::a:: Психоаналитик.Ру: Ключевые понятия психоанализа

:: Вытеснение считается психологической защитой. Но вытеснение нельзя ставить в ряд других психологических защит, потому что в результате вытеснения запускаются сложные внутрипсихические процессы, могущие вызывать другие психологические защиты, приводить к неврозу или депрессии.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Эмоциональная депривация
 
 
Психотоксическое воздействие родителей
 
 
Три основные формы страха
 
 
Депрессия с точки зрения психоанализа
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Извращения
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Компромиссное образование
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Вытеснение и его последствия
на примере формирования фобии

                                             

Вытеснение – это устранение из сознания нежелательных содержаний и связанных с ним переживаний. Вытеснение можно определить как забывание. Но когда говорят о вытеснении, имеют в виду не "просто" забывание, а забывание неприемлемых для сознания содержаний (репрезентаций) – это, чаще всего, несовместимые с моральными принципами желания или травматичные переживания (или "просто" нежелательные события в прошлом или будущем). Такие желания, намерения или воспоминания забываются для того, чтобы избавиться от осознанного страдания (или "просто" неприятного чувства).

«Не все трудности, связанные с привлечением внимания или с воспоминаниями, представляют вытеснение. Лишь в тех случаях, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего-либо становятся неприемлемыми для осознания из-за своей способности причинить беспокойство, они становятся основой предполагаемого действия данной защиты. Другие недостатки внимания и памяти могут быть вызваны просто обычным умственным отбором важного от тривиального.»
(Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)

Мы вытесняем множество неприятных для себя событий, а также данные обещания, которые не хочется выполнять. В случае вытеснения малозначимых событий, вытеснение происходит без последствий, и нежелательные воспоминания или намерения (репрезентации) и связанные с ним аффекты благополучно исчезают из сознания. Но в случае сильных переживаний, аффект подавляется только на время. В этом случае вытеснение считают неудавшимся.

«…клиническое наблюдение заставляет нас разложить то, что мы до сих пор понимали как нечто единое, ибо оно показывает нам, что наряду с репрезентацией необходимо иметь в виду еще и нечто другое, что воплощает влечение, и это другое тоже подвержено участи вытеснения, но совершенно отлично от вытесненной репрезентации. За этим другим элементом психического коррелята влечения утвердилось название аффекта… Из этого следует, что участь аффекта психического коррелята влечения гораздо важнее, чем участь его репрезентации, и что именно этот момент является решающим в оценке процесса вытеснения. Если вытеснению не удается предупредить появление неприятного ощущения или страха, то мы можем сказать, что оно потерпело неудачу, даже если бы оно достигло своей цели в части, касающейся репрезентации.»
(Фрейд. “Вытеснение”)

Основная особенность вытеснения заключатся в том, что только нежелательную репрезентацию (представление), можно вытеснить (забыть), и она будет надежно "похоронена" в бессознательном. А аффект можно только подавить. В результате вытеснения аффект отщепляется от связанной с ним репрезентации и становится, как выразился Фрейд, свободным как птица. Чем сильнее подавленный аффект – тем больше психической энергии требуется для его удержания в бессознательном, тем выше вероятность, что он проникнет обратно в сознание в видоизмененной форме в качестве сновидения или симптома. Вытеснение – весьма энергозатратный механизм:

«Процесс вытеснения не следует представлять себе, как однажды совершившийся процесс, имеющий длительные последствия, как, например, убийство живого существа, которое после этого навсегда становится мертвым; вытеснение, напротив, требует длительного напряжения сил, и при исчезновении которого успех его становится сомнительным, так что возникает необходимость в новом акте вытеснения. Мы можем себе представить, что вытесненное производит беспрерывное давление в направлении сознания, в противовес которому необходимо создать такое же постоянное давление в противоположном направлении. Сохранение вытеснения предполагает поэтому постоянное напряжение сил…»
(Фрейд. “Вытеснение”)

Эта особенность феномена вытеснения подробно разбирается и иллюстрируется статье Суть психоанализа в двух примерах.

Развитие способности к вытеснению

Вытеснение – это естественный механизм защиты психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.

«... можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса [вытеснения]. Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.»
(Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)

Но такая способность не дана нам при рождении.

«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.»
(Фрейд. “Вытеснение”)

Способность к вытеснению формируется только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно разделяется на три компонента: Ид, Эго и Супер-Эго. Динамически психика разделяется на сознательное и бессознательное: Ид целиком находится в бессознательном, Эго большей своей частью находится в сознательном, Супер-Эго большей своей частью находится в бессознательном. Эго является местом развития тревоги. Вытеснения всегда производит Эго по требованию принципа реальности, и нередко под давлением Супер-Эго. Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной части Эго.

Способность к вытеснению связана с распадом Эдипова комплекса, формированием Супер-Эго и, как следствие, с инфантильной амнезией – именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детские внутрипсихические конфликты, связанные с Эдиповым комплексом, остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.

Конечно, вытеснение работает не только в раннем детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “Психопатология в обыденной жизни”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет место изоляция аффекта (аффект подавляется, а воспоминание остается) или диссоциация (это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).

Последствия вытеснения

Необходимость в массированных вытеснениях в детском возрасте порождает астению, или, как это сегодня называют – синдром хронической усталости – потому что уходит много психической энергии для содержания вытесненного аффекта в подавленном состоянии. С другой стороны, именно Ид является источником психической энергии, витальности – чем больше подавляются инстинктивные импульсы из Ид, тем более апатичным и депрессивным становится человек (см. Экономическая модель депрессии).

Но это не единственное последствие вытеснения – другим бедствием является формирование симптома, что и называют неврозом. Как уже упоминалось выше, вытеснить можно только представление (воспоминание), связанное с внутрипсихическим конфликтом, именно оно надежно блокируется в бессознательном. А аффект, связанный с этим внутрипсихическим конфликтом становится свободным.

«Симптом является признаком и заменой не имевшего места удовлетворения влечения, результатом процесса вытеснения. Вытеснение исходит из Эго, которое иногда, по поручению Супер-Эго, не допускает проявления влечения, возбужденного в Ид. Посредством вытеснения Эго достигает того, что репрезентация, бывшая носителем неприемлемого душевного движения, не делается осознанной. Анализ часто показывает, что эта репрезентация сохранилась в виде бессознательного образования.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Невроз является следствием неудачного вытеснения значимых переживаний в детстве, а депрессия – следствием удачного вытеснения (подробнее о депрессии см. Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа).

Пример вытеснения и развития невроза в детском возрасте

У Фрейда феномен вытеснения связан, прежде всего, с инстинктивным сексуальным импульсом (влечением), который, при достижении цели должен был доставить наслаждение, но доставляет неприятное чувство. Вытеснение возникает в том случае, когда неудовольствие приобретает бо́льшую силу, чем наслаждение от удовлетворения.

Прежде всего, феномен вытеснения у Фрейда связан с драмой Эдипова комплекса. В качестве примера Фрейд приводит случай меленького Ганса (мальчика пяти лет):

«Этот отец стоял у него поперек дороги к маме. В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик. Гансу пришлось испытать, как это хорошо, когда отец находится в отсутствии, и желание устранить отца было у него вполне оправдываемым.»
(Фрейд. “Анализ фобии пятилетнего мальчика”)

То есть той силой, которая доставляла маленькому Гансу неудовольствие и препятствовала притязаниям на мать – первоначально был его отец.

«...при вытеснении тревога не вновь образуется, а воспроизводится как аффективное состояние соответственно имеющемуся уже воспоминанию.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Закономерно, у маленького Ганса росла ненависть в адрес отца, вплоть до желания ему смерти (но это не означает, что он понимал, что такое смерть). Агрессия в адрес отца закономерно вызывала у мальчика реактивный страх возмездия со стороны более сильного соперника. Более того, этот внутрипсихический конфликт усложнился тем, что мальчик любил отца и очень нуждался в нем (см. Амбивалентность). Лучше не чувствовать эти раздирающие душу противоречия! Не выдерживая такого напряжения, психика формирует процесс, радикально устраняющий проблему – вытесняет из сознания конфликтные представления и связанные с ними чувства (аффекты).

Как-то Ганс видел, как его приятель, играя в лошадки, споткнулся о камень, и у него текла кровь. Также Ганс увидел однажды, как на улице упала лошадь, она лежала и дергала ногами, и маленький Ганс подумал, что она умирает.

«Влечение, подлежащее вытеснению, представляет собой враждебный импульс против отца. Анализ дает нам доказательства этому, выявляя происхождение идеи о кусающейся лошади. Ганс видел, как упала лошадь, и как упал и поранил себя приятель, с которым он играл в “лошадки”. Мы вправе предположить у Ганса желание, чтобы отец упал и разбился, как лошадь и как приятель. Связь с отъездом из дома, который Ганс видел, позволяет предположить, что желание устранить отца нашло себе и менее робкое выражение. Но такое желание равноценно намерению лично устранить отца, желанию убить, содержащемуся в Эдиповом комплексе.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Отец часто играл с Гансом в лошадки, поэтому лошадь оказалась удачным новым объектом, замещающим отца – можно сказать, лошадь оказалась козлом отпущения. Ганс вытеснил свою злость на отца и страх возмездия, связанный с этой злостью. Аффекты злости и страха оказались свободными – не связанными с фигурой отца. Лошадь, которая упала на глазах у Ганса, не умерла, но Ганс подумал, что она умерла, потому что хотел этого, смещая свою злость с отца на лошадь. Вместе с таким смещением злости на лошадь, сместились и враждебные ожидания в свой адрес со стороны отца, которые Ганс прежде испытывал, когда отец подымал крик.

Вскоре у Ганса развилась фобия: он начал бояться, что его укусит лошадь.

Но в результате развития фобии Ганс получил определенные выгоды:

Первичная выгода от болезни

Ганс больше не испытывал раздирающий душу конфликт от того, что он ненавидит отца, которого одновременно очень любит – все внимание теперь сместилось на страх перед лошадьми, и это не вызывало внутренний конфликт: Ганс, по-прежнему, любил отца, а боялся только лошадей.

«Если бы маленький Ганс, который влюблен в свою мать, стал проявлять тревогу перед отцом, то мы не вправе были бы приписывать ему невроз, фобию. Мы имели бы дело с совершенно понятной аффективной реакцией. Эта реакция превращается в невроз благодаря только единственной черте – замене отца лошадью. Этот сдвиг составляет, следовательно, то, что имеет право на название симптома
(там же)

Вторичная выгода от болезни

Во-первых, т.к. Ганс боялся лошадей – он теперь боялся выходить на улицу, и мог больше времени проводить дома с любимой мамочкой.

Во-вторых, вечерами у Ганса стали происходить припадки с требованием материнских ласк, к которым и мать, и отец относились с должным пониманием, потому что сын был болен.

Вытеснение травмы

Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы в детском возрасте, прежде всего, в результате сексуального совращения. Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и в теории травмы и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они были вытеснены, и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее здесь.)

«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему восприятию и когда оно возникает изнутри без такого рода провокации извне.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Фрейд использовал понятие вытеснение, прежде всего, когда речь шла о сексуальных или агрессивных влечениях, которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил о душевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного, он имел ввиду именно внутренние, можно сказать, изолированные от реальности переживания, а не душевные переживания реальных травм. В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятие сигнальной тревоги, подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороны Ид.

Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных с травмами в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности, о которых было бы лучше забыть.

Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое происхождение: В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик.

Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку "внедряться" в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа лишит мальчика стимула к развитию (см. Эдипов комплекс у мальчиков). Но если в борьбе за эдипальное преимущество отец подымает крик – вполне вероятно развитие невроза у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель. Соблазняющая мать и грозный, но любящий отец вызывают у мальчика раздирающий душу конфликт, что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см. Эдипов комплекс: взгляд на родителей).

Вытеснение как психологическая защита

Вытеснение в психоанализе считается психологической защитой. Но с подавленным в результате вытеснения аффектом не все так просто. После подавления аффекта и его отщепления – судьба этого аффекта может быть различна. Свободный аффект может быть инкапсулирован, соматизирован, смещен, спроецирован, превращен в противоположное, также может произойти идентификация с агрессором или один из других процессов психологических защит, и, в конце концов, может быть сформирован симптом (как у маленького Ганса). При этом редко вытесняется только один эффект, чаще это бывает комплекс аффектов (как у маленького Ганса – ненависть и страх).

Таким образом, вытеснение не следует рассматривать как отдельную защиту – это только первый этап сложного психического процесса, в результате которого задействуются другие психологические защиты, формируется симптом или, в случае удачного вытеснения сильных переживаний – депрессия.

Отличие вытеснения от изоляции заключается в том, что в случае вытеснения репрезентация, связанная с аффектом, забывается, а в случае изоляции – помнится, но лишена связанной с ним остроты переживания.

Психоаналитическое лечение невроза

Как отмечалось выше, подавленный в результате вытеснения аффект становится свободным.

«…у механизмов вытеснения имеется, по крайней мере, одно общее – отнятие связанной энергии
(Фрейд. “Вытеснение”)

Этот свободный аффект и доставляет страдания, превращаясь в симптом, вызывая депрессию или иным образом досаждает, преображаясь посредством психологических защит.

«…неверно то, что вытеснение отстраняет от сознания все дериваты [производные] первично вытесненного. Доступ в сознание оказывается для них совершенно свободным, если они, благодаря искажению или вследствие большого числа заключенных между ними соединяющих звеньев, достаточно отдалились от основного психического представления, первично связанного с влечением. Пользуясь психоаналитической техникой, мы постоянно вызываем у больного такие производные продукты вытесненного, которые могут пройти через цензуру его сознания или благодаря своей искаженности, или удаленности от первично вытесненного представления.»
(там же)

Именно благодаря использованию техники свободных ассоциаций психоаналитик может добраться до вытесненной репрезентации и связанного с ним аффекта. Задачей психоанализа является вновь связать аффект с его репрезентацией и помочь пациенту пережить этот аффект. Благодаря такой проработке аффект теряет свою остроту, репрезентация превращается в "просто" воспоминание (нарратив), симптом исчезает, депрессия ослабевает (см. Проработка и реконструкция в случае лечения депрессии).

 

читайте также Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни
 





© 2019 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт
© 2019 Татьяна Реброва психоаналитический психотерапевт


примечания

Извращение

«...если бы он [Ганс] действительно проявил как главный симптом такую враждебность к лошади, вместо того, чтобы питать ее к отцу, то мы не подумали бы, что у него невроз. …характер недопустимого агрессивного влечения вовсе не был бы изменен вытеснением, а был бы только подменен его объект.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

В случае такого смещения агрессивности с отца на лошадей и желания их мучить, у Ганса развилось бы извращение (перверзия). Как подчеркивал Фрейд, извращение – это невроз наоборот. В случае извращения нет страдания, но присутствует удовольствие.

назад
  
  

Так для случая маленького Ганса Фрейд предлагает следующую схему: маленький Ганс бессознательно спроецировал свою агрессию в адрес своего отца на самого отца (приписал ему собственную агрессивность), а потом вытеснил это из-за возникшей тревоги, и затем этот аффект сместился на лошадь.

«Так как подобная агрессивность и без того коренится в садистической фазе либидо, то ей легко регрессировать к оральной стадии развития, что и намечается у Ганса в представлении о том, что его укусят.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Далее Фрейд уточняет свою схему вытеснения, исходя из своей концепции негативного Эдипова комплекса:

«Но кроме того, анализу удается вне всякого сомнения установить, что одновременно подвергнуто вытеснению еще другое влечение противоположного характера, пассивно нежное в отношении отца, достигшее уже уровня генитальной (фаллической) организации либидо [т.е. гомосексуальное влечение].»
(там же)

И вот Фрейд резюмирует основную свою идею вытеснения влечений, далеко уже ушедшую от его прежней концепции травматизации:

«Оба вытесненные влечения – садистическая агрессивность против отца и пассивно нежная установка в отношении его – составляют нераздельную пару
(там же)

Этим Фрейд утверждает, что переживания детства не так важны, у ребенка изначально присутствуют агрессивные и гомосексуальные импульсы, вызывающие тревогу и запускающие процесс вытеснения. Но ради справедливости, надо заметить, что далее Фрейд оговаривается:

«Нежное влечение к отцу, несомненно, также имеется у него [Ганса], оно выполняет свою роль при вытеснении противоположного влечения. Но совершенно не доказано, что оно было достаточно сильным, чтобы спровоцировать вытеснение, и что оно само потом не заглохло. Ганс, по-видимому, был нормальным мальчиком с так называемым положительным эдиповым комплексом
(там же)

В итоге Фрейд резюмирует откорректированный вывод:

«…относительно маленького Ганса можно с уверенностью сказать, что благодаря своей фобии он справился с двумя главными влечениями Эдипова комплекса – агрессивным к отцу и слишком нежным к матери»
(там же)

С агрессивным влечением к отцу – Ганс справился. Но Фрейд вытеснил, что в результате фобии у Ганса начались припадки с требованием материнских ласк:

«8 января жена хочет сама с ним пойти гулять, чтобы видеть, что с ним происходит, и именно в Шёнбрунн, куда он обыкновенно охотно ходит. Он опять начинает плакать, не хочет отойти от матери, боится. Наконец он все-таки идет, но на улице на него находит, по-видимому, страх. По возвращении из Шёнбрунна Ганс после долгого запирательства заявляет матери: Я боялся, что меня укусит лошадь. (Действительно, в Шёнбрунне он волновался, когда видел лошадь.) Вечером у него опять был припадок вроде вчерашнего с требованием материнских ласк. Его успокаивают. Он со слезами говорит: Я знаю, завтра я должен опять пойти гулять, – и позже: Лошадь придет в комнату.»
(Из дневника отца маленького Ганса, процитированного Фрейдом в статье «Анализ фобии пятилетнего мальчика», написанной 17 годами раньше статьи «Торможение, симптом, тревога»)

назад
  
  

Некоторые психоаналитики для таких случаев предпочитают использовать термин диссоциация. Иногда это оправдано – но если человек не помнит травматические переживания – то они забыты, а значит, вытеснены, даже если сначала была задействована диссоциация.

назад
  
  






















© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : https://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
 



























+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Авторы сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт


:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как работает психоаналитик и как это помогает
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Суть психоанализа в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Кто такой психоаналитик?
: "Дикие" психоаналитики
: Классический психоанализ в XXI веке
: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Лекарство от депрессии
: Травма рождения
: Базальная тревога

:: Эмоциональная депривация
: Госпитализм и госпитализация
: Тихие дети: интроверсия и аутизм

:: Психотоксическое воздействие родителей
: Материнская тревожность
: Гиперопека
: Агрессия и аутоагрессия

:: Три основные формы страха
: Страх потери объекта любви
: Страх потери любви объекта
: Страх наказания

:: Депрессия с точки зрения психоанализа
: Причины депрессии
: Лечение депрессии

:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Ключевые понятия психоанализа
: Анаклитический и Катексис: парадоксы перевода
: Вытеснение и его последствия
: Горевание
: Идентификация с агрессором
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти:
предшественники Фрейда
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Конверсионная истерия (случай Анны О.)
: Либидо
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Сопротивление психоанализу

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации
: Окончание школы:
Главное – выбор профессии?

:: Зигмунд Фрейд
: Положение о двух принципах психической деятельности
: Печаль и меланхолия (DOC)

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

::