::a:: Психоаналитик.Ру: Онтология Эдипова комплекса

:: Распространено мнение, что понятие комплекса введено в психоанализ Карлом Юнгом, однако, исследования комплексов для понимания невротических симптомов были начаты Йозефом Брейером и Зигмундом Фрейдом еще в 1895 г.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Комплекс с точки зрения психоанализа

                                             
Сейчас всем известно, что люди обладают комплексами. Не так хорошо известен, хотя намного более важен с точки зрения теории тот факт, что комплексы могут обладать нами.
Юнг. Обзор теории комплексов
	  

Термин комплекс происходит от латинского complexus – связь, сочетание. Этот латинский термин используется очень давно, в том числе в медицине, например, комплекс симптомов.

Идея использования ассоциаций для объяснения психических процессов была настолько популярна в XIX в., что возникло целое направление – ассоциативная психология, исследующая комплексы представлений, корни которой уходят в XVIII в. к философским трудам Дэвида Юма.

Заслугой психоанализа является не введение термина комплекс, и не использование ассоциаций для объяснения психической деятельности, а создание нового метода лечения в результате исследования комплексов.

Комплекс ассоциаций и невротический симптом

лечение истерии: катартический метод Брейера
Катартический метод Брейера
Кадр из фильма “Фрейд: Тайная страсть

В статье Лечение разговором описывается история открытия использования комплексов для лечения конверсионной истерии на заре формирования психоанализа. К наставнику Фрейда Йозефу Брейеру обратилась некая девушка, страдающая конверсионной истерией (см. Конверсионная истерия. случай Анны О.). Для ее лечения Брейер использовал гипноз, но он не приказывал пациентке, как Жан Шарко, чтобы ее симптомы прекратились, потому что это не приводило к устойчивым результатам, а практиковал новую технику, которую он назвал катартическим методом.

«Было замечено, что больная во время своих состояний абсанса, психической спутанности, бормотала какие-то слова. Эти слова производили впечатление, как будто они относятся к каким-то мыслям, занимающим ее ум. Врач [Йозеф Брейер] просил запомнить эти слова, затем ввел ее в состояние гипноза и повторил снова эти слова, чтобы побудить ее сказать что-нибудь на эту тему.»
(Зигмунд Фрейд. “Пять лекций о психоанализе”)

Благодаря этой технике был открыт феномен комплекса ассоциаций, который связывает в себе кажущиеся разрозненными ассоциации пациента с патогенным ядром, вокруг которого развились невротические симптомы.

«Больная пошла на это и воспроизвела перед врачом то содержание психики, которое владело ею во время состояния спутанности и к которому относились упомянутые отдельные слова. Это были глубоко печальные, иногда поэтические прекрасные фантазии, – сны наяву, можем мы сказать, – которые обычно начинались с описания положения девушки у постели больного отца. Рассказав ряд таких фантазий, больная как бы освобождалась и возвращалась к нормальной душевной жизни.»
(там же)

По результатам этого лечения Йозефом Брейером и Зигмундом Фрейдом была написана совместная работа“Исследования истерии” (1895). Но Брейер и Фрейд не приписывают себе право первооткрывателей значения комплексов в объяснении образования симптомов истерии:

«Впрочем, в ходе анализа истерических феноменов мы не смогли обнаружить разрозненные бессознательные представления и убедились в правоте известных и заслуживающих всяческих похвал французских исследователей, которые доказали, что крупные комплексы представлений и сложные психические процессы, имеющие большие последствия, остаются у многих больных совершенно бессознательными, хотя и соседствуют с сознательной психической деятельностью…
Благодаря этому открытию мы получили, по меньшей мере, некоторые доказательства того, что истерический припадок обусловлен воздействием комплекса бессознательных представлений (я имею в виду, прежде всего, исследования Шарко).»
(Йозеф Брейер. Теоретическая часть. “Исследования истерии”)
Фрейд за работой
Фрейд за работой
Кадр из фильма “Принцесса Мария Бонапарт

В дальнейшем Фрейд отказался от гипноза в качестве средства лечения неврозов (см. Как работает гипноз), но идея комплекса стала основной в его технике лечения с помощью психоанализа. Суть психоаналитического лечения стала заключаться в том, что пациент лежит на кушетке (положение, оставшееся от гипноза) и говорит все, что приходит ему в голову (ассоциативный метод психоанализа), а психоаналитик внимательно слушает пациента и ищет связи в ассоциациях пациента (комплексы ассоциаций). Психоаналитик проводит их анализ и выдвигает предположения о бессознательных причинах, вызывающих те или иные симптомы, и предлагает свои гипотезы к рассмотрению пациенту (делает интерпретацию). Пациент либо соглашается, либо опровергает мнения психоаналитика, но в любом случае интерпретации вызывают новые ассоциации пациента, которые тоже подвергаются анализу (см. подробнее Психоанализ: как работает психоаналитик и как это помогает). В технике современного психоанализа также лежит принцип свободных ассоциаций катартического метода доктора Брейера (только не используется гипноз).

Тем не менее, Фрейд не приписывает Брейеру и себе главную роль в разработке теории комплексов:

«Уважаемые дамы и господа! Вполне целесообразно называть группу представлений, связанных одним аффектом, комплексом, по примеру Цюрихской школы (Блейлер, Юнг и др.). Итак, мы видим, что, исходя в наших поисках вытесненного комплекса от той последней мысли, которую высказывает наш больной, мы можем надеяться найти искомый комплекс, если больной дает в наше распоряжение достаточное количество свободно приходящих в голову мыслей. Поэтому мы предоставляем больному говорить все, что он хочет, и твердо придерживаемся того предположения, что ему может прийти в голову только то, что, хотя и не прямо, зависит от искомого комплекса. Если вам этот путь отыскания вытесненного кажется слишком сложным, то я могу вас, по крайней мере, уверить, что это единственный возможный путь.»
(Фрейд. “Пять лекций о психоанализе”. 1910)

Исследования Юнга

Как вы могли видеть, не вполне справедливо считается, что Фрейд воспользовался открытием Юнга и ввел в свою теорию понятие комплекса, о чем пишут многие словари (например, “Большой психологический словарь”, 2004).

Ассоциативный эксперимент Юнга
Ассоциативный эксперимент Юнга
Кадр из фильма “Опасный метод

Но историю открытия комплексов обычно начинают именно с исследований Юнгом ассоциаций. Он произносил испытуемым слова-стимулы и просил говорить ему любое слово, которое приходит в голову, и при этом засекал время реакции. В результате таких исследований было установлено, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же слова-стимулы. Юнг предположил, что удлинение времени реакции свидетельствовало о том, что был затронут эмоционально значимый ассоциативный комплекс. Слова-ассоциации испытуемого тоже могут многое рассказать о его переживаниях, так например, Юнг смог выяснить, что один из его испытуемых убил человека в порту по задержанной реакции на слово порт и ассоциации нож. Юнг также начал экспериментировать с измерениями кожно-гальванических реакций и ритма дыхания – так что детектор лжи, получается, изобрел Юнг.

В результате этих исследований Юнг опубликовал следующие работы:

Ассоциации здоровых субъектов. Карл Юнг и Франц Риклин (1904);
Анализ ассоциаций больных эпилепсией (1905);
Соотношение времени отклика в ассоциативном эксперименте (1905);
Психоанализ и ассоциативные эксперименты (1906)
и другие

Юнг был хорошо знаком со всеми трудами Фрейда, следил за их изданием, и был поклонником его таланта, поэтому нельзя исключить, что к экспериментам с ассоциациями его вдохновила совместная работа Брейера и Фрейда “Исследования истерии”. Но сам Юнг в своей первой статье “Ассоциации здоровых субъектов” пишет, что в психиатрической клинике, в которой он работает, когда-то в прежние времена ассоциативными экспериментами занимался его директор Эйген Блейлер. Юнг также указывает, что такими экспериментами ранее занимались Циген, Майер, Орт и Клапаред.

В своих первых работах по ассоциативным экспериментам Юнг даже не использовал термин комплекс.

Комплекс как психическое явление

Сегодня термин комплекс весьма распространен в быту. Кроме Эдипова комплекса, притчами во языцех стали комплекс неполноценности, комплекс вины, комплекс Наполеона и крылатое словечко закомплексованность.

Комплекс как психический феномен – это устойчивое образование, проявляющееся мыслями, желаниями и действиями, в том числе, невротическими симптомами, сформированное вокруг сверхзначимого эмоционального переживания, часто вытесненного, которое может быть обнаружено благодаря комплексу ассоциаций в процессе проведения психоанализа или ассоциативного эксперимента.

Такое понимание комплекса явилось следующим важным шагом в психологии, и формально было ознаменовано введением понятия Эдипова комплекса. Фрейд начал исследования этой темы еще в 1897 году, но термин Эдипов комплекс использовал впервые только в 1910 в статье “Об особом типе выбора объекта у мужчин”:

«Ребенок начинает желать свою мать в этом новом смысле и снова начинает ненавидеть отца как соперника, стоящего на пути к осуществлению этого желания, он попадает, как мы говорим, во власть комплекса Эдипа

Фрейд упоминает в этой работе также материнский комплекс, комплекс проститутки и родительский комплекс. Но это статья не про теорию комплексов, а про Эдипов комплекс и сопряженные с ним комплексы.

Юнг публикует свою первую работу о комплексах как психических феноменах только в следующем году: “Обзор теории комплексов”, но она имеет более фундаментальный характер и становится основополагающей в его учении.

Ощущение, что Юнг был основателем концепции комплексов связно с тем, что Фрейд быстро охладел к этой теме, и, продолжая использовать эту идею имплицитно в технике психоанализа, развил только два понятия комплексов – Эдипов комплекс и комплекс кастрации. А Юнг сделал учение о комплексах краеугольным камнем своей аналитической психологии (как он назвал свое направление после разрыва с Фрейдом в 1912 г.). Юнг даже хотел переименовать свою школу в психологию комплексов.

Что такое комплекс

С точки зрения Юнга вся психика человека состоит из комплексов, это нормально и естественно, и не обязательно свидетельствует о психопатологии. Малые комплексы могут объединяться в большие, и даже такие основные психические структуры как Супер-Эго и даже Эго тоже являются комплексами.

«На первый взгляд кажется, что существует бесконечное множество вариантов комплексов, но их тщательное сравнение дает относительно малое число основных форм, и все они надстраиваются над первыми переживаниями детства.»

Юнг сравнивал комплекс с айсбергом, только вершина которого находится над водой, а большая часть его скрыта под водой, т.е. в бессознательном. Комплексы влияют исподволь на наши чувства, мысли, а, значит, и поведение той своей частью, которая скрыта в бессознательном. Задача психоанализа – помочь пациенту осознать эту подводную часть комплекса, которая и руководит его жизнью.

«Человеку не следует стремиться искоренять свои комплексы, а следует прийти с ними в согласие: они законно являются тем, что направляет поведение человека в мире.»
(Из письма Фрейда к Ференци, 1911)

Комплексы являются смыслообразующими психическими системами, формирующими мотивацию к индивидуальному прогрессу или ввергающими в стагнацию. Например, абсолютная эдипальная победа лишает ребенка стимула к развитию, а сокрушительное эдипальное поражение может привести к депрессии и тоже лишить стимула к развитию (см. Превращение пассивности в активность и наоборот). В любом случае, чего бы ни достигал мужчина в своей жизни – он это делает во имя реальной или воображаемой женщины, и для того, чтобы самоутвердиться перед соперниками. В этом явно прослеживается эдипальная констелляция, и ее специфика в детстве напрямую влияет на судьбу в будущем. Традиционная роль женщины как матери также является прямым продолжением эдипальной ситуации. Современная феминистическая позиция женщины и ее борьба за место под солнцем в мужском обществе только подтверждает, если уж не напрямую зависть к пенису, как считал Фрейд, то, уж точно, желание доказать, что женщина тоже человек. (Этим темам посвящен этот цикл статей Онтология Эдипова комплекса.)

«...комплекс или обладание комплексом не обязательно означает неполноценность. Это значит только, что существует нечто несовместимое, неассимилированное, возможно даже, какое-то препятствие, но это также и стимул к великим устремлениям и поэтому, вполне вероятно, даже новая возможность для успеха. Следовательно, комплексы являются в этом смысле прямо-таки центром или узловым пунктом психической жизни, без них нельзя обойтись; более того, они должны присутствовать, потому что в противном случае психическая деятельность пришла бы к чреватому последствиями застою. Но они означают также и неисполненное в индивиде, область, где, по крайней мере сейчас, он терпит поражение, где нельзя что-либо преодолеть или осилить; то есть, без сомнения, это слабое место в любом значении этого слова.
Но как бы то ни было, опыт показывает, что комплексы всегда содержат в себе нечто вроде конфликта или, по крайней мере, являются либо его причиной, либо следствием.»

Так Эдипов комплекс возникает в результате именно группы связанных между собой конфликтов и порождает, в свою очередь, комплекс кастрации.

Определение комплекса

Комплекс – это сочетание внутрипсихических элементов, представлений, мыслей, желаний, амбиций, страхов, обид и других переживаний, сложным образом взаимосвязанных и переплетенных между собой и сформированных вокруг эмоционально сверхзначимого внутрипсихического конфликта (или комплекса внутрипсихических конфликтов), в результате чего могут возникать межличностные конфликты, порождаться новые внутрипсихические конфликты и невротические симптомы. Психическое содержание комплекса никогда не осознается полностью, а межличностные конфликты видятся индивидуумом как несвязанные между собой.

Чтобы понять, что же такое комплекс – нужно понять, что такое конфликт.

 

читайте далее Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт (скоро на сайте)
 
 
читайте также:
 
Лечение разговором
 
Как работает гипноз
 
Конверсионная истерия (случай Анны О.)
 
Психоанализ: как работает психоаналитик и как это помогает
 
Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей. Часть 1. Взгляд на отца: комплекс Лая
 
Эдипов комплекс у девочек по Фрейду
 
Превращение пассивности в активность и наоборот: о значении пениса для мальчика
 
Либидо
 


 





примечания

Не исключено, что причиной такого охлаждения к концепции комплексов послужил разрыв Юнга с Фрейдом, который очень любил своего ученика и видел его продолжателем своего дела. Причиной разрыва послужила работа Юнга “Либидо, его метаморфозы и символы” (1912), в которой он расширяет понятие либидо до единой жизнеобразующей энергии человека, в то время как Фрейд видел все свое учение о психоанализе построенным на концепции либидо как сексуальной энергии. Не последнее место в этих теоретических противоречиях занимала и склонность Юнга к мистицизму, которая весьма раздражала Фрейда. Близкие друзья возненавидели друг друга, а вместе с тем Фрейд, похоже, возненавидел и концепцию комплексов, которой так был очарован Юнг, и написал в 1913 г., что Юнг разрешил загадку своей мистики, базируясь на символическом использовании отслуживших свой срок комплексов.

назад