Либидо
Либидо – (от лат. libido) влечение, желание, страсть, стремление. Понятие либидо введено врачом Морицом Бенедиктом в статье “Электротерапия” в 1868 году. До Зигмунда Фрейда в медицине и психологии термином либидо обозначали просто сознательное стремление к сексуальному поведению, такого же определения придерживаются и современные психиатры.
«Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается половое влечение. При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову голод обозначения не имеется в обыденном языке; наука пользуется словом либидо.» – так определяет этот термин Зигмунд Фрейд в “Трех очерках по сексуальности”.
Но, в отличие от общепринятого в то время значения, у Фрейда либидо – не просто сексуальное влечение, а основная жизненная энергия человека, основа мотивации (смысла жизни) человека, наряду с инстинктом самосохранения. Фрейд фактически приравнивает сексуальность к любви: «Мы употребляем слово сексуальность в том широком смысле, в каком немецкий язык употребляет слово любить», – пишет Фрейд в статье “О "диком" психоанализе”. Во многих своих работах (особенно ранних) Фрейд и его сторонники категорически настаивают, что в любой любви, будь то любовь ребенка к матери или матери к ребенку, и даже в дружбе, будь то дружба между женщиной и женщиной или между мужчиной и мужчиной, в основе побуждающего мотива, содержится сексуальное влечение. Само зарождение психики человека, которое происходит в процессе сосания груди, обязано либидозному влечению ребенка к матери, носящего сексуальный характер.
Фрейд расширил понятие сексуальности до любого возбуждения (включая, садизм и мазохизм), связанного с удовольствием или неудовольствием, сознательным или бессознательным. А если либидо – жизненная энергия – несет в себе сексуальный характер, то движет человеком, по мнению Фрейда и его последователей, сексуальное влечение. За такой взгляд на суть существования человека психоанализ был обвинен в пансексуализме.
Фрейд всегда настаивал на сексуальном характере либидо, и навсегда рассорился со своим любимым учеником Карлом Юнгом из-за разногласий по этому вопросу: «Но если, по примеру К. Г. Юнга, слишком расширить понятие либидо, отождествляя его вообще с двигающей психической силой, то благодаря этому пропадают завоевания всех психоаналитических наблюдений» (“Три очерка по сексуальности”).
Во времена Фрейда, если психоаналитик не придерживался центрального значения сексуального влечения в жизни человека – то лишался возможности называться психоаналитиком. А чтобы психоаналитики не издавали статей, противоречащих этой парадигме, был создан специальный комитет. Фрейд рассорился также со своим учеником Альфредом Адлером, поставившим во главу угла не половое влечение, а влечение к превосходству, и с Отто Ранком, который попытался вывести причину всех неврозов из травмы рождения.
Большинство современных психоаналитиков продолжают буквально следовать концепции либидо по Фрейду, хотя сегодня в США, Испании и Аргентине существует достаточно большое крыло психоаналитиков, приверженцев психологии Самости (Self-психологи) и интерсубъективного подхода в психоанализе, которые, не то что бы против концепции либидо по Фрейду, но они не ставят сексуальный инстинкт во главу угла, сохраняя при этом идентичность психоаналитика.
В своей работе “О нарциссизме” Фрейд писал: «Возможно, что сексуальная энергия либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Но такого рода утверждение не имеет никакого значения. Оно относится к вещам, столь отдаленным от проблем, связанных с нашими наблюдениями, и имеет так мало фактического содержания в смысле положительных знаний, что с ним одинаково не приходится ни считаться, ни оспаривать его». Знаменательно, что это замечание о «вещах, с которыми не приходится ни считаться, ни оспаривать» Фрейд первоначально сделал именно в статье “О нарциссизме” – и именно с пересмотра концепции нарциссизма по Фрейду и фрейдовского понятия нарциссического либидо, которое он и определил в этой статье, и начался пересмотр примата сексуальности в психоанализе, и переключение внимания на «вещи, столь отдаленные от проблем, связанных с психоаналитическими наблюдениями».
Человек, который создал принципиально новое направление в психоанализе, психологию Самости, – это экс-президент Американской психоаналитической ассоциации Хайнц Кохут. Кохут обнаружил альтернативную мотивацию сексуальному влечению – нарциссическую мотивацию, и разработал сложную психоаналитическую теорию нарциссизма. Под нарциссической мотивацией у Кохута можно понимать все верхние этажи Пирамиды потребностей по Маслоу, находящиеся выше физиологических потребностей, куда и входит сексуальная потребность. По теории Кохута нарциссическое либидо не трансформируется в объектное либидо, на чем настаивал Фрейд, а имеет место две независимые линии развития: нарциссическая линия и объектная. В дальнейшем Кохут и вовсе отказался на разделение либидо на нарциссическое и объектное, по сути, вернувшись к экономической (энергетической) концепции Карла Юнга о либидо, как единой энергетической жизнеобразующей силе человека.
После смелого шага Кохута, революционного для психоанализа, многие психоаналитики стали расширять его мотивационную систему.
Среди них Джозеф Лихтенберг, американский психоаналитик, который расширил мотивационную систему человека, включив в нее:
:: регуляцию физиологических потребностей,
:: привязанность и аффилиацию (стремление быть в обществе других людей),
:: исследование и самоутверждение,
:: аверсивность (чувство неприязни, отвращения, ухода в себя)
:: чувственное удовольствие и сексуальное возбуждение.
Хуго Блэйхмар, испанский психоаналитик, еще более углубил и усложнил модель психики человека в рамках психоанализа, введя теорию модульных систем, в которую входят:
:: нарциссическая система,
:: чувственно-сексуальная система,
:: система сохранения себя/другого,
:: ресурсы Я для удовлетворения потребностей/желаний,
:: нормы и идеалы, управляющие желаниями и реализацией,
:: система защит,
:: агрессивность,
:: сигнальная система (тревога/недовольство, специфичная для каждого модуля).
Нужно подчеркнуть, что психология мотивации по Фрейду никогда не была монистична, т.е. не состояла только из одного сексуального влечения. Фрейд упоминал и другие влечения, например, влечение к самосохранению, к власти и самоутверждению, которые он называл «частными», подчеркивая этим их второстепенное значение. Он называл их влечениями Я (Эго), в противоположность либидо, влечению Ид
В первой своей концепции сексуальному инстинкту, порождающего принцип удовольствия, Фрейд противопоставлял принцип реальности, исходящий от инстинкта самосохранения. Об этом читайте статью у меня на сайте “Принцип удовольствия и избегания неудовольствия”.
Во второй концепции Фрейд сексуальному инстинкту противопоставил инстинкт смерти, чему посвящена моя другая статья “Инстинкт смерти”.
читайте подробнее о сексуальном характере либидо:
Первичный нарциссизм по Фрейду
читайте также:
Регрессия либидо, задержка и фиксация
Превращение в противоположное:
от любви до ненависти один шаг
Психоанализ с человеческим лицом:
История гуманизации психоанализа
Принцип удовольствия и избегания неудовольствия
Инстинкт смерти.
Концепция Зигмунда Фрейда и отношение к инстинкту смерти современных психоаналитиков
Как работает гипноз
© 2013-2019
примечания
Голод – один из представителей инстинкта самосохранения. По Фрейду, инстинкт самосохранения, по своему значению, противоположен сексуальному инстинкту. См. об этом статью Зигмунда Фрейда “Положение о двух принципах психической деятельности”.
назадШандор Ференци, ученик Фрейда, пошел дальше, сказав: «Я вполне серьезно полагаю, что нынешние мужчины... вместе и по отдельности гетеросексуальны по принуждению; чтобы отказаться от мужчины, они становятся слугами женщин». Вильгельм Штекель пошел еще дальше, и попытался поставить скрытую гомосексуальность во главу угла любого невроза, из-за чего рассорился с Фрейдом.
назад«Садизм в таком случае соответствовал бы ставшему самостоятельным, преувеличенному, выдвинутому благодаря смещению на главное место агрессивному компоненту сексуального влечения. [...] Равным образом, термин мазохизм объединяет все пассивные констелляции к сексуальной жизни и к сексуальному объекту, крайним выражением которых является неразрывность удовлетворения с испытанием физической и душевной боли со стороны сексуального объекта.» – пишет Фрейд в “Трех очерках о сексуальности” (1905)
назадПансексуализм в психоанализе
Такая онтология Фрейда, когда движителем всего живого является только сексуальность, получила критическое наименование пансексуализма. У такой фиксации Фрейда на сексуальности есть ряд культуральных и личных причин, которые, конечно, переплетены.
Прежде всего, не нужно забывать, что Фрейд жил в, так называемую, Викторианскую эпоху, когда секс являлся табуированным. По общепринятой морали того времени «требовалось воздержание до брака от обоих полов».
Если вспомнить биографию Фрейда, он женился только в 30 лет. Мы не знаем точно, были ли у Фрейда добрачные связи и занимался ли он онанизмом. Но известно, что когда в письме к д-ру Патнему Фрейд пишет о желании молодых людей иметь больше сексуальной свободы, он особо подчеркивает, что «сам пользовался такой свободой весьма умеренно». Также есть основание полагать, что Фрейд не мастурбировал или, по крайней мере, всячески боролся с этим «заместителем сексуального удовлетворения», который неизбежным образом возникает в период вынужденного полового воздержания. В отчетах о собраниях “Клуба по средам”, в которых участвовал Фрейд и его первые соратники, в 1906 году было запротоколировано о дискуссии между Зигмундом Фрейдом и Вильгельмом Штекелем о том, «опасной или безопасной является мастурбация». Фрейд настаивал на том, что «мастурбация является опасной», когда Штекель придерживался противоположного Фрейду мнения, настаивая, что «мастурбация, как таковая, является полностью безопасной и может быть причиной болезни, только если сопровождается конфликтными фантазиями». Фрейд развил свою идею об опасности мастурбации в статье “Культурная сексуальная мораль и современная нервозность”: «Многие, хвастающиеся достигнутым воздержанием, на самом деле достигают этого только с помощью мастурбации ...этот заместитель сексуального удовлетворения ни в коем случае небезобиден, он предрасполагает к многочисленным формам неврозов и психозов...»
Кадр из сериала “Фрейд”
Фрейд встретил свою будущую жену Марту Бернейс в возрасте 25 лет, сразу в нее влюбился, через 2 месяца они тайно помолвились, но Фрейд ждал возможности вступить в брак в течение 5 лет. Тайность помолвки была обусловлена тем, что требовалось наладить отношения с матерью невесты, потому что ее семья не очень приветствовала бы брак Марты с Зигмундом, т.к., хотя Фрейд и был евреем, его семья не придерживалась строгих предписаний кашрута (иудейского религиозного свода норм и правил), в отличие от ортодоксальной еврейской семьи Бернейс. В течение пятилетнего ожидания брака Фрейд написал своей невесте 900 длинных писем, размер некоторых из которых достигал более 20 страниц.
Но главным препятствием к женитьбе была бедность Фрейда. Сам Фрейд занимался и всегда хотел заниматься фундаментальной наукой, но это не могло приносить достаточно денег. За год до свадьбы Фрейд, наконец, решился организовать частную практику и, хотя доход от нее не оправдал ожиданий, он, все же решился на брак.
Пройдя обучение в школе Жана Шарко, первоначально Фрейд занимался лечением нервных расстройств с помощью гипноза, популярным в то время методом, который, впрочем, не приводил к желаемым результатам в лечении пациентов с невротическими расстройствами (см. “Как работает гипноз”). Гений Фрейда породил такое явление как психоанализ в результате необходимости совместить любовь к женщине и создание семьи с любовью к науке. Во истину, как написал позднее его ученик, Карл Юнг, все что не делает мужчина, он делает во имя реальной или воображаемой женщины!
Но, к сожалению, великая любовь Фрейда закончилась крахом слишком быстро. Фрейд устал от плодовитости своей жены, что требовало все больших и больших денег на содержание детей, и в 1908, спустя 11 лет после заключения брака, издал цитируемую здесь статью “Культурная сексуальная мораль и современная нервозность”, где написал, что и брак не разрешает половую неудовлетворенность: «После этих трех, четырех или пяти лет брак не дает счастья в той степени, в какой он обещал удовлетворение сексуальных потребностей, так как все средства, которые до сих пор употребляют как предохранение от зачатия, отравляют половое удовольствие, мешают тончайшим ощущениям обоих полов или действуют непосредственно болезнетворно; вместе с боязнью последствий полового общения исчезает вначале физическая любовь у супругов, а в дальнейшем часто и духовная близость...» После рождения шестого ребенка Фрейд уже использовал единственное противозачаточное средство – раздельные с женой кровати. Фрейд отдалился от своей жены и духовно, предпочитая общество ее сестры Мины, казавшейся ему более образованной. А в 1910 году поехал в отпуск со своим учеником Шандором Ференци, отказавшись вообще от любого женского общества, в чем, впрочем, тоже был весьма разочарован.
Статья Фрейда “Культурная сексуальная мораль и современная нервозность” приоткрывает причины сексуальной озабоченности современников Фрейда. Максима, выведенная Фрейдом: «Кто умеет проникнуть в условия, при которых происходят нервные заболевания, тот сразу убедится, что их распространение в нашем обществе зависит от роста полового воздержания», – имеет абсолютный характер для Викторианской эпохи.
Это верно даже для того, кто не следовал в те времена строгим «требованиям полового воздержания до брака», потому что моральное давление общества создает «нервозность» и для тех ее членов, которые не придерживаются этих норм, и лучшим подтверждением тому является автобиография ученика Фрейда Вильгельма Райха.
Райх жил активной половой жизнью уже с 12 лет, страдал навязчивой мастурбацией, и был завсегдатаем публичных домов. «Целомудрие было столь же серьезной болезнью, но я понял это намного позже. Сексуальная сдержанность молодых девушек – ровно как и обстановка в их семьях – понемногу делали из меня настоящего невротика.» – пишет Райх в своей автобиографии “Страсть юности”.
Став психоаналитиком, Райх связал не только половое воздержание, но даже "неправильный" оргазм (как у мужчины, так и у женщины), который он назвал оргазмической импотенцией, с причиной всех неврозов, в связи с чем, оказался в разногласиях с Фрейдом и большинством венских психоаналитиков.
Именно Вильгельм Райх, который познал удовольствия секса и прочувствовал на себе запреты культуры на сексуальное удовольствие, заложил основу сексуальной революции (термин Райха), начало которой было положено его активной просветительской деятельностью в области культуры секса среди народных масс, в которой он, прежде всего, ратовал за распространение контрацептивов, разрешение абортов и разрешение разводов.
Видимо, именно за эту деятельность, (а также, возможно, за принадлежность к коммунистической партии) без объяснения причин, Райх был исключен из Немецкого психоаналитического общества (и Немецкой коммунистической партии тоже). Райху пришлось иммигрировать в Норвегию, где он вступил в Норвежское психоаналитическое общество. Международная психоаналитическая ассоциация поставила условие, что включит Норвежское психоаналитическое общество в Международную психоаналитическую ассоциацию только после того, как они исключат из своих рядов Вильгельма Райха. Норвежское общество не было включено в Ассоциацию, пока Райх не иммигрировал в США.
Сам Фрейд хорошо понимал, что невроз связан с сексуальной моралью. Так, в 22-ой лекции по Введению в психоанализ Фрейд рассказывает выдуманную им историю про двух девочек пятилетнего возраста, дочку домовладельца и дворника. Они играют без присмотра, и их игры переходят грань дозволенного и принимают сексуальный характер в виде разглядывания и трогания. У обеих девочек это стимулирование приводит к мастурбации. Но неврозом заболевает только дочь домовладельца. «Ее Я из предоставленных ему побуждений создало себе идеалы женской чистоты и непорочности, с которыми несовместима сексуальная деятельность... Благодаря этому более высокому моральному и интеллектуальному развитию своего Я она попала в конфликт с требованиями своей сексуальности.» Это характерная черта Викторианской эпохи. При этом, как показывает Фрейд, высокие моральные принципы насаждались только в высших слоях общества.
Но понимают ли это те современные психоаналитики, которые продолжают во всем следовать Фрейду, практикуя классический психоанализ в XXI веке?
Сам Фрейд от нападок критиков в пансексуализме защитился следующим образом:
«…судьба [психоанализа] такова, чтобы заниматься сексуальными влечениями в первую очередь, потому что благодаря неврозам переноса они стали самыми доступными для рассмотрения…»
Но психоанализ – это, прежде всего, искусство слушания. В связи с этим приходят в голову слова самого Фрейда:
«Я ведь знаю, что любой слушатель... мысленно выверяет, сокращает, упрощает и извлекает из предложенного ему то, что он хотел бы запомнить.»назад(Фрейд. “Введение в психоанализ. Восемнадцатая лекция”)
Нарциссическое и объектное либидо
В работе “О нарциссизме” Зигмунд Фрейд разделил феномен либидо на два вида: объектное и нарциссическое. По концепции Фрейда ребенок, как Нарцисс из древнегреческой легенды, может любить только себя – изначально у него присутствует только нарциссическое либидо. В процессе своего развития ребенок выходит из первичного нарциссизма, и свою любовь начинает оборачивать на окружающих его людей (объекты), сначала на мать, потом на других членов семьи – формируется объектное либидо. В процессе дальнейшего развития ребенка, по мнению Фрейда, значительная часть нарциссического либидо должна трансформироваться в объектное либидо (часть нарциссического либидо должны превратиться в Я-Идеал). Резервуар нарциссического либидо не должен опустеть, но, по мнению Фрейда, все индивиды, сохранившие бо́льшую часть нарциссического либидо, страдают той или иной патологией (или несчастной любовью). Благодаря этой концепции Фрейда термин нарциссичный приняло ругательный характер, синонимичный инфантилизму и эгоизму, сначала в кругу большинства психоаналитиков, а потом и в быту. (См. подробнее статью Первичный нарциссизм.)
назад
© 2002-2024
::
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая пометка.
® www.psychoanalyst.ru является правопреемником сайта existentia.narod.ru
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru