::a:: Психоаналитик.Ру: Эдипов комплекс с точки зрения современного психоанализа

:: Непростые отношения у Фрейда с отцом помогли ему открыть в себе Эдипов комплекс, но любовь к отцу и страх перед ним не позволили Фрейду обнаружить у своего отца комплекс Лая



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Эдипов комплекс: взгляд на родителей
Часть 1. Взгляд на отца: комплекс Лая

                                             
Автор не принимает во внимание, что "психология", которую он видит, есть его собственная психология...
Юнг. Психологические типы
	  
	  

Эдипов комплекс был открыт Зигмундом Фрейдом в результате самоанализа, размышлений над собственными чувствами в адрес отца и матери, что привело Фрейда к параллелям с трагедией Софокла “Царь Эдип”. В 1897 г. в письме Вильгельму Флиссу Фрейд пишет:

«Я обнаружил, и у себя тоже, то, что я был влюблен в мать и ревновал ее к отцу, и теперь я считаю это общим событием для всех людей в раннем детстве. Если это так, можно понять, почему на людей производит такое сильное впечатление история о царе Эдипе. Эта греческая легенда основана на желании, знакомом каждому по своим собственным чувствам. Все когда-то в мечтах хотели быть подобными Эдипу, и каждый сжимается от ужаса, видя, как в этой легенде мечта становится реальностью.»
(“Зигмунд Фрейд”. Пол Феррис)

Концепция Эдипова комплекса не только отсылает нас к античному мифу об Эдипе, но и сама, в определенном смысле, является мифом. Мифичность означает не ложность, а символически-аллегорическую форму выражения идеи. Использование аллегорий и символизма можно определенно считать характерной особенностью психоанализа, выделяющую его из всех других направлений психологии. Это означает, что Фрейд, конечно, не убивал своего отца как Эдип (об этом речь пойдет ниже), но, он также как и Эдип "убил" своего отца, не зная об этом, ‒ по мнению Фрейда, также как и он, каждый сын хочет "убить" своего отца в своей бессознательной фантазии.

Подробные рассуждения об Эдипове комплексе впервые встречаются в эпохальной работе Зигмунда Фрейда, которая знаменует рождение психоанализа, “Толковании сновидений” (1899). Фрейд излагает миф об Эдипе, описанный Софоклом, следующим образом:

Эдип убивает своего отца
Эдип убивает своего отца
кадр из фильма Пьера Пазолини "Царь Эдип"

«Я разумею здесь миф об Эдипе и одноименную трагедию Софокла “Царь Эдип”. Сын Лая, фиванского царя, и Иокасты, покидается своими родителями вскоре после рождения на свет, так как оракул возвестил отцу, что еще нерожденный им сын будет его убийцей. Эдипа спасают, и он воспитывается при дворе другого царя, пока сам, сомневаясь в своем происхождении, не спрашивает оракула и не получает от него совет избегать родины, так как он должен стать убийцей своего отца и супругом своей матери. По дороге с мнимой родины он встречает царя Лая и убивает его во внезапно разгоревшемся сражении. Потом подходит к Фивам, разрешает загадку преграждающего путь сфинкса и в благодарность за это избирается на фиванский престол и награждается рукою Иокасты, Долгое время он правит в покое и мире и производит от своей жены-матери двух дочерей и двух сыновей, как вдруг разражается чума, заставляющая фиванцев вновь обратиться к оракулу с вопросом. Здесь-то и начинается трагедия Софокла. Гонец приносит ответ оракула, что чума прекратится, когда из города будет изгнан убийца Лая. Где же он, однако? “Где сыщешь неясный след давнишнего злодейства?
Действие трагедии состоит не в чем ином, как в постепенно пробуждающемся и искусственно замедляемом раскрытии – аналогичном с процессом психоанализа ‒ того, что сам Эдип ‒ убийца Лая и в тоже время сын убитого и Иокасты. Потрясенный своим страшным злодеянием, Эдип ослепляет себя и покидает родину. Предсказание оракула сбылось.»

На этом Фрейд заканчивает пересказ мифа и приступает к теоретическим построениям. Кажется понятным и без дальнейшего пересказа кто совершил «давнишнее злодейство». Но интересно, что Фрейд обрезает важные подробности раннего детства Эдипа, лишь лаконично сообщая, что Эдип «покидается своими родителями». Как покидается, при каких обстоятельствах? Кажется, Фрейду это не важно. Для Фрейда виновник уже найден, и приговор ему вынесен:

«Судьба его захватывает нас потому, что она могла бы стать нашей судьбой, потому что оракул снабдил нас до нашего рождения таким же проклятием, как и Эдипа. Всем нам, быть может, суждено направить наше первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание на отца; наши сновидения убеждают нас в этом. Царь Эдип, убивший своего отца Лая и женившийся на своей матери Иокасте, представляет собой лишь осуществление желания нашего детства.[…]
…Миф об Эдипе возник из древнейшего материала сновидений, который имеет своим содержанием мучительное нарушение отношения к родителям благодаря первым побуждениям сексуальности.»
(“Толкование сновидений”)

Фрейд не заметил, что «действие трагедии состоит не в чем ином, как в постепенно пробуждающемся и искусственно замедляемом раскрытии» истории трагедии детства Эдипа.

В процессе "следствия", которое проводит Эдип, для того, чтобы выяснить, кто совершил «давнишнее злодейство» и прекратить чуму, постигшую Фивы, к Эдипу приходит некий Вестник, который сообщает, что царь Полиб умер. Это сначала радует Эдипа, потому что он считал его своим отцом, и это означает, что он теперь не может его убить. Но Вестник, в конце концов, рассказывает Эдипу, что он не родной Сын Полибу, и что в те времена, когда он был пастухом у Полиба, он спас Эдипа от неминуемой смерти:

       Я был твоим спасителем, мой сын.
       Свидетели – лодыжки ног твоих.
       Я развязал проколотые ноги.
       Мне передал тебя другой пастух.
       Он, помнится, слугой назвался Лая.

Так Эдип выясняет, что был спасен Вестником, которому он был передан с проколотыми и связанными лодыжками неким пастухом, слугой Лая, бывшего царя Фив, трон которого он занимает, и ложе которого он делит с его вдовой. Это наводит Эдипа на самые ужасные подозрения, и тогда его жена, Иокаста, пытаясь его успокоить, проговаривается про страшные подробности детства ее младенца:

       Был Лаю божий глас,- сама не знаю,
       От Феба ли, но чрез его жрецов,-
       Что совершится рок – и Лай погибнет
       От нашего с ним сына, а меж тем,
       По слуху, от разбойников безвестных
       Он пал на перекрестке трех дорог.
       Младенцу ж от рожденья в третий день
       Отец связал лодыжки и велел
       На недоступную скалу забросить.

слуга Лая несет Эдипа, чтоб на недоступную скалу забросить
Слуга Лая несет Эдипа на смерть
кадр из фильма Пьера Пазолини "Царь Эдип"

И тогда Эдип вспоминает ссору и убийство на перекрестке трех дорог, и начинает понимать, что он и есть тот младенец и, следовательно, муж своей матери и убийца своего отца. То есть, отец Эдипа Лай проколол и связал своему младенцу лодыжки и приказал своему слуге бросить его умирать на недоступной скале из-за страха быть убитым собственным сыном. Эта немаловажная деталь меняет курс "следствия", и к обвинению в отцеубийстве, сделанного Фрейдом, добавляется покушение на детоубийство, которое Фрейд "утаил" в своем “Толковании сновидений”. При этом, отцеубийство было совершено по незнанию и в качестве самообороны, а покушение на детоубийство было осознанным, намеренным и спланированным. Почему Фрейд утаил этот факт? "Забывание по Фрейду", или как говорят в психоанализе, вытеснение? В чем причина такой забывчивости?

::

Эдипов комплекс включает в себя две основные составляющие, сексуальное чувство к матери и ненависть и насильственное желание к отцу. Но существует и еще один важный компонент Эдипова комплекса ‒ амбивалентность (который Фрейд разрабатывает позднее, в 1905 г.). В аспекте концепции Эдипова комплекса под амбивалентностью следует считать конфликт, а именно противоречивость чувств маленького мальчика между убийственной ревностью к отцу и чувством любви со стороны отца. Но многие психоаналитики амбивалентность Эдипова комплекса трактуют несколько иначе, как конфликт между убийственной ревностью маленького мальчика к отцу и его любовью к отцу. Мальчик испытывает раздирающий душу конфликт: между своей ненавистью и любовью со стороны отца или своей ненавистью и любовью к отцу? Я этим хочу поставить вопрос: обусловлены ли чувства ребенка к родителю отношением к нему со стороны родителя? ‒ это извечный вопрос психоанализа. Этот вопрос может показаться странным с точки зрения гуманистической психологии и простого здравого смысла. Но в психоанализе не все так просто.

Фрейд и многие психоаналитики считают, что Эдипов комплекс не сводится ни к какой реальной ситуации, ни к какому действительному влиянию родителей на ребенка (Лапланш и Понталис). Фрейд же четко пишет, что Эдипов комплекс вызван «нарушением отношения к родителям», а не нарушениями отношения со стороны родителей. Более того, Фрейд вводит понятие прафантазии (1915), на основании этой концепции Эдипов комплекс выходит за рамки любого индивидуального опыта и превращается в «филогенетически передаваемые» схемы, не связанные с индивидуальным опытом индивида, и не сводится ни к какой реальной ситуации, ни к какому действительному влиянию родителя на ребенка, то есть, получается, человек ‒ это замкнутая в себе монада.

::

Малоизвестно, что изначально психологическая концепция Фрейда несла в своей основе травматический радикал, связанный с реальным (а не фантазийным) воздействием на ребенка со стороны родителей, что и служило, по мнению Фрейда, причиной возникновения невроза. Когда Фрейд активно занялся психоаналитическим лечением своих пациенток, больных истерией, он обнаружил (1895), что причиной их невроза было реальное сексуальное совращение в детстве со стороны отцов или воспитателей. Для историков психоанализа такое явление, описанное Фрейдом, до сих пор является загадкой ‒ психоаналитический опыт лечения подобных пациенток впоследствии не подтвердил повсеместность таких признаний о совращении родителями. Но для нас важно, что психоанализ был создан Фрейдом из теории травмы ребенка со стороны родителей, в результате которой и развивается невроз.

И вдруг в 1897 Фрейд пишет цитируемое выше письмо Флиссу о том, что он сжимается от ужаса, видя, как в этой легенде об Эдипе мечта становится реальностью, то есть, что он обнаружил в себе убийственную ненависть к отцу. Что же могло повлиять на смену фокуса его теории с насилия со стороны родителей на убийственные импульсы со стороны детей?

::

Отец Фрейда был достаточно жестким по отношению к домочадцам, и маленький Сиги бунтовал против него как мог. Как пишет Эрнст Джонс, биограф Фрейда, «отец Зигмунда был патриархом еврейской семьи и требовал к себе соответствующего уважения» (“Жизнь и творения Зигмунда Фрейда”).

Самый яркий случай был в возрасте семи-восьми лет, когда Сиги намеренно помочился в спальне родителей. Вот как Фрейд сам вспоминает этот эпизод в своей книге “Толкование сновидений”:

«Есть еще один эпизод из домашней жизни, относящийся к моему 7 или 8-летнему возрасту, который прекрасно сохранился в моей памяти. Однажды вечером, перед тем как лечь спать, я, вопреки приказанию родителей, удовлетворил свою потребность в их спальне и в их присутствии. Отец, ругая меня, заметил: “Из тебя ничего не получится!” Это было, по-видимому, страшное оскорбление моему самолюбию, так как воспоминание об этом эпизоде постоянно проявляется в моих сновидениях и связано обычно с перечислением моих заслуг и успехов, точно я хочу этим сказать: “Видишь, из меня все-таки кое-что получилось”.»

Фрейд всю свою жизнь доказывал, что из него «все-таки кое-что получилось».

В конце концов, вся его теория психоанализа, с ее концепцией детской сексуальности и страстями Эдипова комплекса (читайте мои предыдущие 4 статьи), произведшая скандал в строгую Викторианскую эпоху, была не чем иным, как бунтом против устоев общества, а значит и собственного отца.

Но формирование концепции психоанализа шло длительно и мучительно в соответствии с перипетиями жизни его автора.

Когда Фрейду казалось, что ему, наконец, удалось найти лечение от истерии, благодаря его теории травмы, он восторженно написал Флиссу: «Это вызывает во мне чувство скромной радости: все-таки сорок лет я прожил не зря». Он победил кастрирующего отца, из него что-то все-таки получилось!

В том же 1896 году умирает отец Фрейда. Фрейд не просто победил отца ‒ получается он "убил" отца своим успехом, также как Эдип убил своего отца посохом! По моему мнению, именно такая бессознательная идея сподвигла Фрейда через год написать Флиссу о том, что он и есть Эдип, и сделать вывод, что все мы ‒ Эдипы.

Ведь Фрейд одновременно был очень привязан к отцу и тяжело переживал его потерю:

«Каким-то неясным образом, лежащим за пределами обычного сознания, смерть отца очень глубоко на меня повлияла. Я высоко ценил его и всецело понимал. С присущей ему смесью глубокой мудрости и фантастической беспечности он очень много значил для меня в жизни. С его смертью истекло его время, но внутри меня это трагическое событие заново пробудило все мои ранние чувства. Сейчас я ощущаю себя полностью раздавленным»
(“Жизнь и творения Зигмунда Фрейда”. Джонс)

Но Фрейд долго не решался осознать свою эдипальную победу над отцом, его чувство вины было сосредоточено только на переживаемом в детстве желании смерти своему младшему брату Джулиусу, который "отнял" у него в связи со своим рождением мать, и который умер в раннем детстве. Фрейд назвал себя «терпящим крушение в момент успеха» (там же).

Только в возрасте 81 года Фрейд проанализировал и проследил истоки своего чувства вины победителя к реализации своего запретного желания превзойти своего отца. (там же). См. также Фрейд как эдипальный победитель.

::

Почему же, когда маленький Сиги помочился в спальне родителей, его отец не сказал что-то типа: «Ах ты, маленький зассанец, я тебе уши надеру!» ‒ а наотмашь "кастрировал" своего сына пророчеством, что из того «ничего не получится»?

Отец Фрейда был неудачливым предпринимателем, жившим в городе, в котором часто пренебрежительно и даже агрессивно относились к евреям. Фрейд вспоминает, что был случай, о котором рассказал ему отец, когда ему было 12 лет: Прохожий сбил шапку с его отца и крикнул: «Жид, долой с тротуара!». Отец Фрейда молча поднял шапку и сошел с тротуара. (“Толкование сновидений”. Фрейд) Подобные унижения и вынужденное подавление ответной агрессии должно было делать его достаточно озлобленным. Это не могло не приводить к идентификации с агрессором и смещению агрессии на домочадцев.

Но дело не только в этом. Сиги с ранних лет проявлял свою талантливость, что у его отца, весьма образованного человека, похоже, вызывало страх, что его сын оказывается лучше его самого.

«Пианист Мориц Розенталь рассказывает нам случай о том, как однажды он, споря о чем-то со своим отцом на улице, случайно столкнулся с Якобом Фрейдом [отцом Фрейда], который, смеясь, упрекнул его следующим образом: “Как, ты перечишь отцу? Один мизинец моего Сигизмунда во много раз умнее моей головы, но он никогда не осмелится противоречить мне!”»
(там же)

Этой фразой отец Фрейда смог выйти из затруднительного положения, в котором он оказался: хоть он и подтвердил умственное превосходство своего сына, но особо подчеркнул свою безраздельную власть над ним.

Никогда не надо забывать, что не только мальчик испытывает ревность к отцу по отношению к матери, как утверждал Фрейд. Нередко, отец ‒ это, всего лишь, состарившийся мальчик, все его комплексы, в том числе и Эдипов, не всегда претерпевают радикальную трансформацию за все годы жизни.

Фрейд считал, что залог благоприятного разрешения Эдипова комплекса заключается в том, что, в случае мальчика, влечение к матери смещается на неинцестуозный объект, подругу или жену. Конечно, большинство мальчиков оставляют своих матерей и связывают себя узами с "чужой" женщиной. Однако, смещение влечения может вызывать и смещение всех эдипальных переживаний, которые остаются в неизменном виде. Суть невроза не в буквальном застревании в эдипальной ситуации (хотя и такое бывает), а, как выразился Фрейд, в новом издании старых отношений. Нередко, в результате фиксации на травме эдипального поражения (необходимого условия отказа от инцестуозной привязанности), состарившийся мальчик, будучи отцом, будет продолжать разыгрывать свою эдипову драму в новом издании, только теперь объектом убийственной ревности станет его собственный сын, который пока не может угрожать ему кастрацией. Этот процесс называется идентификаций с агрессором, когда отец проделывает со своим сыном то же, что его отец проделывал с ним. Более того, отец, "кастрированный" своим отцом, боится быть "кастрированным" и своим сыном, и стремится "кастрировать" его первым.

Драма такого состарившегося мальчика усугубляется, если его сын будет расти, набираться сил, добиваясь в жизни все новых достижений, чем сыскивать все большую любовь его матери, жены отца. Отец же будет только стареть, дряхлеть и все больше проигрывать в эдипальной конкуренции сыну. Это будет вызывать только страх за свое будущее, чувство обреченности, стыд, зависть и ненависть по отношению к растущему сыну, который "убивает" своего отца своими достижениями в жизни. Такой комплекс отца можно было бы назвать комплексом Лая.

Радоваться успехам сына от души, искренне желать ему побед может только очень сильный духом человек, вне зависимости от того, насколько он сам оказался успешен в жизни.

Успех, сам по себе, увы, автоматически не излечивает от комплекса Лая. И самого Фрейда не миновала чаша сия. Будучи создателем Международного психоаналитического общества, отцом-основателем одного из самых известных учений XX века, Фрейд был авторитарным и деспотичным по отношению к своим ученикам, он изгонял от себя каждого, кто не следовал буквально его учению. Адлеру, Штекелю, Юнгу, Райху, Ранку, Ференци, каждому из них, можно представить, Фрейд в своей душе кричал вслед: «Из тебя ничего не получится.

::

Читая “Толкование сновидений” Фрейда можно наблюдать, как Фрейд мечется между взглядом на отца и взглядом на сына. На стр. 133 Фрейд пишет:

«Туманные сведения, дошедшие до нас из мифологии, и сказания о первобытном состоянии человеческого общества дают довольно безотрадное представление о власти отца и о бессердечии, с которым он ею пользовался. Хронос пожирает своих детей, как боров пожирает помет свиньи… Чем полновластнее отец в древней семье, тем больше оснований у сына как у признанного его наследника занимать враждебную позицию, тем сильнее его нетерпение достичь власти посредством смерти отца. Даже в нашей буржуазной семье отец, стесняя самоопределение сына, сам способствует развитию естественного зародыша вражды, скрывающегося в их отношениях. Врач зачастую имеет случай наблюдать, что скорбь о потере отца не может подавить у сына радости по поводу обретенной, наконец, им свободы. Остаток potestas patris familias [власть отца семейства] каждый отец судорожно старается сохранить за собою; это хорошо знакомо всем поэтам, которые выдвигают на первый план своих произведений вековую борьбу отца и сына.

А уже на странице 136 находится цитируемый выше отрывок о том, что «…миф об Эдипе возник из древнейшего материала сновидений, который имеет своим содержанием мучительное нарушение отношения к родителям благодаря первым побуждениям сексуальности»

Конечно, психоаналитику необходимо держаться обоих взглядов, но приведенное выше высказывание Фрейда о желании отцом сохранить potestas patris familias было совершенно забыто и Фрейдом, и его последователями, включая многих современных психоаналитиков.

Только в 40-х годах прошлого века в психоанализе, наконец, была замечена проблема отцов в отношении своих детей ‒ мексиканским психоаналитиком Хосе Луисом Гонсалесом был введен термин комплекс Лая, но это прошло совершенно незамеченным для мирового психоаналитического сообщества.

::

Существует малоизвестное продолжение трагедии Софокла “Царь Эдип” ‒ “Эдип в Колоне”, рассказывающее о событиях происходящих после изгнания слепого Эдипа из Фив. В ответ на очередное обвинение в отцеубийстве, Эдип говорит:

«Если б не тронул я, был бы я сам убит.»

Читая “Эдип в Колоне” создается впечатление, что Эдип, ослепив себя физически, прозрел психологически и увидел ситуацию со стороны.

Конечно, Эдип имеет в виду конкретную ситуацию, сложившуюся много лет назад, когда, на перекрестке трех дорог, защищаясь, он был вынужден убить своего отца, не зная, что это его отец.

Оценивая символизм этой трагедии, следуя принципу Фрейда, мой учитель психоаналитик Михаил Васильевич Ромашкевич выразил квинтэссенцию этой драмы в диалектической формуле: «Каждый ребенок вынужден убить отца. Нет альтернативы: жить, убив или не убив отца. Есть альтернатива: отцеубийство или детоубийство (“Детоубийство и нарциссизм”, 1994). Но, к сожалению, эта идея не была услышана психоаналитическим сообществом.

Для аналитической психологии Юнга, в отличие от психоанализа Фрейда, символическое убийство матери и отца является необходимым условием обретения личной психической независимости взрослеющего ребенка и его развития в качестве индивидуума (индивидуации). Если Юнг больше уделял внимания спасению от поглощающей матери, то Эрих Нойманн расширил эту идею до постоянной борьбы между поколениями.

 

читайте далее Эдипов комплекс: Отцеубийство и детоубийство >>>
 
 
читайте также:
 
Царь Эдип. Софокл: Краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе
 
Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии
 
Негативный Эдипов комплекс по Фрейду
 
Эдипов комплекс у мальчиков по Фрейду
 
Идентификация с агрессором
 
Эдипов комплекс у девочек по Фрейду
 
Взгляд на мать: комплекс Иокасты
 
Символическая кастрация ребенка
 
Супер-Эго
 


 





примечания

Обрезание

В работе “Из истории одного детского невроза” (1918) Фрейд пишет: «…в доисторическую эпоху человечества, несомненно, отец совершал кастрацию в наказание, а затем уменьшил его до обрезания». То есть Фрейдом выдвигается гипотеза, что обрезание ‒ это символическая кастрация, в результате обряда обрезания ребенок лишается только крайней плоти, но зато сохраняет весь пенис (о страхе кастрации см. мою предыдущую статью). По моему мнению, Фрейд "обрезал" сюжет трагедии Софокла “Царь Эдип” из тех же бессознательных соображений страха и вины перед своим отцом, о чем речь пойдет дальше.

назад
  
  

В своей трагедии “Царь Эдип” Софокл почему-то не упоминает причину проклятия Лая. Известен вариант мифа об Эдипе, который гласит, что в юношестве Лай был вынужден бежать из своего царства, преследуемый дядей-узурпатором. Во время странствий Лай нашел пристанище у царя Пелопса. Но Лай не оценил гостеприимства и похитил и развратил незаконного сына Пелопса. Возмущенный Пелопс потребовал мести за поругание гостеприимства и, воззвав к богам, проклял Лая за поругание священных ценностей. Зевс и Гера, услышав проклятия Пелопса, обрекли Лая быть убитым собственным сыном, уступив ему место на своем супружеском ложе.

назад
  
  

Монада

Понятие философии Лейбница в его концепции монадологии, в соответствии с которой, каждое существо является изолированной от реальности сущностью, монадой. Монады никак не взаимодействуют друг с другом, а подчиняются лишь синхронизированным внутренним часам. Это схоже с такими психоаналитическими понятиями, как прафантазия, которые, по сути, постулируют миф об изолированной психике (Столороу, 1987). В психоанализе существует достойная сожаления тенденция рассматривать психику человека в терминах процессов и механизмов, локализованных исключительно внутри нее. Свой расцвет эта концепция изолированности психики получила в учении о внутренних объектах в кляйнианском психоанализе, которая постулирует, что в психике любого человека существует некие внутренние объекты, именно которые и влияют на душевное состояние человека, и их развитие связано с врожденными (конституциональными) особенностями индивида, а реальные взаимоотношения с людьми, в том числе, с матерью и отцом в детстве, оказывают только незначительное, опосредованное влияние на психику. Остается загадкой, как же интерпретации психоаналитика могут оказывать влияние на психику человека, учитывая ее такую независимость от внешних воздействий, как утверждают кляйнианцы.

В современном психоанализе существует и другой подход, названный интерсубъективным, в котором исследуются не только особенности отношения ребенка к родителям, но и родителей к ребенку. Более того, он исследует не только отношение пациента к психоаналитику в рамках концепции переноса-контрпереноса, но и реальное влияние личности психоаналитика на пациента. Основателем интерсубъективного подхода является Роберт Столороу.

назад
  
  

Это очень непростая тема, потому что существуют подтверждения психоаналитиков следующего поколения после Фрейда, в частности, Карен Хорни, которая пишет о многократных признаниях ее пациенток в совращении со стороны отцов.

Существуют исторические предположения, что во времена Фрейда инцест в Европе был гораздо более распространенным явлением, чем мы можем это представить себе сегодня. Случаи сексуального совращения или изнасилования ребенка, как и в наши дни, конечно, старались не выносить за рамки семьи, и, чтобы "сгладить" ситуацию, нередко, сам ребенок принимал на себя роль виновного соблазнителя.

Надо подчеркнуть, что только относительно недавно заговорили о правах детей, жестокое обращение с детьми еще в прошлом веке было гораздо более распространенным явлением, чем сегодня. Забитому ребенку ничего не стоит внушить, что он сам во всем виноват.

Но и сегодня очень часто встречаются случаи, когда жертва насилия сама принимает на себя вину, это связано, с одной стороны, с механизмом идентификации с агрессором, а с другой, с созданием иллюзии, что ты можешь хоть что-то контролировать. Приведем пример, изнасилованная девушка может обвинять себя, что это она сама виновата, что шла по улице в темное время суток в одежде, которая могла насильнику показаться сексуально возбудительной. В этом случае, у нее создается надежда, что она не будет изнасилована, если выйдет на улицу в дневное время в строгой одежде. Немаловажно, что ее окружение может поддерживать эту идею, взращивая ее чувство вины.

Существует общая тенденция, что дети и подростки, подверженные жесткому воспитанию в семье (не обязательно с физическим или сексуальным насилием) чаще подвергаются насилию вне дома. Они не чувствуют внутри себя уверенности, своей правоты, жизненной силы, быстро сдаются насильнику, не кричат, слабо сопротивляются. Они привыкли к насилию. Такую позицию называют мазохистической (но из этого не следует обязательный вывод, что подобные жертвы насилия получают от этого удовольствие, мазохизм – очень непростое явление, это не просто "гедонизм наоборот").

Позднее, Фрейд пришел к выводу, что эти эпизоды сексуальных совращений, описанные его пациентками, были смещением во времени событий гораздо более раннего, доэдипова периода. Фрейд это объяснил тем, что мать в результате гигиенических процедур, связанных с гениталиями, невольно сексуально возбуждала девочку. В период развития Эдипова комплекса эти воспоминания были смещены на новый объект сексуального желания, отца. Они воплотили это в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они были вытеснены, и лишь благодаря анализу их вспомнили как реальное воспоминание из детства.

Карен Хорни, столкнувшись с подобными случаями, выдвинула несколько иное объяснение:

«…В конечном итоге реальные отношения с родителями часто оказываются настолько несчастливыми, что как бы рассчитаны на полет фантазии.»
(“О происхождении комплекса кастрации у женщин”)

Хотелось бы добавить, что соблазнение ребенка ‒ это не всегда сам половой акт или, хотя бы, прикосновение к его половым органам. Для хрупкой и возбудимой психики ребенка соблазнением могут оказаться те "невинные" вещи, которые мы проделываем каждый день в его присутствии, например, переодевание, с убеждением, что ребенок еще ничего не понимает.

назад
  
  

Фрейд был назван при рождении Сигизмундом. Мать звала его ласково Сиги. В возрасте 22 лет Фрейд сменил свое имя на Зигмунд. Он считал, что имя Сигизмунд чрезмерно длинное.

назад
  
  

Эрнст Джонс, описывая биографию Фрейда, надо заметить, весьма идеализирует картину взаимоотношений Фрейда с отцом. Но «опять хочется отметить, как традиционно и неаналитически мыслит Джонс, когда дело касается его любимого героя» (Фромм. “Миссия Зигмунда Фрейда”).

назад
  
  

Символическая кастрация

Как я описал в предыдущих статьях, по мнению Фрейда, мальчик буквально боится кастрации, а именно, отсечения пениса. Кроме медицинского термина пенис, Фрейд также использует понятие примата фаллоса. Исходя из этой концепции, фаллос является предметом общечеловеческого достоинства (см. об этом Кастрационный комплекс у девочек). В соответствии с этим, в современном психоанализе устоялось выражение "кастрация", как лишение достоинства или возможностей вообще. Надо заметить, что и в быту, пенис называют мужским достоинством, а невозможность его использовать ‒ импотенцией (impotent ‒ с англ., бессильный, беспомощный, немощный), что считается унизительным для мужчины. Так, в современном языке, очевидно еще с греческой традиции, фаллос стал ассоциироваться с возможностью. Кастрировать ‒ значит лишить возможности. И мы очень часто лишаем возможности (демотивируем) своих детей неосторожным резким "пророчеством", типа того, что сделал отец Фрейда. Но Фрейда эти кастрирующие слова отца только стимулировали к достижениям, и этому была причина, описанная в другой моей статье. Это и есть "рецепт" успеха для ребенка. Для того, чтобы ребенок достиг многого ‒ он должен быть определенным образом травмирован.

См. еще два значения этого термина: символическая кастрация ребенка и обрезание.

назад
  
  

Отец Фрейда умер в октябре 1896 г. Все начало этого года Фрейд усиленно работает над своей концепцией совращения отцами своих детей. 11 февраля 1896 г. Фрейд пишет Флиссу: «К несчастью, мой отец был одним из таких извращенцев и виновен в истерии моего брата (все его симптомы свидетельствуют об этом) и нескольких младших сестер» (“Зигмунд Фрейд”. Пол Феррис). Для доказательства этой страшной догадки Фрейд углубляется в анализ собственных воспоминаний, в результате которого рождается его идея Эдипова комплекса. В октябре 1987 Фрейд пишет цитируемое выше письмо Флиссу о том, что он обнаружил в себе Эдипа.

назад
  
  

Ведь Эдипов комплекс ‒ не единственный комплекс. В данном случае мы говорим о комплексе неудачника, комплексе неполноценности и самоутверждения за счет другого. Одним из мотивов завести себе ребенка является желание видеть его восхищенные глаза и ощущать свою грандиозность. Отказаться от этой нарциссической подпитки бывает нелегко, особенно если отец чувствует себя никчемным и нуждается в постоянном подтверждении своей значимости.

назад
  
  

Фрейд также претендовал и на безраздельное обладание своей невестой, вот какой ультиматум он ей ставит в своем письме:

«Отныне Вы в своей семье не более, чем гость... Если же Вы не в состоянии отречься ради меня от семьи, то потеряете меня, погубите всю свою жизнь и никогда не будете иметь счастья в семейной жизни... В моей натуре есть определенная тираническая черта»
(“Женщины Фрейда”. Appignanesi & Forrester)

назад
  
  

В 2017 г. на конференции Общества психоаналитической психотерапии в Москве Анной Ковалец был сделан доклад о комплексе Лая.

назад
  
  

Поднимая тему борьбы поколений, конечно, нельзя не вспомнить роман Тургенева “Отцы и дети” и его героя Базарова с его нигилизмом, выражающим бунт против устоев общества, а значит и родителей. Его бунтарство может показаться странным, учитывая милое благодушие его родителей. Фрейд пишет о том, что Супер-Эго ребенка оказывается особенно строгим, если родители своей чрезмерной мягкостью не оставляют возможности выражать агрессию против них. Это вынуждает ребенка обращать агрессию против себя. Невольное самоубийство Базарова, случившееся, очевидно, из-за бессознательного чувства вины перед заботливой поглощающей матерью и убийственно благодушным отцом, которых он сознательно отвергал и презирал, является тому подтверждением.

В другом знаменитом романе русской литературы, “Преступление и наказание” Достоевского, рассказывается история Раскольникова, который убил старуху-процентщицу. Он решал вопрос: Тварь я дрожащая или право имею? Федор Михайлович не дал ответа, кому он хотел доказать, что он право имеет. Может своей благодушной матери?

Это истории про то, как любовь родителей может "убить" ребенка раньше, чем ребенок "убьет" своих родителей. Этой теме будет посвящена одна из следующих статей у меня на сайте.

назад