::a:: Психоаналитик.Ру: Эдипов комплекс с точки зрения классического психоанализа

:: Негативный Эдипов комплекс первоначально описан Зигмундом Фрейдом как результат амбивалентного отношения к родителю того же пола. Но при включении в эту конфигурацию понятия бисексуальности, Фрейд приходит к гомосексуальному обоснованию феномена негативного Эдипова комплекса.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Негативный Эдипов комплекс по Фрейду

                                             
Ты кого больше любишь, маму или папу?
Распространенный вопрос ребенку эдипова возраста
	  
	  

Амбивалентность

В мифе о царе Эдипе, который Фрейд использует как символ феномена Эдипова комплекса, Эдип вступает в сексуальную связь с матерью, не зная, что она его мать, и убивает отца случайно, не зная о том, что это его отец. Это убийство происходит в соответствии с пророчеством, именно из-за которого Эдип и покидает свой дом, желая оградить от исполнения пророчества своего приемного отца, которого он считал родным. Мораль этой легенды в духе царящего в Древней Греции фатализма заключается в том, что невозможно изменить то, что предначертано богами, как ни старайся человек избегнуть своей судьбы. Фрейд видел в этом символический смысл: бессознательное не обмануть, Эдипов комплекс неотвратим. «Всем нам, быть может, суждено направить наше первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание на отца…» (“Толкование сновидений” Фрейд)

Анализу трагедии Софокла “Царь Эдип” я посвящу одну из следующих статей из цикла об Эдиповом комплексе, а пока я хочу только подчеркнуть, что в нормальной ситуации отец мальчика эдипова периода известен, и мальчик к нему испытывает противоречивые чувства. Иногда, когда отец препятствует безраздельному владению мальчика матерью ‒ он может его ненавидеть. Но мальчик одновременно любит своего отца и очень в нем нуждается. Также это верно и для девочек. Вот как сам Фрейд описывает такие противонаправленные чувства:

«Одна способная, очень живая девочка восьми лет, обнаружившая особенно ярко признаки этой черты детской психологии, говорит даже прямо: “Пусть мамочка умрет, папочка женится на мне, я буду его женой”. В детской жизни желание это отнюдь не исключает того, что ребенок нежно любит свою мать. Если маленький мальчик может спать с матерью, как только отец уезжает, а после его возвращения должен вернуться в детскую к няньке, которая нравится ему гораздо меньше, то у него очень легко может возникнуть желание, чтобы отец постоянно находился в отсутствии и чтобы он сам сохранил бы свое место у дорогой, милой мамы; одним из средств для достижения этого желания является, очевидно, то, чтобы отец умер, потому что ребенок знает: "мертвых", как например дедушки, никогда нет, они никогда не приходят
(“Толкование сновидений”)

Этим Фрейд подчеркивает специфику "желания смерти" ребенком: для ребенка это не имеет ничего общего с настоящей смертью, потому что в этом возрасте ребенок еще не может понять, что же такое смерть, это только желание совершенно и окончательно устранить соперника. При этом, ребенок одновременно может горячо любить родителя, которого хочет устранить, и очень нуждаться в нем.

Такое существование противоположно направленных чувств Фрейд назвал амбивалентностью. Это означает, что мальчик не убивает отца не потому, что не может его убить, потому что тот сильнее, а потому что любит его, хотя и ненавидит. Так Фрейд считал первоначально:

«Идентификация известна в психоанализе как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. Она играет определенную роль в развитии Эдипова комплекса. Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать и быть таким, как он, быть на его месте во всех случаях. Мы говорим с уверенностью: отец является для него идеалом. Это отношение не имеет ничего общего с пассивной или женственной установкой к отцу (и к мужчине вообще), оно является, наоборот, исключительно мужским. Оно отлично согласуется с Эдиповым комплексом, подготовке которого оно способствует.»
(“Массовая психология и анализ человеческого Я”)

То есть мальчик, подражая отцу, идентифицируется с его мужественностью, в конце концов, мужской агрессивностью, которая же потом и оборачивается против отца в расцвете Эдипова комплекса. Но отец, по-прежнему, остается идеалом для мальчика, попросту говоря, мальчик продолжает его любить.

«Ребенок замечает, что отец стоит на пути к матери; его идентификация с отцом принимает теперь враждебный оттенок и становится идентична желанию занять место отца также и у матери. Идентификация амбивалентна с самого начала, она может служить выражением нежности, равно как и желания устранить отца.»
(там же)

Бисексуальность

Фрейд следующим образом описывает формирование выбора сексуального объекта или, говоря иначе, полового предпочтения, в рамках позитивного Эдипова комплекса:

«Выбор сексуального объекта находит свое выражение обычно уже по отношению к родителям; естественное предрасположение устраивает так, что отец балует дочь, а мать ‒ сына, в то время как оба они там, где влияние их пола не омрачает чистоты их суждения, с одинаковой строгостью относятся к воспитанию детей. Ребенок замечает предпочтение и восстает против того из родителей, который противится такому баловству.»
(“Толкование сновидений ”)

Соответственно, если папа балует сына, а мать ‒ дочь, формируется противоположная ориентация, названная Фрейдом негативным Эдиповым комплексом.

Но Фрейд не удовлетворяется "просто" баловством родителей при формировании сексуальных предпочтений ребенка и идет дальше. Еще в Очерках по теории сексуальности Фрейд обосновывает возможность гомосексуального выбора или, как он выражается, инверсии, которая и создает возможность для формирования негативного Эдипова комплекса. Исходя из умозаключения, что «половое влечение, вероятно, сначала не зависит от объекта и не обязано своим возникновением его прелестям», Фрейд делает вывод «об общем бисексуальном врожденном предрасположении высших животных».

Исходя из своей "старой" идеи о бисексуальности Фрейд меняет свой взгляд на природу амбивалентности:

«Возможно, что и амбивалентность, констатированную в отношении к родителям, следовало бы безусловно отнести к бисексуальности, а не к развитию из идентификации вследствие установки соперничества, как я это изложил ранее
(“Я и Оно”)

Так Фрейд отходит от определения амбивалентности как "просто" ситуации любви и соперничества . Этим Фрейд последовательно продолжает свою линию примата сексуальности, которую он назвал либидо. Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что если сказать: мальчик испытывает противоречивые, амбивалентные чувства к отцу, с одной стороны ненависть, а с другой любовь ‒ то под любовью теперь Фрейд понимает только сексуальную любовь, то есть либидо.

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный Эдипов комплекс, который является двояким ‒ позитивным и негативным, в соответствии с бисексуальностью ребенка. Например, у мальчика, не только амбивалентная установка к отцу и нежное отношение к матери, но одновременно он и ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери.»
(Там же)

Так Фрейд, исходя из природы врожденной бисексуальности, выводит понятие полного Эдипова комплекса. При этом, уже получается, что мальчик испытывает к отцу пассивно-гомосексуальные стремления: «ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку», ‒ а не "просто" испытывает любовь и восхищение.

Для девочек гомосексуальный выбор не оказывается конфликтным, о чем мы будем говорить в одной из следующих статей. Но для мальчика "любовь" к отцу вызывает новую волну кастрационного страха (описанного в предыдущей статье), по той причине, как считает Фрейд, что это мальчика наводит на мысль, что для того, чтобы его "любил" отец, он должен лишиться пениса.

На этом этапе развития истории мальчика и девочки радикальным образом расходятся.

 

читайте далее:
 
Эдипов комплекс у мальчиков >>>
 
Эдипов комплекс у девочек >>>
 

 
читайте также:
 
Царь Эдип. Софокл: Краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
Либидо
 
Психоанализ: как работает психоаналитик и как это помогает
 
Кто такой психоаналитик? Осторожно: "дикие" психоаналитики!
 


 





примечания

В этой цитате Фрейд показывает, что желание смерти, возникающее у ребенка, не означает желание смерти во "взрослом" смысле этого слова. Это расходится с содержанием мифа об Эдипе, в котором происходит реальное убийство. В “Тотем и табу” Фрейд прямо пишет про убийство отца в строгом смысле этого слова. Поэтому, Эдипов комплекс, все же, ассоциируется с кровавыми намерениями ребенка в адрес своего родителя. Поэтому Эрих Фромм особо подчеркивает в связи с этим:

«Маленький мальчик не понимает, что значит смерть, и на самом деле он говорит: “Я хочу, чтобы папа ушел, чтобы мне досталось все твое внимание”. Сделать вывод, что сын глубоко ненавидит отца, настолько, что желает ему смерти, значит не учитывать специфики воображаемого мира ребенка и разницы между ним и взрослым.»
(“Величие и ограниченность теории Фрейда”)

назад
  
  

«Они ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.»
(“Тотем и табу”.Фрейд )

назад