::a:: Психоаналитик.Ру: библиотека

:: Чарльз Бреннер (Charles Brenner) — всемирно известный американский психоаналитик классического направления, автор многих книг, экс-президент Американской психоаналитической ассоциации и экс-президент Нью-Йоркского психоаналитического общества преподавателей



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
Часть 1 (Влечения)

                                             

Перевод с англ. А. А. Портновой, на русском языке публикуется впервые

Идея душевного, или интрапсихического конфликта, была важной с самого начала развития психоаналитической психопатологии. Я говорю "с начала", но она сохраняет свою важность до настоящего времени.

Сегодня на основании доступных нам теперь данных выясняется, что конфликт не ограничивается психопатологией. Напротив, психический конфликт в столь же большой степени характеризует нормальную психическую жизнь, как и психическое заболевание. События детства неизбежно порождают серьезные психические конфликты, которые имеют значение как для нормального, так и для патологического развития и дальнейшего функционирования личности. Страхи и страдания раннего детства, тревога и депрессивные эмоции, связанные в тот период жизни с инстинктивными желаниями, оставляют неизгладимый след в каждом из нас. Это не означает, что все детство состоит из конфликтов и страданий, в нем также и масса радостей, но оно никогда не было столь радостным, как большинство из нас любит говорить о своем детстве. Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же переживаний в раннем детстве.

Я думаю, что лучше всего будет начать с определения или описания того, что есть психический конфликт как термин, используемый в психоанализе сегодня. Каковы составляющие конфликта и как они взаимодействуют в том, что мы называем конфликтом?

Первым элементом каждого конфликта является инстинктивный импульс (drive derivative), детское инстинктивное желание. Здесь имеется в виду желание приятного удовлетворения либидинозного или агрессивного типа. Поскольку каждое такое детское желание содержит как либидинозные, так и агрессивные элементы, то проще объединить их и просто говорить о желании сексуального удовлетворения, где "сексуальное" подразумевает и либидинозное, и агрессивное одновременно. Обычным желанием такого рода в эдиповом периоде является желание видеть в одном из родителей мужа или жену и избавиться от другого как от соперника. Помните, что эти чувства обращены на определенных маму и папу, не на любых родителей, а на собственных родителей каждого ребенка. Каждый инстинктивный импульс, другими словами, касается определенных фигур в жизни каждого ребенка. Каждое инстинктивное желание уникально и отлично от другого по существенным признакам. Когда мы исследуем свой опыт работы со многими пациентами, то видим черты сходства, достаточно серьезные и далеко идущие, чтобы можно было классифицировать инстинктивный импульс как имеющий отношение к положительному эдипову желанию. Тем не менее, когда кто-либо работает с пациентом, он наблюдает уникальный феномен, специфичный для данного больного. Он специфичен не только вследствие специфичности действующих лиц, персонажей драмы. Он столь же специфичен своими деталями: к примеру, частями тела, которые должны быть стимулированы, или тем, что хочет пациент сделать определенному родителю, или тем, как формировался ребенок, и т.д. Концепция влечения - это обобщение, сделанное на основе исследования желаний множества индивидов, желаний, наблюдаемых с помощью психоаналитического метода. Инстинктивный импульс - это желание или желания одного человека, также наблюдаемые с помощью метода психоанализа.

Либидинозное удовлетворение тесно связано с определенными частями и деятельностью тела, главным образом с тем, что Фрейд называл эрогенными зонами. Удовлетворение агрессивности связано с этими зонами в меньшей степени. Фрейд справедливо подчеркивал, что в сексуальные желания детей включается не только то, что мы называем нормальной сексуальностью у взрослых, но и то, что называется сексуальными перверзиями. Детская сексуальность полиморфна. К эрогенным зонам относятся рот, анус, а также гениталии. Сексуальное поведение и сексуальные желания включают рассматривание, слушание, нюханье, сосание, дефекацию и т.д. С другой стороны, желание ранить, причинять боль, мстить, так же, как и желание быть обиженным и страдать, составляют часть сексуальных желаний детского возраста. Весь спектр садо-мазохистских проявлений в сексуальной жизни имеет своим источником желания раннего детства и конфликты, порожденные ими.

Возвращаясь к нашей главной теме - конфликту, нужно сказать, что первым его компонентом является желание, частично либидинозное и частично агрессивное, направленное на получение приятного удовлетворения. Из анализа и прямого наблюдения предположительно известно, что в первые 18 месяцев жизни основная эрогенная зона - оральная. Примерно с 18 месяцев анальные желания становятся доминирующими, а в три с половиной года в психической жизни занимает свое место стремление к приятной стимуляции гениталий. Важно помнить, что, хотя мы и говорим об оральной, анальной и генитальной фазах детского сексуального развития, но оральные желания не исчезают в 18-месячном возрасте, а анальные, как и оральные, желания не теряют своей важности после трех с половиной лет. Однажды возникнув, желания, связанные с различными эрогенными зонами, сохраняют актуальность на протяжении всей жизни. Желание получить удовольствие от стимуляции оральной и анальной зон продолжает оставаться очень важным в психической жизни четырех- и пятилетних детей, и доказательством тому служат также и конфликты взрослых пациентов. Оральные или анальные фантазии не обязательно являются признаками травмы первых двух лет жизни.

Фрейд утверждал, что психика любого человека функционирует согласно так называемому принципу удовольствия. Все мы, начиная с младенчества, пытаемся получить как можно больше приятного удовлетворения, будь то оральное, анальное, генитальное или любое другое. Человек по сути своей является ищущим удовольствие животным, что неоднократно отмечалось и до Фрейда. Так каким же образом желание удовлетворять инстинктивные импульсы может породить конфликт?

 

далее >>>
 
 
читайте также:
 
Взгляд современного психоанализа на природу внутрипсихического конфликта
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
Когда говорят о школьной дезадаптации
 
Принцип удовольствия и избегания неудовольствия
 
Психоанализ: как работает психоаналитик и как это помогает
 
Кто такой психоаналитик? Осторожно: "дикие" психоаналитики!
 


 





примечания

Слова либидинозный, либидозный и либидный являются производными термина либидо, синонимами, используемыми в соответствии с личными предпочтениями конкретного переводчика. - А.П.

назад
	
	

Эдипов комплекс — желание видеть в одном из родителей мужа или жену и избавиться от другого как от соперника (Ч. Бреннер). Эдипов комплекс имеет свои явные проявления в возрасте от 2-х с половиной до 5-7 лет (пока его не вытесняет интерес к учебе). Такое определение эдипова комплекса часто вызывает возмущение родителей, предпочитающих видеть в своих детях кастрированных ангелочков, для чего им приходится периодически затыкать своим детям рот (о важности эдиповой стадии развития я уже писал в другом месте). Такое морализаторское воздействие на своего ребенка, по сути, есть ни что иное, как символическая кастрация. (См. также Зарождение Эдипова комплекса, Эдипов комплекс у мальчиков, Эдипов комплекс у девочек, Эдипов комплекс: взгляд на родителей, Эдипальное поражение и развитие.) - А.П.

назад
	
	

Позитивный (положительный) эдипов комплекс — эдипово влечение, направленное на родителя противоположного пола. Соответственно, негативным (отрицательным) эдиповым комплексом называется предпочтение родителя того же пола. Периодическая смена половых предпочтений у ребенка в процессе нормального прохождения эдипальной стадии развития связана, прежде всего, с периодическим разочарованием то в одном, то в другом родителе, который оказывается отвергающим и фрустрирующим в эдиповых стремлениях ребенка в связи с запретом на инцест. (См. также Негативный Эдипов комплекс, Эдипов комплекс.) - А.П.

назад
	
	

Многие женщины получают большо́е удовольствие от манипуляций парикмахера. Другие любят, когда их просто расчесывают, делают массаж головы. Это имеет свои истоки в поглаживании отца или матери по головке девочки. Особое наслаждение от стимуляции волосяного покрова головы испытывают женщины, имеющие сложности с достижением оргазма. Легко догадаться какую эрогенную зону заменил им волосяной покров головы. - А.П.

назад
	
	

См. о моральном и сексуальном мазохизме. - А.П.

назад