::a:: Психоаналитик.Ру: Эдипов комплекс с точки зрения современного психоанализа

:: Трагедия Софокла “Царь Эдип” — пожалуй, самое известное произведение из драматургии Древней Греции. Своему второму рождению эта пьеса обязана одноименному понятию Эдипов комплекс, введенному Зигмундом Фрейдом. Только внимательное изучение мифа об Эдипе и перечитывание пьесы может нам открыть глаза на повороты сюжета, которые не заметил Фрейд при построении своей концепции Эдипова комплекса.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Царь Эдип. Софокл.
Краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

                                             

Преамбула к пьесе, основанная на мифе об Эдипе

В юношестве Лай, отец Эдипа, был вынужден бежать из своего царства Фив, преследуемый дядей-узурпатором. Во время странствий Лай находит пристанище у царя Пелопса. Но Лай не оценил гостеприимства: похитил и развратил незаконного сына Пелопса. Возмущенный Пелопс потребовал мести и, воззвав к богам, проклял Лая за поругание священных ценностей гостеприимства. Зевс и Гера, услышав проклятия Пелопса, обрекли Лая быть убитым собственным сыном, уступив ему место на своем супружеском ложе.

Прошли годы, и Лай благополучно возвращается в Фивы в качестве царя.

Но оракул Аполлона (Феба) сообщает Лаю, что его судьба – умереть от руки собственного сына. Чтобы избежать исполнения этого пророчества, Лай и его жена Иокаста прокалывают стопы новорожденному младенцу и отдают его пастуху, чтобы тот оставил его умирать на близлежащей горе Киферон. Но пастух сжалился над ребенком и передал его пастуху царя соседнего государства. Так Эдип попадает в Коринфский царский двор, где принимается в качестве сына бездетным царем Полибом и его женой, царицей Меропой. И его нарекают Эдипом, что означает, опухшие ноги.

Юношей Эдип попадает на пир, где некто, выпивший лишку, предполагает, что он не сын своих родителей. Не удовлетворенный этими голословными заверениями, Эдип отправляется за правдой к Дельфийскому оракулу.

Оракул не говорит ничего определенного о происхождении Эдипа, но повторяет пророчество, ранее данное Лаю, и предупреждает Эдипа, что ему суждено убить своего отца и жениться на собственной матери.

Чтобы избежать этого рока и спасти Полиба и Меропу, которых он считает своими родителями, Эдип решает никогда больше не возвращаться в Коринф и, двигаясь в противоположном направлении, приходит к развилке трех дорог, где встречает повозку, перед которой бежит глашатай, который сталкивает его с дороги. В гневе Эдип нападает на глашатая, сидевший в повозке человек наносит ему удар, и в отместку Эдип убивает его и четырех его слуг; лишь одному удается бежать, и он возвращается в Фивы с печальной вестью о смерти царя Лая.

Эдип и Сфинкс
Франсуа-Ксавье Фабр. Эдип и Сфинкс

Эдип следует далее и, прибыв в Фивы, обнаруживает, что над городом тиранически властвует Сфинкс, удушающий каждого, кто не в состоянии разгадать его загадку.

Загадка такова:

       Есть существо на земле: и двуногим, и четвероногим
       Может являться оно, и трехногим, храня свое имя.
       Чем больше опор его тело находит,
       Тем в членах его слабее движения сила.

Эдип решает загадку: это человек ползает на четвереньках, будучи младенцем, ходит на двух ногах во взрослом возрасте и ковыляет, опираясь на клюку, в старости.

Проиграв, Сфинкс в ужасе бросается со скалы и погибает.

А благодарный город Фивы предлагает Эдипу корону недавно погибшего царя Лая и его вдову, Иокасту.

Эдип правит Фивами семнадцать лет, пока на город не обрушивается страшный мор. И тогда царь Эдип посылает своего шурина Креонта к оракулу.

Краткое изложение пьесы Софокла “Царь Эдип

Драма начинается с того, что народ просит Эдипа помочь городу, страдающему от мора.

Тут появляется брат Иокасты, Креонт, принесший от оракула долгожданное известие, гласящее, что город осквернен присутствием в нем убийцы Лая, прежнего царя Фив.

Эдип перед народом клянется найти и наказать преступника и посылает за древним прорицателем Тиресием, чтобы тот указал виновного. Сначала тот отказывается говорить, но Эдип ведет себя вызывающе, и Тиресий, разгневавшись, путано говорит ему, что Эдип и есть убийца, и что за мать и за отца наказан будет горестным изгнанием, что будет видеть только мрак, что он и сын, и муж, и детям брат.

Но Эдип не хочет понимать его и думает, что это Креонт готовит против него заговор.

Входит Креонт, и Эдип начинает открыто обвинять его в заговоре.

Эдип и Иокаста
Александр Кабанель. Эдип и Иокаста

Входит Иокаста и богами заклинает Эдипа верить в невиновность своего брата, и умоляет объяснить, чем вызван его гнев. И Эдип объясняет, что Тиресий обвинил его в убийстве царя Лая.

Иокаста пытается успокоить Эдипа, говорит, что пророчествам доверять не следует, потому что это понятно по пророчеству, данному ее покойному мужу Лаю. Оно оказалось неверным, поскольку сын Лая был брошен умирать на недоступной скале, и не мог убить отца, а Лая на развилке трех дорог убили разбойники.

Эдип оказывается еще более обеспокоенным и начинает выспрашивать у Иокасты подробности смерти царя Лая. Кто его сопровождал? Как он выглядел? Кто принес известие о его смерти? Затем, объясняя свое плохое предчувствие, он рассказывает о своем коринфском происхождении, сомнениях относительно родителей, о том, что сказал ему оракул, и, наконец, описывает, как убил человека на развилке трех дорог.

Все раскрывается, когда прибывает пастух из Коринфа, объявляющий о смерти Полиба. Эдип и Иокаста сначала радуются этой новости, думая, что она несет утешение, доказывая несправедливость пророчеств.

Затем Эдип выражает страх перед абсурдно маловероятной опасностью, что он еще может как-нибудь случайно жениться на престарелой царице Коринфа, и Иокаста снова пытается его успокоить.

Коринфский пастух, изумленный, что они столь далеки от истины, объясняет Эдипу его происхождение, – поскольку этот пастух и есть тот человек, который принес искалеченного ребенка царю Полибу.

И наконец, слуга Лая, уцелевший свидетель его убийства, оказывается тем самым пастухом, который пожалел младенца, и, передав его коринфскому пастуху, спас ему жизнь.

Теперь Иокаста понимает всю правду и в смятении умоляет Эдипа не исследовать этот вопрос далее. Однако Эдип упорствует, желая выяснить правду, потому что он пугается домысла, что если он не сын Полиба, то, возможно, он вообще не королевской крови, может быть, сын рабыни – вот почему Иокаста так волнуется, думает он.

Иокаста выбегает прочь. А фиванский пастух под угрозой пытки рассказывает, что его жена, Иокаста, и есть его мать, приказавшая умертвить его во младенчестве.

Эдип прощается со своими детьми, оплакивая их тяжелую учесть, и просит Креонта заботиться о них
Бенинь Ганьеро. Эдип вручает своих детей богам

Эдип ошарашен открывшейся правдой. Требуя меча, он врывается во дворец и обнаруживает повесившуюся Иокасту. Эдип выдергивает из ее туники наплечную застежку и многократно вонзает ее иглой в свои глаза, крича, что зреть очам не должно ни мук его, ни им свершенных зол.

После этого он требует вывести себя к народу, чтоб показать убийцу. Эдип кричит, что сам себя изгонит, чтобы проклятья на дом свой не навлечь.

А потом просит оскорбленного Креонта изгнать его скорей туда, где б не слыхал людского он привета.

Эдип прощается со своими детьми, оплакивая их тяжелую учесть, и просит Креонта заботиться о них.

Слепой Эдип покидает Фивы в сопровождении Иокасты
Эжен Эрнест Хиллемахер. Эдип покидает Фивы

 

читайте далее анализ трагедии Софокла “Царь Эдип”:
 
Комплекс Лая >>>
 
Комплекс Иокасты >>>
 
Комплекс Эдипа >>>