::a:: Психоаналитик.Ру: Онтология Эдипова комплекса

:: Как может достичь успеха ребенок, которого Вы воспитываете?



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
на примере Эдипова комплекса

Часть 5. Путь к успеху:
пограничные, нарциссические и нормальные личности

                                             

В предыдущей статье мы проанализировали причину невроза, которой является внутрипсихический конфликт между Эго и Супер-Эго с использованием защит, в результате которого формируется компромиссное образование, представляющее из себя невроз.

Чарльз Бреннер считает, что может быть и неневротическое компромиссное образование и в качестве примера приводит случай акушера:

«Сорокалетний акушер был старшим из шести детей. Все его братья и сестры, как и он сам, родились в сельском доме, где его родители жили, когда он был ребенком. Каждые роды становились большим событием, сильно его интересовавшим, но присутствовать при родах ему не разрешалось, хотя наблюдение за рождением животных было обычным для него занятием с ранних лет.
Таким образом, выбор пациентом профессии оказался нормальным аспектом психического функционирования, удовлетворявшим возникшее в раннем детстве желание наблюдать за родами матери. Этим также удовлетворялось его детское желание превзойти своего отца, который всегда почтительно относился к доктору, посещавшему мать во время ее многочисленных родов, и активно ему помогал. Этот выбор был также связан с тревогой и депрессивным аффектом, сопровождавшими детские инстинктивные импульсы. Как акушер он всякий раз, когда рождался очередной младенец, чувствовал свою компетентность и испытывал самоуважение, а не чувство незначительности и бесполезности, какое ощущал, будучи мальчиком.
Выбор профессии включал также защиты против детских желаний. Ни одна из женщин, которых он наблюдал во время их родовых мук, не была его матерью и ни один из обращавшихся к нему за помощью мужей не был его реальным отцом. Ревность и кровожадные детские желания держались под контролем благодаря его доброжелательности к пациенткам и полезности для них. Короче говоря, его выбор профессии был именно формой компромиссного образования, созданного тем же способом, как и обсессивный симптом у описанного мною выше юноши, который проверял газовые краны всякий раз, уходя из дома.»

По Бреннеру получается, что мальчик, желающий свою мать, которому запрещалось удовлетворять свои вуайеристические стремления, испытывающий ревность к отцу и кровожадные желания (Бреннер не уточняет какие), самоутверждается в процессе принятия родов у других женщин, став очень хорошим и доброжелательным акушером – и все это благодаря защитам, которые из маньяка сделали хорошего специалиста. Это типичный взгляд классического психоанализа.

С одной стороны в классическом психоанализе принято демонизировать детские инстинктивные импульсы, а с другой, переоценивать способность психологических защит преображать человека (включая физическое понятие сублимации, введенное Фрейдом). Но чудес не бывает, защиты не всесильны, поэтому путь к успеху сложный и тернистый, и успеха достигают немногие.

Внешняя (экстернализованная) мотивация

Похвала

Чтобы ребенок смог достичь многого, с ним надо заниматься с самого раннего возраста, терпеливо и систематически. Целью этих занятий является не столько получение знаний и умений, сколько приобретение позитивного опыта удовольствия от своих достижений, который будет его мотивировать к дальнейшим достижениям. В более взрослом возрасте функцию родителей или воспитателей берут на себя учителя, поэтому очень важно хорошее учебное заведение с детским коллективом, мотивированным на достижения. Но как ребенка мотивировать?

У современных психологов существует мнение, что для того, чтобы ребенок развивался, достаточно просто предоставить ему для этого пространство (время, место и инструменты), и он сам будет развиваться, потому что это естественная потребность. Для этого только нужно ребенка хвалить.

Похвала ребенку необходима, и хвалить ребенка обязательно нужно от всей души, восхищаясь им. Но восхищение со стороны родителей – достаточно опасная вещь, здесь не работает принцип кашу маслом не испортишь. Если восхищаться ребенком безмерно, он не будет развиваться вовсе: а зачем? – ведь родители всегда им довольны. У ребенка есть естественная возможность развиваться, но для этого нужны стимулы для развития.

Ребенка нужно хвалить в соответствии с уровнем его достижений – хвалить за новые достижения, и оставаться нейтральным за повторение старых достижений (стимулировать зоны ближайшего развития по Выготскому). Но после трех лет ребенку потребуется дополнительный стимул для развития.

Эдипальное поражение

Важно, чтобы ребенок в возрасте старше трех лет потерпел эдипальное поражение.

Абсолютный эдипальный победитель – это ребенок, который чувствует себя безусловно любимым обоими родителями. Это то, что рекомендуют многие современные психологи – демонстрировать ребенку свою безусловную любовь. Но если ребенок уже чувствует себя любимым без всяких условий – зачем ему развиваться? Для того, чтобы стремиться к развитию, ребенок должен чувствовать, что ему еще нужно чего-то добиться, чтобы заслужить любовь. Очевидно, что психологи, пропагандирующие безусловную любовь, сослужили плохую службу нашей эпохе. Похоже, у нас выросло поколение заласканных бездельников, которые не имеют никакого стимула к развитию. Безусловная любовь нужна младенцу, а в дальнейшем она препятствует развитию ребенка. Читайте об этом подробнее Эдипальное поражение и развитие.

В классическом психоанализе под эдипальной победой понимают ситуацию, когда например, мальчик побеждает отца, получая безусловную любовь матери, которая явно предпочитает мальчика отцу. Но даже в этом случае, отец может остаться непобедимым конкурентом, если он обесценивает ребенка. Для того, чтобы ребенок достиг многого – его нужно "правильно" травмировать. Мать любит, вселяя уверенность, отец обесценивает, травмируя. Создается вектор движения к достижениям, который заключается в намерении победить отца, доказав, что ты лучше. Именно это и случилось с Фрейдом, что и сделало его великим, но очень уязвимым. Можно предположить, что рак, которым болел Фрейд, был связан с подавленной агрессией в адрес отца. Фрейд открыл Эдипов комплекс, обнаружив в себе убийственные импульсы в адрес отца, но не заметил агрессию со стороны самого отца. Фрейд обернул всю свою агрессию на себя самого как на эдипального победителя, и также как Эдип выколол себе глаза, Фрейд заболел раком. Читайте об этом Комплекс Лая.

Желание заслужить любовь

Все что ни делает ребенок – он делает для того, чтобы получить любовь и восхищение своих родителей, и если те адекватно манипулируют демонстрацией своей любви, чтобы стимулировать ребенка к развитию – он движется вперед. Не следует бояться слова манипуляция, которое сегодня воспринимается исключительно в негативной модальности. Это слово "плохое", если манипуляция стоит на службе получения личной выгоды (использования), а если родители заботятся о развитии своего ребенка – это необходимый стимулирующий механизм. Далее также будут поступать учителя, манипулируя своим одобрением, и руководители, манипулируя финансовым поощрением (материальным эквивалентом любви).

Но только на мотивации получать любовь и восхищение в качестве награды, двигаться далее вперед будет сложно, потому что будет нужна постоянная подпитка. Депривированные в детстве люди, именно которые недополучили любви в детстве, продолжают очень нуждаться в ней во взрослом возрасте. Некоторые из них даже могут достичь высоких достижений, но такая внешняя мотивация делает их очень зависимыми от оценки значимых фигур, и ввергает в агрессию или депрессию, если они не имеют соответствующей подпитки, которую можно получить только от хороших родителей, хороших учителей, и очень редко можно получить явное эмоциональное одобрение от руководителей, которые обычно предпочитают материальный эквивалент. Такие люди постоянно ищут хорошую маму, которая их похвалит, которой у них не было. Такая модель поведения свойственна людям с пограничным расстройством личности.

Хотя, надо заметить, многие люди сначала делают то, что хотят от них родители, потом, что хотят учителя, потом, что хотят начальники. Им не так важна высокая оценка руководителей, главное, чтобы не ругали. Это в высшей степени конформные люди, у которых нет конфликтов. Супер-Эго у них остается преимущественно внешним (как у ребенка), поэтому они могут без зазрения совести вообще ничего не делать, если от них ничего не требуют в явной форме (именно для них был придуман KPI). Таких людей можно считать нормальными не только в смысле подавляющей распространенности, но и в смысле их душевного спокойствия в результате отсутствия не только внешних, но и основных внутренних конфликтов.

Нужно добавить, что родители могут обеспечить движение ребенка к успеху через деспотизм, насильно принуждая его к обучению и достижениям. В результате такого давления иногда ребенок может стать великим и несчастным (например, как Паганини), но обычно, такая массированная внешняя мотивация не приводит к значительным результатам, оставляя родителей разочарованными, а ребенка раздавленным.

Внутренняя (интернализованная) мотивация

Эго-идеал

Фрейд выделил особую подструктуру в Супер-Эго – Эго-идеал. Именно с ним сравнивает себя человек (прежде всего, подросток) в качестве эталона своего развития. Эго-идеал отвечает за интернализованную (внутреннюю) мотивацию, то есть когда уже не родители или учителя направляют к успеху, а создается внутреннее побуждение сравнивать себя с внутренним идеалом. Эго-идеал сначала формируется в результате идентификации с родителями и с теми людьми, кем родители восхищаются (например, в результате почитания акушера, как в случае Бреннера). А потом Эго-идеал достраивается самим подростком в результате идентификации с людьми, которые оказывают на него влияние, и кем он восхищается (наставники, преподаватели, старшие товарищи или братья), а также на основе прочитанных книг, просмотренных фильмов. (Надо заметить, что в некоторых статьях Фрейд использует термин Эго-идеал просто как синоним Супер-Эго.)

Но Эго-идеал может быть создан недостижимым, что изматывает, ввергая периодически в чувство беспомощности и отчаяния, что и представляет собой нарциссическое расстройство личности. Такой грандиозный Эго-идеал иногда создают родители, перегружая ребенка бременем своих завышенных ожиданий; или сам ребенок создает его себе, надеясь через достижение грандиозных целей, наконец-то, получить любовь и восхищение родителей. И иногда ему удается получить любовь и восхищение значимых людей, появляющихся в его жизни (например, преподавателей, научных руководителей или студентов), или даже многих незнакомых людей (как у поэтов, актеров и музыкантов), чтобы компенсировать дефицит любви и внимания в детстве. Но этого, чаще всего, оказывается недостаточно, так как хочется, на самом деле, получить любовь и восхищение родителей, что может ввергать в нарциссическую депрессию.

Людям с нарциссическим расстройством личности также требуется постоянное восхищение, как и пограничным личностям. Отличие между ними заключается в том, что нарциссические личности создают грандиозный Эго-идеал, поэтому, хотя они и очень нуждаются в похвале, чаще всего они не получают от нее удовлетворения в полной мере или их это даже раздражает, так как они видят, что не достигли еще своего грандиозного Эго-идеала, считая, что люди им льстят. А пограничные личности – как дети, им важна похвала и принятие, они ориентируются не на Эго-идеал, а на ожидания значимой фигуры, которая замещает мать (вне зависимости от пола). Таким образом мы видим, что нарциссические личности в большей мере сепарированы от родителей, чем пограничные (о чем речь пойдет ниже).

Некоторые психоаналитики ставят равенство между нарциссическим и пограничным расстройством личности, но это очень обедняет психоаналитическую диагностику. Но, правда, бывают пограничные нарциссические личности, если считать определяющим степень структурных нарушений психики, которая свойственна именно пограничным нарушениям. В этом случае нарциссические пограничные личности рады любым похвалам, не подвергают их сомнению, принимая неприкрытую лесть (например, Нерон, Сталин, Гитлер). Такую категорию людей психоаналитик Герберт Розенфельд назвал толстокожими нарциссами (в противоположность тонкокожим, описанным выше, которые очень ранимы). Именно описанием ужасной личности толстокожих нарциссов, полных ненависти и страсти к манипуляциям, пугают нас множество статей в интернете, в которых их называют просто нарциссами.

Стремление к грандиозному образу себя и создает то самое нарциссическое напряжение, благодаря которому нарцисс может достичь больших высот. Но для этого необходимо хорошее образование или, хотя бы благотворное влияние наставника. Но также может помочь соответствующая благоприятная ситуация (так, например, Сталин, став простым секретарем партии, превратился в Генерального секретаря КПСС, что не умаляет его способности к манипуляциям). Если же родители травмировали своего ребенка, но не позаботились о его соответствующей подготовке и случай не помог ему пробиться в жизни – то такой человек обычно уходит в фантазии и очень неуютно себя чувствует в реальности, где все угрожает его самооценке (читайте рассказ Достоевского Белые ночи). Неустойчивая самооценка – основная проблема всех нарциссов (даже толстокожих, которые решают эту проблему с помощью агрессии и манипуляций).

Сепарация

До трех лет ребенок должен получить столько любви и внимания от родителей, чтобы он не сомневался, что его любят (несмотря на демонстрации нелюбви в воспитательных целях). В этом случае он не будет бояться потерять объект любви (мать). Также ребенку необходимо и в дальнейшем получать достаточно любви и внимания, чтобы он перестал бояться потерять любовь объектов любви (любовь родителей, прежде всего, матери). Это очень важно для формирования зрелой интернализованной мотивации.

Страх потери объекта любви формирует пограничный тип личности (в благоприятном случае). Даже если такой человек живет отдельно от родителей, он все равно очень эмоционально с ними связан, несмотря на то, что такие отношения обычно полны взаимной ненависти. Не получая эмоционального удовлетворения от родителей, такой человек ждет этого от других значимых фигур, супруга или руководителя, которые, как говорят психоаналитики, становятся объектами переноса с родительских фигур. Таким образом, несмотря на формальное отделение от родителей, пограничные личности остаются с ними связаны через перенос. А перенос включает в себя все аспекты отношений с первичными объектами (родителями). Но если ребенок получал мало любви и внимания в раннем детстве, ненависть у него будет преобладать над любовью, ведь ненависть старше любви. Поэтому привязанность у пограничной личности выражается не в любви, а в ненависти (читайте книгу Я ненавижу тебя, только не бросай меня). Это приводит к разочарованию в объектах переноса и поиску новых, что полностью изматывает пограничную личность, ввергая в беспомощную ненависть к людям и в депрессию. Таким образом мотивация пограничных личностей остается внешней и не интернализуется.

Страх потери любви объекта формирует нарциссический тип личности. Такой страх потери любви побуждает ребенка следовать ожиданиям родителей, и такой ребенок может достичь многого, если, конечно, родители потрудятся обучить и подготовить его соответствующим образом. Также, как и пограничные, нарциссические личности ждут признания родителей, и не получая его, переключаются на другие значимые фигуры, учителей, научных руководителей, начальников или массы незнакомых людей (как у певцов, поэтов и писателей). Поэтому нарциссические личности, также как и пограничные, остаются опосредовано связаны через перенос со своими родителями, даже если они от них формально отделились. Но нарциссические личности, по-прежнему, боятся потерять любовь, поэтому малейшие неудачи вызывают ярость в свой адрес и обесценивание себя. Это называют нарциссическими качелями, когда человек от ощущения собственного великолепия моментально может свалиться "под плинтус" при малейшей неудаче, а серьезный провал может оказаться катастрофой, приводящей даже к самоубийству. Неустойчивая самооценка – центральная проблема нарциссических личностей. Поэтому им очень нужно признание и даже восхищение от значимых фигур (или миллионов незнакомых людей). Таким образом мотивация нарциссических личностей, хотя и является внутренней, основанной на Эго-идеале, она очень зависит от внешнего одобрения, поэтому в ней присутствует в большей мере внешний радикал, связанный с родителями через перенос.

Если же с молодых лет нарциссическая личность испытывает только неудачи, такой человек становится шизоидом, полностью уходя от мира в свои грандиозные фантазии. Такая тактика оказывается адаптивной с точки зрения выживания, и не приводит к суицидам, если ему удается адаптироваться в своей самоизоляции.

Вследствие всего сказанного, пограничные и нарциссические личности оказываются недостаточно сепарированными от родителей, оставаясь с ними связанными непосредственно или посредством переноса на другие значимые фигуры. Это не позволяет сформировать полностью интернализованную мотивацию.

Чувство стыда

Сегодня многие психологи и их пациенты уделяют особое внимание анализу чувства вины – как оно мешает жить, постоянно возникая то здесь, то там по важным вопросам и по пустякам. Изматывающие переживания чувства вины без особых причин, на самом деле, являются чувством стыда. Отдавая дань устоявшейся традиции, можно такое чувство стыда назвать невротическим чувством вины, но если это чувство вины набрасывается из-за каждого угла без всякой видимой причины – значит, такой человек не знает, в чем он виноват, а чувствует, что он плохой. Именно чувство стыда "говорит" человеку, что он плохой.

Чувство вины "говорит" человеку, что он совершил что-то плохое. И такой человек хорошо понимает, что он совершил плохого и почему это является плохим. Чувство вины не возникает вдруг. Такой человек не считает себя плохим, а только виновным в том, что совершил плохое, за что готов понести наказание и/или загладить вину, и в результате такого искупления освободиться от чувства вины.

Чувство стыда – это бич для пограничных и нарциссических личностей. У первых оно вызывает ярость в адрес окружающего мира, у вторых – ярость в свой адрес. В этом их разница.

Ребенок рождается одиноким, ему еще предстоит узнать мать, получить ее любовь и самому научиться любить. Как было описано в статье Депривация, если младенцу не уделять внимание, не делиться с ним теплотой своего тела, не выражать радость от общения, он не будет развиваться.

Страх потери объекта любви (матери) – это страх возвращения в первоначальное безобъектное состояние травмы рождения.

«Дело матери – быть рядом, чтобы от нее можно было уйти.»
(Анна Фрейд)

Чтобы произошла сепарация (психическое отделение от матери), мать должна стать константным объектом (быть рядом с младенцем), чтобы ребенок смог сформировать константность Эго (независимое Эго). Для этого в течение первых трех лет необходимо иметь длительный опыт очень близких и доверительных отношений с матерью, чтобы убедиться, что ей можно доверять.

В самых тяжелых случаях хронической эмоциональной депривации ребенок может умереть, у него может развиться маразм, аутизм или психоз (сумасшествие). В более благоприятном случае, если мать не может стать константным объектом для своего ребенка, у него формируется пограничное расстройство личности (ему приходится балансировать на границе сумасшествия).

Если младенцу не уделять внимание – он перестает существовать, потому что младенец может видеть себя только в отражении глаз матери, прикосновении к ее телу, в ее ласковом голосе. Если происходит депривация, он возвращается в безобъектное состояние травмы рождения. Поэтому говорят, что от стыда проваливаются или сгорают – то есть, перестают существовать. Именно поэтому для пограничных личностей основной проблемой их жизни является стыд. Эмоциональная депривация, многократно переживаемая в раннем детстве – порождает хроническое чувство стыда (небытия). Ненависть старше любви, только любовь матери может научить младенца любить (через идентификацию). Поэтому у пограничных личностей вследствие чувства стыда возникает ненависть.

Нарциссические личности прошли более благоприятно период формирования константности первичного объекта (матери) и формирования константного Эго, поэтому они уже не боятся потерять объект любви (мать) и хотят быть любимыми. Но если ребенок не имел возможности убедиться в раннем детстве, что он любим своими родителями, он чувствует себя нелюбимым, а это значит он плохой, недостойный любви (такова примитивная логика маленького ребенка, полностью зависимого от родителей, когда ребенок не может посметь считать родителей плохими, иначе рухнет весь его мир). Такой ребенок пытается заслужить любовь родителей своими сверхдостижениями, в результате чего его полюбят родители и/или весь мир (или уходит в фантазии о своей грандиозности). Иначе он будет чувствовать себя плохим, и будет ненавидеть себя за это. Именно для того, чтобы компенсировать чувство стыда он создает для себя грандиозный Эго-идеал, которого никогда не сможет достичь, что будет опять вызывать невыносимое чувство стыда.

Если ребенка не любили его родители (или один из них), он пытается полюбить себя сам, но всегда, в конце концов, оказывается собой очень недоволен (также как были недовольны им его родители). Поэтому основная проблема нарциссических личностей является не любование собой, как считают многие психологи, а неустойчивая самооценка, которая может возносить в небеса, а потом, при малейшей неудаче, низвергать в бездну. Стабильное восхищение собой без оглядки на реальность характерно только для пограничных нарциссических личностей, у которых нарушено тестирование реальности, и которые балансируют на гране безумия.

Стыд пограничной личности – это тревога дезорганизации, угрожающая полной аннигиляцией личности (Хайнц Кохут).

Стыд нарциссической личности – это стыд быть нелюбимым.

Чувство стыда парализует и мешает двигаться вперед, дезорганизует, вызывает чувство отчаяния, депрессию, а у пограничных личностей может даже привести к неосознаваемому самоубийству (автомобильная авария, смертельная болезнь), а у нарциссических личностей – к осознанному самоубийству.

Чувство вины

В процессе обретения константности Эго ребенку нужно убедиться, что родители будут его любить всегда, несмотря ни на что. Преданность матери позволит ребенку "поверить" в ее надежность, что сподвигнет его в 2 года решиться систематически дистанцироваться от матери в пользу своих личных интересов, возвращаясь обратно к матери со страхом ее потерять (конфликт рапрошман) – это первая попытка отделения от матери. А потом, в 3 года он решится уже на бунт против матери и других воспитателей (кризис трех лет) – этот бунт следующая попытка сепарации (отделения). Он всегда проявляется в нелепых и даже смешных способах самоутверждения (см. семизвездие по Выготскому). Это необходимо ребенку для того, чтобы почувствовать себя личностью. Потом этот бунт снова повторится, уже против обоих родителей, в подростковом возрасте (пубертатный кризис), проявляясь не менее абсурдным образом. Но все эти кризисы возможны только при уверенности ребенка в том, что его любят. Иначе ребенок остается конформным, зависимым и пассивным, способным испытывать только страх быть брошенным или/и страх лишиться любви, испытывая только чувство стыда за то, что он недостоин любви. Для того чтобы приобрести способность испытывать чувство вины и способность искупать вину, ребенок должен обладать некоторой избыточной уверенностью, что его любят, но при этом не быть избалованным, чувствуя вседозволенность.

Имея надежную поддержку родителей, ребенок способен двигаться дальше. Такой базис позволяет ребенку, уже начиная с пяти-семи лет, самостоятельно достигать свои цели не на страх, а на совесть. А совесть – есть ни что иное, как представитель зрелого Супер-Эго. Для того, чтобы Супер-Эго стало зрелым, его ценности должны быть идеализированы, например учеба должна быть значима. Так как ценности зрелого Супер-Эго идеализированы – не возникает изматывающий интрапсихический конфликт между Эго и Супер-Эго. Тогда ребенка не нужно подгонять, если у него создана адекватная мотивация (идеализация ценностей). И, прежде всего, именно родители формируют эти ценности. Для того чтобы ребенок хорошо учился, мало повторять ему, что надо хорошо учиться – необходимо чтобы для родителей это, в самом деле, являлось ценностью и, чтобы они могли это демонстрировать.

Контент инфантильного Супер-Эго, такого как архаичное и садистичное, не идеализирован, а следовательно, чужд – поэтому Эго ведет с ним постоянную борьбу. В результате формируется интрапсихический (внутренний) конфликт между желаниями Эго и требованиями Супер-Эго. А зрелое Супер-Эго – интегрировано в самость в результате идеализации его ценностей, и поэтому не вызывает внутренний конфликт.

Все эти психические процессы создают способность испытывать чувство вины (а не стыд) – это необходимое условие для того, чтобы двигаться вперед в своем развитии без давления со стороны родителей, стремиться исправлять свои ошибки, не впадая в депрессию, следуя целям, которые стали личными ценностями и идеалами. Двоечник не в состоянии начать хорошо учиться, именно потому, что вместо чувства вины он испытывает чувство стыда, и он никак не может исправить ситуацию, потому что чувствует себя плохим. Поэтому, очень часто двоечники становятся отчаянно плохими – в этом проявляется его отчаяние и злость на окружающих людей, пытающихся заставить его жить по чужим ценностям. Как говорится, лучше грешным быть, чем грешным слыть. Так появляется антисоциальная личность – это пограничная личность, которая в качестве объектов переноса ищет себе плохих людей (например, криминальных авторитетов). Лучше быть своим среди плохих, чем плохим среди чужих.

Процесс воспитания очень сложный и многогранный и, конечно, не должен сводиться только к запретам и принуждениям. Кроме научения и обучения центральное значение в воспитании имеет идентификация с родителями и другими воспитателями, которая возникает из любви и восхищения ими и желания быть похожим на них. Это не только сознательное желание быть таким же как – но и бессознательный врожденный механизм, который заключается в интроекции, "впитывании" в свою личность личностных особенностей и убеждений значимых фигур из окружения. Поэтому окружение ребенка имеет важнейшее значение (это включает в себя не только влияние родителей и преподавателей, но, прежде всего, сверстников – как говорится, скажи кто твои друзья, и я скажу кто ты).

Невозможно переоценить роль родителей в формировании Эго-Идеала. Например, в случае акушера, отец почтительно относился к доктору, посещавшему мать во время ее многочисленных родов, и активно ему помогал. Этим отец идеализировал образ акушера, кем, в конце концов, и стал его сын. Он реализовал свои запретные вуайеристские желания и выиграл в эдиповой конкуренции с отцом, став тем, к кому отец выражал почтение. Страстное желание мальчика стать акушером сделало его успешным. Но для этого отец должен был сформировать у сына зрелое Супер-Эго, чтобы мальчик имел желание учиться, следуя намеченной цели, испытывая вину, если его постигали неудачи, и пытался исправить просчеты, не впадая в отчаяние.

Эго-Идеал является составной частью Супер-Эго, и если Супер-Эго зрелое, то и Эго-Идеал оказывается реалистичным – в противоположность Эго-Идеалу нарциссической личности, который был создан в качестве суперкомпенсации нехватки любви со стороны родителей и/или под давлением чрезмерных требований родителей. Соответственно, у нарциссической личности Супер-Эго архаичное, а Эго-Идеал – инфантильный. Конечно, маленькому ребенку нужен завышенный оптимизм относительно целеполагания, например маленький ребенок может хотеть стать президентом – это необходимо для стимулирования развития, хотя цель и не будет достигнута. В процессе взросления у нормальной личности Эго-идеал будет приведен к реальности, чтобы появилась возможность достигнуть реалистичную цель. Соответственно, у нарциссической личности Эго-Идеал останется нереально грандиозным. Но, как это ни удивительно, именно такая незрелость целеполагания дает возможность нарциссической личности достигать нереальных высот, например, стать президентом (но достигают такое единицы, а большинство страдают от несбывшихся надежд, впадают в депрессию, алкоголизируются или наркотизируются и даже кончают с собой).

Нормальные личности

Таким образом, можно сделать вывод, что нормальные личности (не в смысле распространенности, а в смысле устойчивости психической структуры) должны обладать следующими качествами, помогающими достичь успеха:

1) удачным отделением от родителей (сепарацией, а в дальнейшем и эмансипацией);

2) обладать зрелым Супер-Эго с идеализированными ценностями, интегрированным в Самость;

3) обладать реалистичным Эго-Идеалом и, соответственно, преследовать реалистичные цели;

4) обладать способностью испытывать чувство вины и, не впадая в отчаяние, исправлять свои просчеты и ошибки без принуждения.

Нормальная личность может стать хорошим врачом, инженером, юристом, менеджером и даже руководителем отдела, обеспечив себе полноценную жизнь, а своей семье – хороший быт и достаток; и, главное, только нормальная личность может быть счастлива. Но достижение суперцелей возможно только нарциссической личностью, в том числе, пограничной, которую ведет к победе грандиозный Эго-Идеал. Все люди, достигшие вершин: миллионеры, топ-менеджеры, знаменитые ученые, артисты и певцы – все они нарциссы.

Для того чтобы ребенок во взрослом возрасте стал великим – его нужно в детстве "правильно" травмировать, читайте об этом историю великого Фрейда в статье Взгляд на отца: комплекс Лая.

 

конец

 

 

читайте также:
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни. Часть 5. Невроз и характер
 
Принцип удовольствия
 
Психологическая защита
 
Эдипальное поражение и развитие
 
Страх потери объекта любви
 
Страх потери любви объекта
 
Страх наказания
 
Эмоциональная депривация
 
Травма рождения
 
Тихие дети: интроверсия и аутизм
 
Агрессия и аутоагрессия
 
Гиперопека
 
Супер-Эго и невроз
 


 





примечания

Некоторые маленькие дети говорят матери: Ты плохая! Это дети, которые получили достаточно любви, чтобы не бояться обвинять мать. Они не считают себя плохими, поэтому могут смело обвинять мать, и это не рушит их картину мира, потому что они знают, что мать их любит. На самом деле, они говорят ей: Ты плохо поступаешь! Ты виновата, что доставляешь мне фрустрацию! (препятствие при попытке получения удовольствия).

назад
	

Эмансипация

В процесс отделения от родителей входит не только сепарация, которая происходит в результате формирования константного Эго и насыщения любовью родителей, но и эмансипация.

Эмансипация – широкоупотребимый термин с конца XIX века, который используют для обозначения процесса формирования независимости женщин от мужчин. Еmancipatio переводится с латинского как освобождение. Мы все привыкли, что эмансипация – это только про женщин.

Однако, в гражданском праве существует понятие эмансипации, как признание несовершеннолетнего полностью дееспособным. Это и есть самый важный итог развития ребенка – стать полностью дееспособным, для того, чтобы отделиться от родителей полностью. Для этого не обязательно стать полностью финансово независимым от родителей (хотя такая цель должна стоять). Эмансипация подростка – это обретение способности принимать независимые решения (не протестные решения против родителей, а самостоятельные), хорошо понимая планы их осуществления и последствия, беря за это ответственность без оглядки на родителей (хотя, с понимающими родителями можно и посоветоваться, осознавая при этом, что родители имеют только совещательное право голоса).

(Хочу заметить, что в современной психологии подростковый возраст продлен до 25 лет.)

назад