и причиной обращения к детскому психоаналитику или семейному психотерапевту, т.к. это может свидетельствовать о сформировавшемся неврозе. Сама фобия может пройти, но невроз, вызвавший ее, скорее всего, не исчезнет сам собой и с новой силой может вспыхнуть в подростковом возрасте в видоизмененной форме.

Классический случай истерии страха описан Фрейдом в истории болезни мальчика, который боялся лошадей ("Анализ фобии пятилетнего мальчика"). Проявление детских страхов в пределах нормы было тщательно изучено основательницей британской школы психоанализа Мелани Кляйн. Она назвала период развития ребенка от трех до пяти лет периодом инфантильного невроза, подчеркнув этим названием нормальность проявления детских страхов как этапа психического развития.

Ярко выраженные фобии, мешающие нормальной жизни, как у детей, так и взрослых, успешно лечатся с помощью и психоанализа, и бихевиоральной (поведенческой) терапией. Время психоаналитического лечения фобии может быть очень разным, т.к. зависит не от формы боязни и даже не от ее степени, а от причин ее породивших, которые могут быть очень разными, сложными и хитросплетенными. Бихевиоральная психотерапия достигает результата, устраняя фобию, гораздо быстрее, иногда за несколько недель, однако, не устраняя причины страха, может вызывать "перетекание" симптома, когда, после исчезновения одной боязни, возникает новая. - А.П.

назад
	
	

Фантазия

В психоанализе, как кажется, понятие фантазии несколько отличается от общепринятого. Мы привыкли, что когда говорим о фантазии – подразумеваем нечто желаемое. В данном же примере (см. далее эту статью Бреннера) нам предстает страшная картина семейной катастрофы. Можно ли назвать это фантазией? Строго говоря, фантазия, в самом деле, всегда выражает некое желание, является, так сказать, мысленным удовлетворением. Такой трагической развязки бессознательно желал и этот подросток, что и показало психоаналитическое исследование. Такое бессознательное желание, конечно, противоречило его моральным установкам и любви к отцу. Это и создавало конфликт. Эту ужасную катастрофу он и старался предотвратить возможным для него образом.

Фантазии – один из основных материалов психоаналитического исследования. Когда человек приступает к психоаналитическому лечению, конечно, он не называет подобные кошмарные мысли фантазиями. Но в процессе психоаналитического исследования своего внутреннего мира он убеждается в том, что таковы его бессознательные желания.

В данном случае речь идет о фантазиях в узком смысле слова – это домыслы, страхи и желания. За этими сознательными фантазиями могут стоять бессознательные желания (как было описано Бреннером в случае мальчика, проверяющего краны). В психоанализе также существует понятие бессознательной фантазии, см. об этом Сильный Эдипов комплекс. - А.П.

назад к случаю Бреннера