Узники совести
В прошлых статьях вы узнали, почему Фрейд отказался от директивного гипноза (см. "Лечение разговором"), а потом и от катартического метода Брейера, который тоже проводился с помощью гипноза. Однако именно демонстрации гипнотических возможностей Бернгеймом натолкнули Фрейда на мысль отказаться от гипноза (см. предыдущую статью "Как работает гипноз").. Именно отказ от гипноза позволил Фрейду обнаружить ту силу, которая препятствует воспоминанию, и создает болезненные симптомы.
Благодаря демонстрациям Бернгейма, Фрейд смог убедиться, что человек может вспомнить забытые травматические события, которые образуют симптомы, даже в бодрствующем состоянии. Отказавшись от гипноза, Фрейд, все же, оставил диван, на котором ранее вводил пациента в гипнотический транс; укладывая пациента на этот диван, Фрейд, уже без гипноза, убеждал его, что он может вспомнить, с чем связаны его симптомы.
Это выглядело следующим образом:
Принцип "что то воспоминание будет правильным, которое придет в голову" – заложило основу психоанализа – технику свободных ассоциаций (о чем мы говорили ранее).
Несколько позже Фрейд отказался и от того, чтобы класть руку на лоб, как от рудимента гипноза. Фундаментального правила психоанализа – говорить то, что приходит в голову – оказалось достаточным для получения необходимого материала, посредством которого возможно проводить эффективное лечение, которое теперь стало заключаться в кропотливой работе по восстановлению утраченных связей.
Но уже тогда Фрейд начал понимать, что его настойчивость излишняя:
Однако я подтвердил, что забытые воспоминания не исчезли. Больной владел еще этими воспоминаниями, и они готовы были вступить в ассоциативную связь с тем, что он знает, но какая-то сила препятствовала тому, чтобы они сделались сознательными, и заставляла их оставаться бессознательными. Существование такой силы можно было принять совершенно уверенно, так как чувствовалось соответствующее ей напряжение, когда стараешься в противовес ей бессознательные воспоминания привести в сознание больного. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного.
На этой идее сопротивления я построил свое понимание психических процессов при истерии. Для выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление. По механизму выздоровления можно было составить себе представление и о процессе заболевания. Те самые силы, как сопротивление, которые теперь препятствуют забытому стать сознательным, в свое время содействовали этому забыванию и вытесняли из сознания соответствующие патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказательный благодаря неоспоримому существованию сопротивления.
Но можно задать себе вопрос: каковы эти силы и каковы условия вытеснения, того вытеснения, в котором мы теперь видим патогенный механизм истерии? Сравнительное изучение патогенных ситуаций, с которыми мы познакомились при катартическом лечении [см. "Лечение разговором"], позволило нам дать на это ответ. При всех этих переживаниях дело было в том, что возникало какое-либо желание, которое состояло в резком противоречии с другими желаниями индивидуума, желание, которое было несовместимо с этическими взглядами личности. Был непродолжительный конфликт, и окончанием этой внутренней борьбы было то, что представление, которое возникло в сознании как носитель этого несовместимого желания, подвергалось вытеснению и вместе с относящимися к нему воспоминаниями устранялось из сознания и забывалось. Несовместимость соответствующего представления с "Я" больного было мотивом вытеснения; этические и другие требования индивидуума были вытесняющими силами. Принятие несовместимого желания или, что то же, продолжение конфликта вызывало бы значительное неудовольствие; это неудовольствие устранялось вытеснением, которое является, таким образом, одним из защитных приспособлений психической личности.»
(Зигмунд Фрейд. “Пять лекций о психоанализе”)
"Пять лекций о психоанализе", возможно, лучший источник, посредством которого можно понять основные положения психоанализа как теории и принципы классического психоанализа как техники. Поэтому, с моей стороны, было бы совершенно несправедливо не воспроизвести две иллюстрации Фрейда, которые наилучшим образом демонстрируют возникновение симптомов с точки зрения психоанализа.
читайте далее Суть психоанализа в двух примерах >>>>
читайте также:
Лечение разговором
Как проводится психоанализ?
Сопротивление психоанализу
Психоанализ: как работает психоаналитик и как это помогает
Кто такой психоаналитик? Осторожно: "дикие" психоаналитики!
© 2004
© 2002-2024
::
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая пометка.
® www.psychoanalyst.ru является правопреемником сайта existentia.narod.ru
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru