::a:: Психоаналитик.Ру: Депрессия (причины возникновения)

:: Ребенок в связи со своим рождением на свет испытывает стресс, который порождает тревогу. И только мать может помочь ребенку справиться с этой тревогой. Хроническая тревога, возникшая в младенчестве, может сопровождать человека всю его жизнь. В психоанализе такую тревогу называют базальной.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Базальная тревога

                                             
Тревога не возникает сама по себе или из инстинктов, она появляется благодаря индивидуальному опыту раннего возраста.
Джозеф Рейнгольд. Мать, тревога и смерть
	  
	  

Как было описано в предыдущей статье Травма рождения, ребенок, по причине своего рождения на свет, испытывает стресс, который порождает тревогу. При определенных неблагоприятных обстоятельствах, которым посвящена эта и следующие статьи, тревога оказывается спутницей его жизни. Такую тревогу в психоанализе принято называть базальной тревогой.

Именно базальная тревога является ядром депрессии. Она окрашивает все вокруг в темные тона, отравляя жизнь человека. Все мрачные философские рассуждения о бренности бытия и бессмысленности существования, соломонова мудрость и экзистенциализм, пессимизм и фатализм являются следствием такой интоксикации тревогой. Хотя тревога, сама по себе как тревога, может и не осознаваться, а только проявляться в симптомах депрессии, мрачных мыслях, кошмарных сновидениях.

Тревога

В психоанализе принято отличать тревогу от страха. В отличие от страха, тревога характеризуется расплывчатостью и неопределенностью, она связана с беспомощностью перед неизвестным. Такое разделение восходит к фрейдовскому определению тревоги:

«Тревога имеет очевидное отношение к ожиданию. Ей присущ характер неопределенности и беспредметности. Когда тревога находит свой объект, то это слово заменяется в нашей речи словом страх
(“Торможение, симптом, тревога”)

Младенец, только что родившийся на свет, в силу своей психической неразвитости, не может испытывать страх, т.е. боятся чего-то конкретного, например огромных людей в белых одеждах, его окружающих. В силу незрелости своего восприятия он даже еще не может дифференцировать окружающих его людей как объекты, в первые минуты после рождения младенец видит только ослепительный свет, зажмуривает глаза и кричит.

Тревога, таким образом, оказывается самым первым переживанием, которое мы испытываем в своей жизни. У младенца еще не сформирована психика, и он не может самостоятельно справляться с тревогой. Только мать или лицо ее замещающее может ослабить эту тревогу. С этой точки зрения, нарушение развития можно рассматривать как следствие переживания непереносимости тревоги.

Рождение разрывает изначальное физиологическое единство между матерью и ребенком. И последствия этого могут быть катастрофические, если эта связь не восстановится вновь. Каким будет это новое единство, зависит от отношения матери к младенцу. Удовлетворены должны быть не только его физиологические потребности, но также и постоянная потребность в эмоциональном и телесном контакте, которые заменяют ему физиологическое единство с матерью.

Мать представляет для младенца окружающий мир. Своим отношением она должна доказать своему младенцу, что мир прекрасен. Как мать относится к ребенку – такое же представление об окружающем мире у него и формируется. Именно благодаря первым представлениям об окружающем мире у ребенка формируются (или не формируются) первые невротические страхи.

Невротические страхи

Очень быстро тревога начинает рядиться в одежды невротических страхов, находя, как говорил Фрейд, свои объекты. Первым из страхов в восьмимесячном возрасте появляется страх чужака.

страх чужака

По достижении восьми месяцев младенец способен отличать лицо матери и близких родственников от посторонних лиц. Такая способность формирует новую реакцию младенца на постороннего человека, которая может варьироваться от поведения, которое можно назвать застенчивостью (ребенок отворачивается, закрывает лицо руками), до проявлений паники (ребенок громко плачет, забивается в угол). Очевидно, что в последнем случае мы можем смело говорить о страхе перед чужаком. Если младенец не был реально когда-либо испуган чужим человеком – очевидно, что такая паника связана с его изначальной тревожностью, базальной тревогой, преодолеть которую не смогла помочь ему мать.

Тревога порождает страхи, цепляясь за любые объекты или события, могущие оказаться для этого подходящими. Это может быть страх перед дикими животными (которых ребенок никогда не видел вживую) или страх потеряться (даже если он никогда не терялся на самом деле). И объекты, пригодные для проявления страха не обязательно должны существовать в реальности. Самым ярким примером фантазийного страха ребенка является страх темноты и чудовищ в ней обитающих.

Детские страхи называются невротическими в том случае, если они не являются результатом травматического события, пережитого ребенком. Так, например, страх собак не является невротическим, если ребенок реально пережил нападение собаки – в этом случае такой страх называется травматическим или актуальным страхом. Страшные мультфильмы и фильмы, показанные ребенку без соответствия возрастным ограничениям, также могут вызывать травматические страхи.

Невротические страхи являются проявлением базальной тревоги. Чем больше страхов имеет ребенок – тем более сильная базальная тревога стоит за ними. С другой стороны, травматические страхи могут усиливать базальную тревогу и порождать новые невротические страхи.

Базальная тревога

Базальный – анатомический термин означающий основание, происходящий от греческого слова basis (основа), взятый психоаналитиком Карен Хорни для обозначения переживаний, составляющих основу невроза или депрессии: базальное чувство беспомощности, базальное недоверие, базальная тревога, базальный страх.

Младенец рождается беспомощным, поэтому всем рожденным на свет характерно чувство беспомощности. Станет ли это чувство базальным ядром, вокруг которого будет формироваться психика ребенка, или будет скомпенсировано любовью матери в ближайшие месяцы его развития, зависит от того, насколько мать окажется способной удовлетворять физиологические и психологические потребности своего младенца.

Если мать не справляется должным образом со своими обязанностями, ребенок испытывает хроническое чувство беспомощности. Это нарушает нормальное формирование Эго ребенка: Окружающий мир воспринимается ненадежным, непонятным, несправедливым, враждебным, беспощадным и страшным – так формируется базальное недоверие. Это вызывает, в свою очередь, нарушение отношения ребенка и к себе самому, он кажется себе слабым и никчемным – так формируется низкая самооценка. Непосредственным следствием этого является то, что Карен Хорни назвала базальной тревогой – это общий термин обозначающий чувство внутренней слабости и беспомощности по отношению к миру, воспринимаемому как потенциально враждебный и опасный.

Базальное чувство беспомощности и тревога формирует особую потребность в защите и привязанности, что закономерно порождает страх потери такой защиты или страх брошенности – такие страхи Хорни назвала базальными страхами. Таким образом, невротическая потребность в привязанности, цепляние ребенком за мать, является средством устранения тревоги.

Базальная тревога остро повышает чувствительность к любому последующему опыту, который может быть действительным или лишь возможным повторением первоначальной травмы рождения, символизирующей потерю объекта любви, что вызывает страх перед жизнью, способствуя развитию депрессии.

Детская депрессия

Детская депрессия, по своей сути – всегда анаклитическая (от греческого anaklitos – отзывный). Анаклитическая депрессия возникает у ребенка в связи с отсутствием отзывного отклика на его физиологические и психологические потребности. Для развития анаклитической депрессии не обязательно, как описывал психоаналитик Рене Шпиц, оставлять ребенка в приюте на несколько месяцев.

детская депрессия

Анаклитическая депрессия является следствием эмоциональной атмосферы отвержения, в которой растет ребенок. В атмосфере тепла, заботы и внимания он расцветает, но в обстановке холодности, безразличия и тревоги у него развивается нарушение пищеварения, появляются болезни, он даже может умереть от общего истощения организма.

Клиническая картина детской депрессии отличается от таковой у взрослого и, в основном, состоит в том, что ребенок имеет плохой аппетит и сон, а его, астеничность, апатичность и плохое настроение могут выглядеть как последствия плохого физического состояния, вызванного болезнью, всегда сопровождающей развитие детской депрессии. Нередко ребенок бесцельно бродит по квартире, говоря, что ему скучно – это тоже является признаком депрессии. Но, родители, как правило, уделяют внимание болезни, а не ребенку, проявляя заботу только о его физическом состоянии. Учитывая, что лечение болезни связано с посещениями медицинских учреждений и проведением манипуляций, это только усиливает тревогу ребенка и, как следствие, депрессия только прогрессирует, порождая новые соматические заболевания.

В подростковом возрасте депрессия тоже, чаще всего, оказывается незамеченной ни самим подростком, ни его родителями. Подростковая депрессия тоже, как правило, не имеет явной клинической картины, а то, что подросток растет спокойным, послушным, тихим и замкнутым, может даже устраивать родителей; если только этот подросток убедительно не продемонстрирует свою депрессию попыткой к самоубийству.

Детская депрессия оставляет в психике незаживающую рану, вызывающую боль в течение всей жизни. Все последующие депрессии могут являться следствием этой анаклитической травмы. Но взрослый уже не помнит детских переживаний – поэтому депрессия для него всегда оказывается беспричинной. Этим депрессия отличается от горя.

::

В следующих статьях мы подробнее проанализируем, как формируется базальная тревога в результате недостатка внимания и заботы или неадекватного поведения родителей, которое психоаналитик Рене Шпиц назвал психотоксическим.

 

читайте далее Депривация >>>
 
 
читайте также:
 
Травма рождения
 
Эго
 
Анаклитический и Катексис
 
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа
 
Лечение депрессии с помощью психоанализа
 


 





примечания

Страх чужака восьмимесячных еще называют тревогой восьмимесячных, но если мы различаем страх и тревогу, то налицо страх, потому что существует отчетливый объект страха – чужак.

назад