::a:: Психоаналитик.Ру: Онтология Эдипова комплекса

:: Супер-Эго в современном психоанализе является не только наследником Эдипова комплекса, но и результатом воздействия родителей на протяжении всего детства. И на протяжении всего детства родители могут содействовать формированию невроза.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
на примере Эдипова комплекса

Часть 4. Супер-Эго и невроз

                                             

читать кратко о Супер-Эго

Наиболее полное описание структуры внутрипсихического конфликта дал, пожалуй, только Чарльз Бреннер в своей статье Роль психического конфликта в душевной жизни. Из предыдущих статей мы узнали, что внутрипсихический конфликт возникает из желания, которое наталкивается на непреодолимое препятствие – фрустрацию. Если родители что-то запрещают ребенку, не одобряют или порицают, т.е. фрустрируют его желания или потребности – в результате возникает злость и/или стыд, которые в свою очередь могут порождать депрессивное переживание, тревогу и чувство вины. Повторяющиеся фрустрации запечатлеваются в памяти (эффект Зейгарник) и интернализируются, формируя интроект. В результате взаимодействия с родителями такие интроекты множатся и создают комплекс, названный Фрейдом Супер-Эго – новую инстанцию в психике.

Супер-Эго – четвертый компонент внутрипсихического конфликта. Чарльз Бреннер его рассматривает последним, потому что в классическом психоанализе считается, что Супер-Эго формируется в результате разрушения Эдипова комплекса только к 5-6 годам.

Супер-Эго с точки зрения классического и современного психоанализа

Чарльз Бреннер очень емко и точно отразил взгляд классического психоанализа на процесс формирования Супер-Эго:

«Супер-Эго является в основном одним из важных результатов эдиповой фазы развития, и это неоспоримо. Чтобы понять процесс его формирования, необходимо поставить себя на место 5-6-летнего ребенка.
Для ребенка этого возраста морально правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. С моральной точки зрения, неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Пяти- или шестилетнему ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным, и есть правильное. То, что они называют неправильным, есть неправильное. И должен добавить, у них нет необходимости говорить об этом. Достаточно, что ребенок в этом убежден, основано ли его убеждение на факте или на фантазии.»

Чарльз Бреннер считал, что Супер-Эго – аспект психического функционирования, связанный с моралью, с представлениями о том, что правильно, а что нет в моральном смысле. Такой взгляд основан на концепции Фрейда о возникновении Супер-Эго на руинах Эдипова комплекса. Это весьма сужает роль Супер-Эго.

Вот, например, одному послушному мальчику тревожная мать запрещала есть мороженое, потому что, как она считала, он может простудиться. Однажды он пошёл гулять со своим двоюродным дядей, который не знал о таком запрете. Дядя купил мальчику мороженое – любимое лакомство любого ребенка. Но этот мальчик, сказав спасибо, взял мороженое и шел с ним, ни разу не откусив. Дядя удивлялся, почему он не ест, но мальчик не знал что сказать, потому что взрослым перечить нельзя, но и мороженное тоже есть нельзя. Мы видим яркий пример ограничительной функции Супер-Эго, но это никак не связано с моралью. Послушание – является проявлением раннего Супер-Эго, когда запреты родителей интернализируются, и теперь ребенок подчиняется воле родителей, даже если их нет рядом.

Фрейд считал, что у мальчика Супер-Эго является наследником разрушенного Эдипова комплекса, что должно в норме произойти к пяти-шести годам:

«…Эдипов комплекс у мальчика не просто вытесняется, он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации. Мальчик отказывается от своих либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Объекты этих привязанностей включаются в состав Эго, где они образуют ядро Супер-Эго и придают этому новообразованию характерные особенности. В нормальном, лучше говоря в идеальном, случае Эдипов комплекс не существует уже больше и в бессознательном, Супер-Эго стало его наследником.»

По мнению Фрейда, основной причиной гибели Эдипова комплекса у мальчика является страх кастрации, который не обязательно появляется вследствие соответствующих угроз, а обусловлен филогенетически:

«Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия, – совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией (или, вернее, кастрация) было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде.»

Из этого предположения черпает свое убеждение Чарльз Бреннер, утверждая, что неважно, основываются ли убеждения ребенка на факте или на фантазии. Фантазия (фантазм) – центральное понятие в классическом психоанализе и многих его современных направлениях, благодаря чему значение родителей в формировании невроза минимизируется, фактически превращая ребенка в изолированную от реальности монаду.

Для девочки, лишенной пениса, угроза кастрацией не может являться причиной гибели Эдипова комплекса. Поэтому для девочки, по мнению Фрейда, значение играет только внешнее запугивание и угрозы утраты родительской любви (“Гибель Эдипова комплекса”).

«В этих условиях должно пострадать образование Супер-Эго, оно не сможет достичь той силы и независимости, которые и придают ему культурное значение

Однако известно, что Супер-Эго у женщин нередко бывает более строгим, чем у мужчин, большинство женщин являются заботливыми матерями и женами, оказываются ответственными сотрудниками и больше мужчин придают значение тому, что подумают люди. Такой сексизм Фрейда сегодня замалчивается психоаналитиками.

Фрейд разделяет мальчиков и девочек так, будто мальчики не подвергаются в процессе воспитания внешним запугиваниям и угрозам утраты родительской любви.

Читайте подробнее о взгляде Фрейда на формирование Супер-Эго у мальчиков и у девочек.

Мелани Кляйн одна из первых заговорила о раннем Супер-Эго, образованным гораздо раньше 5-6 лет, и в современном психоанализе уже нет сомнений, что Супер-Эго начинает формироваться сразу вслед за формированием Эго.

Супер-Эго следует считать зародившимся, когда ребенок может следовать запретам родителей, даже если их нет рядом. Ведь очень маленькие дети уже могут интроецировать директивы родителей и быть вследствие этого послушными, все зависит от строгости и настойчивости родителей. Фрейд очень ограничивал понятие Супер-Эго, сводя его только к интернализованным запретам эдипального характера, а именно, запрета на инцест и убийство соперника, что и составляет суть мрачного понятия Эдипова комплекса по Фрейду.

Учитывая сделанные выше замечания, мы можем переформулировать определение Супер-Эго, сделанное Бреннером:

Супер-Эго является одним из важных результатов воспитания.
Для ребенка правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. Неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным – и есть правильное. То, что они называют неправильным – есть неправильное.

Это определение Супер-Эго напрямую соответствует одному из определений, сделанных самим Фрейдом:

«Супер-Эго – репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(“Я и Оно”)

Супер-Эго как причина невроза

Фрейд впервые использует термин Супер-Эго в работе “Я и Оно”, которая была написана в 1923 г. В этой работе Фрейд утверждает, что Супер-Эго является наследником Эдипова комплекса, но он еще не уверен, появляется ли Супер-Эго в результате гибели или разрушения Эдипова комплекса, или только в результате его вытеснения. Через 3 года в работе “Некоторые психические следствия анатомического различия полов” Фрейд категорично заявляет: Эдипов комплекс у мальчика не просто вытесняется, он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации (что думал Фрейд о формировании Супер-Эго у девочек мы уже писали выше).

В “Я и Оно” Фрейд пишет:

«Супер-Эго сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее (под влиянием авторитета, религиозного учения, обучения и чтения) произошло его вытеснение, тем строже Супер-Эго будет позже царить над Эго как совесть, может быть, как бессознательное чувство вины.
В конце концов, мы приходим к убеждению, что корень [неврозов] надо искать, так сказать, в "моральном" факторе – в чувстве вины, которое находит удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде страданий.
Более того, – может быть, именно этот фактор – поведение Супер-Эго, решающим образом определяет степень невротического заболевания.»

Фрейд, как и современные психоаналитики, считает, что отец делает бо́льший вклад в формировании Супер-Эго, как у мальчиков, так и у девочек. Но если в семье царит матриархат, то Супер-Эго сохранит характер матери (Фенихель).

Из этих цитат Фрейда в классическом психоанализе родилась теория формирования неврозов, которая очень популярна и сегодня. Суть ее такова – причиной невроза является строгое Супер-Эго и, в частности, бессознательное чувство вины.

Фрейд указывает две причины формирования строго Супер-Эго: (1) сильный Эдипов комплекс, (2) быстрое вытеснение Эдипова комплекса.

Сильный Эдипов комплекс

В классическом психоанализе считается, что сила эдипального конфликта связана с конституциональными особенностями индивида, или говоря иначе, – это врожденная предрасположенность, связанная с сильными инстинктами. В классическом психоанализе мало интересуются особенностями реальных взаимоотношений пациента с его родителями в детстве; считается, что все, что ни говорит пациент – все это его фантазии, что психоанализ имеет дело не с реальностью пациента, а только с его фантазиями.

Как говорится: У ребенка очень богатое воображение, можно ли ему верить? Также думают и многие психоаналитики (см. подробнее).

В классическом психоанализе причиной Эдипова комплекса считаются бессознательные фантазии ребенка. Психоаналитик, основываясь на осознанных фантазиях пациента, используя психоаналитическую теорию, в частности, приемы толкования сновидений, создает суждение о бессознательных фантазиях пациента. Так, например, в известном случае Крысина, описанным Фрейдом, у пациента были навязчивые сознательные фантазии о наказании отца и еще одной дамы, когда в анус вгрызаются крысы. Вот к какому выводу пришел Фрейд:

«Первая из этих теорий сводится к тому, что дети появляются на свет из заднего прохода; вторая логически добавляет возможность того, что мужчины точно также могут рожать детей, как и женщины. Согласно техническим правилам толкования сновидений, представление о появлении на свет из кишечника может изображаться его противоположностью: проникновением в кишечник (как при наказании крысами) – и наоборот.»

Исследования современных психоаналитиков показывают, что сильное напряжение эдипального конфликта для мальчиков связано с соблазняющей любовью матери и излишней строгостью отца – ситуация, описанная Фрейдом в книге “Анализ фобии пятилетнего мальчика”, в которой и была введена идея Эдипова комплекса (см. критический разбор этого случая: “"Маленький Ганс" как случай семейной терапии” и краткое описание случая).

Подобная ситуация сложилась и у самого Фрейда, видимо поэтому у него и образовалось "слепое" пятно, потому что он, как и подобает еврейскому мальчику, почитал своих родителей, и всю вину за эдипальные переживания свалил на себя, см. об этом: Взгляд на отца: комплекс Лая. Следуя Фрейду, его ученики переняли эстафету обвинять детей в их инцестуозных фантазиях, идущих из Ид, так будто у их родителей Ид нет вовсе.

Для девочек ситуация похожая, как у мальчиков, очень часто имеет место именно негативный Эдипов комплекс, когда отец оказывается соперником в безраздельном обладании матерью.

«Исходная связь с хорошим материнским объектом воспринимается ребенком как источник жизни, и потому, когда над этой связью нависает угроза, он чувствует угрозу жизни.»
(Рональд Бриттон. “Утерянная связь”)

В случае прямого Эдипова комплекса, чаще всего, девочка ищет любви отца, потому что мать холодна.

В более старшем возрасте, который Фрейд назвал латентным периодом (старше 6 лет), в благоприятном случае, девочка может предпочитать отца, проявляя в его адрес больше нежности, чем в адрес матери, в соответствии со своей гетеросексуальной ориентацией.

Эти взгляды противоречат идее Фрейда, что девочка очень рано отворачивается от матери, не найдя у нее пениса, и поворачивается к отцу, чтобы заполучить его пенис (см. Эдипов комплекс у девочек по Фрейду).

Вытеснение (гибель) Эдипова комплекса

В “Я и Оно” Фрейд уделяет внимание роли воспитания в формировании Супер-Эго, значение которого он потом оставит только девочкам, не имеющим пениса, а значит, не боящимся кастрации (“Гибель Эдипова комплекса”).

В классическом психоанализе сегодня уже не уделяют должного внимания таким факторам как влияние авторитета, религиозного учения, обучения и чтения, но если мы будем придерживаться непредвзятого взгляда, из приведенных выше слов Фрейда можно сделать очевидный вывод, что чем бо́льшему давлению подвергается ребенок в семье и школе – тем быстрее у него разрушается Эдипов комплекс.

Строгое Супер-Эго

«Примечательно, что чем больше человек ограничивает свою агрессию вовне, тем строже, т. е. агрессивнее он становится в своем Супер-Эго.»
(“Я и Оно”)

Но, к сожалению, в классическом психоанализе к аутоагрессии ребенка относятся так же, как городничий в комедии Гоголя “Ревизор”, который утверждал, что унтер-офицерская вдова сама себя высекла (действие 4, явление 15). Конечно, ребенок не сам ограничивает свою агрессию вовне, это запрещают ему делать его родители, и это происходит гораздо раньше эдипального периода, чему посвящена статья Агрессия и аутоагрессия.

Этой теме уделено внимание на нашем сайте в главе Жесткое Супер-Эго в статье Депрессия: причины возникновения. Надо заметить, что жесткое или строгое Супер-Эго свойственно именно в случаях депрессивного расстройства личности или обсессивного растройства личности.

Эту сферу проблематики личностных расстройств раньше называли нервозами характера. Но в них нет невроза в том смысле, что нет выраженного внутрипсихического конфликта и, соответственно, нет симптомов, напротив, все давно решено и выкристаллизовано:

  • Для депрессивной личности действует императив: во всем всегда виноват только я, что вызывает отчаяние.
  • Для обсессивной личности – во всем подчиняйся требованиям порядка, внешнего и внутреннего, не обращай внимания на чувства. Навязчивое стремление к внешнему порядку и пунктуальности помогает справиться с чувствами, и наводит внутренний "порядок".

Люди, страдающие этими личностными расстройствами давно "приняли" бессознательное решение полностью подчиниться своему Супер-Эго, и в результате чего оно оказалось жестко интегрировано в их личность, и внутренних конфликтов с Супер-Эго у них уже нет. Правда за это приходится расплачиваться:

  • депрессивные личности тихо умирают или кончают собой под давлением своего Супер-Эго,
  • обсессивные – полностью отказываются от чувств, образно выражаясь, кастрируют себя.

Оба типа личностных нарушений часто страдают от психосоматических заболеваний, которые представляют собой обращение агрессии на свои собственные органы. Обсессивные личности также могут "заболеть" депрессией, а депрессивные нередко имеют обсессивные черты.

Внутрипсихический конфликт и невроз

С точки зрения классического психоанализа внутрипсихический конфликт возникает между желаниями Ид и запретами Супер-Эго, что и вызывает невроз, который развивается в Эго, которое оказывается раздираемым противоречиями. Хотя, сам внутрипсихический конфликт – это еще не невроз. Именно образование симптома свидетельствует о неврозе. Очень наглядный пример формирования симптома в случае обсессивно-компульсивного невроза (не путайте с обсессивной личностью) привел Чарльз Бреннер:

«Подросток, живущий со своими родителями, каждый раз, уходя из дома, повторяет один и тот же навязчивый ритуал: проверяет газовые краны на кухонной плите. Когда его спросили о причинах такого поведения, оцениваемого им самим как обязанность, которой не избежать, которую он должен выполнять, хотя предпочел бы этого не делать, он рассказал о часто возникающей фантазии. В ней он, уйдя из дома, не подозревает, что конфорки продолжают гореть, и в его отсутствие дом загорается и полностью сгорает. Затем в фантазии отец, потрясенный случившимся, умирает от сердечного приступа, а подросток и его мать вынуждены по мере возможностей одни бороться с нищетой.
… Кроме того, сознательно пациент хотел лишь спасти свой дом от уничтожения. Отмечалось чрезмерное беспокойство и желание сделать хорошее вместо плохого. В равной степени пациент не догадывался ни о каком желании убить своего отца. Убил его сердечный приступ, а не то, за что бы пациент прямо или лично был бы ответствен. У него также не было ощущения триумфа от обладания матерью. Напротив, в его фантазиях было горе вместо радости.
И, наконец, Супер-Эго совершенно очевидно проявилось здесь и в бедности, на которую пациент обрекал себя в фантазиях (наказание за плохие желания), и в компульсивном желании убедиться, что газовая конфорка не горит, когда его нет дома.
… Пока пациент исполнял свой ритуал, он чувствовал себя достаточно комфортно. Не вполне, но гораздо более комфортно, чем если бы осознавал, чего он хочет на самом деле. Защита искажала и ограничивала удовлетворение инстинктивного желания, и благодаря этому неудовольствие держалось под контролем. Свою роль играли также и проявления Супер-Эго. »

Конечно, Супер-Эго сыграло свою роль в этом случае, но если оно допустило невротический конфликт, это означает, что Супер-Эго не вполне эффективно боролось с запретным желанием мальчика безраздельно обладать матерью и для этого убить своего отца (который, вероятно, препятствовал этому). В итоге мальчик отчаянно пытался "сохранить" жизнь отцу, компульсивно проверяя газовые краны. Но именно потому, что Супер-Эго не обладало абсолютной властью, и возник невроз как компромисс между прорвавшимися из Ид желанием и запретом Супер-Эго. Это отличает невроз от депрессивного и обсессивного расстройства, где Супер-Эго обладает абсолютной властью.

И так, как мы видим, что причиной невроза является не строгость, а, напротив, некоторая слабость Супер-Эго. Если же Супер-Эго совсем слабо, развивается антисоциальная психопатия – полная невозможность сдерживать свои агрессивные и сексуальные импульсы, которые проявляются в физическом насилии.

Нормальное Супер-Эго

Если строгое Супер-Эго приводит к расстройствам личности, недостаточно строгое – к неврозам, а слабое – к антисоциальной психопатии; возникает закономерный вопрос: Что, у человека не может быть с Супер-Эго все нормально?

Идентификация с агрессором

фильм Рубцы
Кадр из фильма “Рубцы
об идентификации с агрессором

Термин агрессия сегодня ассоци­ируется с насилием или угрозой насилием. Само слово агрессия происходит от латинского aggredio, которое, кроме как нападать, можно перевести как предпринимать и склонять на свою сторону. Этот кластер значений помогает нам лучше понять суть агрессии, которая не всегда проявляется явным физическим или психическим насилием.

Еще Анна Фрейд показала, что идентификация с агрессором является важным фактором развития Супер-Эго. Ведь воспитание неизменно связано с запретами и требованиями, в результате которых фрустрируются желания (или нежелания) ребенка. Даже если запрещать и требовать очень мягко и ласково – это все равно принуждение, а значит агрессия.

Ребенок любит своих родителей и боится потерять их любовь, поэтому не делает то, что им не нравится, и делает то, что им нравится. В конце концов, эти запреты и требования интернализуются и формируется идентификация с теми, кого он любит, и кто одновременно выступает для него в качестве агрессоров, предъявляя свои требования – происходит идентификация с агрессорами (читайте подробнее Идентификация с агрессором).

Термин идентификация с агрессором ввела Анна Фрейд. Ее отец Зигмунд Фрейд писал о том же применительно к формированию Супер-Эго, но другими словами:

«Как ребенок был принужден слушаться своих родителей, так и Эго подчиняется категорическому императиву своего Супер-Эго.»
(“Я и Оно”)

Идентификация – врожденная потребность быть таким же, как тот, кто для тебя значим; так формируется ядро личности ребенка. Но часто этот процесс, в совокупности с идентификацией с агрессором, имеет нежелательные последствия (а может, и желательные для родителей).

«Его [Супер-Эго] отношение к Эго не исчерпывается напоминанием – таким (как отец) ты должен быть, но включает и запрет: таким (как отец) ты не имеешь права быть, ты не можешь делать все, что делает он, на многое только он имеет право.»
(там же)

Фрейд здесь имеет в виду, прежде всего, запрет на сексуальные желания мальчика в адрес матери, но это касается и всего того, что нельзя делать детям, но можно взрослым. Получается, что дети растут в режиме дискриминации. Это имеет далеко идущие последствия, порождая тревожность, низкую самооценку, невроз, расстройства в половой сфере и т.д. Что же делать, ведь нельзя же детям разрешать все?

Авторитарность и авторитетность

Это два очень схожих по написанию слова, и грань между авторитетностью и авторитарностью тонка.

Стать авторитарным родителем несложно, надо просто запрещать, что нельзя, и требовать, что нужно. Все дети рождаются с огромным кредитом доверия в адрес родителей. Родители для детей – всемогущие и всезнающие грандиозные фигуры, и главное, ребенок без них не может. Такое отношение очень похоже на религиозное. Заметим, что боги никогда не разговаривают с обычными людьми (только с избранными). Если родитель разговаривает с ребенком только по необходимости, мало интересуется его переживаниями, не сочувствует от души, и не восхищается восторженно его успехами – он продолжает быть для ребенка богом, грандиозным и недоступным. Он "спускается с небес" только для того, чтобы вручить ребенку "каменные скрижали", из которых должно быть создано его Супер-Эго. И такое "каменное" Супер-Эго "раздавливает" ребенка.

А авторитет нужно еще заслужить. Если родитель разговаривает с ребенком, опустившись на его уровень (в буквальном и переносном смысле) – происходит его десакрализация. Если родитель не относится свысока к "маленьким" проблемам ребенка, если родитель способен проявить эмпатию, чтобы понять эти проблемы, и проявить сочувствие, в конце концов, пожалеть (но не свысока, а идентифицируясь) и прийти на помощь (если это возможно), если родитель видит, что ребенок – это личность, которую нужно уважать, тогда идентификация будет преобладать над идентификацией с агрессором.

Авторитарность основана на подавлении личности ребенка, а авторитетность возникает в результате идеализации ребенком родителя, который уважает его как личность.

Если бы мать маленького Ганса в известном случае Фрейда не спала бы с ним в отсутствии мужа, а отец не подымал крик, когда находил ребенка в супружеской постели – если бы они оба придерживались одного правила, и спокойно объясняли ребенку, что он уже достаточно взрослый, поэтому должен спать у себя в комнате, мотивируя его тем, что это является необходимым условием его взросления, сочувствуя его фрустрации, выражая понимание, что на это ему непросто решиться – тогда бы у маленького Ганса не развился бы невроз. Конечно, если оба родителя настаивают на одном принципе – это будет восприниматься ребенком как эдипальная катастрофа. Но испытать такое эдипальное поражение является необходимым условием для сепарации ребенка. (Но, конечно, можно иногда нарушать это правило на непродолжительное время – нельзя быть тиранами).

Невроз ребенка всегда находится во взаимосвязи с внешним конфликтом между родителями или с внутренним конфликтом одного из родителей (Пишон Ривьер). Как подчеркивал психоаналитик Дональд Винникотт, нет такого явления как ребенок, ребенок всегда связан со своими родителями.

Интеграция Супер-Эго

Для интеграции Супер-Эго – нормы, правила и запреты должны быть не просто списком из "скрижалей, спущенных с небес", а личной ценностью. А раз Супер-Эго формируют родители ребенка – прежде всего это должно быть их личной ценностью.

«Не делай так, как делает мулла – делай так, как мулла говорит.»
(восточная поговорка)
«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают.»
(Евангелие от Матфея, 23:3)

Как можно видеть из приведенных цитат – эта проблема стара как мир. Также и родители говорят ребенку одно, а делают другое. Такой пример родителей не позволяет ребенку идеализировать требования Супер-Эго, и как следствие, интегрировать его в личность. В этом случае Супер-Эго остается чуждым монстроподобным комплексом в собственной психике, с которым происходит неустанная борьба, что и является неврозом.

Самым ярким примером интегрированного запрета Супер-Эго является запрет на интерес к экскрементам. Маленький ребенок от рождения не испытывает отвращения к экскрементам, и только благодаря воспитанию приобретает такое негативное отношение. Интеграции этого запрета способствует отвращение к экскрементам у самих родителей.

Например, напрасно надеяться, что ребенок будет учиться с удовольствием, если родители все свободное время проводят перед телевизором или в социальных сетях (хотя бывают исключения, но это уже другая история про нарциссизм или деспотизм).

Причина невроза с точки зрения современного психоанализа

"Каменное" Супер-Эго вызывает депрессивное или обсессивное расстройства личности.

Невроз возникает в результате не такого строго Супер-Эго, а именно потому, что оно не интегрировано в целокупную психику (самость).

Основная задача воспитания – сделать ребенка конформным. Послушание из страха создает невротическую конформность. За таким послушанием стоит подавленная злость в результате идентификации с агрессором. Когда родители безучастно "спускают" сверху ценности для интернализации в Супер-Эго – эти ценности остаются чуждыми, и Супер-Эго не интегрируется в личность, и злость остается в подавленном состоянии, но не исчезает, а превращается в невроз (см. Подавление аффекта). В результате получается внешняя конформность с внутренней невротической нонконформностью – ребенок подчиняется, но бунтует посредством невроза (бессознательно, конечно).

Конечно, очень маленькому ребенку еще невозможно ничего объяснить, приходится просто запрещать и требовать, поощряя, если он слушается (хотя и младенцу тоже очень желательно, все равно, все объяснять, хоть он сейчас и не понимает). А ребенку, который уже умеет говорить, для того чтобы произошла осмысленная интроекция, нужно все-все-все спокойно и доходчиво объяснять на его уровне (и неоднократно). Тогда требования Супер-Эго будут идеализированы, а само Супер-Эго интегрировано.

Ключевым здесь является дружелюбный личностный контакт с ребенком, и тогда запрет и дискриминация не будут выглядеть для него неоправданным притеснением деспотичного бога-родителя.

И главное, родители должны точно также соблюдать все свои запреты и требования наравне с ребенком (кроме тех, которые связаны с неизбежной дискриминацией ребенка). Обнаруженная ребенком двуличность родителей будет как ложка дегтя в бочке Супер-Эго, отравляя всю созданную ранее систему ценностей. Вспомните тот шок, который испытывает ребенок, узнав впервые, что взрослый сказал неправду. А если взрослые всегда врут – тогда и ребенок вырастет вруном.

Неинтегрированное Супер-Эго подобно решету, его еще называют диффузным. Такое Супер-Эго частично пропускает запретные желания. Эти просочившиеся желания подвергаются воздействию защит, и в результате формируется компромиссное образование, которое и представляет собой невроз.

В приведенном выше случае Чарльза Бреннера подросток хочет безраздельно обладать матерью. Бреннер не описывает причину такого сильного желания, вероятно, считая это естественным инстинктивным сексуальным желанием, сила которого обусловлена конституциональными (врожденными) особенностями, не прожитыми соответствующим образом в эдипальный период до шести лет (как это принято в классическом психоанализе).

Но можно предположить, что сила этого желания подростка безраздельно обладать матерью, например, может быть связана с холодностью матери, и тем, что малые крупинки ее тепла приходится делить с отцом. Или, может быть, отец с матерью образовали устойчивую диаду и, исключив сына, общаются с ним только по необходимости. Или, может, при рождении мальчика у отца развился комплекс Хроноса, и из ревности он сам хочет безраздельно обладать матерью. Или, может, если мать инфантилизировала сына, продолжая находиться с ним в диадном слиянии, препятствовала его сепарации, и теперь он вообще не выдерживает никакой конкуренции за мать. Или мать депривировала ребенка в раннем возрасте, и он теперь панически боится потерять её или её любовь. В приведенных примерах везде мы видим претерпеваемый подростком дефицит любви и внимания со стороны матери (реальный, хотя может и несоответствующий его возрасту, но соответствующий его уровню развития).

Строго говоря, желание подростка обладать матерью является нормальной потребностью. Ненормальным является желание устранить отца  – это связано с нарушениями в триангулярных отношениях, а именно, с дисбалансом любви каждого к каждому в семейном любовном треугольнике, с отсутствием идеализации соответствующих семейных ценностей и, как следствие, невозможностью интегрировать Супер-Эго.

Как можно видеть, в приведенных выше примерах, желание устранить отца идет не из Ид, как это считается в классическом психоанализе, а из Эго. Это не просто инстинктивный агрессивный импульс, который вдруг появился из Ид, побуждая подростка убить отца, а дефицит любви матери, который переживает именно Эго. Соответствующее желание восполнить этот дефицит рождает в Эго желание устранить соперника для того, чтобы получить больше любви, которой не хватает.

"Дырявое" Супер-Эго не может ничего сделать с этим злобным чувством в адрес отца и позволяет ему превратиться в желание устранить его физически. Но Супер-Эго этого подростка, все же, не дает развиться фантазии об убийстве, а позволяет только фантазию о смертельном сердечном приступе, например, в случае пожара дома из-за незакрытых газовых кранов. Но у этого подростка, как и у любого мальчика в более-менее нормальной семье, отношение к отцу амбивалентное – он не только ненавидит отца, но одновременно привязан к нему, возможно даже любит его. Поэтому на сцену выходит психологическая защита реактивное образование. Это комплексная защита, и она поступает следующим образом: мысль о желании смерти отцу вытесняется из сознания, а само желание смерти подавляется, и чтобы справиться с ним формируется невротическая навязчивость проверять газовые краны. Всякий раз, как желание убить отца пытается проникнуть в сознание, возникает побуждение проверить, не горят ли газовые конфорки, чтобы спасти дом от пожара, а отца от инфаркта – это аннигиляция агрессивного желания.

Остается только предположить, почему у подростка возникла фантазия именно о пожаре из-за незакрытых газовых кранов. Она могла возникнуть в результате просмотренного им ролика по пожарной безопасности (ведь дети очень впечатлительны), или из тревожности самой матери по поводу пожара, или из сделанного в детстве родителями строгого запрета не трогать газовые краны. Все это могло послужить формированию содержания невроза, но никак не могло быть его причиной.

 

См. также Супер-Эго, Супер-Эго у мальчиков, Супер-Эго у девочек, Садистичное Супер-Эго, Раннее Супер-Эго, Архаичное Супер-Эго , Роль Супер-Эго в формировании депрессии, а также статью Бреннера Роль психического конфликта в душевной жизни и в частности Супер-Эго.

 

читайте далее Путь к успеху: пограничные, нарциссические и нормальные личности >>>
 
 
Комплекс с точки зрения психоанализа
 
Принцип удовольствия и избегания неудовольствия
 
Материнская тревожность
 
Гиперопека
 
Агрессия и аутоагрессия
 
Эдипов комплекс у мальчиков по Фрейду
 
Эдипов комплекс у девочек по Фрейду
 
Эдипов комплекс. Взгляд на отца: комплекс Лая
 
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа
 
Изоляция аффекта
 
Страх потери объекта любви
 
Страх потери любви объекта
 
Идентификация с агрессором
 
Вытеснение и его последствия
 
Эдипальное поражение
 
Комплекс Хроноса
 
Травма рождения
 


 





примечания

Работу Фрейда “Das Ich und das Es ”(Я и Оно) переводила Людмила Алексеевна Голлербах в 1969 году, с тех пор эта работа более не переводилась на русский. Голлербах переводит понятие Фрейда Ueber-ich как Сверх -Я. Фрейд использует в этой работе также в качестве синонима к термину Ueber-ich термин Ichideal, который переводится ею как Идеал-Я. В нашем тексте, при цитировании этой работы Фрейда, мы везде в таких случаях используем единый и понятный термин англоязычного происхождения Супер-Эго, который наиболее употребим в России сегодня.

«В работах Фрейда трудно вычленить строгий смысл понятия Идеал-Я. Перемены в его значении связаны с разработкой понятия Сверх-Я и второй теории психического аппарата в целом. Так, в “Я и Оно” (Das Ich und das Es, 1923) Идеал-Я и Сверх-Я выступают как синонимы, а в других текстах роль идеала выполняет отдельная инстанция или же подструктура Сверх-Я
(Лапланш и Понталис. “Словарь по психоанализу”)
назад
  

Ревизор: действие 4, явление 15

Городничий: Ваше превосходительство! Не погубите! Не погубите!
Хлестаков: Что с Вами?
Городничий: Там купцы жаловались Вашему превосходительству. Честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ. Унтер-офицерша налгала Вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-Богу врет. Она сама себя высекла.

назад