Три основные формы страха. Часть 1
В статье “Торможение, симптом, тревога” Фрейд описывает три основные формы страха, появляющиеся естественным образом в процессе развития ребенка и его воспитания. В предыдущих статьях этого цикла Депрессия: взгляд изнутри мы имели дело, в основном, с тревогой ребенка, как недифференцированным чувством опасности перед угрожающим неизвестным (см. Тревога). Вслед за Фрейдом, «мы склонны видеть в состоянии тревоги репродукцию травмы рождения». Но в процессе своего развития ребенок обнаруживает причины возникновения тревоги – так появляются страхи.
Страх потери объекта любви
В статьях Травма рождения и Зарождение Эдипова комплекса мы уже подробно рассмотрели роль матери в формировании психики младенца. Полная беспомощность младенца естественным образом обусловливает необходимость присутствия рядом матери.
«Этот биологический момент восстанавливает, таким образом, первую ситуацию опасности [травму рождения] и создает потребность быть любимым, с которой человек больше не расстается.»
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)
Как говорят в психоанализе, ребенок катектирует мать, или, говоря проще, мать оказывается первым объектом любви младенца, первичным объектом, как говорят психоаналитики.
Многократные повторения исчезновения и появления матери неизбежны во взаимоотношениях с младенцем, т.к. мать не может неотлучно находиться рядом. Это оказывается ретравматизацией для ребенка, так сказать, повторяющейся травмой рождения. В результате такого естественного ретравмирования у младенца формируется страх потери объекта любви.
«Если младенец на один только миг не замечает матери, то ведет себя так, как будто бы уже никогда больше не сможет увидеть ее. Ему необходимо на неоднократном опыте убедиться, чтобы узнать, что за таким исчезновением матери обыкновенно следует снова ее появление.»
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)
Поэтому матери необходимо постоянно находиться поблизости от младенца, на случай, если он обнаружит потерю. Потеря объекта любви для младенца оказывается сильным стрессом. Поэтому в психоанализе говорят о необходимости матери стать константным объектом для ребенка. Очень важно, чтобы первые 6 месяцев рядом с младенцем неизменно присутствовал один человек (среди прочих) мать или лицо ее замещающее, которого в психоанализе также называют анаклитическим объектом.
Если младенец обретает константный объект, то, несмотря на то, что его исчезновения и появления являются травматичными для младенца, после накопления определенного позитивного опыта неизменного постоянства возвращения константного объекта, происходит укрепление психики ребенка. Так формируется уверенность ребенка в стабильности и предсказуемости окружающего мира, представителем которого пока является только такой константный объект.
Такие неизбежные недолгие расставания и воссоединения с матерью формируют способность ребенка обходиться без матери, сначала очень недолго – а потом все дольше и дольше, подготавливая ребенка к необходимой независимости от матери.
Если мать не оказывается способной стать константным объектом, ребенок фиксируется на страхе потери объекта любви в этом непостоянном и непредсказуемом мире. И формирование его способности быть независимым от матери становится проблематичным.
Константность объекта
Как было показано в разделе Госпитализм, привязанность младенца к матери или лицу ее замещающего является обязательным требованием успешного развития психики ребенка. Я ребенка формируется благодаря слиянию с матерью. Сначала младенец не способен дифференцировать себя, и он воспринимает себя как часть матери, а мать – как часть себя. Формирование Я ребенка можно образно сравнить с делением клетки, когда нечто целое и единое разделяется на две части. Поэтому и необходимо такое слияние младенца с матерью, потому что собственное Я ребенка, можно сказать, не формируется, а "отпочковывается" из Я матери.
Формирование Я ребенка – это длительный процесс, который завершается только приблизительно к трем годам. Но уже в годовалом возрасте ребенок может некоторое время играть самостоятельно, если рядом присутствует мать, и она уже может находиться совсем далеко, даже в противоположном углу комнаты. Но ребенок периодически оборачивается на мать. Стоит ему обернуться и не обнаружить ее, как это сразу вызывает плач и слезы. Это нормальная реакция для годовалого ребенка, которому по прежнему требуется константный объект, с которым он продолжает ощущать себя слитым.
Поэтому матери не следует разлучаться с ребенком на длительное время, пока ему не исполнится три года. Исключением являются случаи, когда отец ребенка, бабушка или няня способны сформировать с ребенком симбиотическую связь, для этого такой объект должен длительное время уделять внимание ребенку, играть с ним, любить его. В этом случае ребенок способен катектировать несколько объектов, так сказать, инвестировать свое либидо в несколько людей, положить яйца в несколько корзин. Это создает у ребенка ощущение дополнительной стабильности и защищенности, а матери предоставляет возможность отлучиться и немного отдохнуть от ребенка. Но делать это нужно с осторожностью, убедившись, что такое расставание не является для ребенка травматичным. Приемлемым случаем является, когда ребенок увлечен игрой с отцом, бабушкой или няней, и он видит, что мать покидает комнату, но это не выказывает у него никаких признаков беспокойства. Идеальный вариант – когда ребенок сам говорит матери: «Иди!» – чтобы она не отвлекала его от игры с альтернативным первичным объектом.
Можно обратить внимание, что когда ребенок только начинает говорить, он никогда не использует местоимение "Я", а говорит о себе в третьем лице. Это и свидетельствует о том, что его Я еще не отделено от Я константного объекта, которым, чаще всего бывает мать. Он сам для себя является, как бы внешним объектом. Именно поэтому для маленького ребенка оказывается трагедией, если мать покидает его.
Поэтому, категорически противопоказано отдавать ребенка в детский сад ранее, чем он начнет говорить о себе в первом лице, т.е. произносить местоимение "Я". И даже в этом случае нужно проявлять величайшую осторожность, сначала отводить ребенка в детский сад только на время прогулки. Если ребенку удается включиться в игры детей, нужно все равно длительное время находиться поблизости, в прямой видимости ребенка. На такую адаптацию следует выделить минимум две недели, но может потребоваться и значительно более длительный период. Если поторопиться – можно надолго отбить малышу желание ходить в датский сад. Приемлемым вариантом для того, чтобы оставить ребенка в группе на полдня является, когда он охотно бежит к своим сверстникам и сразу с удовольствием включается в процесс игр с ними. При этом с ребенком обязательно нужно попрощаться, а не тихонько улизнуть. Идеальный вариант – когда ребенок сам говорит матери: «Иди!» – чтобы она не отвлекала его от игр со сверстниками. При этом нужно понимать, что детский сад необходим ребенку для того, чтобы он научился играть с такими же детьми, как он сам, получать удовольствие от игр, развиваться благодаря такому взаимодействию со сверстниками – такой процесс психологи называют социализацией. Ребенок, проведший свое раннее детство наедине со взрослыми будет иметь серьезные проблемы при адаптации в школе.
Преждевременная разлука с константным объектом
Все эти первые три года жизни ребенка медленно развивается его Я (Эго) благодаря постоянному присутствию константного объекта. Преждевременные длительные разлуки с константным объектом создают "дыры" в психике ребенка, препятствуя ее интеграции, формируя, как говорят в психоанализе, диффузную идентичность.
Длительная разлука с матерью (более недели) вызывает у ребенка анаклитическую депрессию (см. Госпитализация). Серьезная психическая травма у ребенка может быть создана даже в том случае, если его оставить надолго с близким родственником, например бабушкой, с которой он не очень хорошо знаком и еще не успел ее полюбить (катектировать). Константный объект нельзя вот так просто заменить на другой.
Если маленького ребенка многократно подвергают подобным травмам потери константного объекта или если рядом вообще нет постоянно присутствующего человека, заменяющего мать (т.е. константный объект не формируется) – это приводит к самым серьезным расстройствам психики, называемым пограничными расстройствами личности, вплоть до психозов (включая шизофрению).
Тяжесть психических расстройств связана с тем, что не была достигнута константность Эго. Психоз – это проявление нестабильности мышления (бред) или нестабильности восприятия (галлюцинации), которые обусловлены именно нестабильностью Эго, которое и воспринимает окружающую действительность и перерабатывает чувства и информацию связанную с этим восприятием.
показано пограничное расстройство личности и
патологический страх потери объекта любви
Преждевременная разлука с матерью – это самое настоящее горе для ребенка, которое он не в силах пережить. Конечно, ребенок забудет о тяжелых переживаниях своего детства, но эта боль останется в бессознательном. Во взрослом возрасте у такого человека при каждой ситуации, которая будет хоть чем-то угрожать разлукой, будет появляться паника, агрессия или тяжелая депрессия. А в случае реальной потери объекта любви, у него даже может развиться психоз, смертельная болезнь или он может совершить самоубийство.
Во взрослом возрасте человек, фиксированный на страхе потери объекта любви, будет постоянно бояться быть брошенным. Прежде всего, это затруднит его сепарацию от родителей, и он может навсегда остаться "прилепленным" к ним из страха их потерять. Это сломает его жизнь, а после смерти родителей он окажется в кошмарной ситуации, которую больше всего и боялся.
Если он, все же, сможет преодолеть сепарационный страх, и отделиться от родителей – этот страх может сыграть с ним злую шутку. Если ему удастся создать пару, он будет все время бояться быть брошенным. Такой постоянный страх будет вызывать подозрительность в адрес своего партнера, вплоть до бреда ревности, избиения партнера на почве ревности, попыток самоубийства, навязчивого промискуитета и т.д. Рано или поздно, не выдержав это, партнер бросит его – а он в очередной раз убедится, что был прав, что боялся быть брошенным.
Так человек со страхом брошенности парадоксальным образом может оказываться в одиночестве.
::
Образ константного объекта у ребенка сформировывается к восьми месяцам. Это событие знаменуется появлением страха чужака. Это означает, что ребенок научился отличать мать и людей из близкого окружения (первичных объектов) от "чужих". Постоянство константного объекта необходимо именно для того, чтобы обеспечить формирование такого образа или образов – объектных константностей, как говорят психоаналитики.
Если ребенок не переживает значительных стрессов, связанных с разлукой с константным объектом, к трем годам у него формируется константное Эго, и он перестает нуждаться в постоянном присутствии матери, хотя, по-прежнему, очень привязан к ней. В психоанализе еще говорят, что у такого ребенка сформировался хороший внутренний объект. После приобретения автономии Эго ребенок начинает бороться за самоутверждение своей недавно сформированной личности. Завершение формирования константности Эго знаменуется бунтом против родителей, который в психологии называют кризисом трех лет.
Но ребенка ожидает новое бедствие, как выражается психоаналитик Чарльз Бреннер.
читайте далее
читайте также о потере объекта любви Превращение в противоположное: от любви до ненависти один шаг
читайте также:
Базальная тревога
Травма рождения
Зарождение Эдипова комплекса
Анаклитический и Катексис
Эмоциональная депривация
Регрессия либидо, задержка и фиксация
Чарльз Бреннер.
Роль психического конфликта в душевной жизни
© 2018
© 2002-2024
::
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая пометка.
® www.psychoanalyst.ru является правопреемником сайта existentia.narod.ru
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru