::a:: Психоаналитик.Ру: Онтология Эдипова комплекса

:: Как может достичь успеха ребенок, которого Вы воспитываете?



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
на примере Эдипова комплекса

Часть 5. Путь к успеху:
пограничные, нарциссические и нормальные личности

                                             

В предыдущей статье мы проанализировали причину невроза, которой является внутрипсихический конфликт между Эго и Супер-Эго с использованием защит, в результате которого формируется компромиссное образование, представляющее из себя невроз.

Чарльз Бреннер считает, что может быть и неневротическое компромиссное образование и в качестве примера приводит случай акушера:

«Сорокалетний акушер был старшим из шести детей. Все его братья и сестры, как и он сам, родились в сельском доме, где его родители жили, когда он был ребенком. Каждые роды становились большим событием, сильно его интересовавшим, но присутствовать при родах ему не разрешалось, хотя наблюдение за рождением животных было обычным для него занятием с ранних лет.
Таким образом, выбор пациентом профессии оказался нормальным аспектом психического функционирования, удовлетворявшим возникшее в раннем детстве желание наблюдать за родами матери. Этим также удовлетворялось его детское желание превзойти своего отца, который всегда почтительно относился к доктору, посещавшему мать во время ее многочисленных родов, и активно ему помогал. Этот выбор был также связан с тревогой и депрессивным аффектом, сопровождавшими детские инстинктивные импульсы. Как акушер он всякий раз, когда рождался очередной младенец, чувствовал свою компетентность и испытывал самоуважение, а не чувство незначительности и бесполезности, какое ощущал, будучи мальчиком.
Выбор профессии включал также защиты против детских желаний. Ни одна из женщин, которых он наблюдал во время их родовых мук, не была его матерью и ни один из обращавшихся к нему за помощью мужей не был его реальным отцом. Ревность и кровожадные детские желания держались под контролем благодаря его доброжелательности к пациенткам и полезности для них. Короче говоря, его выбор профессии был именно формой компромиссного образования, созданного тем же способом, как и обсессивный симптом у описанного мною выше юноши, который проверял газовые краны всякий раз, уходя из дома.»

По Бреннеру получается, что мальчик, желающий свою мать, которому запрещалось удовлетворять свои вуайеристические стремления, испытывающий ревность к отцу и кровожадные желания (Бреннер не уточняет какие), самоутверждается в процессе принятия родов у других женщин, став очень хорошим и доброжелательным акушером – и все это благодаря защитам, которые из маньяка сделали хорошего специалиста. Это типичный взгляд классического психоанализа.

С одной стороны в классическом психоанализе принято демонизировать детские инстинктивные импульсы, а с другой, переоценивать способность психологических защит преображать человека (включая физическое понятие сублимации, введенное Фрейдом). Но чудес не бывает, защиты не всесильны, поэтому путь к успеху сложный и тернистый, и успеха достигают немногие.

Внешняя (экстернализованная) мотивация

Похвала

Чтобы ребенок смог достичь многого, с ним надо заниматься с самого раннего возраста, терпеливо и систематически. Целью этих занятий является не столько получение знаний и умений, сколько приобретение позитивного опыта удовольствия от своих достижений, который будет его мотивировать к дальнейшим достижениям. В более взрослом возрасте функцию родителей или воспитателей берут на себя учителя, поэтому очень важно хорошее учебное заведение с детским коллективом, мотивированным на достижения. Но как ребенка мотивировать?

У современных психологов существует мнение, что для того, чтобы ребенок развивался, достаточно просто предоставить ему для этого пространство (время, место и инструменты), и он сам будет развиваться, потому что это естественная потребность. Для этого только нужно ребенка хвалить.

Похвала ребенку необходима, и хвалить ребенка обязательно нужно от всей души, восхищаясь им. Но восхищение со стороны родителей – достаточно опасная вещь, здесь не работает принцип кашу маслом не испортишь. Если восхищаться ребенком безмерно, он не будет развиваться вовсе: а зачем? – ведь родители всегда им довольны. У ребенка есть естественная возможность развиваться, но для этого нужны стимулы для развития.

Ребенка нужно хвалить в соответствии с уровнем его достижений – хвалить за новые достижения, и оставаться нейтральным за повторение старых достижений (стимулировать зоны ближайшего развития по Выготскому). Но после трех лет ребенку потребуется дополнительный стимул для развития.

Эдипальное поражение

Важно, чтобы ребенок в возрасте старше трех лет потерпел эдипальное поражение.

Абсолютный эдипальный победитель – это ребенок, который чувствует себя безусловно любимым обоими родителями. Это то, что рекомендуют многие современные психологи – демонстрировать ребенку свою безусловную любовь. Но если ребенок уже чувствует себя любимым без всяких условий – зачем ему развиваться? Для того, чтобы стремиться к развитию, ребенок должен чувствовать, что ему еще нужно чего-то добиться, чтобы заслужить любовь. Очевидно, что психологи, пропагандирующие безусловную любовь, сослужили плохую службу нашей эпохе. Похоже, у нас выросло поколение заласканных бездельников, которые не имеют никакого стимула к развитию. Безусловная любовь нужна младенцу, а в дальнейшем она препятствует развитию ребенка. Читайте об этом подробнее Эдипальное поражение и развитие.

В классическом психоанализе под эдипальной победой понимают ситуацию, когда например, мальчик побеждает отца, получая безусловную любовь матери, которая явно предпочитает мальчика отцу. Но даже в этом случае, отец может остаться непобедимым конкурентом, если он обесценивает ребенка. Для того, чтобы ребенок достиг многого – его нужно "правильно" травмировать. Мать любит, вселяя уверенность, отец обесценивает, травмируя. Создается вектор движения к достижениям, который заключается в намерении победить отца, доказав, что ты лучше. Именно это и случилось с Фрейдом, что и сделало его великим, но очень уязвимым. Можно предположить, что рак, которым болел Фрейд, был связан с подавленной агрессией в адрес отца. Фрейд открыл Эдипов комплекс, обнаружив в себе убийственные импульсы в адрес отца, но не заметил агрессию со стороны самого отца. Фрейд обернул всю свою агрессию на себя самого как на эдипального победителя, и также как Эдип выколол себе глаза, Фрейд заболел раком. Читайте об этом Комплекс Лая.

Желание заслужить любовь

Все что ни делает ребенок – он делает для того, чтобы получить любовь и восхищение своих родителей, и если те адекватно манипулируют демонстрацией своей любви, чтобы стимулировать ребенка к развитию – он движется вперед. Не следует бояться слова манипуляция, которое сегодня воспринимается исключительно в негативной модальности. Это слово "плохое", если манипуляция стоит на службе получения личной выгоды (использования), а если родители заботятся о развитии своего ребенка – это необходимый стимулирующий механизм. Далее также будут поступать учителя, манипулируя своим одобрением, и руководители, манипулируя финансовым поощрением (материальным эквивалентом любви).

Но только на мотивации получать любовь и восхищение в качестве награды, двигаться далее вперед будет сложно, потому что будет нужна постоянная подпитка. Депривированные в детстве люди, именно которые недополучили любви в детстве, продолжают очень нуждаться в ней во взрослом возрасте. Некоторые из них даже могут достичь высоких достижений, но такая внешняя мотивация делает их очень зависимыми от оценки значимых фигур, и ввергает в агрессию или депрессию, если они не имеют соответствующей подпитки, которую можно получить только от хороших родителей, хороших учителей, и очень редко можно получить явное эмоциональное одобрение от руководителей, которые обычно предпочитают материальный эквивалент. Такие люди постоянно ищут хорошую маму, которая их похвалит, которой у них не было. Такая модель поведения свойственна людям с пограничным расстройством личности.

Хотя, надо заметить, многие люди сначала делают то, что хотят от них родители, потом, что хотят учителя, потом, что хотят начальники. Им не так важна высокая оценка руководителей, главное, чтобы не ругали. Это в высшей степени конформные люди, у которых нет конфликтов. Супер-Эго у них остается преимущественно внешним (как у ребенка), поэтому они могут без зазрения совести вообще ничего не делать, если от них ничего не требуют в явной форме (именно для них был придуман KPI). Таких людей можно считать нормальными не только в смысле подавляющей распространенности, но и в смысле их душевного спокойствия в результате отсутствия не только внешних, но и основных внутренних конфликтов.

Нужно добавить, что родители могут обеспечить движение ребенка к успеху через деспотизм, насильно принуждая его к обучению и достижениям. В результате такого давления иногда ребенок может стать великим и несчастным (например, как Паганини), но обычно, такая массированная внешняя мотивация не приводит к значительным результатам, оставляя родителей разочарованными, а ребенка раздавленным.

Внутренняя (интернализованная) мотивация

Эго-идеал

Фрейд выделил особую подструктуру в Супер-Эго – Эго-идеал. Именно с ним сравнивает себя человек (прежде всего, подросток) в качестве эталона своего развития. Эго-идеал отвечает за интернализованную (внутреннюю) мотивацию, то есть когда уже не родители или учителя направляют к успеху, а создается внутреннее побуждение сравнивать себя с внутренним идеалом. Эго-идеал сначала формируется в результате идентификации с родителями, и с теми людьми, кем родители восхищаются (например, в результате почитания акушера, как в случае Бреннера), а потом достраивается самим подростком в результате идентификации с людьми, которые оказывают на него влияние, и кем он восхищается (наставники, преподаватели, старшие товарищи или братья), а также на основе прочитанных книг, просмотренных фильмов. (Надо заметить, что в некоторых статьях Фрейд использует термин Эго-идеал просто как синоним Супер-Эго.)

Но Эго-идеал может быть создан недостижимым, что изматывает, ввергая периодически в чувство беспомощности и отчаяния, что и представляет собой нарциссическое расстройство личности. Такой грандиозный Эго-идеал иногда создают родители, перегружая ребенка бременем своих завышенных ожиданий; или сам ребенок создает его себе, надеясь через достижение грандиозных целей, наконец-то, получить любовь и восхищение родителей. И иногда ему удается получить любовь и восхищение значимых людей, появляющихся в его жизни (например, преподавателей, научных руководителей или студентов), или даже многих незнакомых людей (как у поэтов, актеров и музыкантов), чтобы компенсировать дефицит любви и внимания в детстве. Но этого, чаще всего, оказывается недостаточно, так как хочется, на самом деле, получить любовь и восхищение родителей, что может ввергать в нарциссическую депрессию.

Людям с нарциссическим расстройством личности также требуется постоянное восхищение, как и пограничным личностям. Отличие между ними заключается в том, что нарциссические личности создают грандиозный Эго-идеал, поэтому, хотя они и очень нуждаются в похвале, чаще всего они не получают от нее удовлетворения в полной мере или их это даже раздражает, так как они видят, что не достигли еще своего грандиозного Эго-идеала, считая, что люди им льстят. А пограничные личности – как дети, им важна похвала и принятие, они ориентируются не на Эго-идеал, а на ожидания значимой фигуры, которая замещает мать (вне зависимости от пола). Таким образом мы видим, что нарциссические личности в большей мере сепарированы от родителей, чем пограничные (о чем речь пойдет ниже).

Некоторые психоаналитики ставят равенство между нарциссическим и пограничным расстройством личности, но это очень обедняет психоаналитическую диагностику. Но, правда, бывают пограничные нарциссические личности, если считать определяющим степень структурных нарушений психики, которая свойственна именно пограничным нарушениям. В этом случае нарциссические пограничные личности рады любым похвалам, не подвергают их сомнению, принимая неприкрытую лесть (например, Нерон, Сталин, Гитлер). Такую категорию людей психоаналитик Герберт Розенфельд назвал толстокожими нарциссами (в противоположность тонкокожим, описанным выше, которые очень ранимы). Именно описанием ужасной личности толстокожих нарциссов, полных ненависти и страсти к манипуляциям, пугают нас множество статей в интернете, в которых их называют просто нарциссами.

Стремление к грандиозному образу себя и создает то самое нарциссическое напряжение, благодаря которому нарцисс может достичь больших высот. Но для этого необходимо хорошее образование или, хотя бы благотворное влияние наставника. Но также может помочь соответствующая благоприятная ситуация (так, например, Сталин, став простым секретарем партии, превратился в Генерального секретаря КПСС, что не умаляет его способности к манипуляциям). Если же родители травмировали своего ребенка, но не позаботились о его соответствующей подготовке и случай не помог ему пробиться в жизни – то такой человек обычно уходит в фантазии и очень неуютно себя чувствует в реальности, где все угрожает его самооценке (читайте рассказ Достоевского Белые ночи). Неустойчивая самооценка – основная проблема всех нарциссов (даже толстокожих, которые решают эту проблему с помощью агрессии и манипуляций).

Сепарация

До трех лет ребенок должен получить столько любви и внимания от родителей, чтобы он не сомневался, что его любят (несмотря на демонстрации нелюбви в воспитательных целях). В этом случае он не будет бояться потерять объект любви (мать). Также ребенку необходимо и в дальнейшем получать достаточно любви и внимания, чтобы он перестал бояться потерять любовь объектов любви (любовь родителей, прежде всего, матери). Это очень важно для формирования зрелой интернализованной мотивации.

Страх потери объекта любви формирует пограничный тип личности (в благоприятном случае). Даже если такой человек живет отдельно от родителей, он все равно очень эмоционально с ними связан, несмотря на то, что такие отношения обычно полны взаимной ненависти. Не получая эмоционального удовлетворения от родителей, такой человек ждет этого от других значимых фигур, супруга или руководителя, которые, как говорят психоаналитики, становятся объектами переноса с родительских фигур. Таким образом, несмотря на формальное отделение от родителей, пограничные личности остаются с ними связаны через перенос. А перенос включает в себя все аспекты отношений с первичными объектами (родителями). Но если ребенок получал мало любви и внимания в раннем детстве, ненависть у него будет преобладать над любовью, ведь ненависть старше любви. Поэтому привязанность у пограничной личности выражается не в любви, а в ненависти (читайте книгу Я ненавижу тебя, только не бросай меня). Это приводит к разочарованию в объектах переноса и поиску новых, что полностью изматывает пограничную личность, ввергая в беспомощную ненависть к людям и в депрессию. Таким образом мотивация пограничных личностей остается внешней и не интернализуется.

Страх потери любви объекта формирует нарциссический тип личности. Такой страх потери любви побуждает ребенка следовать ожиданиям родителей, и такой ребенок может достичь многого, если, конечно, родители потрудятся обучить и подготовить его соответствующим образом. Также, как и пограничные, нарциссические личности ждут признания родителей, и не получая его, переключаются на другие значимые фигуры, учителей, научных руководителей, начальников или массы незнакомых людей (как у певцов, поэтов и писателей). Поэтому нарциссические личности, также как и пограничные, остаются опосредовано связаны через перенос со своими родителями, даже если они от них формально отделились. Но нарциссические личности, по-прежнему, боятся потерять любовь, поэтому малейшие неудачи вызывают ярость в свой адрес и обесценивание себя. Это называют нарциссическими качелями, когда человек от ощущения собственного великолепия моментально может свалиться "под плинтус" при малейшей неудаче, а серьезный провал может оказаться катастрофой, приводящей даже к самоубийству. Неустойчивая самооценка – центральная проблема нарциссических личностей. Поэтому им очень нужно признание и даже восхищение от значимых фигур (или миллионов незнакомых людей). Таким образом мотивация нарциссических личностей, хотя и является внутренней, основанной на Эго-идеале, она очень зависит от внешнего одобрения, поэтому в ней присутствует в большей мере внешний радикал, связанный с родителями через перенос.

Если же с молодых лет нарциссическая личность испытывает только неудачи, такой человек становится шизоидом, полностью уходя от мира в свои грандиозные фантазии. Такая тактика оказывается адаптивной с точки зрения выживания, и не приводит к суицидам, если ему удается адаптироваться в своей самоизоляции.

Вследствие всего сказанного, пограничные и нарциссические личности оказываются недостаточно сепарированными от родителей, оставаясь с ними связанными непосредственно или посредством переноса на другие значимые фигуры. Это не позволяет сформировать полностью интернализованную мотивацию.

 

продолжение следует

 

 

читайте также:
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни. Часть 5. Невроз и характер
 
Принцип удовольствия
 
Психологическая защита
 
Эдипальное поражение и развитие
 
Страх потери объекта любви
 
Страх потери любви объекта