::a:: Психоаналитик.Ру: Онтология Эдипова комплекса

:: Супер-Эго в современном психоанализе является не только наследником Эдипова комплекса, но и результатом воздействия родителей на протяжении всего детства



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
на примере Эдипова комплекса

Часть 4. Супер-Эго
с точки зрения классического и современного психоанализа

                                             

читать кратко о Супер-Эго



Наиболее полное описание структуры внутрипсихического конфликта дал, пожалуй, только Чарльз Бреннер в своей статье Роль психического конфликта в душевной жизни. Из предыдущих статей мы узнали, что внутрипсихический конфликт возникает из желания, которое наталкивается на непреодолимое препятствие – фрустрацию. Если родители что-то запрещают ребенку, не одобряют или порицают, т.е. фрустрируют его желания или потребности – в результате возникает злость и/или стыд, которые в свою очередь могут порождать депрессивное переживание, тревогу и чувство вины. Повторяющиеся фрустрации запечатлеваются в памяти (эффект Зейгарник) и интернализируются, формируя интроект. В результате взаимодействия с родителями такие интроекты множатся и создают комплекс, названный Фрейдом Супер-Эго – новую инстанцию в психике.

Чарльз Бреннер очень емко и точно отразил взгляд классического психоанализа на процесс формирования Супер-Эго:

«Супер-Эго является в основном одним из важных результатов эдиповой фазы развития, и это неоспоримо. Чтобы понять процесс его формирования, необходимо поставить себя на место 5-6-летнего ребенка.
Для ребенка этого возраста морально правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. С моральной точки зрения, неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Пяти- или шестилетнему ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным, и есть правильное. То, что они называют неправильным, есть неправильное. И должен добавить, у них нет необходимости говорить об этом. Достаточно, что ребенок в этом убежден, основано ли его убеждение на факте или на фантазии.»

Чарльз Бреннер считал, что Супер-Эго – аспект психического функционирования, связанный с моралью, с представлениями о том, что правильно, а что нет в моральном смысле. Такой взгляд основан на концепции Фрейда о возникновении Супер-Эго на руинах Эдипова комплекса. Это весьма сужает роль Супер-Эго.

Вот, например, одному послушному мальчику тревожная мать запрещала есть мороженое, потому что, как она считала, он может простудиться. Однажды он пошёл гулять со своим двоюродным дядей, который не знал о таком запрете. Дядя купил мальчику мороженое – любимое лакомство любого ребенка. Но этот мальчик, сказав спасибо, взял мороженое и шел с ним, ни разу не откусив. Дядя удивлялся, почему он не ест, но мальчик не знал что сказать, потому что взрослым перечить нельзя, но и мороженное тоже есть нельзя. Мы видим яркий пример ограничительной функции Супер-Эго, но это никак не связано с моралью. Послушание – является проявлением раннего Супер-Эго, когда запреты родителей интернализируются, и теперь ребенок подчиняется воле родителей, даже если их нет рядом.

Фрейд считал, что у мальчика Супер-Эго является наследником разрушенного Эдипова комплекса, что должно в норме произойти к пяти-шести годам:

«…Эдипов комплекс у мальчика не просто вытесняется, он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации. Мальчик отказывается от своих либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Объекты этих привязанностей включаются в состав Эго, где они образуют ядро Супер-Эго и придают этому новообразованию характерные особенности. В нормальном, лучше говоря в идеальном, случае Эдипов комплекс не существует уже больше и в бессознательном, Супер-Эго стало его наследником.»

По мнению Фрейда, основной причиной гибели Эдипова комплекса у мальчика является страх кастрации, который не обязательно появляется вследствие соответствующих угроз, а обусловлен филогенетически:

«Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия, – совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией (или, вернее, кастрация) было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде.»

Из этого предположения черпает свое убеждение Чарльз Бреннер, утверждая, что неважно, основываются ли убеждения ребенка на факте или на фантазии. Фантазия (фантазм) – центральное понятие в классическом психоанализе и многих его современных направлениях, благодаря чему значение родителей в формировании невроза минимизируется, фактически превращая ребенка в изолированную от реальности монаду.

Для девочки, лишенной пениса, угроза кастрацией не может являться причиной гибели Эдипова комплекса. Поэтому для девочки, по мнению Фрейда, значение играет только внешнее запугивание и угрозы утраты родительской любви (“Гибель Эдипова комплекса”).

«В этих условиях должно пострадать образование Супер-Эго, оно не сможет достичь той силы и независимости, которые и придают ему культурное значение

Однако известно, что Супер-Эго у женщин нередко бывает более строгим, чем у мужчин, большинство женщин являются заботливыми матерями и женами, оказываются ответственными сотрудниками и больше мужчин придают значение тому, что подумают люди. Такой сексизм Фрейда сегодня замалчивается психоаналитиками.

Фрейд разделяет мальчиков и девочек так, будто мальчики не подвергаются в процессе воспитания внешним запугиваниям и угрозам утраты родительской любви.

Читайте подробнее о взгляде Фрейда на формирование Супер-Эго у мальчиков и у девочек.

Мелани Кляйн одна из первых заговорила о раннем Супер-Эго, образованным гораздо раньше 5-6 лет, и в современном психоанализе уже нет сомнений, что Супер-Эго начинает формироваться сразу вслед за формированием Эго.

Супер-Эго следует считать зародившимся, когда ребенок может следовать запретам родителей, даже если их нет рядом. Ведь очень маленькие дети уже могут интроецировать директивы родителей и быть вследствие этого послушными, все зависит от строгости и настойчивости родителей. Фрейд очень ограничивал понятие Супер-Эго, сводя его только к интернализованным запретам эдипального характера, а именно, запрета на инцест и убийство соперника, что и составляет суть мрачного понятия Эдипова комплекса по Фрейду.

Учитывая сделанные выше замечания, мы можем переформулировать определение Супер-Эго, сделанное Бреннером:

Супер-Эго является одним из важных результатов воспитания.
Для ребенка правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. Неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным – и есть правильное. То, что они называют неправильным – есть неправильное.

Это определение Супер-Эго напрямую соответствует одному из определений, сделанных самим Фрейдом:

«Супер-Эго – репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(“Я и Оно”)

См. также Супер-Эго, Супер-Эго у мальчиков, Супер-Эго у девочек, Садистичное Супер-Эго, Раннее Супер-Эго, Архаичное Супер-Эго , Роль Супер-Эго в формировании депрессии, а также статью Бреннера Роль психического конфликта в душевной жизни и в частности Супер-Эго.

 

продолжение следует

 

 

читайте также:
 
Комплекс с точки зрения психоанализа
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни. Часть 3. Защита и Супер-Эго
 
Гиперопека
 
Принцип удовольствия и избегания неудовольствия
 
Агрессия и аутоагрессия
 
Материнская тревожность