::a:: Психоаналитик.Ру: Ключевые понятия психоанализа

:: Идентификации делают нас личностью



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Идентификация

                                             

Определение

Идентификация – термин, происходящий от латинского слова identificare, что означает отождествлять, устанавливать совпадение.

Идентифицироваться –значит, становиться таким же, как тот, кто для тебя важен. В своем нормальном развитии мальчик идентифицируется с папой, старшим братом, а девочка – с мамой, старшей сестрой (см. также идентичность). В дальнейшем подросток идентифицируется с любимыми героями фильмов и книг, с преподавателями, руководителями кружков и секций (см. также Эго-идеал). Входя в молодежную субкультуру, подросток идентифицируется с лидерами этой субкультуры, лидерами музыкальных групп, известными спортсменами, девочки чаще идентифицируются с певицами и актрисами. Если молодой человек сможет устроиться на любимую работу, он продолжит свою идентификацию с руководителем и старшими коллегами. Идентификация всегда возникает из любви (в широком смысле этого слова).

Идентификацию можно кратко охарактеризовать античной поговоркой: "В Риме надо римлянином быть" или "С волками жить – по-волчьи выть". Последняя поговорка символизирует негативную идентификацию с социальной точки зрения, когда подросток становится "плохим", начав общаться с "плохими" мальчиками. Характер идентификации зависит от того, в каком окружении находится человек. Как говорится: "Скажи кто твои друзья, и я скажу, кто ты". Поэтому очень важно, чтобы ребенок рос в благоприятном окружении.

Идентификация – это важнейший психический механизм, обеспечивающий нашу адаптацию в группе и обществе. Он не тождественен подражанию, хотя оно тоже присутствует. Это в большей мере неосознаваемый процесс, который проявляется, когда идентификация уже произошла.  Способность к идентификации является врожденной у высокоразвитых животных. В мозге существуют специальные нейроны, которые отвечают за идентификацию, названные зеркальными.

Ребенок рождается, конечно, со своим уникальным набором генов, определенными врожденными особенностями и способностями, но психика его, можно сказать, является tabula rasa (чистым листом), этим и обусловлена потребность в идентификации, которая и представляет собой процесс формирования личности (идентичности – совокупности всех идентификаций). Процессы идентификации начинаются где-то на шестом месяце жизни младенца и заканчиваются только в старости, когда психика безвозвратно кристаллизуется.

Некоторые психоаналитики считают идентификацию защитой. По своей сути идентификация не является собственно защитным механизмом психики, а представляет собой необходимый развитийный механизм и способ социализации. Психологические защиты уменьшают неудовольствие от неприятных чувств, а идентификация сама доставляет удовольствие, приятное чувство, что ты не один, что ты принадлежишь к кругу людей, которые для тебя важны (даже в случае идентификации с криминальным сообществом). Вспомните, как невыносимо плохо было гадкому утенку из-за того, что он не мог идентифицироваться с утятами, и как он был счастлив, когда лебеди приняли его в свой круг. Очевидно, что психоаналитики, которые считают идентификацию защитой, смешивают два понятия: идентификацию и идентификацию с агрессором. Природа этих процессов различна: идентификация возникает из любви, а идентификация с агрессором – из страха. Хотя последняя тоже необходима в нормальном развитии для формирования раннего Супер-Эго (Анна Фрейд. “Психология Я и защитные механизмы”).

Объектами для идентификации могут быть не обязательно люди, так, например, неоднократно находили, так называемых, детей-маугли, выращенных волками, они бегали на четвереньках, имели повадки волков и, конечно, не могли разговаривать, ведь человеческая речь – тоже результат процесса идентификации.

Полоролевая идентификация (гендерная)

Идентификация возникает в результате самой первоначальной эмоциональной связи, поэтому первым объектом идентификации является мать. Первичная идентификация рождается из любви матери. Поэтому младенцы, лишенные и матери, и лица, ее замещающего, не развиваются и даже умирают (см. Госпитализм).

Проявление идентификации с матерью у маленького ребенка часто бывает очень смешным, например, многие маленькие дети, вне зависимости от пола, надевают туфли матери, и гордо шествуют в этих "лыжах".

Эдипальная идентификация у девочки

В более старшем возрасте девочка красочно демонстрирует идентификацию с матерью: она кормит кукол, лечит их и даже наказывает (впрочем, это уже идентификация с агрессором).

Постепенно девочка замечает, что мать уделяет внимание отцу, проявляет в его адрес любовь, отстраняя дочку. Идентификация с матерью закономерно вызывает ревность и желание заменить собой мать (объекта идентификации), девочка как бы говорит отцу: Посмотри на меня, я лучше матери! Так девочка входит в эдипальные отношения.

Отношения в полной семье всегда представляют собой триангуляцию (отношение троих). В случае девочки триангуляция приводит к адекватной полоролевой идентичности при наличии следующих трех условий:

1) если мать радуется тому, что дочь с ней идентифицируется, и поощряет это, в результате чего формируется прочная идентификации с матерью,

2) если отец с радостью и любовью откликается на любовные притязания дочери в свой адрес, создавая у нее уверенность в себе и стабильную самооценку, что она любима мужчиной, что разрушает ее слияние с матерью,

3) также важно, чтобы девочка потерпела эдипальное поражение (поняла, что отец не примет ее в качестве жены и предпочтет ей мать), что сподвигнет ее в юности искать себе партнера для создания собственной семьи.

Любое нарушение в этой схеме приводит к полоролевым отклонениям: гомосексуализму, трансгендерности, венцу безбрачия, асексуальности и т.п.

При материнстве ролевая идентификация с матерью будет успешна и естественна, если молодая мать, будучи девочкой, прожила счастливое детство в отношениях с собственной матерью, особенно, в течение первых трех лет жизни. Нежелание иметь детей или ненависть к собственным детям свидетельствует о несчастливом  детстве в отношениях с матерью (даже если прокламируется иное), ведь, если нет позитивного опыта – нет и возможности. Исключение могут составлять те женщины, которые хорошо понимают свои детские травмы, нанесенные матерью, и сознательно хотят сделать детство своего ребенка счастливым. Эти женщины хотят компенсировать ребенку все то, что они недополучили в детстве. Но иногда гиперкомпенсация приводит к проблемам – любви может быть слишком много.

Эдипальная идентификация у мальчика

И девочки, и мальчики с рождения формируют идентификацию с матерью. Поэтому у мальчика путь полоролевой идентификации более сложный. Для мальчика важно, чтобы он знал, что мальчик – будущий мужчина. Для этого мать должна выражать восхищение его отцом, приводя его в пример (а не обесценивать его и отталкивать). Мать должна говорить сыну, что когда он вырастет, то станет таким же большим, сильным и умным, как отец (в этом присутствует послание, что мать будет его любить, если он станет, как отец). Ношение одежды для мальчиков, мальчишеские игрушки и соответствующее мнение окружающих о гендере мальчика тоже играет очень важную роль.

Часто именно негативное отношение матери к своему мужу и мужчинам в целом, побуждает мальчика продолжать идентифицироваться с матерью, развививая женственность, что может его толкать на путь трансгендерности или гомосексуализма.

В развитии мальчика, так же как и у девочки, отец тоже играет основную роль в разрушении симбиоза с матерью, но другим образом. Именно идентификация мальчика с отцом приводит к эдипову комплексу. Мальчик хочет быть как отец, и любит свою мать, как и отец. Сформированная, благодаря идентификации с отцом, активность и агрессивность направляется теперь на объект идентификации, отца (также как и девочка конкурирует с объектом идентификации, матерью, но более пассивным образом).

Для мальчика формирование нормальной полоролевой идентичности требует следующих условий проявления триангуляции:

1) если мать радуется тому, что мальчик идентифицируется с отцом, и поощряет это, в результате чего формируется основа идентификации с отцом,

2) если отец с радостью принимает и поощряет желание сына быть похожим на него, не обесценивает и не унижает сына, не относится к этому агрессивно, словом, не твердит ему постоянно что-то типа у тебя молоко на губах не обсохло – радость отца, что сын хочет быть как он, разрушает  слияние мальчика с матерью и формирует прочную идентификацию с отцом,

3) также важно, чтобы мальчик потерпел эдипальное поражение (понял, что мать не примет его в качестве мужа и предпочтет ему отца), что сподвигнет его в юности искать себе партнершу для создания собственной семьи.

Любое нарушение в этой схеме приводит к полоролевым отклонениям: гомосексуализму или гомофобии, трансгендерности, нежеланию создать свою семью и т.п.

Важно понимать, что прочная идентификация с адекватным отцом, позволяет свободно конкурировать во взрослом возрасте, добиваться своих целей и делать карьеру, а любовь к отцу дает возможность работать в компаниях под руководством начальника. И конечно, хороший опыт в отношениях со своим отцом позволяет перенести его на отношения с собственным сыном. И конечно, существуют мужчины, которые, осознав свои травмы, полученные от отца в детстве, очень чутко и осознанно относятся к своим детям, стараясь не травмировать их. Но чрезмерный страх травмирования ребенка, приводит к избалованности ребенка и лишает его стимула к развитию.

Идентификация как способ понимания другого человека

Даже маленькие дети способны к сочувствию. Если мама обрезала палец, их это пугает, даже если с ними такого никогда не случалось, потому что у них тоже есть пальцы, а значит и из них тоже может потечь кровь. То есть, сочувствие рождается из идентификации.

«Сочувствие, наоборот, возникает только из идентификации…»

Но такой примитивной идентификации недостаточно для понимания другого человека. Дети еще не могут дифференцировать свои чувства и, соответственно, не могут идентифицироваться с чувствами другого человека (кроме ярких эмоций). Задача родителей быть в постоянном контакте с чувствами ребенка, уважать их (это не значит, удовлетворять), называть их словами, объяснять причинно-следственные связи. Соответственно, родитель должен сам хорошо разбираться в своих чувствах, для того, чтобы идентифицироваться с ребенком.

Но, помимо того, что ребенка необходимо научить понимать свои чувства, он должен учиться понимать чувства окружающих его людей. И это для ребенка не самоочевидно. Ребенок рождается эгоцентричным (все видит только со своей точки зрения), и это нормально. Если ему повезло с родителями – весь мир будет вращаться вокруг него (так и должно быть для маленького ребенка). Поэтому родители должны рассказывать про свои чувства и, понимая и уважая чувства ребенка, призывать, чтобы он тоже понимал и уважал чувства людей его окружающих и учился искать компромиссы. Тогда у ребенка сформируется способность не только идентифицироваться с чужими пальцами, но и с чужими чувствами.

Если же ребенку не повезло, и он родился в семье родителей, которые к нему безучастны или сами продолжают пребывать в эгоцентрическом состоянии, то и ребенку будет невозможно вырваться из эгоцентризма, что является признаком тяжелого личностного расстройства.

Эгоцентричные люди все видят только со своей точки зрения, поэтому они не могут идентифицироваться, а значит и понять другого человека. Например, мать, которая в детстве хотела играть на фортепьяно, покупает дочке фортепьяно. Она искренна в своих намерениях делать дочери добро. Но она не может посмотреть на ситуацию с точки зрения дочери, поэтому вместо идентификации она использует проекцию. Она приписывает дочери свое желание и добьется того, что дочь скажет ей, в конце концов, что ей нравится играть на фоно и учиться в музыкальной школе. Эгоцентризму всегда сопутствует деспотизм.

В общем, все мы, нередко, путаем идентификацию с проекцией и приписываем другому свои желания или нежелания. Поэтому, для понимания человека нужна эмпатия – способность идентифицироваться с другим человеком и одновременно дифференцироваться от другого человека, различать свои и его переживания.

«От идентификации через подражание идет путь к вживанию, т. е. к пониманию того механизма, который вообще делает возможным нашу позицию по отношению к чужой психической жизни».
Фрейд (там же)

Эмпатия является способностью, необходимой психотерапевту для своей профессиональной деятельности.

Социокультурная идентификация

Для идентификации мы используем свой опыт переживаний, чтобы почувствовать, что может испытывать другой человек. Строго говоря, мы не можем понять чувства и мотивы к действию человека, если у нас нет никакого подобного опыта (ни личного, ни социокультурного). Например, человек с европейским менталитетом не сможет понять ритуальное самосожжение в качестве протеста, распространенное у индуистов, или сэппуку – у самураев. Он может только ужасаться такими тяжелейшими страданиями, потому что может это себе вообразить, но не может понять, как и зачем этот человек решился на такую ужасную боль.

Идентичность – это не просто совокупность идентификаций с людьми, которые были значимы для индивидуума в процессе жизни, в нее включается также идентификация с группой, в которую он входит, и, наконец, с нацией, к которой индивидуум себя относит, и обычаи, которым следует, что и является менталитетом. Поэтому, что русскому хорошо – то немцу смерть.

Большое значение играют религиозность и обычаи. Поэтому также невозможно понять сегодня староверов, которые шли на ужасную смерть через пытки, чтобы не предать обычаи своей веры.

Мы можем понять в другом человеке только то, что есть в нас, что получено посредством идентификации (если обладаем эмпатией, конечно).

 

читайте также:
 
Идентификация с агрессором
 
Госпитализм
 
Проекция