::a:: Психоаналитик.Ру: Психология — мифы и реальность

:: Психоаналитики воздерживаются от того, чтобы давать советы. Почему так принято в психоанализе?



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Почем нынче мудрый совет?

                                             

В затруднительных ситуациях мы привыкли обращаться за советом к окружающим и это вполне понятно. Хотя, мы далеко не всегда следуем полученным советам, и это тоже понятно.

Мы ищем совет, чтобы найти решение сложившейся жизненной проблемы. Мы часто не следуем полученным советам не только потому, что, подчас, получаем глупые советы, не только потому, что, в самом деле, научиться можно только на собственных ошибках, но и потому, что чужой совет может не соответствовать нашему душевному (внутрипсихическому) состоянию, в независимости от того "правильный" это совет или нет. Такой совет может оказаться неприемлемым нашим чувствам, взглядам, принципам и намерениям, а раз он для нас внутренне неприемлемый, он оказывается неприемлемый для реализации, выполнения, а значит "неправильным". Другой вопрос, может получиться так, что со временем у нас могут измениться чувства, взгляды, принципы и намерения, и мы будем жалеть, что не последовали "правильному" совету. Но ведь мы ищем совета не для того, чтобы критически пересмотреть наши чувства, взгляды, принципы и намерения, следовательно мы имеем внутреннее право не следовать совету, который бы им противоречил.

Это первая причина, почему в психоанализе всячески избегается давать любые советы и рекомендации: дать профессиональный совет нелегко, но еще труднее бывает следовать совету тому, кто его попросил, особенно если совет "правильный". Чем сложнее жизненная проблема и точнее данный совет - тем в более затруднительном положении оказывается человек, получивший этот совет. (А разве Вы не пробовали поступать правильно?)

Бессознательно, чаще всего, мы ищем совета, вовсе не потому, что хотели бы получить четкие инструкции как нам действовать.

Когда мы обращаемся за советом, то в процессе обсуждения ситуации, требующей совета, мы выслушиваем другую точку зрения. И это очень важно для самостоятельного принятия оптимального решения. Возможно, мудрость состоит именно в способности видеть жизненные проблемы с разных сторон. Но нам порой оказывается весьма затруднительно встать на другую точку зрения. Как раз для этого гораздо проще взглянуть на проблему глазами другого человека. Новый взгляд на свою проблему мы можем получить от человека, у которого просим совет. Примем ли мы его точку зрения или нет, зависит от того, покажется ли нам этот совет достойным внимания или нет. Отвергая неподходящий, как нам кажется, совет этого человека, мы отвергаем вкупе и его видение нашей проблемы. И очень жаль! Ведь совет и точка зрения - это не одно и тоже. Совет - это руководство к действию, и мы можем по разным причинам считать, что так действовать для нас неприемлемо. А новая точка зрения - это еще одно описание ситуации, исходя из которой можно сделать очень разные выводы, исходя из которых можно очень по-разному действовать.

Это вторая причина, почему в психоанализе избегают давать советы, так как психоаналитики знают, что важнее, не просто дать еще один готовый рецепт решения жизненной проблемы, а осветить эту проблему с разных сторон, т.е. проанализировать ситуацию.

Человеческая психика устроена таким образом, что мы мыслим вербально, с помощью слов, поэтому, рассказывая другому человеку о своих проблемах, мы сами начинаем лучше их понимать, а значит оказываемся способными найти наиболее подходящее решение вне зависимости от того, какой совет мы получили и получили ли мы его вообще.

Такое проговаривание вслух дает возможность активизировать процесс мышления, способствует анализу собственных чувств и эмоций. Это образует, так называемое, поле для рефлексии.

Для этого собеседник должен уметь слушать.

Поэтому психоаналитик — это, прежде всего, специалист по выслушиванию.

Однако, в жизни часто бывают такие ситуации, что оказывается весьма затруднительным найти такого человека, которому полностью можно было бы довериться. И не только из-за опасения, что он мог бы это кому-то рассказать, а в большей мере из-за страха, что он может осудить.

Поэтому очень важно, чтобы это был не только абсолютно незнакомый человек, с которым Вы никак не пересечетесь в жизни, но прежде всего, чтобы он относился к тому же типу специалистов, что гинекологи, венерологи и психологи.

Очень важно и то, что мы ждем советов от других по той простой причине, что все были раньше детьми. А ведь детство не уходит в никуда. Взрослый человек в сложных жизненных ситуациях часто реагирует таким образом, что бессознательно возвращается к своему детскому опыту, детским чувствам и переживаниям. А в детстве, в сложных ситуациях, мы очень часто обращались за советом, а еще чаще, от нас просто требовали абсолютного послушания и предписывали, как надо поступать. Нам казалось (до поры до времени), что взрослые все знают и умеют, им всегда известно как правильно, а как нет (хотя из этого никак не следовало, что их надо всегда слушаться).

Именно поэтому, в психоанализе стараются не давать советов. Дело даже не в том, что если тебя кто-то поучает жить, ты неминуемо чувствуешь себя ребенком: может быть как раз, иногда, даже очень бы хотелось побыть немножко ребенком. Но для того, чтобы кто-то имел внутреннее право давать совет, он должен ощущать себя гораздо умнее того, кому его дает. Но психоаналитик знает, что, если Вы пришли к нему за советом, и даже, если считаете его умнее Вас - это вовсе не так. Психоаналитик знает, что он вовсе не умнее, а просто психоанализ - это его работа.

Даже если возможно представить такого мудреца, дающего только "правильные" советы, и такого человека, который умудрится им в точности следовать, разве со временем не окажется этот человек в полной зависимости от этого мудреца?

Поэтому задачей психолога является помочь человеку приобрести навыки самостоятельного решения жизненных проблем, а не продавать на все случаи жизни готовые рецепты.

Но так почему же психологи, все же, так часто дают советы?

Потому что у психологов их просят.

 

читайте далее Мудрость сказки >>>
 
 
читайте также:
 
Как проводится психоанализ и как это помогает
 
Кто такой психоаналитик? Осторожно: "дикие" психоаналитики!
 
"Дикие" психоаналитики
 
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
 
Что такое психотерапия?