::a:: Психоаналитик.Ру: Как работает психоанализ (очерки из истории)

:: Фундаментального правила психоанализа — "говорить то, что приходит в голову" — оказалось достаточным для получения необходимого материала, посредством которого возможно проводить эффективное лечение, которое теперь стало заключаться в кропотливой работе по восстановлению утраченных связей. Восстановление утраченных связей — так можно кратко охарактеризовать работу классического психоанализа.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Узники совести

                                             

В прошлых статьях вы узнали, почему Фрейд отказался от директивного гипноза (см. "Лечение разговором"), а потом и от катартического метода Брейера, который тоже проводился с помощью гипноза. Однако именно демонстрации гипнотических возможностей Бернгеймом натолкнули Фрейда на мысль отказаться от гипноза (см. предыдущую статью "Как работает гипноз").. Именно отказ от гипноза позволил Фрейду обнаружить ту силу, которая препятствует воспоминанию, и создает болезненные симптомы.

Благодаря демонстрациям Бернгейма, Фрейд смог убедиться, что человек может вспомнить забытые травматические события, которые образуют симптомы, даже в бодрствующем состоянии. Отказавшись от гипноза, Фрейд, все же, оставил диван, на котором ранее вводил пациента в гипнотический транс; укладывая пациента на этот диван, Фрейд, уже без гипноза, убеждал его, что он может вспомнить, с чем связаны его симптомы.

Это выглядело следующим образом:

«Когда я доходил с ними до пункта, где они [пациенты] утверждали, что больше ничего не знают, я уверял их, что они тем не менее знают, что они должны только говорить, и я решился на утверждение, что то воспоминание будет правильным, которое придет им в голову, как только я положу свою руку им на лоб. Таким путем, без применения гипноза, мне удалось узнавать от больного все то, что было необходимо для установления связи между забытыми патогенными сценами и оставшимися от них симптомами.»
(Зигмунд Фрейд. “Пять лекций о психоанализе”)

Принцип "что то воспоминание будет правильным, которое придет в голову" – заложило основу психоанализа – технику свободных ассоциаций (о чем мы говорили ранее).

Несколько позже Фрейд отказался и от того, чтобы класть руку на лоб, как от рудимента гипноза. Фундаментального правила психоанализа – говорить то, что приходит в голову – оказалось достаточным для получения необходимого материала, посредством которого возможно проводить эффективное лечение, которое теперь стало заключаться в кропотливой работе по восстановлению утраченных связей.

Но уже тогда Фрейд начал понимать, что его настойчивость излишняя:

«...Это была утомительная процедура, требующая много усилий, что не годилось для окончательной методики.

Однако я подтвердил, что забытые воспоминания не исчезли. Больной владел еще этими воспоминаниями, и они готовы были вступить в ассоциативную связь с тем, что он знает, но какая-то сила препятствовала тому, чтобы они сделались сознательными, и заставляла их оставаться бессознательными. Существование такой силы можно было принять совершенно уверенно, так как чувствовалось соответствующее ей напряжение, когда стараешься в противовес ей бессознательные воспоминания привести в сознание больного. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного.
 
На этой идее сопротивления я построил свое понимание психических процессов при истерии. Для выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление. По механизму выздоровления можно было составить себе представление и о процессе заболевания. Те самые силы, как сопротивление, которые теперь препятствуют забытому стать сознательным, в свое время содействовали этому забыванию и вытесняли из сознания соответствующие патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказательный благодаря неоспоримому существованию сопротивления.
 
Но можно задать себе вопрос: каковы эти силы и каковы условия вытеснения, того вытеснения, в котором мы теперь видим патогенный механизм истерии? Сравнительное изучение патогенных ситуаций, с которыми мы познакомились при катартическом лечении [см. "Лечение разговором"], позволило нам дать на это ответ. При всех этих переживаниях дело было в том, что возникало какое-либо желание, которое состояло в резком противоречии с другими желаниями индивидуума, желание, которое было несовместимо с этическими взглядами личности. Был непродолжительный конфликт, и окончанием этой внутренней борьбы было то, что представление, которое возникло в сознании как носитель этого несовместимого желания, подвергалось вытеснению и вместе с относящимися к нему воспоминаниями устранялось из сознания и забывалось. Несовместимость соответствующего представления с "Я" больного было мотивом вытеснения; этические и другие требования индивидуума были вытесняющими силами. Принятие несовместимого желания или, что то же, продолжение конфликта вызывало бы значительное неудовольствие; это неудовольствие устранялось вытеснением, которое является, таким образом, одним из защитных приспособлений психической личности.»

(Зигмунд Фрейд. “Пять лекций о психоанализе”)

"Пять лекций о психоанализе", возможно, лучший источник, посредством которого можно понять основные положения психоанализа как теории и принципы классического психоанализа как техники. Поэтому, с моей стороны, было бы совершенно несправедливо не воспроизвести две иллюстрации Фрейда, которые наилучшим образом демонстрируют возникновение симптомов с точки зрения психоанализа.

 

читайте далее Суть психоанализа в двух примерах >>>>
 
 
читайте также:
 
Лечение разговором
 
Как проводится психоанализ?
 
Сопротивление психоанализу
 
Психоанализ: как работает психоаналитик и как это помогает
 
Кто такой психоаналитик? Осторожно: "дикие" психоаналитики!