::a:: Психоаналитик.Ру: Ключевые понятия психоанализа

:: Превращение в противоположное – психологическая защита, описанная Фрейдом и Юнгом. Но это не простой процесс, он включает в себя другие психические процессы и, нередко, другую психологическую защиту.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Компромиссное образование
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Сублимация
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Превращение в противоположное:
от любви до ненависти один шаг

                                             
От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километры шагов.
Сенека
	  

Превращение в противоположное – психологическая защита, описанная Зигмундом Фрейдом в статье “Влечения и их судьба”. Этот психический процесс заключается в смене содержания чувства на противоположное или смене активности на пассивность и наоборот.

Превращение любви в ненависть: несчастная любовь

В случае несчастной любви, как говорится: От любви до ненависти – один шаг. Если невозможно проявить свою любовь – можно проявить ненависть. Получается, что неважно, какую модальность имеет аффект – главное, чтобы он был выражен? Это так, но все гораздо сложнее.

В той же статье Фрейд подчеркивает, что ненависть старше любви. Ребенок рождается с пронзительным криком, который является реакцией на то, что он был лишен комфортного состояния в матке матери, и был вынужден испытать в процессе родов удушье, а после рождения холод, раздражение ярким светом и голод (см. подробнее Травма рождения). Этот пронзительный крик, которым оглашает ребенок свое появление на свет, не похож на крик радости. Если вообще можно говорить о дифференцированных чувствах на момент рождения – то это, скорее, проявление ненависти. Но мать может успокоить новорожденного, взяв его на руки и дав грудь. И младенец, испытывая блаженство, заснет. Такое состояние единения с матерью в психоанализе называют слиянием или симбиозом. И каждый раз, когда младенец будет пробуждаться, испытывая дискомфорт – он будет извещать об этом пронзительным криком, страдая от того, что матери нет рядом. Нужно много терпения, заботы и любви со стороны матери, чтобы младенец полюбил этот мир, в который был рожден не по своей воле, и стал способным сам испытывать любовь. Разлучение с матерью, когда она бросает младенца, травматично для него, но неизбежно, потому что мать не может быть всегда рядом (см. подробнее Страх потери объекта любви).

Романтическая любовь – это удивительное психическое состояние в начальный период любовных отношений, которое возрождает в нас самые сильные переживания любви в слиянии с матерью, испытанные в самый ранний период жизни. В этом смысле любовь является регрессией, но не психологической защитой, а способностью довериться другому человеку и получать наслаждение от слияния. Ранний период взаимоотношений с матерью является определяющим для развития способности любить и получать наслаждение от того, что ты любим. Если ранний период детства был неблагополучным – во взрослом возрасте такой человек оказывается неспособным влюбляться. Нужно иметь определенный опыт любви и доверия в собственной истории, чтобы его можно было воспроизвести в будущем, чтобы регрессировать к блаженному состоянию у груди матери (именно поэтому в сексе так много оральных компонентов, от поцелуев, до сосаний).

Несчастная любовь – это ретравматизация

Если нас бросает объект любви во взрослом возрасте, мы испытываем повторную травму, которая возвращает нас к самым ранним и страшным переживаниям детства, когда мать бросала нас. Это закономерно вызывает ненависть. Просыпается ужасное чувство, которое мы испытали при рождении. Происходит более глубокая, травматическая регрессия – провал к травме рождения, и возникает гнев в связи с повторной травматизацией.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что превращение любви в ненависть, в строгом смысле этого слова, не происходит, потому что базальная ненависть, как результат травмы рождения, оставаясь в подавленном состоянии, возрождается вновь. Этот психический процесс не следует считать психологической защитой – это, скорее, сбой защит.

Конечно, не все люди реагируют откровенной ненавистью в адрес утерянного объекта любви, который их бросил – но это не значит, что они не испытывают к нему ненависть. Конечно, возможен исход, когда жесткое Супер-Эго принуждает испытывать вину за разрыв и стыд брошенного. Ненависть вытесняется и направляется на себя, а объект любви идеализируется – и человек в разрыве обвиняет только себя. Формируется реактивное образование, за которым и скрывается ненависть; развивается депрессия. В этом смысле переживание открытой ненависти – более здоровая реакция.

Но существует и более конструктивный вариант, когда благополучный период раннего детства обеспечивает способность вернуть себе самообладание после разрыва, не погружаясь в панику, что это была последняя любовь в жизни. Зрелое Супер-Эго побуждает к размышлениям о собственном вкладе в разрыв и к переосмыслению – формируется зрелое чувства вины. Ненависть в этом случае не носит всепоглощающий характер, превращаясь в досаду. Это позволяет запустить процесс горевания утраты.

Люди, не получившие достаточный опыт слияния в любви с матерью, не "решаются" на любовь во взрослой жизни. Они боятся регрессии в любви, формируя мощные защиты от сближения: избегают отношений, соблюдая дистанцию, проявляют высокомерие и обесценивание. Их рана травмы рождения, не залеченная матерью, продолжает кровоточить, и они утратили надежду на исцеление. Обычно такие люди страдают от нарциссического или шизоидного расстройства личности. Но эти расстройства являются адаптивными, помогая им выживать (но не жить полной жизнью).

Существует также промежуточный тип людей, которые, все же, решаются на регрессию в любви. Но их неудовлетворенная в детстве потребность в слиянии так велика, что они пугают своих партеров своей прилипчивостью, контролем и ревностью настолько, что те разрывают с ними отношения. Эта повторная травматизация вызывает пучину травматических переживаний детства, которая может даже вызвать психоз – тогда говорят, что человек сошел с ума от несчастной любви (см. Страх потери объекта любви). Обычно такие люди имеют пограничное расстройство личности.

Превращения ненависти в любовь

Возникает закономерный вопрос, а может ли ненависть превращаться в любовь

Например, за особой любовью к ребенку жены от первого брака у мужчины может скрываться ненависть в адрес этого чужого ребенка, который, на самом деле, является нежелательной обузой. Но в этом случае не происходит непосредственного превращения ненависти в любовь, а формируется психологическая защита реактивное образование, когда такой мужчина бессознательно и сознательно старается подавлять негативные чувства к чужому ребенку, зная, что это не понравится его жене, и демонстрирует только любовь. В результате пропадает естественность взаимоотношений с ребенком, в которых могут быть как позитивные, так и негативные чувства (амбивалентность). Так один проницательный подросток сказал своему отцу: Я знаю, что ты неродной отец – ты за всю мою жизнь ни разу меня не наказал.

Все сказанное выше верно и для родителей, родной ребенок которых оказался нежеланным чужаком.

Но отчим может и полюбить приемного ребенка – в этом случае любовь возникает из его позитивного опыта взаимоотношений со своим отцом и матерью, а не превращается из ненависти.

Но иногда, даже когда собственное детство не было благоприятным, возможно возникновение искреннего желания компенсировать ребенку то, что ты сам хотел бы получать в своем детстве от своих родителей. Из этого может вырасти, опять же, реактивное образование или даже настоящая любовь.

Энантиодромия по Юнгу

Карл Юнг тоже исследовал явление превращения в противоположное. Он ввел для этого феномена специальный термин – энантиодромия, что буквально означает бег навстречу. Юнг позаимствовал это понятие из философии Гераклита, для которого оно означает постоянное перерождение противоположностей: Из живого делается мертвое, а из мертвого живое; из бодрствующего спящее, и из спящего бодрствующее; поток порождения и уничтожения никогда не останавливается.

«Энантиодромией я называю выступление бессознательной противоположности, притом именно во временной последовательности. Это характерное явление встречается почти повсюду, где сознательной жизнью владеет крайне одностороннее направление, так что со временем вырабатывается столь же мощная бессознательная противоположность, которая проявляется сначала в виде тормоза при сознательной работе, а затем в виде перемены в сознательном направлении. Хорошим примером энантиодромии является психология апостола Павла и его обращение в христианство…»
(Юнг. “Психологические типы”)

Любимый пример Юнга, иллюстрирующий феномен энантиодромии, взят из “Деяний святых апостолов”, книги Нового завета, повествующей о событиях, происходивших после воскресения Христа, о создании христианских общин и гонений на христиан. Там рассказывается про фарисея Савла, гонителя христиан, который стал христианским апостолом Павлом, приняв смерть за веру. Но если мы внимательно прочитаем текст первоисточника, то увидим много дополнительных данных, которые Юнг вытеснил, упростив сложный психический процесс, до "просто" превращения:

«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин, и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?
Он сказал: Кто Ты, Господи?
Господь же сказал: Я – Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать?
И Господь сказал ему: Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.»
(Деяния: 9.1-9)

Савл был перепуган видением и угрожающей фразой Иисуса: Трудно тебе идти против рожна (рожон – заостренный шест для погона скота, то же, что и стимул). Далее Савл был перепуган еще более, ослепнув. Три дня он слепым шел в Дамаск, опираясь на своих товарищей. В Дамаске он был исцелен христианином Ананием.

Савл испытал на себе гнев Христа, а потом был исцелен последователем Христа, и в результате этих сильных переживаний обратился в христианство – мы видим здесь типичный случай идентификации с агрессором, идентификации с угрожающей силой, лишившей его зрения, а потом вернувшей ему зрение вновь (хотя феноменологически это и выглядит как превращение в противоположное).

::

Как мы видели из приведенных примеров, то, что видится как превращение в противоположное – оказывается более сложным комплексом психических процессов, нередко включающих в себя другую психологическую защиту.

 

читайте далее Превращение пассивности в активность и наоборот: о значении пениса для мальчика >>>
 
 
читайте статьи по теме любви:
 
Травма рождения
 
Базальная тревога
 
Депривация
 
Страх потери объекта любви
 
 
читайте также:
 
Регрессия
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни
 
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа
 
Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии
 
Агрессия и аутоагрессия
 
Три основные формы страха: страх кастрации, страх наказания
 
Горевание
 
Идентификация с агрессором
 






примечания

«Принимая во внимание те мотивы, которые не дают возможности влечениям прямо проявляться, можно рассматривать судьбу влечений как своего рода отражение, защиту индивида против открытого проявления этих влечений.
При ближайшем рассмотрении превращение в противоположное распадается на два различных процесса, в поворот влечения от активности к пассивности и в превращение содержания в его противоположное. Так как оба процесса по существу своему различны, то их следует и рассмотреть отдельно.
Примерами первого процесса являются противоположные пары: садизм – мазохизм и любовь к подглядыванию – эксгибиционизм. Превращение касается только целей влечения; вместо активной цели (мучить, разглядывать) становится пассивная: быть мучимым, разглядываемым. Превращение содержания в противоположное имеет место только в одном случае – превращения любви в ненависть.»
(Фрейд. “Влечения и их судьба”)

Про поворот влечения от активности к пассивности читайте Превращение пассивности в активность и наоборот.

О психологических защитах читайте статью Чарльза БреннераРоль психического конфликта в душевной жизни”, в частности, ее раздел Защита и Супер-Эго.

назад
  

Надо заметить, что Фрейд иначе, чем мы, объясняет проявление ненависти младенца в адрес матери в самый ранний период развития. Фрейд связывает это с, так называемым, первичным нарциссизмом – первоначальным состоянием в младенчестве, когда ребенок ни в ком не нуждается, удовлетворяя себя аутоэротически (см. Нарциссическое и объектное либидо).

«Как проявление отношения к объекту ненависть старше любви, она соответствует самому первоначальному отстранению нарциссическим Я от внешнего мира, доставляющего раздражения. Как выражение вызванной объектами реакции неудовольствия, ненависть сохраняет тесную связь с влечениями самосохранения…»
(Фрейд. “Влечения и их судьба”)

Исследования современных психоаналитиков доказали, что первичного нарциссизма не существует. В младенчестве ребенок не находится в аутистическом состоянии, и в высшей степени нуждается в любви матери. А если младенец много спит – из этого не следует делать вывод о его самодостаточности. Исследования психоаналитика Рене Шпица показали, что к аутоэротизму младенец прибегает, когда он брошен; крайнюю форму такого аутистического состояния Шпиц назвал синдромом госпитализма – читайте об этом статью Депривация.

«Почему младенец сосет свой палец?.. Если мы ответим, что ребенок сосет собственный палец, потому что его рот является эрогенной зоной, а также потому, что сосание приносит ему эротическое удовольствие, это может звучать достаточно убедительным, но так ли это? Мы должны задать себе еще один вопрос: Почему собственный палец? И ответим на это: Потому что нет возможности сосать грудь. Даже младенец должен иметь либидинозный объект и, если он лишен своего естественного объекта (груди), он вынужден обеспечить себе объект самостоятельно. Таким образом, сосание пальца – есть техника для обращения с неудовлетворительными объектными отношениями; тоже самое может быть сказано и о мастурбации. И то и другое следует описывать не просто как эротические виды деятельности, а как аутоэротические проявления.»
(Рональд Фэйрбейрн. “Пересмотр психопатологии психозов и неврозов”)

назад
  

Неспособность любить чужих детей (или животных) ставит под сомнение способность любить своих. За "любовью" к своему ребенку часто стоит нарциссическое желание продлить род, размножиться, воспроизвести самого себя – т.е. любовь к себе. Не последнее место в желании иметь своих детей имеет зависть к друзьям, у которых есть дети, а также желание казаться нормальным, быть как все и даже лучше всех (для этого заводят много детей, чтобы все восхищались).

назад