::a:: Психоаналитик.Ру: Эдипов комплекс с точки зрения классического психоанализа

:: Эдипов комплекс ‒ ключевое понятие психоанализа, вокруг которого построена вся теория классического психоанализа и всех его современных направлений. Этот цикл статей по теме Эдипова комплекса начинается с изложения точки зрения Фрейда на эту концепцию.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Эдипов комплекс по Фрейду

                                             
Если младенец на один только миг не замечает матери, то ведет себя так, как будто бы уже никогда больше не сможет увидеть ее.
Зигмунд Фрейд. Торможение, симптом, тревога
	  

Эдипов комплекс ‒ очень сложное и многогранное явление, и более чем за 100 лет существования психоанализа сформировалось много его интерпретаций. Каждая школа психоанализа рассматривает Эдипов комплекс со своей стороны. Рассмотрим, для начала, классический взгляд на Эдипов комплекс, разработанный самим Зигмундом Фрейдом, которого до сих пор придерживается большинство психоаналитиков.

Зарождение Эдипова комплекса

Чрезвычайная привязанность к родителям ‒ специфическая черта человека, выделяющая его среди всех животных, является результатом «длительной детской беспомощности и зависимости человека» (“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд). Мать для младенца ‒ первый объект любви и источник удовлетворения всех его желаний. Первоначально даже не сама мать ‒ а только грудь, т.к. ребенок, обладающий только зарождающейся психикой, еще не способен объять более того, что может обнять.

«…уже совсем в ранние годы развивается в отношении матери объектный катексис, который исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером анаклитического объектного выбора…»
(“Я и Оно”. Фрейд)

Младенец привязан к матери, без нее он не может существовать, и, соответственно, "считает" ее своей собственностью. Если мать способна уделять достаточно внимания младенцу, то формируется идиллия в диадных отношениях мать-ребенок (см. Теория сосания первичного объекта).

Вейкко Тэхкэ назвал такие отношения между матерью и грудным ребенком идеальной диадой. Нарушение идиллии происходит в результате развития психики ребенка. По мере того, как формируется его психика, ребенок «узнает однажды, что мать лишает его любви и заботливости, направляя их на нового пришельца» (“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд), ‒ отношения становятся триадными. Это вызывает закономерный гнев в адрес нарушителя идиллии и рождение Эдипова комплекса. То есть изначально Эдипов комплекс для детей обоих полов представляет собой любовь к матери и чувство недовольства в адрес нарушителя спокойствия – отца (брата, сестры или других нарушителей). Мать подтверждает чувство превосходства младенца, уделяя ему больше внимания, чем своему мужу, отцу ребенка, что совершенно необходимо на этапе младенчества. И ребенок чувствует себя эдипальным победителем. Но, в более старшем возрасте, ребенок продолжает настаивать на своем исключительном значении для матери, когда отец ребенка тоже претендует на внимание матери ребенка, его жены, что и порождает эдипальный конфликт. Чаще всего этот конфликт разгорается в постели родителей, вот как Фрейд описывает чувства своего маленького пациента Ганса:

«Этот отец стоял у него поперек дороги к маме. В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик. Гансу пришлось испытать, как это хорошо, когда отец находится в отсутствии, и желание устранить отца было у него вполне оправдываемым.»
(“Анализ фобии пятилетнего мальчика”)

Фрейд подчеркивает сексуальную составляющую этого процесса: «Для Ганса, как и для всех детей, лежать в постели с отцом или матерью есть источник эротических возбуждений» (там же). Сексуальность проходит красной нитью через все учение Фрейда о психоанализе.

Полиморфная инфантильная сексуальность

Фрейд относит к сексуальным любые физиологические удовлетворения ребенка: сосание груди, дефекацию и мочеиспускание ‒ все это Фрейд называет полиморфной сексуальностью догенитальной фазы развития. Возраст с двух до пяти лет Фрейд называет расцветом инфантильной сексуальности, что соответствует периоду развития Эдипова комплекса. При этом Фрейд подчеркивает, что мать сама испытывает к ребенку сексуальные чувства:

Зарождение Эдипова комплекса
В. А. Нагорнов. Мать и дитя

«Общение ребенка со своими няньками составляет для него беспрерывный источник сексуального возбуждения и удовлетворения через эрогенные зоны, тем более, что эта нянька ‒ обыкновенно это бывает мать ‒ сама питает к ребенку чувства, исходящие из области ее сексуальной жизни, она ласкает, целует и укачивает его и относится к нему совершенно явно, как к полноценному сексуальному объекту
(“Три очерка по теории сексуальности”)

Фрейд расширил сексуальность до нежности и, вообще любви, или, если выражаться точнее, объявил сексуальное влечение основным жизнеобразующим влечением человека, квинтэссенцией всех его помыслов и интенций, назвав его либидо. Этим Фрейд навлек на психоанализ гнев его противников, обвиняющих его в пансексуализме и сексуализации детского развития. Современные психоаналитики предпочитают прятать концепцию Фрейда о центральной роли сексуальности в развитии ребенка за введенным Фрейдом психологизмом "психосексуальность". При этом Фрейд особо подчеркнул не только роль сексуальности в развитии ребенка, но и то, что «конечное состояние инфантильной сексуальности (приблизительно в пятилетнем возрасте), приближается к окончательному формированию сексуальности у взрослого» (“Инфантильная генитальная организация”). Но из этого не следует делать вывод, что Фрейд считал пятилетнего ребенка половозрелым. Для ребенка сексуальность, все равно, остается инфантильной.

Инфантильная генитальная организация

Рано или поздно ребенок сталкивается с приятными ощущениями в области гениталий, уже вне связи с собственно процессом мочеиспускания, это может быть обусловлено как гигиеническими процедурами, проводимыми воспитателями, так и в результате самостоятельного исследования собственного тела. Прикосновения к гениталиям доставляет ребенку особое наслаждение, побуждая к мастурбации. Так постепенно формируется примат генитальности над полиморфной сексуальностью как основа взрослой сексуальной жизни.

«Если и не достигается настоящего объединения частичных влечений под приматом гениталий, то все же на кульминационном пункте всего хода развития инфантильной сексуальности интерес к гениталиям и пользование ими приобретает господствующее значение, мало уступающее их значению в период половой зрелости
(“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд)

Другим источником интереса для ребенка является тайна деторождения. Естественно, что каждый ребенок рано или поздно задумывается о своем появлении на свет, особенно, если в семье рождаются еще дети. Несмотря на байки про аиста и капусту, из наблюдения за семейными парами, ребенку не трудно сделать вывод, что для рождения ребенка необходимы мужчина и женщина. Ребенок видит, что рождение детей является результатом любви, и у него закономерно появляется желание иметь ребенка с любимым родителем. Здесь уже включается процесс полоролевой идентификации из подражания родителям и другим семейным парам:

«Желание иметь с матерью ребенка всегда присутствует у мальчика, желание иметь ребенка от отца неизменно наличествует у девочки, и это при полной неспособности внести для себя ясность по поводу того, каким путем можно прийти к исполнению этого желания. То, что гениталии должны иметь к этому какое-то отношение, для ребенка, как будто, несомненно, хотя его размышления на этот счет могут заставить его искать суть предполагаемой между родителями интимности и в иного рода отношениях, – например, в том, что они спят вместе, в совместном мочеиспускании и тому подобном…»
(“Ребенка бьют”. Фрейд)

Способ рождения у маленького ребенка тоже порождает много теорий, например, что ребенка вынимают из груди или живота посредством операции, или что он рождается через прямую кишку (теория клоаки, верная для определенных видов животных).

Таким образом, хотя сексуальность ребенка и приближается к сексуальности взрослого, мальчик еще не знает, как использовать свой пенис, а девочка еще не знает о существовании вагины по причине особенностей ее анатомического расположения.

Примат фаллоса и кастрационный комплекс

Воспитателями, так или иначе, подчеркивается запрет на все, что связано с гениталиями, что только подогревает интерес к исследованию в этой области со стороны ребенка. По мнению Фрейда, история мальчика в этом месте расходится с историей девочки.

«В течение этого исследования мальчик приходит к открытию, что пенис не составляет общего достояния всех сходных с ним существ. Толчком к этому служит то, что мальчик случайно заметил, как выглядят гениталии маленькой сестры или подруги. Наблюдательные мальчики уже до того, на основании своих наблюдений при мочеиспускании девочек, видя другое положение и слыша другой шум, начинают подозревать, что здесь имеется что-то другое, и стараются тогда повторить эти наблюдения с целью выяснения положения вещей. Известно, как они реагируют на это отсутствие пениса. Они не приемлют этот недостаток, считают, что все-таки видят орган, маскируют противоречие между наблюдением и своей предвзятостью соображением, что орган еще мал и вырастет, и постепенно приходят к заключению, важному в аффективном отношении, что он по крайней мере имелся и затем его отняли. Отсутствие пениса понимается как результат кастрации, и ребенок стоит перед задачей выяснить отношение кастрации к самому себе.»
(“Инфантильная генитальная организация”)

Мальчик не обнаруживает у девочки такого же полового члена, как у себя, из чего делает вывод, что девочке его отрезали. Раз отрезали девочке – могут отрезать и ему. Так Фрейд объясняет рождение кастрационного страха у мальчика. Все последующее развитие мальчика, вплоть до гибели Эдипова комплекса, по мнению Фрейда, будет сопровождаться страхом кастрации. А что же девочка, каково ее отношение к отличиям в строении гениталий в сравнении с мальчиком, по мнению Фрейда?

«Комплекс кастрации у девочки тоже возникает благодаря тому, что она видит гениталии другого. Она сразу же замечает различие... Она чувствует себя глубоко обделенной, часто дает понять, что ей тоже хотелось бы "иметь такое же", в ней появляется зависть к пенису, которая оставляет неизгладимые следы в ее развитии и формировании характера...»
(“Введение в психоанализ”)

То есть, по мнению Фрейда, девочка считает себя уже кастрированной, и все, что остается девочке ‒ это завидовать мальчику. Зависть к пенису ‒ центральное понятие в концепции Фрейда о кастрационном комплексе у девочки. Это связано, по мнению Фрейда, с тем, что существование вагины для девочки остается тайной в силу ее особенностей анатомического расположения. Это очень важное допущение, на котором строится все дальнейшее построение концепции Эдипова комплекса для девочки в классическом психоанализе (чему будет посвящена специальная статья в этом цикле). Клитор, как считает Фрейд, девочка находит слишком малым, что только разжигает зависть к большому пенису мальчика. Мошонка для мальчика, по мнению Фрейда, тоже не имеет значения, т.к. он не обращает на нее внимания в связи с тем, что только пенис доставляет особое наслаждение при прикосновениях.

По мнению Фрейда для обоих полов значимым оказывается только один орган ‒ пенис (фаллос). То есть, девочка для Фрейда оказалась всего лишь "кастрированным мальчиком".

«Основной характер этой инфантильной генитальной организации составляет одновременно ее отличие от окончательной генитальной организации взрослых. Он заключается в том, что для обоих полов играют роль только одни гениталии, мужские. Существует не примат гениталий, а примат фаллоса»
(“Инфантильная генитальная организация”)

Инфантильная генитальная организация содержит в своей основе примат фаллоса, как для мальчика, так и для девочки. Таким образом Фрейд вводит понятие кастрационного комплекса: для мальчика он заключается в страхе потерять пенис, а все что остается "кастрированной" девочке ‒ это зависть к пенису, которым обладает мальчик. Эта стадия психосексуального развития (с трех до пяти лет), названная Фрейдом фаллической, совпадает с кульминацией Эдипова комплекса.

Все описанное выше относится к, так называемому, прямому или позитивному Эдипову комплексу.

 

читайте далее Негативный Эдипов комплекс >>>
 
 
читайте также:
 
Царь Эдип. Софокл: Краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе
 
Анаклитический и Катексис
 
Либидо
 
Эдипов комплекс у девочек по Фрейду
 
Психоанализ: как работает психоаналитик и как это помогает
 


 





примечания

Широкому кругу читателей известна только классическая парадигма психоанализа, это связано, прежде всего, с достаточно простым стилем изложения Зигмунда Фрейда (в большинстве своих работ), который, собственно говоря, и ставил своей задачей популяризировать психоанализ. Такие яркие представители современных направлений психоанализа как Хайнц Кохут и Вейкко Тэхкэ вызывают сложности при прочтении даже у подготовленного специалиста, отчего они не очень популярны даже у профессиональных психоаналитиков. Однако, мой читатель может ознакомиться с основными направлениями психоанализа, благодаря книге Петера Куттера “Современный психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов”, которую Вы можете скачать, пройдя по указанной ссылке. Очень жаль, что эта замечательная книга до сих пор не получила достаточного внимания у широкого круга читателей.

Также хочется заметить, что мое изложение концепции Эдипова комплекса в парадигме классического психоанализа приводится в этом цикле статей в том виде, как ее видел Зигмунд Фрейд, разбросав свои мысли по множеству своих работ. Хочется подчеркнуть, что, не смотря на то, как я пишу выше, что широкому читателю известна классическая парадигма психоанализа, многое из нее вычеркнуто популяризаторами психоанализа, что, как им казалось, может шокировать читателя, прежде всего, взгляд Фрейда на психологию женщины.

назад
  
  

Например, детеныши копытных уже через несколько минут после рождения могут встать на ноги и следовать за матерью для получения молока. Детеныши хищных млекопитающих, которые считаются более высокоразвитыми, чем травоядные, например, котята и щенята, первые 10 дней глухи и слепы и целиком зависят от заботы матери. У человеческого ребенка период полной беспомощности составляет первые 6 месяцев. Поэтому, ведущий российский психоаналитик Михаил Ромашкевич в своих лекциях многократно подчеркивал, что ребенок рождается на свет в норме "недоношенным". Поэтому для человеческого детеныша имеют такую важность родители и, прежде всего, мать. Это обусловливает особую привязанность к родителям и формирование Эдипова комплекса.

назад
  
  

Сегодня нередко вскармливание младенцев происходит с помощью соски. Соска, конечно, физически оказывается хорошим транспортером молока в ротовую полость младенца. Но даже согретая теплой водой бутылочка с соской не может заменить тепло груди матери и ее тела. Грудь и тело матери ‒ объекты самого раннего взаимодействия младенца, в результате которого формируется здоровое ядро его психики. Тем матерям, которые используют искусственное вскармливание, нужно дополнительно предоставлять младенцу длительный контакт со своим телом. Зрение у младенца еще только формируется, и только через прикосновения он познает мир, определяет, теплый он и живой или пластмассовый и резиновый. Первые впечатления будут той призмой, сквозь которую человек будет смотреть на окружающий мир всю свою жизнь.

назад
  
  

Эту идею Фрейда о груди как исходной точке объектного катексиса использовала его последовательница Мелани Кляйн, поставив привязанность ребенка к груди во главу своего учения об объектных отношениях. Как говорила Кляйн, психика ребенка формируется вокруг соска его матери. По мнению же Фрейда, психика ребенка формируется вокруг пениса, о чем Вы узнаете далее.

назад
  
  

"Младенец считает"  ‒ не следует это словосочетание воспринимать так, будто младенец способен мыслить как взрослый. Для младенца мать и он ‒ одно целое. Для отношения младенца к матери более подходит термин симбиоз, введенный Маргарет Маллер.

назад
  
  

В “Анализе фобии пятилетнего мальчика” описывается сон Маленького Ганса, которым Фрейд иллюстрирует сексуальное желание пятилетнего мальчика в адрес матери:

«Ночью с 27-го на 28-е Ганс неожиданно для нас в темноте встает со своей кровати и влезает в нашу кровать. Его комната отделена от нашей спальни кабинетом. Мы спрашиваем его, зачем он пришел, не боялся ли он чего-нибудь. Он говорит: “Нет, я это скажу завтра”, засыпает в нашей кровати, и затем уже его относят в его кровать.
На следующее утро я начинаю его усовещивать, чтобы узнать, зачем он ночью пришел к нам. […]
Он: “Ночью в комнате был один большой и другой измятый жираф, и большой поднял крик, потому что я отнял у него измятого. Потом он перестал кричать, а потом я сел на измятого жирафа”.»

Папа долго расспрашивает мальчика, что же могут означать большой и измятый жирафы, объясняя ему, что это нужно для того, чтобы написать "одному профессору" (имеется в виду, Фрейду). Но мальчик не может объяснить отцу значение этих символов: «А ты ему скажи, что я сам этого не знаю, и тогда он не будет спрашивать, а когда он спросит, что такое измятый жираф, пусть он нам напишет, и мы ему ответим или сейчас напишем, что я сам этого не знаю».

Отец мальчика, последователь Фрейда, посещающий его семинары, приходит к следующему выводу:

«Большой жираф ‒ это я (большой пенис ‒ длинная шея), измятый жираф ‒ моя жена (ее половые органы)… Все вместе есть репродукция сцены, повторяющейся в последнее время почти каждое утро. Ганс приходит утром к нам, и моя жена не может удержаться, чтобы не взять его на несколько минут к себе в кровать. Тут я обыкновенно начинаю ее убеждать не делать этого (“большой жираф кричал, потому что я отнял у него измятого”), а она с раздражением мне отвечает, что это бессмысленно, что одна минута не может иметь последствий и т. д. После этого Ганс остается у нее на короткое время (“тогда большой жираф перестал кричать, и тогда я сел на измятого жирафа”).»

назад
  
  

«Мы недавно разбирались подробно в вопросе о том, что сексуальное развитие ребенка прогрессирует до фазы, в которой гениталии принимают на себя уже руководящую роль. Но эти гениталии являются исключительно мужскими, точнее говоря, это ‒ пенис; женские гениталии остаются неоткрытыми
(“Гибель эдипова комплекса”. Фрейд)

назад
  
  

«Она случайно обнаруживает большой, легко заметный пенис у брата или сверстника, распознает его как преувеличенный аналог своего собственного маленького и скрытого органа, и ею овладевает зависть к пенису
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

назад
  
  

Тестикулярная тревога

«Впрочем, замечательно, в какой малой степени привлекает к себе внимание ребенка другая часть мужских гениталий, мошонка с ее содержимым. Опираясь на анализы, нельзя было бы никогда узнать, что гениталии состоят еще из чего-либо иного, чем пенис.»
(“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд)

Мой опыт психоанализа ряда пациентов показал, что в их подростковом возрасте преобладали шутки, за которыми скрывался страх отсечения именно яичек (тестикулярная тревога). Роль мошонки в психическом развитии мальчика традиционно игнорировалась психоаналитиками. Только в 1965 году Анита Белл в статье “Значение мошонки и тестикул для мальчиков пубертатного возраста” озвучила проблему, что психоанализ опрометчиво оставлял без внимания этот важный орган. Известные распространенные выражения «как серпом по яйцам» или «держать (кого-либо) за яйца» также иллюстрируют именно тестикулярную тревогу, а лестный эпитет «у него стальные яйца» ‒ явно демонстрирует значимость мошонки для мужчины, ровно как такая характеристика мужественной женщины, как «баба с яйцами». Не нужно забывать, что мошонка является источником способности мужчины к оплодотворению, а значит символом фертильности, а пенис, по сути, является только придатком к мошонке. Конечно, это совершенно неизвестно маленькому мальчику, который переоценивает значение именно того органа, который доставляет ему приятные ощущения при прикосновении.

назад
  
  

«На ступени инфантильной генитальной организации хотя и существует мужское, но женского еще нет; противоположность здесь означает: мужские гениталии или кастрированный. Только с окончанием развития во время половой зрелости сексуальная полярность совпадает с мужским и женским..»
(“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд)

назад