::a:: Психоаналитик.Ру: Эдипов комплекс с точки зрения классического психоанализа

:: В классическом психоанализе не существует концепции Эдипова комплекса для обоих полов, как это принято считать. Эдипов комплекс у мальчика возникает и развивается совсем не так, как у девочки. Это связано с ядром Эдипова комплекса ‒ кастрационной тревогой, на которую по-разному реагируют мальчики и девочки.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Эдипов комплекс у мальчиков по Фрейду

                                             
Убийца проснулся засветло, надел свои сапоги,
Выбрал себе обличье из галереи предков
И пошел по коридору. […]
И подошел к двери… заглянул внутрь.
Папа? - Да, сынок. - Я хочу убить тебя!
Мама? Я хочу… тр***уть тебя!
Джим Моррисон. The End. The Doors. Whisky a Go Go. 1966
	  

Идентификация

Ребенок рождается с потребностью быть похожим на того, кто для него имеет значение. Обычно, в этом случае говорят, что ребенок берет пример, но это нечто бо́льшее, чем просто потребность в подражании, это врожденная потребность стать кем-то, сформировать свое Я (Эго), в конце концов, стать личностью ‒ в психоанализе такую потребность называют идентификацией. Ребенок рождается, конечно, со своим уникальным набором генов, определенными врожденными особенностями и способностями, но психика его, можно сказать, является tabula rasa (чистым листом), этим и обусловлена потребность в идентификации.

Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать таким, как он. Отец является для него идеалом. Мальчик хотел бы быть на его месте во всех случаях, включая отношения с матерью, когда его не пускают в постель родителей. Ребенок замечает, что отец препятствует его единоличному обладанию матерью; его идентификация с отцом принимает теперь враждебный оттенок и становится идентична желанию занять место отца у матери. Идентифицируясь с агрессивностью отца, мальчик оборачивает эту агрессию в конкуренции за мать против него же. Одновременно мальчик идеализирует и любит отца, из чего формируется амбивалентный конфликт (см. предыдущую статью).

Так идентификация мальчика с отцом формирует основу для формирования Эдипова комплекса.

Сексуальное влечение

Но идентификация не является сама по себе причиной зарождения Эдипова комплекса, так как не обладает таким энергическим зарядом, чтобы разжечь Эдипов конфликт. Фрейд такую энергию называл либидо, и она носит сексуальный характер.

«…Сексуальные желания ребенка проявляются очень часто ‒ они, конечно, в этом зачаточном состоянии имеют право носить название сексуальных ‒ и первая склонность девочки направляется на отца, а первая склонность мальчика ‒ на мать.»
(“Толкование сновидений”. Фрейд)

В классическом психоанализе и большинстве его современных направлений считается, что именно сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола является причиной эдипальных желаний ребенка.

«В этом преждевременном выборе объекта инцестуозной любви сексуальная жизнь ребенка явно достигает ступени генитальной организации
(“Ребенка бьют”. Фрейд)

Исходя из своего учения о либидо, Фрейд настаивает именно на сексуальном, а точнее генитальном влечении ребенка к родителю. Однако, не следует считать, что Фрейд приписывал ребенку половозрелый характер влечения к родителю. Для того, чтобы отличить зрелую генитальную сексуальность, развивающуюся только в подростковом возрасте, для эдиповой фазы развития Фрейд вводит понятие инфантильной генитальной организации, которую называет фаллической, чему была посвящена предыдущая статья.

Теперь отношения в треугольнике со стороны мальчика выглядят следующим образом: отец является тем, кем хотят быть, а мать ‒ тем, кем хотят обладать.

«Итак, он проявляет две психологически различные привязанности: к матери ‒ чисто сексуальное объектное влечение, а к отцу ‒ идентификацию с идеалом. Обе привязанности существуют некоторое время одна наряду с другой, не оказывая взаимного влияния и не мешая друг другу.»
(“Массовая психология и анализ человеческого Я”. Фрейд)

Такие параллельные отношения в доэдиповом периоде Вейкко Тэхкэ назвал идеальными диадами. Это "золотой век" ребенка, не омраченный эдиповым конфликтом. И в этих параллельных идеальных отношениях происходит разлад, когда ребенок в результате своего все прогрессирующего психического развития оказывается способным их объединить, обнаруживая любовный треугольник.

Страх кастрации

Отец мальчика, так или иначе, самим фактом своего существования, нарушает идиллию диады сына с матерью, разрушая фантазии ребенка о его браке с матерью и их будущих детях. Мальчик, рассматривающий мать как свою собственность, испытывая гнев, доходящий до ненависти, в адрес конкурента, приписывая своему сопернику аналогичные чувства, будет уверен, что его ждет наказание за такое посягательство.

«Если мальчик чувствует в сильном отце соперника у матери, замечает в себе агрессивные наклонности против отца и сексуальные намерения в отношении матери, то он прав, когда у него появляется тревога перед отцом, и эта тревога наказания со стороны последнего, усиленная филогенетическими моментами, может проявиться как кастрационная тревога
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

Арсен Савадов. Іграшки

Кажется логичным ожидание мальчика, что наказанием за его сексуальные притязания на мать будет кастрация. Это соответствует логике закона талиона: за подобное наказывают подобным ‒ что, как считается в классическом психоанализе, соответствует законам деятельности бессознательного человека.

Допускается, что кто-то из домашних уже заставал мальчика за игрой со своим пенисом, погрозив его отрезать. Но, как считает Фрейд, настоящим пугающим откровением для мальчика оказывается обнаружение "шрама" у девочки на том месте, где должен был бы быть пенис.

«Мы утверждаем, что фаллическая генитальная организация ребенка гибнет от этой угрозы кастрации. Конечно, не тотчас и не бесследно, так как ребенок, прежде всего, не придает веры этой угрозе и не становится послушным. […] Лишь после того, как будет сделано новое наблюдение, ребенок начинает считаться с возможностью кастрации, но он делает это медленно, неохотно и не без стремления преуменьшить значение собственного наблюдения. Этим наблюдением, разрушающим наконец неверие ребенка, являются женские гениталии. Гордый обладанием пениса ребенок получает когда-нибудь возможность увидеть генитальную область маленькой девочки и убеждается в отсутствии пениса у столь подобного ему существа. Этим самым для него становится возможным представить себе утрату и своего собственного пениса; угроза кастрации начинает оказывать свое запоздалое действие.»
(“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд )

Непростой вопрос, в самом ли деле, именно страх кастрации является основным страхом эдипова периода, или это может быть страх наказания в любой его форме, которая соответствует обычаям семьи и/или фантазиям ребенка. Для Фрейда существует только три формы страха: страх лишиться объекта любви и страх лишиться любви для доэдипального периода, и, соответственно, страх кастрации для эдипального периода (“Торможение, симптом, тревога”). Фрейд, как будто, не видит никаких других форм наказания, таких как лишение удовольствия (сладкого, к примеру), свободы (угол), общения (запрет гулять) или физической расправы (ремень). Этот недочет Фрейда вынудил Чарльза Бреннера к трем формам страха по Фрейду "незаметно" приписать "просто" страх наказания. Другие психоаналитики нашли для себя компромисс, они используют термин "страх кастрации", отдавая дань Фрейду, но добавляют, что кастрация в психоаналитической терминологии символизирует любое наказание. (Читайте также статью Страх наказания.)

Также Фрейд упоминает страх мальчика, что его не любит мать за то, что его пенис несравненно меньше, чем у отца (“Анализ фобии пятилетнего мальчика”). Это печальное открытие играет определенное значение в отказе от притязаний на мать при гибели Эдипова комплекса. (Читайте также О значении пениса для мальчика.)

Нужно отдать должное, что кроме страха кастрации, в формировании личности мальчика эдипальной фазы Фрейд также упоминает влияние авторитета отца, религиозного учения, обучения и чтения (“Я и Оно”).

«…Такие мучительные открытия, противоречащие содержанию комплекса, неизбежны, …отсутствие ожидаемого удовлетворения, постоянный отказ в желанном должны привести к тому, что маленький влюбленный отворачивается от своей безнадежной склонности. Таким образом, Эдипов комплекс погибает из-за своей внутренней невозможности
(“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд)

И мальчик набирается терпения для того, чтобы дожидаться, когда его пенис вырастет. Фрейд не перечисляет все причины способствующие отказу ребенка от эдипальных притязаний, обобщая их, что Эдипов комплекс гибнет «от наступающих болезненных разочарований… ребенок чувствует себя сброшенным с небес». (“Гибель Эдипова комплекса”). Ребенок начинает понимать, что он еще мал и сексуально несостоятелен. Также Фрейд сравнивает воспитание ребенка с «построением плотин», которые формируют «задержки на пути сексуального влечения» (“Три очерка по теории сексуальности”). Но Эдипов комплекс мальчика, все же, по мнению Фрейда, разрушает именно страх кастрации, «который становится самой мощной движущей силой дальнейшего развития» (“Введение в психоанализ”).

Прафантазии

Фрейд первоначально объяснял возникновение страха кастрации у мальчика в результате подглядывания за девочками и угрозами со стороны взрослых в процессе мастурбации.

«У мальчика комплекс кастрации возникает после того, как, увидев женские гениталии, он узнал, что столь высоко ценимый им член не обязательно должен быть вместе с телом. Затем он вспоминает угрозы, которым он подвергался, занимаясь своим членом, начинает им верить и попадает с этих пор под влияние страха кастрации.»
(“Введение в психоанализ”)

Вы меня спросите, как может возникнуть кастрационный страх, если мальчик никогда не видел женских гениталий и ему никогда не грозили кастрацией? Значит, страх кастрации не носит повсеместный характер? Фрейд, судя по всему, тоже озадачивался этим вопросом и нашел для него универсальное решение, введя понятие бессознательной фантазии или прафантазии:

«Я полагаю, что эти прафантазии ‒ …являются филогенетическим достоянием. Индивид выходит в них за пределы собственного переживания в переживание доисторического времени, где его собственное переживание становится слишком рудиментарным. Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия, ‒ совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией (или, вернее, кастрация) было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде. У нас неоднократно возникало подозрение, что психология неврозов сохранила для нас из древнего периода человеческого развития больше, чем все другие источники.»
(там же)

Благодаря этому фундаментальному допущению теперь оказалось неважным не только доказывать существование угрозы кастрации в индивидуальной истории пациента как причины страха кастрации, но также выявлять причины неврозов , отдав их на откуп прафантазиям.

Супер-Эго

По мнению Фрейда, именно благодаря страху кастрации к пяти годам происходит распад Эдипова комплекса, в результате чего формируется совершенно новая инстанция психики ‒ Супер-Эго:

«…Эдипов комплекс у мальчика не просто вытесняется, он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации. Мальчик отказывается от своих либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Объекты этих привязанностей включаются в состав Эго, где они образуют ядро Супер-Эго и придают этому новообразованию характерные особенности. В нормальном, лучше говоря в идеальном, случае Эдипов комплекс не существует уже больше и в бессознательном, Супер-Эго стало его наследником.»
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

Выражаясь проще, мальчик перестает сексуально претендовать на мать (отказ от либидинозных привязанностей), заменяет сексуальное влечение к матери на нежность (десексуализация), осваивает творческую деятельность, что характерно для детей от пяти лет (сублимация).

Выражаясь еще проще, мальчик смещает вектор борьбы за внимание матери с откровенных требований в адрес матери и агрессии в адрес отца на деятельность, могущую заслужить восхищение матери и признание отца ‒ творчество во всех видах, доступных в этом возрасте, и обучение (сублимация). Можно сказать, что эдипальное поражение толкает ребенка к развитию (сублимации), а эдипальная победа, напротив, лишает стимулов к развитию.

Супер-Эго можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей. Если учитывать полный Эдипов комплекс, то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать.

«Супер-Эго ‒ репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(“Я и Оно”. Фрейд)

При этом Супер-Эго остается бессознательным и только частично осознается в виде чувства морали, когда взрослый человек интуитивно понимает что такое хорошо и что такое плохо, но сам не в состоянии вразумительно объяснить, почему нужно поступать так, а не иначе. Это чувство, сопровождает взрослого человека на протяжении всей его жизни, и мы называем это чувство совестью.

«Но если мы себя спросим, чего же Эго опасается со стороны Супер-Эго, то приходится остановиться на мысли, что наказание со стороны Супер-Эго представляет собой продолжение наказания кастрацией. Подобно тому, как Супер-Эго воплощает ставшего безличным отца, так и тревога перед, исходящей от последнего, угрозой кастрации превратилась в неопределенную социальную тревогу или тревогу перед своей совестью
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

Таким образом, по мнению Фрейда, получается, то, что мы называем совестью ‒ есть результат страха кастрации.

Религиозное чувство или то, что признается божественным источником всех человеческих добродетелей, Фрейд также считает результатом формирования Супер-Эго:

«…Мы можем давать следующий ответ всем тем, кто был поколеблен в своем этическом сознании и жаловался, что ведь должно же быть в человеке высшее существо ‒ мы отвечаем: конечно, и вот это и есть высшее существо ‒ это Супер-Эго…»
(“Я и Оно”)

Религия и мораль филогенетически в поколениях приобретаются в результате преодоления позитивного Эдипова комплекса. Как Фрейд описывает в “Тотем и табу”, заповедь "не убей" уходит своими истоками к заповеди "не убей своего отца". Также как заповедь "не пожелай жены ближнего своего" можно свести к запрету желать мать. А заповедь почитать отца и мать прямо нас отсылает к преодолению Эдипова комплекса.

В результате преодоления и распада Эдипова комплекса мальчик начинает становиться взрослее, потому что теперь в его психике неизменно присутствуют родители. Их образы включаются не только в Супер-Эго, но и в само Эго (Я) ребенка, что продолжает формирование идентичности.

Идентичность

Идентификация ребенка с людьми, его окружающими, начинает происходить в первые месяцы жизни. Выше я уже описал, как идентификация мальчика с отцом формирует основу для Эдипова комплекса.

Теперь, же, Эдипов комплекс, можно сказать, распадается на части (комплексы или интроекты), один из них формирует отдельное образование в психике, Супер-Эго, а другие интроецируются в Эго (Я) ребенка, формируя его личность. Ребенок, интроецирует (вбирает в себя) образы родителей, что позволяет ему быть от них более независимым:

«Происходит отказ от объектных привязанностей, заменяющихся идентификацией
(“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд)

Если учесть, как описано в предыдущей статье, полный Эдипов комплекс, то можно выделить «4 стремления» у мальчика: влечение к матери и агрессию в сторону отца (позитивный Эдипов комплекс) и влечение к отцу и агрессию в сторону матери (негативный Эдипов комплекс).

«При гибели Эдипова комплекса четыре содержащиеся в нем стремления сложатся таким образом, что из них получится идентификация с отцом и идентификация с матерью… В различной силе выражения обеих идентификаций отразится неравенство обоих половых данных.”
(“Я и Оно”. Фрейд)

То есть мы получаем мужское и женское начало (идентификации). При нормальном развитии Эдипова комплекса у мальчика, мужское начало преобладает над женским.

«…Самым общим результатом сексуальной фазы, находящейся во власти Эдипова комплекса, является конденсат в Эго, состоящий в возникновении этих двух, как-то между собою связанных идентификаций. Это изменение Эго сохраняет свое особое положение, оно противостоит другому содержанию, Супер-Эго.”
(там же)

И начинается извечное противостояние между Эго и Супер-Эго.

«…Отношение Супер-Эго к Эго не исчерпывается напоминанием ‒ таким как отец ты должен быть, но включает и запрет: таким как отец ты не имеешь права быть, ты не можешь делать все, что делает он, на многое только он имеет право.”
(там же)

Ведь распад Эдипова комплекса произошел именно в результате запретов со стороны отца. Если исходить из классической парадигмы центральной роли сексуального влечения в Эдиповом комплексе, основной запрет выглядел как: Ты не можешь совершать с матерью то же, что делает отец. Мальчик соглашается отказаться от посягательств на мать ради сохранения своего органа. Вместе с этим мальчик может отказаться и от много другого, в конце концов, отказаться быть мужчиной.

«Супер-Эго сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее (под влиянием авторитета, религиозного учения, обучения и чтения) произошло его вытеснение, тем строже Супер-Эго будет позже царить над Эго как совесть, может быть, как бессознательное чувство вины.”
(там же)

Так формируется вротическая личность. Если роль отца, как считает Фромм, «в первые годы жизни почти столь же незначительна, как и его дополнительная функция зачатия ребенка,» – то отец оказывается неизвестным и поэтому опасным противником (Вейкко Тэхкэ), тогда не миновать строгого Супер-Эго и невроза. Излишняя строгость и морализаторство родителей тоже ведет к формированию строгого Супер-Эго. Поэтому так важен полный Эдипов комплекс. Ребенок в своем развитии должен всегда иметь альтернативу, в которой он мог бы спастись у матери от отца, и у отца от матери. Но родителям не следует вести себя так, чтобы ребенок посчитал себя эдипальным победителем (детоцентризм). В этом случае, развитие останавливается. У ребенка отсутствует необходимость сублимировать свои влечения ‒ а зачем, раз он уже победитель? (См. подробнее Эдипальное поражение и развитие.)

::

Вот через какие сложности приходится пройти мальчику в процессе формирования своей идентичности. Если все прошло более-менее успешно, в результате в его сознании прочно обосновывается осознание себя, что он мальчик, что когда он вырастет, то станет таким же, как папа, что он любит маму, и когда вырастет, женится на девочке, которую будет любить как маму, создаст семью как его родители, и у них тоже будет ребенок, и они будут счастливы как и его родители. Успешное разрешение Эдипова комплекса, таким образом, оказывается желанием, смещенным в будущее, создать свою собственную семью, что, по сути, оказывается ничем иным, как эрзацем (суррогатом) инцестуозных желаний эдипального периода (см. также об идентичности в широком смысле в статье Идентификация).

::

Таким образом, в классическом психоанализе развитие ребенка описывается как движение от инфантильной генитальности через перипетии Эдипова комплекса с приматом фаллоса к зрелой генитальности, а именно, к созданию своей собственной семьи и рождению собственных детей по образцу родительской семьи. Зрелую любовь и семейное счастье в классическом психоанализе считают образцом нормы психического развития и, в духе генитальной истории, описанной Фрейдом, называют генитальными ценностями.

Латентный период

Если ребенку удается преодолеть Эдипов комплекс, который достигает своей высшей точки между тремя и пятью годами, то он благополучно вступает в латентный период, длящийся с пяти до одиннадцати лет ‒ период истинно беззаботного детства.

«Связанные с Эдиповым комплексом либидинозные стремления частью десексуализируются и сублимируются, что, вероятно, имеет место при каждом превращении в идентификацию, частью же они становятся сдержанными в смысле достижения цели и превращаются в нежные побуждения. Весь этот процесс, с одной стороны, спас гениталии, предотвратил опасность их утраты, с другой же стороны, он парализовал их, упразднил их функцию, этим процессом начинается латентный период, прерывающий сексуальное развитие ребенка.”
(“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд)

В этот период «энергия, полностью или отчасти, отводится от сексуального применения и передается на другие цели», на творчество, обучение, участие в ролевых играх, благодаря «процессу, заслуживающего названия сублимация, освобождая могучие компоненты для всех видов культурной деятельности» (“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд). Но это не означает, что ребенок, наконец, превратился в ангелочка, полностью лишенного сексуальных устремлений:

«Время от времени прорывается известная часть сексуальных проявлений, не поддавшихся сублимации, или сохраняется какая-нибудь сексуальная деятельность в течение всего латентного периода до момента усиленного проявления сексуального влечения при наступлении половой зрелости.”
(“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд)

В подростковом периоде в результате гормонального бума происходит «прорыв платины», вновь расцветает сексуальность, и все нерешенные проблемы эдипального периода возрождаются с новой силой уже на новом уровне.

Инфантильная амнезия

Вы меня спросите: А как же так, я ничего не помню из того, что Вы описываете про чувства ребенка эдипова периода? Но мы вообще мало что помним из раннего детства:

«Я имею в виду своеобразную амнезию, которая у большинства людей (не у всех!) охватывает первые годы детства до шестого или восьмого года жизни. …Когда нам рассказывают, что в эти годы, о которых мы позже ничего не сохранили в памяти, кроме нескольких непонятных воспоминаний, мы живо реагировали на впечатления, что умели по-человечески выражать горе и радость, проявлять любовь, ревность и другие страсти, которые нас сильно тогда волновали, что мы даже выражали взгляды, обращавшие на себя внимание взрослых, как доказательство нашей пробуждающейся способности к суждению. И обо всем этом, уже взрослые, сами мы ничего не знаем. Почему же наша память так отстает от других наших душевных функций? […] С другой стороны, …те же самые впечатления, которые мы забыли, оставили, тем не менее, глубочайшие следы в нашей душевной жизни и имели решающее значение на наше дальнейшее развитие. Речь идет, следовательно, вовсе не о настоящей потере воспоминаний детства, а об амнезии...”
(“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд)

Можно предположить, что способность к удерживанию осознанных воспоминаний формируется с развитием мозга ‒ также как и исчезает в старости в следствие деградационных процессов в мозге.

Но, может быть, бурные страсти эдипова периода и, как результат, распад Эдипова комплекса, способствуют забыванию (вытеснению) уже неприемлемых для латентного возраста фантазий ребенка? Раз не помнишь ‒ значит не было!

«Но приходит время, когда эти ранние цветы увядают от морозов: ни одна из этих инцестуозных влюбленностей не может избегнуть судьбы вытеснения.”
(“Ребенка бьют”. Фрейд)

Эдипов комплекс у девочек

Все выше сказанное про идентификацию, латентный период и инфантильную амнезию также можно использовать и в описании развития девочки. Но в формировании психики девочки есть своя специфика, радикально отличающаяся от истории формирования психики мальчика.

Как мы уже разобрали в Зарождении Эдипова комплекса, ребенок любого пола начинает свою жизнь с привязанности к матери. История мальчика оказывается сравнительно простой, он продолжает свою привязанность к матери в эдиповом периоде. Девочке же предстоит сменить свое предпочтение с матери на отца. Что вынуждает девочку, по мнению Фрейда, произвести такую рокировку?

Другой непростой вопрос возникает в связи с концепцией Фрейда о страхе кастрации ‒ именно в результате которого заканчивает свое существование Эдипов комплекс, формируется Супер-Эго, идентичность и наступает латентная стадия развития. Если девочка не имеет пениса, то получается, ей уже нечего терять, и страх кастрации не может быть для нее актуальным фактором развития?

 

Читайте далее Эдипов комплекс у девочек >>>
 
 
читайте также:
 
Царь Эдип. Софокл: Краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе
 
Эдипальное поражение и развитие
 
Негативный Эдипов комплекс по Фрейду
 
Либидо
 
Зарождение Эдипова комплекса
 
Страх потери объекта любви
 
Страх потери любви объекта
 
Страх наказания
 
Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии
 
Превращение пассивности в активность и наоборот: о значении пениса для мальчика
 
Эдипальное поражение и развитие
 
Идентификация
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни
 


 





примечания

Эта концепция Фрейда о прафантазиях, в которых запечатлен опыт предыдущих поколений, очень похожа на концепцию Юнга о коллективном бессознательном. Но нужно отдать должное, что первенство этой идеи принадлежит Фрейду, который впервые упоминает прафантазии еще в 1911 г., тогда как Юнг коллективное бессознательное ‒ только в 1916 г. Но более известной оказалась концепция Юнга о коллективном бессознательном, которую Фрейд не принял, потому что настаивал на индивидуальном характере бессознательного. Вот такая казуистика!

назад
  
  

Другая "хитрость" Фрейда и его последователей ‒ это прибегать к понятиям «врожденный» или «конституциональный». По сути, «прафантазии» и «врожденные особенности» ‒ это антипсихоаналитические понятия, они помогают "втиснуть" патологию пациента в прокрустово ложе теории, не прибегая к индивидуальному анализу истории жизни пациента. Эти концепции «врожденности» в противоположность «травматизации» оказались удобным оправданием для неудавшихся анализов:

«Вопрос либо в том, что инстинкты слишком сильны и неподвластны приручению со стороны Эго (Я), либо в том, что существуют последствия ранних травм, с которыми незрелое Эго не способно справиться. Как правило, присутствует сочетание обоих факторов, конституциональных и случайных. […] Только если случай является преимущественно травматическим, анализ способен показать себя во всем своем блеске.»
(“Анализ конечный и бесконечный”. Фрейд)

назад
  
  

Эдипов комплекс в его классическом понимании развивается с двух с половиной лет и должен завершить свое существование к 5-ти годам. Мелани Кляйн считала, что Эдипов комплекс возникает уже в младенчестве, который кляйнианцы называют ранним Эдиповым комплексом. Кляйнианский психоаналитик Рональд Бриттон считает, что Эдипов комплекс не распадается и не изживается, как считал Фрейд, а угасает, т.е. медленно сменяет свою интенсивность, сохраняясь в течение всей жизни индивида, не только в случае невроза.

назад
  
  

По меткому замечанию Карла Юнга, Супер-Эго можно тоже рассматривать как комплекс.

назад
  
  

Если мы вспомним знаменитое стихотворение Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”, то обратим внимание, что в нем просто перечисляются правила как надо хорошо себя вести, подобно заповедям Ветхого завета, но никак не объясняется необходимость поступать так, а не иначе.

назад
  
  

«Внутреннее противоречие выражается в том, что именно в интересах сохранения мужественности (кастрационная тревога) не допускается никакого проявления этой мужественности
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

назад