::a:: Психоаналитик.Ру: библиотека

:: Третьим компонентом конфликта является защита. Всякий раз при появлении в связи с инстинктивным импульсом тревоги или депрессивного аффекта психика реагирует таким образом, чтобы сократить или уменьшить неудовольствие.
:: Четвертым компонентом конфликта является Супер-Эго — аспект психического функционирования, связанный с моралью, с представлениями о том, что правильно, а что нет в моральном смысле.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
Часть 3 (Защита и Супер-Эго)

                                             

Третьим компонентом конфликта является защита. Всякий раз при появлении в связи с инстинктивным импульсом тревоги, депрессивного аффекта, или того и другого вместе, психика реагирует таким образом, чтобы сократить или уменьшить неудовольствие. Любая такая реакция, каждая попытка сократить или уменьшить неудовольствие называется защитой.

Традиционно концептуализации защиты проводятся в терминах психических механизмов. Термин "механизмы защиты" был предложен Анной Фрейд (1936) в работе "Эго и механизмы защиты". Несмотря на его популярность и длинную, почетную историю, я, однако, убежден, что этот термин и концепция защитных механизмов вводят в заблуждение.

Традиционное обсуждение защиты начинается с перечисления защитных механизмов: вытеснение, реактивное образование, регрессия, отрицание, проекция, идентификация, превращение в противоположное, превращение пассивности в активность и наоборот, изоляция, идентификация с агрессором и, возможно, альтруистическая капитуляция и обольщение агрессора. Этот список подразумевает и в целом означает, что каждая из перечисленных психических операций является типично, если не исключительно, защитной. Формулировка "Вытеснение – защитный механизм" означает: "вытеснение" = "защита", вытеснение – психический механизм, используемый только для защиты. На самом деле, однако, это не так. Любые из перечисленных психических операций или механизмов иногда используются для защиты, а иногда – для чего-нибудь еще, например, способствуют добавочному удовлетворению инстинктивного импульса. Ни одна из этих операций не используется исключительно лишь для защиты. Все они не являются защитными механизмами в этом смысле.

Столь же важно то, что защита не ограничивается каким-либо одним таким списком из перечисленных психических механизмов. Все, что уменьшает или устраняет неудовольствие, является защитой, а сюда входит все, на что способна психика. Любая и каждая способность психики используется иногда с защитной целью. Ни одна из психических функций не предназначается только для защиты. Защита не сводится к краткому списку психических механизмов.

Таким образом, намного лучше избегать думать о защите в терминах нескольких психических механизмов и иметь в виду, что все, чем занимается или о чем думает индивид, нацелено на редукцию неудовольствия и независимо от степени эффективности заслуживает определения "защитный".

Четвертым компонентом конфликта является Супер-Эго – аспект психического функционирования, связанный с моралью, с представлениями о том, что правильно, а что нет в моральном смысле. Существует некоторое различие во мнениях по поводу того, что называть Супер-Эго в первые несколько лет жизни, но в целом есть общее согласие в том, что основная доля его развития как органа психики формируется в конце эдиповой фазы, т.е. на 6 и 7 годах жизни, и что дальнейшее его развитие происходит и позже, в детском и подростковом возрасте. Фрейд (1924) называл Супер-Эго наследником эдипова комплекса.

Лично я считаю, что этот термин чересчур эксклюзивен. Имеется слишком много важных следствий эдипова комплекса для оправдания выделения Супер-Эго как их единственного наследника. Супер-Эго является в основном одним из важных результатов эдиповой фазы развития, и это неоспоримо. Чтобы понять процесс его формирования, необходимо поставить себя на место 5-6-летнего ребенка.

Для ребенка этого возраста морально правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. С моральной точки зрения, неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Пяти- или шестилетнему ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным, и есть правильное. То, что они называют неправильным, есть неправильное. И должен добавить, у них нет необходимости говорить об этом. Достаточно, что ребенок в этом убежден, основано ли его убеждение на факте или на фантазии. Когда ребенок уверен, что тот или иной из инстинктивных импульсов приведет к родительскому неодобрению в виде изгнания, лишения любви либо кастрации, тогда неудовольствие проявляется в форме тревоги. Если же ребенок убежден, что родительское неодобрение и возмездие уже произошло из-за того или иного инстинктивного импульса ребенка, то неудовольствие проявляется в форме депрессивного аффекта. Ожидание родительского неодобрения является тем аспектом функционирования Супер-Эго, который Фрейд назвал страхом наказания. Когда он возникает, то начинает образовываться защита. Ребенок пытается не желать того, что, как он думает, может раздражать его родителя или, в случае депрессивного аффекта, уже вызвало его раздражение. Супер-Эго в таких случаях участвует в конфликте на стороне защиты. Более того, в своем первом обсуждении Супер-Эго Фрейд (1923) относил функцию защиты скорее к Супер-Эго, чем к Эго, от чего вскоре отказался.

Однако функционирование Супер-Эго включает в себя больше, чем защиту от морально неприемлемого желания. Раскаяние, искупление и идентификация с моральной позицией своих родителей, реальной или лишь воображаемой, также являются способами завоевания родительского одобрения и по этой причине – аспектами функционирования Супер-Эго. Одного слова "вина" недостаточно для характеристики эмоций, вызванных моральным прегрешением. Универсальные аспекты функционирования Супер-Эго – самонаказание и самобичевание в качестве путей получения родительского одобрения. Это часто можно легко наблюдать в моральных кодексах поведения различных социальных групп. Евреи и мусульмане, к примеру, верят, что их духовный отец, называемый Богом, будет любить их и не накажет, если их пенисы будут искалечены обрезанием – обычай, история возникновения которого на тысячелетие старше времени жизни библейского Авраама. И примеров таких множество.

Психоаналитическое наблюдение зачастую показывает, что мотивированные моралью самобичевание и самоповреждение являются результатом бессознательных импульсов наслать на себя те самые беды, которые я только что описывал, как идеаторное содержание тревоги и депрессивного аффекта, запускающих механизм конфликта. По этой причине стремление к самобичеванию и саморазрушению, возникающее для завоевания морального одобрения, может вызывать против себя защиту, как это происходит в случае инстинктивных импульсов, порождающих интенсивное неудовольствие. В таких случаях Супер-Эго не выступает на стороне защиты, а, наоборот, защита используется против него. Мы сталкиваемся с примерами того, что Фрейд называл бессознательным чувством вины, потребностью самонаказания и самоповреждения, против которых защищаются посредством вытеснения или каким-либо иным образом. Те, кто имеет психоаналитический клинический опыт, знакомы со случаями, когда пациент устраивает себе неудачу или вред, нисколько не осознавая, что страдание это причиняет себе сам. Таким образом, Супер-Эго участвует в конфликте разными способами. Иногда оно оказывается на стороне защиты, а иногда само становится объектом, против которого направлены защитные усилия.

 

далее >>>
 
 
читайте также:
 
Психологическая защита
 
Супер-Эго как причина невроза
 
Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии
 
Регрессия либидо, задержка и фиксация
 
Проекция
 
Превращение в противоположное: от любви до ненависти один шаг
 
Превращение пассивности в активность и наоборот: о значении пениса для мальчика
 
Изоляция аффекта
 
Идентификация с агрессором
 
Супер-Эго
 


 





примечания

В российском психологическом сообществе принят термин психологическая защита. В настоящее время концепция психологических защит широко и активно используется за пределами психоаналитической школы, даже в таком антагонистически настроенном против психоанализа направлении как деятельностный подход.

Вообще, в психоанализе не существует общепринятой систематизации психологических защит, поэтому и я описываю их в нижеследующих примечаниях как они мне видятся. Надо подчеркнуть, что перечень психологических защит, приведенный Бреннером, далеко не представляет все виды психологических защит, описанных в психоанализе, и не кажется мне ни исчерпывающим, ни основополагающим. Однако я в своих дальнейших примечаниях буду придерживаться именно этого списка, потому что сам лично не хочу и пытаться объять необъятное (на что не претендует и Бреннер, о чем и пишет далее).

- А.П.

назад
	
	

Термин психологическая защита приобрел некий отрицательный оттенок, если вообще не патологическую характеристику психического функционирования, о чем пишет Бреннер далее. Конечно, психологические защиты в самом деле "виновны" в том, что интрапсихический конфликт стал бессознательным, следствием чего стало образование симптомов. Психологические защиты "виновны" и в том, что расходуют слишком много психической энергии для удержания такого конфликта в области бессознательного, истощая психику и вызывая этим синдром хронической усталости, апатию и безразличие к жизни. Все это изматывает человека и побуждает, в конце концов, обратиться за помощью. Совместная работа с психоаналитиком позволяет распутать этот клубок психологических защит, сделать бессознательные содержания осознанными, пережить подавленное и вернуться к нормальной жизни. И что же, теперь этот человек, пройдя курс психоанализа, живет себе полноценной жизнью, потому что все его психологические защиты проанализированы, и теперь ни одна защита не омрачает его счастливого существования? Целью психоанализа вовсе не является разрушить все психологические защиты и предупредить появление новых. Психика никакого разумного существа не сможет существовать без защит. У любого человека проявляются в разное время те или иные самые разнообразные защиты по отдельности и в самых разных комбинациях. Проблему составляют только те защиты, которые способствовали образованию патологического компромиссного образования (об этом смотрите последнюю часть этой статьи Бреннера). Такие компромиссные образования ведут свою историю с детства, и именно они подлежат тщательному психоаналитическому исследованию для того, чтобы индивид смог отказаться от психологических защит, поддерживающих патологические компромиссные образования. Целью же психоанализа, в конце концов, является формирование новых защит, которые способствовали бы дальнейшему развитию личности. - А.П.

назад
	
	

Вытеснение

Вытеснение можно определить как забывание. Когда в психоанализе говорят о вытеснении, имеют в виду не "просто" забывание, а забывание неприемлемых для сознания содержаний (репрезентаций) – это, чаще всего, несовместимые с моральными принципами желания или травматичные переживания. Такие желания или воспоминания забываются для того, чтобы избавиться от осознанного страдания. Однако, забытые желания или воспоминания не исчезают в никуда. Продолжает "сам по себе" существовать также и отщепленный от них подавленный аффект (нереализованное желание, непережитая травма). Чем сильнее подавленный аффект – тем больше психической энергии требуется для его удержания в бессознательном, тем выше вероятность, что он проникнет обратно в сознание в видоизмененной форме в качестве симптома. Именно такое забывание, когда от забытого содержания отщепляется связанный с ним аффект – следует называть вытеснением (феномен вытеснения подробно разбирается и иллюстрируется в статье Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии). - А.П.

См. также Проекция и Изоляция.

назад
	
	

Реактивное образование

Выражаясь научным языком, так, как определяет реактивное образование Ж. Бержере, – это противозагрузка в виде разрешенного распределения энергии влечения, изъятой из запретных репрезентаций.
А пример можно привести простой, из случая достаточно стандартного развития Эдипова комплекса: Мальчик любит маму, но строгий папа бессознательно ревнует маму к своему сыну (совсем не редкий случай). Папа выражает свою ревность в излишней строгости к мальчику. Мальчик на это очень злится, но боится папу. Что ему с этим делать? Свою злость на папу мальчик отыгрывает, отрывая крылышки мухам и препарируя гусениц (включается в действие отдельная психологическая защита смещение). За этими садистскими действиями скрывается бессознательная фантазия о том, как он расправляется с папой (запретная репрезентация). Это вызывает внутренний конфликт – ведь он любит папу. И внешний конфликт – такое поведение сына не нравится маме, которую он тоже очень любит. В результате, в школе этот мальчик вступает в кружок юннатов, а потом становится вегетарианцем и членом общества по защите животных, переведя свою агрессию в адрес фабрик по забою скота и фирм-производителей меховых изделий (противозагрузка в виде разрешенного распределения энергии влечения).
См. подробнее Реактивное образование - А.П.

назад
	
	

Регрессия – это примечание переработано и находится здесь

назад
	
	

Отрицание

Это достаточно известная психологическая защита, потому что она используется практически всеми людьми, страдающими алкоголизмом. Когда уже вполне спившийся человек защищается от нападок родственников, утверждая, что пьет он только по праздникам, и немного, и вообще может бросить, как только захочет. Что он алкоголик – очевидно всем, кроме него самого, потому что защиты бессознательны и давление со стороны родственников на его сознательность вызывает только агрессию с его стороны и новые запои.

Лучшим образом суть психологической защиты отрицание отразил в своей басне о Лисе Эзоп, которую виртуозно изложил в стихотворной форме Крылов:

Голодная кума Лиса залезла в сад,
   В нем винограду кисти рделись.
   У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
   Лишь то беда, висят они высоко:
   Отколь и как она к ним ни зайдет,
      Хоть видит око,
      Да зуб неймет.
   Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: "Ну, что ж!
      На взгляд-то он хорош,
   Да зелен – ягодки нет зрелой:
   Тотчас оскомину набьешь".

И. А. Крылов. Лисица и Виноград

В данном случае отрицание лисой спелости виноградных ягод являет собой обесценивание, особый подвид психологической защиты.

См. также: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа, Анорексия и Осознание потери.

- А.П.

назад
	
	

Проекция – это примечание переработано и находится здесь

назад
	
	

Идентификация – это примечание переработано и находится здесь

назад
	
	

Превращение в противоположное – это примечание переработано и находится здесь

назад
	
	

Превращение пассивности в активность и наоборот –это примечание переработано и находится здесь

назад
	
	

Изоляция –это примечание переработано и находится здесь

назад
	
	

Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром) –это примечание переработано и находится здесь

назад
	
	

Альтруистическая капитуляция

Это "красивый проигрыш" во имя "общечеловеческих" (альтруистических) ценностей. Альтруистическая капитуляция должна быть всегда плотно сопряжена с рационализацией или интеллектуализацией, которые Бреннер не включил в список. - А.П.

назад
	
	

Обольщение агрессора

Всем известна несмешная шутка: Когда Вас насилуют –расслабьтесь и получите максимум удовольствия. Эта психологическая защита напрямую связана с идентификацией с агрессором (в основе которой заложена защитная мысль, что агрессор "хороший") и, прежде всего, с извращением (потому что за таким удовольствием стоит не любовь, а боль и страх). - А.П.

назад