::a:: Психоаналитик.Ру: Депрессия (причины возникновения)

:: Лечение депрессии с помощью психоанализа представляет собой обретение способности к переживанию депрессивных переживаний

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Эмоциональная депривация
 
 
Психотоксическое воздействие родителей
 
 
Три основные формы страха
 
 
Депрессия с точки зрения психоанализа
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Извращения
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Компромиссное образование
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Лечение депрессии с помощью психоанализа

                                             
Клиницистам хорошо известно, что те пациенты, которые обращаются с просьбой помочь им избавиться от депрессии, в действительности нуждаются в переживании депрессии. Как правило, такие пациенты обращаются к нам за помощью, попав в порочный круг неадаптивных попыток преодолеть депрессию, в состоянии злости на себя, испуга или отчаяния, в результате чего депрессия только увековечивается.
Джон Кристал. Интеграция и самоисцеление
	  
Отчаяние

Клиническая и психогенная депрессия

Клинической депрессией называют наиболее тяжелые формы депрессии с развернутой симптоматикой. О неправомочности использования термина психогенная депрессия было написано в статье "Беспричинная" депрессия, где было обосновано, что понятие психогенная депрессия излишнее. Если человек испытывает острую психическую травму (психогению), например, его бросил партнер или умер близкий человек – это тяжелое состояние, которое он переживает, следует называть не депрессией, а горем. Этим подчеркивается естественность таких переживаний и очевидность причины. В норме горе может вначале вызвать очень острые чувства, которые могут длиться до года. Только когда процесс горевания чрезмерно затягивается, его следует дифференцировать как депрессию. В этом случае истинной причиной депрессии следует считать не острую травму, пережитую во взрослом возрасте, а детские травмы развития (которые, как правило, бывают неочевидны). В этом случае острая травма во взрослом возрасте запускает депрессивный процесс, который всегда латентно присутствовал у человека. Поэтому в этом случае мы говорим о дебюте депрессии (см. Онтогенез депрессии).

Техника лечения депрессии

Техника лечения депрессии с помощью психоанализа не отличается от обычной техники современного психоанализа, описанной в статье Психоаналитический метод: как проводится психоанализ и как это помогает.

Выслушав первичные жалобы пациента на свое состояние, мы сообщаем пациенту основное правило психоанализа:

Вы можете говорить все, что Вам приходит в голову. Вам нужно будет рассказывать о своем детстве, и на это может потребоваться много времени, возможно, несколько месяцев. Но в психоанализе не принято придерживаться заранее определенных схем, поэтому, если Вас что-то беспокоит сегодня, нужно говорить об этом. Говорить можно обо всем, и конечно, очень важны Ваши сновидения. Вы можете менять тему в зависимости от того, что Вам пришло в голову в данный момент. И конечно, если Вам что-то пришло в голову относительно меня, Вам следует этим поделиться со мной. Просто говорите то, что Вам приходит в голову.

И начинаем слушать.

Конечно, зная, что перед тобой человек в депрессии, можно представить роль его родителей в формировании его депрессии, о чем подробно написано в цикле статей Депрессия: взгляд изнутри. Обычно люди, переживающие депрессию, не обвиняют своих родителей, что и не удивительно, потому что, как было описано в предыдущей статье, у таких людей очень жесткое Супер-Эго, поэтому им свойственно обвинять себя. Но нельзя предлагать пациенту готовых схем, построенных на теории, потому что история развития депрессии каждого пациента – это его теория, которую он создает сам в процессе своего психоаналитического исследования. Только построение собственной теории формирования собственной депрессии даст возможность пациенту пережить непережитые переживания, которые и являются причиной его депрессии.

Поэтому пациента нужно просто слушать, задавая проясняющие вопросы, чтобы он сам пришел к выводу о причинах возникновения своей депрессии. Когда у психоаналитика возникают идеи, объясняющие состояние пациента, он ими делится с пациентом, но не навязывает как истину, известную только психоаналитику. Такой процесс соучастия психоаналитика называется интерпретированием (подробнее см. А что делает психоаналитик?).

Анализ переживаний

Существует мнение среди психиатров и даже психологов, что переживания депрессивного человека не носят "объективный" характер, что события жизни депрессивного пациента неважны, потому что все его депрессивные переживания связаны с особенностями эмоционального реагирования, обусловленного нарушениями биохимии мозга. В известном смысле это так (см. Лекарство от депрессии), но серьезной ошибкой будет считать, что переживания депрессивного человека безосновательны, что все находится только у него в голове – в мозге, в результате нарушений нейромедиаторного метаболизма дофамина, серотонина, эндорфина и пр. Именно в результате такого пренебрежительного отношения со стороны родителей к чувствам своего ребенка, убеждения, что детские слезы не заслуживают серьезного внимания: поплачет – успокоится, – и произошло формирование депрессии у их ребенка (и произошел дисбаланс в биохимии его мозга). И врач или психолог, который не уделяет достаточного внимания переживаниям депрессивного пациента – уподобляется его родителям, травмируя его повторно. В результате такого "лечения" пациент продолжает думать, что во всем виноват только он, что с ним что-то не так, что он безнадежен, и выхода нет – что только усиливает симптомы депрессии.

Лечение депрессии с помощью психоанализа начинается с внимательного анализа того, что вызывало или вызывает у пациента острые эмоциональные переживания (см. Немой крик). Человек в депрессии остро реагирует даже на незначительные события, которые могут усиливать его чувство отчаяния и утвердить в безнадежности своего состояния. Необходимо внимательно исследовать связь между этими событиями и его переживаниями, что именно вызывает острую эмоциональную реакцию. Если к чувствам депрессивного пациента относится не как к преувеличенным субъективным реакциям, а со всей серьезностью и вниманием, то ассоциативные цепочки приведут нас к травматическим переживаниям детства, вокруг которых и формировалась депрессия.

Понимание причин своих эмоциональных реакций, которые бывают, правда, преувеличенными и неадекватными в глазах окружающих и для самого пациента, помогает ему осознать, почему он так реагирует, как это связано с его душевными переживаниями, и как это связано с историей его жизни, особенностями взаимодействия с родителями, прежде всего, с матерью.

В результате такого внимания к своим переживаниям пациент приобретает способность к интроспекции и рефлексии, чему не смогли научить его родители, потому что, очевидно, сами не обладали такими навыками. С помощью психоаналитика, благодаря его соучастию, пациент начинает понимать, что с ним происходит и почему это происходит.

Неизвестное горе

Многие пациенты в депрессии говорят, что ничего не чувствуют, кроме пустоты. Ощущение пустоты возникает вследствие психологической защиты изоляция аффекта. На самом деле за этой ощущаемой "пустотой" лежит океан отвергнутых чувств, связанных с травматическими переживаниями, начиная с раннего детства и по сей день. "Вычерпать" этот океан и является задачей психоанализа. Конечно, может казаться, что нельзя вычерпать океан. Но по мере того, как пациент приобретает способность чувствовать чувства, этот процесс идет все быстрее и быстрее, и для этого не потребуется вечность, как это может показаться – потому что пациент активный участник психоаналитического процесса. Задачей психоанализа является не вылечить пациента от депрессии, а помочь ему научиться справляться с депрессивными переживаниями, которые свойственны всем людям. В этом смысле психоаналитик должен восполнить роль родителей, которая не была выполнена ими надлежащим образом. Такой процесс соучастия психоаналитика называется контейнированием (термин Уилфреда Биона).

Основными жалобами пациента, страдающего депрессией, являются чувства безнадежности и отчаяния. Такие же чувства испытывает человек, переживающий горе. Но человек в депрессии не знает, о чем он горюет. Поэтому депрессию можно назвать неизвестным горем.

Психоанализ является исследовательской психотерапией, т.е. пациент совместно с психоаналитиком исследует свои воспоминания, а также переживания в прошлом, сегодня и здесь-и-сейчас (см. Как проводится психоанализ и как это помогает). Благодаря такому исследованию пациент очень многое вспоминает и переживает заново, начинает лучше ориентироваться в своих чувствах, перестает бояться печалиться и злиться, поэтому психоанализ также называют техникой расширения сознания.

Фрейд называл психоанализ лечением правдой. Задача лечения депрессии с помощью психоанализа заключается в помощи пациенту узнавать горькую правду своей жизни и переживать ее с участием психоаналитика. Так неизвестное горе становится явным, и тогда появляется возможность его отгоревать.

Идеализация и интроекция

Нужно учитывать, что депрессия формируется в раннем детстве, когда родители играют огромное значение для ребенка. Для него родители – это боги, поэтому им все позволено (как и подобает богам). Ребенок идеализирует своих родителей, потому что, с одной стороны, они, в самом деле, обладают способностями, недостижимыми для ребенка. А с другой стороны, родители – это весь мир для маленького ребенка. Даже, если родители достаточно хорошие, чувство полной зависимости маленького ребенка от своих родителей, при осознании их неидеальности, вызвало бы невыносимую тревогу. Меленький ребенок в полной власти своих родителей, поэтому он должен считать их самыми добрыми – подобно тому, как верующие считают добрым своего Бога. Маленький ребенок готов оправдать любой поступок своих родителей; да он и не может знать, чего он достоин и как надлежит с ним обращаться.

Родителей депрессивного ребенка, как Вы могли убедиться из статей этого цикла, никак нельзя назвать достаточно хорошими, поэтому их ребенку неизбежно приходится их идеализировать в большей степени, чтобы не впасть в парализующую депрессию в раннем детстве. Если ребенку не оставить ни малейшего шанса на идеализацию своих родителей или лиц их замещающих, а значит и на какую-нибудь уверенность в завтрашнем дне – у него развивается смертельно опасное состояние апатии, названное психоаналитиком Рене Шпицем госпитализмом. В более благоприятном случае ребенок всегда найдет за что "зацепиться", чтобы идеализировать своих родителей, для того чтобы "оттянуть" свою депрессию, хотя бы, до подросткового возраста (см. подробнее Хроническая депрессия).

Чем хуже родители удовлетворяют потребности ребенка – тем больше он оказывается к ним привязан. В этой формуле привязанности содержится бессознательная надежда дополучить то, чего так не хватает. Недостаточно хорошие родители оказываются сверхценными для ребенка или, как говорят психоаналитики, гиперкатектированными (см. Анаклитический и катексис). То есть, чем меньше любви и внимания родители вкладывают в ребенка, тем больше любви и внимания вкладывает в родителей ребенок. Такой гиперкатексис формирует предсознательные образы родителей, которые в психоанализе называют интроектами. Поэтому, даже если родители уже изменились, стали совсем старыми или умерли – интроекты родителей остаются такими, какими были сформированы в детстве. У депрессивного человека нет воспоминаний о родителях в строгом смысле этого слова (нет нарратива) – родители для него остаются такими же, какими были для него в детстве (даже если они изменились или умерли). Родители в случае депрессии остаются вечно живыми и желанными.

Горевание

В задачу психоанализа при лечении депрессии входит восстановить реальный образ родителей, избавившись от идеализаций.

В случае депрессии мать, чаще всего, идеализируется, а отец демонизируется – ему приписывается только злой умысел, благодаря чему оправдываются все семейные проблемы (впрочем, правда, он может быть "монстром").

У каждого свои атрибуты идеализации: для кого-то, например, мать может казаться очень доброй, заботливой или умной, а кто-то убежден, что мать мученица, истязаемая монстром-мужем – это тоже идеализированный образ. Некоторые пациенты говорят, что мать у них была "обычная", но анализ в этом случае показывает, что это определение "обычная" тоже является идеализацией, потому что мать не была достаточно хорошей (термин психоаналитика Дональда Винникотта).

Именно идеализация родителей принуждает человека направлять всю злость на себя, что и является отличительной чертой депрессии (см. также Агрессия и аутоагрессия).

В статье Горевание были описаны общие условия, необходимые для психологического процесса горевания в случае самой страшной потери – смерти близкого человека. Механизмы защиты от горевания в случае депрессии имеют схожий характер, как и при потере близкого человека – это отрицание потери. Точно так в случае депрессии отрицаются отрицательные черты своих родителей (или только одного из них). Так потеря не осознается, горе становится неизвестным, превращаясь в депрессию.

По сути, задача психоаналитика при лечении депрессии заключается в помощи пациенту пережить травмы детства и разочарования в своих родителей. Фактически, пациенту необходимо "проститься" с предсознательными идеальными образами родителей, сформированными в детстве – как говорят психоаналитики, декатектировать интроекты первичных объектов. Этот процесс схож с переживанием горя при потере близкого человека.

Общей задачей психоанализа при лечении депрессии является сделать неизвестное горе понятным для того, чтобы его было возможно пережить.

Подавленный гнев

Вспомним формулу депрессии, описанную в предыдущей статье:

 
ДЕПРЕССИЯ = БЕСПОМОЩНОСТЬ + ТРЕВОГА + АУТОАГРЕССИЯ 
 

Краеугольным камнем депрессии является именно аутоагрессия – она подобно плотине сдерживает детские переживания.

Анализ роли родителей в собственном детстве, а точнее, того, что они с этой ролью не справились, закономерно вызывает гнев и приводит к перенаправлению агрессии с себя самого на истинных виновников этого гнева, которыми этот гнев и был заблокирован (см. подробнее Подавление агрессивности ребенка). В результате этого смягчается архаичное Супер-Эго, которое долгое время блокировало психическую энергию из ее источника в глубинах бессознательного (см. подробнее Экономическая модель депрессии). У депрессивного пациента начинает проходить апатия, возвращаются жизненные силы. Чувство беспомощности и тревога ослабевают.

Проработка и реконструкция

Депрессивного ребенка родители приучают уклоняться от межличностных конфликтов, поэтому все конфликты становятся внутренними (см. Роль психического конфликта в душевной жизни). Суть такого внутрипсихического конфликта заключается в невозможности выдерживать амбивалентность в адрес родителей – одновременно испытывать ненависть и любовь, не бояться осознать несовершенство своих родителей, продолжая их любить. Именно осознание ненависти является основной проблемой депрессивной личности и причиной депрессии. Такое "приручение" ненависти представляет основную проблему, потому что депрессивный пациент, непривыкший ненавидеть, очень боится этого чувства.

Многие пациенты нас спрашивают, как же возможно проработать события раннего детства и даже младенчества, ведь о них не осталось никаких воспоминаний, а депрессия начала свое формирование именно в тот период (см. Травма рождения).

Дело в том, что даже очень серьезные "шрамы" от эмоциональных деприваций младенца в первые месяцы жизни могут без следа исчезнуть, если травмы имели место только в первые месяцы жизни и не повторялись вновь. Это связано с тем, что у младенца еще только формируется психика, и психические травмы в первые месяцы жизни только задерживают общее формирование психики – когда травмирование прекращается, формирование психики начинается, так сказать, с "чистого листа", и "шрамы" исчезают без следа. Если родители (прежде всего мать) не могут обеспечить ребенку необходимые условия для развития в течение всего младенчества (первый год жизни) – то такие родители, как правило, не могут это обеспечить и в раннем детстве, и в латентном периоде, и в подростковом возрасте. Поэтому в психоанализе мы используем более поздние воспоминания для реконструкции более ранних воспоминаний. Для этого в психоанализе разработаны специальные техники.

Воспоминания пациента о травмах более позднего детства, очень часто представляют собой модельную сцену, как это назвал психоаналитик Джозеф Лихтенберг. Такие воспоминания являются типичными, и за ними кроется серия подобных травм, уходящих далеко в раннее детство, представляя собой кумулятивную травму (Масуд Хан) и даже межпоколенческую травму (когда мать травмирует своего ребенка аналогично тому, как была травмирована сама).

Воспоминания пациента о событиях более позднего детства, которые выглядят малозначимыми тоже играют большое значение, потому что часто являются покрывающими воспоминаниями, как их назвал Фрейд. За этими воспоминаниями "прячутся" серьезные травмы раннего детства. Психоаналитическая проработка покрывающих воспоминаний производится аналогично анализу сновидений (о чем мы напишем, как-нибудь, подробнее).

Благодаря анализу модельных сцен и покрывающих воспоминаний, а также сновидений, мы можем получить доступ к самым ранним воспоминаниям пациента. Используя перенос пациента и собственный контрперенос , психоаналитик, совместно с пациентом, может восстановить события давно забытого детства, реконструируя самые ранние травмы.

В результате психоаналитической проработки событий детства, связанные с ними переживания проживаются, теряя при этом свою эмоциональную остроту, а сами воспоминания о событиях переосмысливаются и превращаются в нарратив – "просто" историю о событиях детства.

Развитие личности

Психоаналитическое лечение в начальный период развития психоанализа длилось недолго, до года. Психоаналитиками того времени ставилась узкая задача – избавить пациента от симптомов, а дальше он должен был сам начинать жить новой жизнью. На практике это мало кому удавалось, и симптомы возвращались назад.

Дело в том, что ядро депрессии, исторически говоря, является инфантильным, потому что сформировано в раннем детстве. Анализ переноса представлял основную задачу психоаналитического процесса тех лет, поэтому психоаналитик взаимодействовал только с инфантильной частью личности пациента, трансферентным ребенком, как выразился Вейкко Тэхкэ (от англ. transfer – перенос). А это не может привести к стабильным результатам, потому что "вылечившийся" человек оставался один на один с миром, который, по-прежнему, виделся ему враждебным. Ведь у депрессивной личности, сформированной в процессе переживаний горя в раннем детстве, сохраняется страх любых эмоций, в том числе и положительных.

Современный психоанализ ставит своей задачей не только избавить пациента от симптомов, но и помочь адаптироваться в жизни в новом качестве и научиться получать от нее удовольствие. В этом смысле современный психоанализ является техникой личностного развития, нарушенного в результате травматизации в детстве – а психоаналитик является "проводником" в новую жизнь.

Психиатры, среди прочих причин депрессии, выделяют астению (повышенную утомляемость, синдром хронической усталости), которую объясняют конституциональной предрасположенностью. В психоанализе астения объясняется слабостью Эго, которую связывают с преждевременной разлукой с константным объектом. Психоаналитику предстоит завершить процесс структурирования психики, став таким константным объектом. По сути, задачей психоаналитика является восполнить дефицит, созданный родителями, – поэтому современный психоанализ длится несколько лет.

 

конец


если Вас интересует тема депрессии, читайте также:
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 






© 2019 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт
© 2019 Татьяна Реброва психоаналитический психотерапевт


примечания

Существует мнение, что острые травмы которые нередко сопровождают нашу жизнь, сами по себе могут быть причиной депрессии. Конечно, в жизни бывают периоды, требующие от нас способности горевать и возвращаться вновь к оптимистическому взгляду в будущее, что обеспечивает возможность жить дальше. Но именно в отсутствии оптимизма и решимости жить, и заключается проблема депрессивной личности, что выражается в том, что, не имея возможности справиться с горем, человек "застревает" в самом начале процесса горевания. Как правило такое "застревание" в горе является дебютом депрессии, когда в результате ударов судьбы человек ввергается в пучину депрессивных переживаний, которые являются, по сути, прорывом латентной депрессии, сформированной в далеком детстве.

Исключением является острое длительное психическое травмирование, например, в результате содержания в лагере смерти во время войны – такой запредельный длительный стресс сам по себе способен вызвать депрессию после освобождения. В какой-то степени это верно для тюремного заключения и в наши дни.

Хронический стресс в случае систематического физического или морального насилия в семье для взрослой женщины (а иногда, и для мужчины) тоже может являться фактором, формирующим депрессию. Но нередко, это бывает "добровольным" травмированием в результате мазохистического склада личности, который нас отсылает к детским травмам (см. Мазохизм).

Дополнение А. Павлова:
Как-то мне позвонила женщина 70 лет с жалобой на тяжелое состояние, связанное со смертью матери, за которой она ухаживала, в связи с болезнью, последние 10 лет. Эта женщина никогда не была замужем, не имеет детей, и мать была для нее единственным близким человеком. Такая потеря неизбежно вызовет депрессию, лишив смысла жизни. Но в этом случае мы неизбежно обращаемся к детским травмам, вызвавшим такую зависимость от матери (о чем речь пойдет дальше).

назад
	

Травмы развития

Говоря о детских травмах, не обязательно следует иметь в виду какие-то "ужасы". Травмой можно считать «трудно уловимый вред, наносимый данному ребенку, последствия которого проявятся в некий будущий момент времени» (Анна Фрейд). Когда говорят о психических травмах, часто подразумевают острую травму, связанную с насилием или катастрофой. Чтобы не было смешения терминов, психоаналитик Масуд Хан ввел понятие кумулятивной травмы, которая абсолютно "бесшумна", приходит незаметно и «становится заметной лишь ретроспективно». По сути, в случае кумулятивной травмы, речь идет о хроническом травмировании, когда, как говорится, капля по капле – вода камень точит. Многие пациенты в начале психоаналитического лечения говорят, что детство у них было нормальным, так сказать, среднестатистическим, никаких ужасных травм они не переживали. И они правы, травмирование ребенка в виде «безразличия, недостатка эмпатии и воображения», как выразился психоаналитик Рене Шпиц, является, к сожалению, среднестатистической нормой.

назад
	

На самом деле, люди мало меняются в течение жизни. В рассказе пациента об особенностях взаимодействия с ним его родителей сегодня, как правило, можно обнаружить много параллелей с его рассказами о детстве. Точнее будет сказать, мало меняется отношение к конкретному ребенку. Очень часто бывает, что, например, отношение бабушки к своему внуку оказывается куда более приемлемым в сравнении с тем, как она относилась и относится к своей дочери, матери этого внука. Ведь у каждого родителя есть свои комплексы, но это уже другая тема (кое-что про это уже написано в цикле статей Эдипов комплекс: взгляд на родителей).

назад
	

Многие наши пациенты спрашивают, насколько мы можем быть уверены в объективности при реконструкции событий далекого детства с помощью психоанализа? Хотя работу психоаналитика нередко сравнивают с работой сыщика, следует подчеркнуть, что, несмотря на формальную схожесть, объекты исследования у них разные. Задачей сыщика является достоверно восстановить цепь событий в прошлом, а психоаналитик имеет задачу восстановить психическую реальность.

Дополнение А. Павлова:
Поясню это на примере. Одна моя пациентка рассказала, что у нее был очень строгий отец, он всегда ругался, когда приходил с работы и видел разбросанные игрушки. Однажды он так сильно разозлился, что собрал разбросанные игрушки и выбросил их в мусоропровод. Потом пациентка добавила: «Я спрашивала про этот случай у моих родителей. Они говорят, что ничего подобного не было. Возможно, это мне только приснилось. Но это не важно! Как же, получается, я боялась папу, что мне приснился такой сон!»

назад
	

Конечно, мы никогда не рекомендуем своим пациентам, если еще живы их родители, пойти и все им высказать – но никогда и не запрещаем. На практике, если пациент решается поговорить со своим родителем о своих детских обидах, в подавляющем большинстве случаев он получает ответную агрессию типа: Ты был ужасным ребенком, требовательным и непослушным! Родителям очень тяжело говорить об ошибках в воспитании своих детей, потому что такие разговоры вызывают невыносимое чувство вины, и, как следствие, инициатор таких разговоров очень быстро ставится на место. Только длительный психоанализ родителя позволяет ему справиться со своим чувством вины, принять все обвинения своего ребенка и сформировать новые, истинно близкие отношения с ним.

назад
	





© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : https://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
 

































+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Авторы сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт


:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как работает психоаналитик и как это помогает
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Суть психоанализа в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Кто такой психоаналитик?
: "Дикие" психоаналитики
: Классический психоанализ в XXI веке
: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Лекарство от депрессии
: Травма рождения
: Базальная тревога

:: Эмоциональная депривация
: Госпитализм и госпитализация
: Тихие дети: интроверсия и аутизм

:: Психотоксическое воздействие родителей
: Материнская тревожность
: Гиперопека
: Агрессия и аутоагрессия

:: Три основные формы страха
: Страх потери объекта любви
: Страх потери любви объекта
: Страх наказания

:: Депрессия с точки зрения психоанализа
: Причины депрессии
: Лечение депрессии

:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Ключевые понятия психоанализа
: Анаклитический и Катексис: парадоксы перевода
: Вытеснение и его последствия
: Горевание
: Идентификация с агрессором
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти:
предшественники Фрейда
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Конверсионная истерия (случай Анны О.)
: Либидо
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Сопротивление психоанализу

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации
: Окончание школы:
Главное – выбор профессии?

:: Зигмунд Фрейд
: Положение о двух принципах психической деятельности
: Печаль и меланхолия (DOC)

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

::