::a:: Психоаналитик.Ру: Ключевые понятия психоанализа

:: Превращение пассивности в активность и наоборот – психологическая защита, описанная Фрейдом. Но это не простой процесс, он включает в себя другие психические процессы и другие психологические защиты.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Компромиссное образование
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Превращение пассивности в активность и наоборот:
о значении пениса для мальчика

                                             

В статье “Влечения и их судьба” Зигмунд Фрейд рассматривает превращения противоположных пар в качестве психологической защиты: садизма в мазохизм и вуайеризма в эксгибиционизм. Например, в случае эксгибиционизма Фрейд описывает следующие стадии превращений:

«Схема влечения к разглядыванию имеет приблизительно следующий вид:
a) разглядывать самому собственный половой орган;
b) разглядывать самому чужой объект (активное влечение к разглядыванию);
c) быть разглядываемым посторонним в качестве собственного объекта (наслаждение при показывании – эксгибиционизм).»
(Фрейд. “Влечения и их судьба”)

Фрейд подчеркивает, что корни вуайеризма находятся в аутоэротизме раннего детства, в частности, разглядывании своего пениса мальчиком. Вполне понятно, что желание ребенка подглядывать за переодеваниями родителей или их половым актом является естественным проявлением активного любопытства. Но, к сожалению, Фрейд не объясняет причины превращения вуайеризма в эксгибиционизм.

На самом деле, превращение в противоположное сложный психический процесс, имеющий свои причинно-следственные детерминанты. Возьмем в качестве примера клинический случай эксгибиционизма, когда голый мужчина, закутавшись в плащ, гуляет по парку для того, чтобы своим внезапным обнажением пугать мимо проходящих женщин. В чем может быть причина такого странного поведения?

Превращение вуайеризма в эксгибиционизм – извращенная активность

Представим, что мальчик, находясь на излете Эдипова комплекса (около 5 лет), подглядывает за половым актом родителей (первичной сценой, как говорят в психоанализе) – в этом проявляется естественное любопытство ребенка, которое побуждает его перейти от пассивного разглядывания своего пениса к активности вуайеризма. И он видит, с точки зрения маленького ребенка, огромный пенис отца. Он понимает, что его собственный пенис ничтожно мал, и тоже хочет иметь такой, как у папы. Это типичная ситуация в процессе эдипальной конкуренции. Такое открытие вызывает у мальчика чувство собственной незначительности и бесполезности конкуренции с отцом за мать, что приводит к депрессивной пассивности.

Подобные открытия (необязательно связанные с наблюдением пениса отца), которые приводят мальчика к осознанию реальности, что он еще ребенок, и не может всерьез конкурировать с отцом, и жениться на матери, запускают процесс крушения детских несбыточных надежд. «Таким образом, Эдипов комплекс погибает из-за своей внутренней невозможности» (Фрейд. “Гибель Эдипова комплекса”.)

Это длительный и мучительный процесс для мальчика, и чтобы помочь ему пережить несчастье крушения своих надежд и благополучно разрешить Эдипов комплекс – нужна активная поддержка отца. Конечно, отцу необязательно уверять своего сына, что его пенис вырастет (если сын сам не попросит заверить его в этом), но отцу обязательно нужно относиться к своему сыну со всей серьезностью, как к равному, уважать его личность, активно предлагать себя в качестве объекта для идентификации, обучать его тому, что он умеет сам, вселять в него уверенность в себе и своих способностях, помогать формировать оптимистический взгляд в будущее, т.е. стимулировать ребенка к конструктивной активности.

отец, пожирающий своих детей
Гойя. Сатурн, пожирающий своих детей

Если же отец обесценивает и унижает своего сына, говорит, что у него еще молоко на губах не обсохло, а руки растут из жопы, и всячески самоутверждается за его счет, чтобы почувствовать свое превосходство – этим он убеждает сына, что он навсегда останется маленьким мальчиком с маленькой писькой. В этом случае мальчик будет чувствовать полное эдипальное поражение в конкуренции с отцом.

В этот период для мальчика также очень важны внимание и любовь его матери, ведь ему нужно убедиться, что мать его любит, несмотря на то, что его пенис меньше, чем у отца.

Если мать не сможет проявить к своему сыну достаточно любви и внимания, чтобы компенсировать его травмы, нанесенные отцом, то во взрослом возрасте он может "скатиться" в белый психоз, разгуливая по паркам и демонстрируя свой пенис. Он будет получать удовлетворение от чувства страха испуганных женщин – ведь, если эти женщины так пугаются его пениса, значит он у него огромный, больше чем у отца. Так происходит превращение депрессивной пассивности в извращенную активность. Эксгибиционизм является извращением в том смысле, что эксгибиционист с помощью своих навязчивых действий не способен ни дать любовь, ни получить любовь, а только пытается на короткое время заглушить боль своего эдипального поражения.

Бегство от депрессии в манию

Такой исход является бегством в маниакальную активность от депрессивного переживания собственной ничтожности. В случае первертного эксгибиционизма – это наиболее неблагоприятный вариант развития, свидетельствующий о том, что мать не смогла дать своему сыну силы даже для того, чтобы взглянуть своим переживаниям в лицо. Чаще всего это бывает следствием бегства самой матери от собственных проживаний в маниакальную активность, например, в навязчивое кормление ребенка или маниакальное соблюдение гигиены – в результате мать бежит от переживаний своего ребенка. В этом смысле проявление депрессии в подростковом возрасте, хотя и будет свидетельствовать о том, что никто из родителей не смог дать подростку надежду на его успешное развитие, но также будет свидетельствовать и о способности переживать им свои самые тяжелые чувства – значит с матерью все же был какой-то эмоциональный контакт (или с бабушкой, или с тетей), что дает надежду пережить свою депрессию в будущем и излечиться от нее (с помощью близкого друга, любящей девушки, психоаналитика).

Депрессия является страданием, и это является стимулом для того, чтобы попытаться избавиться от нее. А извращение формируется вокруг удовольствия, поэтому от него очень трудно отказаться, а значит и избавиться от перверзии.

Но если этот мальчик будет страстно любим своей матерью, то он может идентифицироваться с ней, коли идентификация с отвергающим отцом встретила такие трудности. При этом восхищение огромным пенисом отца может остаться слишком ярким переживанием его детства, став ядром комплекса гомосексуальности. И он будет всю жизнь искать сильных мужчин, которые смогли бы заменить ему отца, и пенисом которых он мог бы восхищаться. Это также является превращением депрессивной пассивности в маниакальную активность поиска отца (не только его пениса). Но если ему удастся найти достойного партнера и выстроить стабильные отношения в гомосексуальной паре – такой исход можно считать вполне благоприятным.

Возможен и другой вариант развития, например, если такой мальчик будет смещать свою злость с отца на беззащитных насекомых или животных, мучая их. Так будет происходить бегство от депрессивной пассивности в садистскую активность.

Если родители будут попустительствовать садистским наклонностям своего сына, он, возможно, вырастет маньяком-убийцей – а его нож будет символизировать его огромный пенис. Здесь мы тоже имеем дело с превращением депрессивной пассивности в маниакальную активность в буквальном смысле это слова. В данном случае мы видим идентификацию с агрессором, а точнее, идентификацию с монстроподобным образом своего отца, сформированным в раннем детстве (см. приведенную иллюстрацию: Сатурн, пожирающий своих детей).

Сублимация

В более благоприятном случае такой человек может работать в службе очистки города от бездомных животных (как Шариков). Но возможен и более конструктивный вариант развития такого ребенка, если родители будут активно порицать садистскую деятельность своего сына и перенаправят ее, помогая ему получить медицинское образование – тогда он может стать хирургом, и его садизм будет сублимирован.

Психологическая защита, в результате которой формируется социально приемлемая деятельность – называется сублимацией.

Возможен также достаточно благоприятный исход развития этого мальчика в случае формирования реактивного образования, описанный в параграфе Реактивное образование. Но и этим примером не исчерпываются все возможные исходы развития мальчика, травмированного отцом в эдипальном возрасте, потому что невозможно описать все варианты взаимоотношений матери, отца и ребенка, названные в психоанализе триангуляцией.

Вот еще один позитивный пример успешной сублимации в результате превращения пассивности в активность, который приводит Чарльз Бреннер в 5-й части своей статьи:

«Сорокалетний акушер был старшим из шести детей. Все его братья и сестры, как и он сам, родились в сельском доме, где его родители жили, когда он был ребенком. Каждые роды становились большим событием, сильно его интересовавшим, но присутствовать при родах ему не разрешалось, хотя наблюдение за рождением животных было обычным для него занятием с ранних лет. Таким образом, выбор пациентом профессии оказался нормальным аспектом психического функционирования, удовлетворявшим возникшее в раннем детстве желание наблюдать за родами матери. Этим также удовлетворялось его детское желание превзойти своего отца, который всегда почтительно относился к доктору, посещавшему мать во время ее многочисленных родов, и активно ему помогал.»
(Бреннер. “Роль психического конфликта в душевной жизни”)

::

Как мы видели из приведенных примеров, то, что кажется превращением активности в пассивность или наоборот – оказывается более сложным комплексом психических процессов, нередко включающих другие психологические защиты.

 

читайте также:
 
Превращение в противоположное: превращение любви в ненависть и наоборот
 
Принцип удовольствия и избегания неудовольствия
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни
 
Эдипов комплекс у мальчиков по Фрейду
 
Идентификация с агрессором
 
Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии