Эдипов комплекс: взгляд на родителей
Часть 2. Отцеубийство и детоубийство: комплекс Хроноса
В предыдущей статье мы разобрали малоизвестный комплекс Лая, отчетливо показанный в широко известной древнегреческой пьесе Софокла “Царь Эдип”. Эта тема отца, одержимого комплексом страха быть убитым собственным сыном, воспроизводимая в более ранних греческих мифах, широко известна, но недостаточно освещена в психоанализе.
Эти мифы, имеющие более раннее, чем миф об Эдипе, историческое происхождение, символизируют более раннюю стадию развития ребенка ‒ оральную. Характерным страхом для этой стадии является страх пожирания. Одновременно в сюжеты этих мифов также вплетен и более поздний, с точки зрения развития ребенка, страх кастрации, соответствующий фаллической стадии развития ‒ центральный страх Эдипова комплекса по Фрейду.
Уран (небо), ненавидел своих детей, потому что они были ужасны видом, и возвращал их снова в недра земли. Гея (земля), изнемогавшая от бремени, уговорила Хроноса (Сатурн), родившегося последним, кастрировать отца, чтобы прекратить свои страдания. Хронос оскопил отца и стал верховным богом, но боялся предсказания Урана, по которому и его ребенок, рождённый Реей, свергнет своего отца. Поэтому Хронос проглатывал своих детей одного за другим. Рея, нежелавшая лишиться еще одного ребенка, Зевса, подсунула Хроносу вместо него камень. Когда Зевс вырос, он победил своего отца и низверг его в Тартор.
Согласно орфикам, Зевс напоил Хроноса медом, тот заснул, и он кастрировал его.
Если думать об этих событиях не буквально, а символически, как нас учил Фрейд, сын должен превзойти соего отца, убить в символическом смысле. А отец не должен завидовать сыну, тщетно пытаться остановить время, подвергаясь опасности быть "кастрированным" своим сыном.
Аналитическая психология Юнга, в отличие от психоанализа Фрейда, оказалась более внимательной к этой проблеме. Уоррен Колман упоминает комплекс Хроноса в связи с одним из аспектов архетипа Негативного Великого Отца. Юнгианцы к этому аспекту архетипа, кроме названных персонажей, относят фараона из книги Библии “Исход”, котрый, боясь растущей численности евреев-рабов в своем государстве, приказал убивать всех рожденных у евреев мальчиков, и, конечно, описанное в “Новом завете”, ставшее притчей воязыцах, избиение младенцев царем Иродом, который испугался рождения Царя Иудеского (Иисуса Христа), рожденого в Вифлееме, о котором сообщили ему Волхвы, и приказал убить там всех младенцев младше двух лет.
Этот список можно продолжать долго. Литература изобилует подобными сюжетами "пожирания" отцами своих сыновей. Вот, например, можно было бы ввести термин комплекс Тараса Бульбы в соответствии с одноименным произведением Николая Васильевича Гоголя.
Фабула повести такова: Один из сыновей казачьего полковника Тараса Бульбы, Андрий, полюбил панночку. Во время военной экспансии казаков в Польшу, Андрий пробирается в осажденную казаками крепость с провиантом, чтобы спасти свою любимую от голода. Встретившись со своей возлюбленной, Андрий отрекается от отчизны: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя ‒ ты!» В процессе военной вылазки из осажденной крепости он встречает отца и тот убивает его со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью!».
Нас учат в школе, что это патриотическое произведение про то, как отец покарал своего сына за предательство ‒ это, конечно, так. Но карая своего сына, Тарас Бульба выкрикнул: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Хотелось бы заметить, что Тарас Бульба мог бы выкрикнуть что-то типа: «Умри, предатель!» Но он подчеркивает свои безусловные права на своего сына, которого он может родить, а может и убить, по своему усмотрению.
::
Давайте вернемся к трагедии Софокла “Царь Эдип”, разбираемой в предыдущей статье, и проанализируем, как мать Эдипа Иокаста отнеслась к намерению ее мужа Лая убить ее младенца?
читайте далее Эдипов комплекс: Взгляд на мать >>>
читайте также:
Взгляд на отца: комплекс Лая
Царь Эдип. Софокл: Краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе
Наши кошмары первых дней жизни
Эдипов комплекс у мальчиков по Фрейду
Зарождение Эдипова комплекса
© 2017
примечания
Фрейд в интерпретации мифа о Хроносе придерживается своего мнения, "притягивая" к явной символике прожорливой оральности свою идею инфантильной генитальности негативного Эдипова комплекса:
«Но представление о том, чтобы быть съеденным отцом ‒ типичное детское представление с древних времен; аналогия из мифологии (Хронос) и из жизни влечений всем известны. […] Аналитический опыт дает нам требуемые указания. Он учит нас, что представление о том, чтобы быть съеденным отцом, является выражением путем регрессии пассивно-нежных чувств, желания быть любимым отцом в смысле генитальной эротики.»
(“Торможение, симптом, тревога”)
Строго говоря, тематика убийства в трагедии Софокла “Царь Эдип” тоже "притянута" к инфантильной генитальности, приходящейся на младший возраст ребенка. Все же тема убийства ‒ более зрелая тема, как минимум подросткового возраста. Но Фрейд иногда подчеркивает специфику детского желания смерти родителю того же пола.
Но Фрейд не всегда так интерпретировал символизм мифа о Хроносе, в подтверждении чему приводится цитата в предыдущей статье.
назад
© 2002-2024
::
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая пометка.
® www.psychoanalyst.ru является правопреемником сайта existentia.narod.ru
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru