::a:: Психоаналитик.Ру: Эдипов комплекс с точки зрения современного психоанализа

:: Эдипов комплекс у мальчика — это не только убийственная ненависть в адрес отца, как считал Фрейд. Это также убийственная ненависть отца в адрес сына, которую я назвал комплексом Эдипа в соответствии с трагедией Софокла “Эдип в Колоне”.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Эдипов комплекс: взгляд на родителей
Часть 4. Родовое проклятие: комплекс Эдипа

                                             
…Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина?
Библия. Книга пророка Иезекииля [18:2]
	  
Эдип и Антигона
Пер Габриэль Викинберг
Эдип и Антигона

Трагедия “Царь Эдип” Софокла заканчивается тем, что Эдип ослепляет себя и просит себя изгнать из Фив, чтобы более не осквернять этот город своим пребыванием в нем (мы анализировали эту пьесу в предыдущих статьях). Софокл продолжает эту историю в трагедии “Эдип в Колоне”. В этой пьесе мы встречаем слепого Эдипа стариком, бредущим по землям, в поводырях у него его верная дочь Антигона.

В это время происходит братоубийственная война за трон Фив между двумя сыновьями Эдипа.

И к Эдипу приходит его старший сын, Полиник, он говорит, что изгнан из Фив своим младшим братом Этеоклом, несмотря на то, что трон Фив должен был принадлежать старшему брату по праву первородства.

Это Полиник объяснял тем, что дух отца затуманил разум его младшего брата, направив всю свою месть на него:

       Опутал, видно, сердце нечестивца
       Дух-мститель твой; так сам я смутно чуял,
       Так и пророки возвестили мне.

И старший сын умоляет Эдипа:

       О, отпусти мне гнев тяжелый свой,
       Дай наказать мне брата, что отчизну
       Из длани братней вырвал и похитил!
       Вещаньем верным суждена победа
       Той рати, что своей признаешь ты.

Теперь вернемся в тот ужасный день, когда Эдип, ослепивший себя, в чувстве вины и позоре, покидая Фивы, произнес своим детям:

       Я вас не вижу… но о вас я плачу,
       Себе представив горьких дней остаток,
       Который вам придется жить с людьми.
       С кем из сограждан вам сидеть в собраньях?
       Где празднества, с которых вы домой
       Вернулись бы с весельем, а не с плачем? […]
       И вам, о дети, - будь умом вы зрелы,
       Советов дал бы много… Вам желаю
       Жить, как судьба позволит… но чтоб участь
       Досталась вам счастливей, чем отцу.

Кажется, вот настал день быть полезным своим сыновьям, собрать их вместе, примирить и этим искупить перед ними вину позора за кровосмесительное рождение. Но Эдип поступает иначе:

Эдип и его дочери осуждают Полиника
Марсель Андре Баше
Эдип и его дочери осуждают Полиника

       Да, нечестивец! Скипетром и престолом
       Владел и ты, как ныне брат твой, в Фивах;
       И ты отца из родины изгнал,
       Лишил земли, пустил ходить в лохмотьях,
       О коих ныне, зритель сердобольный,
       Ты слезы льешь, скитальцем став и сам.
       Теперь уж поздно плакать! До могилы
       Их донесу, на память о тебе,
       Моем убийце! Да, им стал ты явно:
       Ты жизнь мою страданьем отравил;
       Ты отнял дом; из-за тебя, скитаясь,
       Я подаяньем у чужих живу,
       И если б дев-защитниц не взрастил я,
       Я б смерть вкусил – по милости твоей! […]
       И ныне призываю – чтоб вы знали
       Впредь уважать родителя главу
       И не считали для себя бесчестьем,
       Что вы слепцом, вельможи, рождены… […]
       Иди, отвергнутый отцом преступник,
       Негодный из негоднейших! Тебе
       Я посылаю вслед свое проклятье.
       Ты не добудешь родины желанной,
       В гористый Аргос не вернешься ты.
       Братоубийственной враждой пылая,
       Падешь и ты, – и он, обидчик твой.

Так Эдип проклял своих обоих сыновей, которые в скором времени в сражении за трон Фив убили друг друга.

::

Этеокл и Полиник убивают друг друга
Джованни Баттиста Тьеполо
Этеокл и Полиник

Надо заметить, что Эдип сам умолял изгнать себя из Фив своего шурина Креонта:

       О, изгони меня скорей - туда,
       Где б не слыхал людского я привета.

А тут он обвиняет сына, что тот «стал его убийцей».

Можно думать, что Эдип впал в старческий маразм или, как считает Стейнер, из-за слепоты у него развился психоз.

Мне в этом видится закономерное продолжение драмы Эдипа, которая началась с того, что отец Эдипа хотел убить своего сына в связи с предсказанием, что сын убьет его. Теперь и Эдип поступает также со своими сыновьями: ненависть порождает ненависть.

Стейнер отмечает, что Эдип в этой ситуации чувствует то же, что и его отец Лай, но не объясняет, в чем заключается причина. Я думаю, что причина заключается в идентификации с агрессором, Эдип бессознательно идентифицируется со своим отцом и поступает также как и он со своими сыновьями.

Можно предположить, что когда Эдип умолял Креонта изгнать себя из Фив, он предсознательно надеялся, что его сыновья будут умолять его остаться.

Мы видим здесь, что ядром Эдипова комплекса является potestas patris familias (власть отца семейства), которую Фрейд упомянул в “Толковании сновидений”, а потом отверг.

Мы видим в трагедии “Эдипа в Колоне” суть патриархального мировоззрения potestas patris familias.

Мы видим, как из поколения в поколение передается злоба отцов в адрес своих сыновей: Лай в страхе бежит от дяди узурпатора, а потом обрекает на смерть своего сына Эдипа (см. Комплекс Лая), а Эдип проклинает своих сыновей, которые убивают друг друга.

Мистики называют это родовым проклятием, а я бы назвал это комплексом Эдипа (не путайте с Эдиповым комплексом, понятием введенным Зигмундом Фрейдом).

Здесь невольно вспоминаешь слова из Библии:

       …Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей
       за вину отцов до третьего и четвертого рода…
       (Библия. Исход [20:5])

Но в этом нет мистики, каждый отец, угнетаемый своим отцом, смещает свой гнев на своих сыновей. Это и есть ядро Эдипова комплекса.

::

Эдип погубил и своих дочерей. Ослепив себя и став беспомощным, он обрек своих дочерей обеспечивать свое существование в ущерб их собственным жизням:

       И если б дев-защитниц не взрастил я,
       Я б смерть вкусил – по милости твоей!
       Они – мои спасительницы ; пищей
       Я им обязан, в бедственных скитаньях
       Мужей я в них, не слабых жен нашел…

::

Так как же возможно миновать ужасы эдиповых конфликтов при воспитании ребенка? Эдипов комплекс – это обязательный этап в развитии каждого ребенка, как считал Фрейд, или это результат нарушений внутрисемейных отношений?

 

читайте далее Онтология Эдипова комплекса >>>
 
 
читайте также:
 
Царь Эдип. Софокл: Краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе
 
Взгляд на отца: комплекс Лая
 
Идентификация с агрессором
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
О некоторых отличиях между классическим и современным психоанализом
 


 





примечания

И отверг Альфреда Адлера, своего ученика, который стал развивать идею влечения к власти в качестве ядра Эдипова комплекса.

назад
  
  

В третьей части трилогии Софокла об Эдипе – “Антигона”, дочь Эдипа Антигона кончает жизнь самоубийством. Не вдаваясь в подробности этой пьесы, можно сделать вывод, что это самоубийство является последствием страшных событий, описанных Софоклом в двух предыдущих частях.

назад
  

Глядя на картину Марселя Андре Баше “Эдип и его дочери осуждают Полиника” (см. выше) – в глаза бросается конфигурация классического прямого Эдипова комплекса: отец обнимает дочерей и проклинает сына-соперника.

назад