::a:: Психоаналитик.Ру: Нарциссизм

:: Нарциссизм – неизменное условие для достижений



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Нарциссизм Фрейда
становление гения

                                             

Нарцисс – это не просто человек с мерзким характером, как принято считать сегодня. Главной особенностью нарциссической личности является грандиозный Эго-идеал, к которому человек неутомимо стремится всю жизнь. А сможет ли он достичь желаемых высот, зависит от обстоятельств жизни, особенно, детства. История жизни Зигмунда Фрейда сложилась так, что он был просто обречен стать гением.

Пророчества

Первым предзнаменованием особой роли Фрейда явился околоплодный пузырь, который покрывал тело младенца после появления на свет. Это достаточно редкое явление, которое в народе называют "родиться в сорочке". Считается, что такой человек будет удачливым и счастливым.

Позднее, молодая мать Фрейда столкнулась со старухой-крестьянкой в булочной, и та предсказала мальчику славу, сообщив матери, что она подарила жизнь великому человеку.

Фрейд был наречен Сигизмундом. Мать звала его ласково Сиги. Уже потом, в 22 года, Фрейд сменит свое имя на Зигмунд, считая, что имя Сигизмунд чрезмерно длинное.

Когда Сиги было 11 или 12 лет, он с родителями посетил ресторан. Там был человек, который ходил от столика к столику и за скромное вознаграждение сочинял стихи. Родители попросили Сиги позвать этого человека к своему столу. Тот подошел и прочел в честь Сиги стихотворение, в котором пророчествовал, что он станет министром. Как пишет Фрейд, это произвело на него огромное впечатление: «Больше того: с этим впечатлением было связано впоследствии и мое желание поступить на юридический факультет, которое лишь в последний момент было мною изменено.»

Многие годы спустя Фрейду даже приснился сон, как он является членом кабинета министров.

Обожание матери

Фрейд был первенцем у его матери. У отца были уже двое детей от первого брака, но они были на 20 лет старше. Младший брат Фрейда умер в младенчестве. У Фрейда было 6 сестер, а брат родился только через 10 лет.

В еврейской традиции огромное значение имел первенец. А тут получилось, что Сиги был единственным мальчиком в течение 10 лет. Мать обожала Фрейда и, учитывая перечисленные пророчества, была уверена, что у ее сына будет великое будущее. Фрейд писал по этому поводу:

«Я убедился в том, однако, что лица, которых почему-то выделяла в детстве мать, обнаруживают в последующей жизни ту особую самоуверенность и тот непоколебимый оптимизм, который нередко кажется геройским и действительно создает этим субъектам успех в жизни»

Так Сиги оказался на особом положении в семье. Ему единственному выделили отдельную комнату, которую называли кабинетом. Когда Сиги стал студентом, его сестра начала обучаться игре на фортепьяно, но музыка мешала заниматься Сиги, и он настоял, чтобы инструмент убрали из дома.

Но слепая любовь матери, сама по себе, не делает из ее сына гения, а создает просто избалованного ребенка.

Труд

Родители, имея высокие ожидания от ребенка, создают у ребенка высокий Эго-идеал, что делает его нарциссом, но это не значит, что только ожиданий достаточно, чтобы ребенок стал выдающимся.

Мать Фрейда очень много занималась с маленьким Сиги. Потом к его обучению приступил отец, который был хорошо образован. Эти занятия были настолько успешны, что Сигизмунд поступил в гимназию на год раньше обычного. Там он достиг замечательных успехов, являясь в течение последних шести из восьми лет учебы первым учеником в классе, окончил гимназию с отличием.

Очень важно, что Фрейд предпочитал не учебники с кратким изложением предмета, а монографии с углубленным изучением вопросов.

Большое значение сыграла возможность заниматься в личном кабинете, где его никто не отвлекал. Фрейд настолько был увлечен учебой, что нередко ужинал в кабинете, уделяя больше времени чтению и обучению.

В университете Фрейд уделял мало внимания неинтересным для него предметам, зато много посещал факультативные семинары и дополнительные лекции, много времени проводил за практическим исследованием в области зоологии, в том числе, изучении нервной системы. Из-за этого он учился в университете на три года дольше.

«Пяти лет, предназначенных для прохождения курса медицинского факультета, для меня оказалось недостаточно. Я продолжал заниматься, хотя мои знакомые и считали меня бездельником, сомневаясь, что из меня "что-нибудь выйдет". Тогда я решил поскорее сдать экзамены и добился своего… "Хоть вы и сомневаетесь во мне, все-таки я достиг цели, все-таки я окончил"». [О сомнениях Фрейда в том, что из него "что-нибудь выйдет" читайте далее.]

Фрейд с отличием сдал квалификационные экзамены и получил ученую степень доктора медицинских наук.

Фрейд очень много читал, и его отец не жалел денег на книги, хотя однажды, все же, произошел скандал, когда образовался крупный долг в книжной лавке.

Как вы можете видеть, Фрейд стал Фрейдом благодаря интересу к наукам и усердному труду. И родители Фрейда сделали все, чтобы поддержать своего сына на пути его образования и самообразования.

Если ребенка мотивировать, что ему уготовлено большое будущее, но не вкладываться в его развитие – он будет глубоко несчастен, у него будут большие амбиции, но он никак не сможет их реализовать. Обычно такие люди, неспособные к реальным достижениям, уходят в фантазии и ведут жалкое существование.

Нарциссический вектор

Чтобы человек достиг многого, ему необходим высокий Эго-идеал, позитивный опыт достижений, навыки и знания. Но этого мало, нужно, чтобы появился мотивационный вектор, который образуется благодаря нарциссическим травмам.

Как пишет Эрнст Джонс, биограф Фрейда, «отец Зигмунда был патриархом еврейской семьи и требовал к себе соответствующего уважения» (“Жизнь и творения Зигмунда Фрейда”).

Сиги с ранних лет проявлял свою талантливость, что у его отца, весьма образованного человека, похоже, вызывало страх, что его сын оказывается лучше его самого.

«Пианист Мориц Розенталь рассказывает нам случай о том, как однажды он, споря о чем-то со своим отцом на улице, случайно столкнулся с Якобом Фрейдом [отцом Фрейда], который, смеясь, упрекнул его следующим образом: "Как, ты перечишь отцу? Один мизинец моего Сигизмунда во много раз умнее моей головы, но он никогда не осмелится противоречить мне!"»

Этой фразой отец Фрейда извращенным образом показал свое всевластие: хоть он и подтвердил умственное превосходство своего сына, но особо подчеркнул свою безраздельную власть над ним.

В “Толковании сновидений” Фрейд пишет по этому поводу:

«Даже в нашей буржуазной семье отец, стесняя самоопределение сына, сам способствует развитию естественного зародыша вражды, скрывающегося в их отношениях. Врач зачастую имеет случай наблюдать, что скорбь о потере отца не может подавить у сына радости по поводу обретенной, наконец, им свободы. Остаток potestas patris familias [власть отца семейства] каждый отец судорожно старается сохранить за собою; это хорошо знакомо всем поэтам, которые выдвигают на первый план своих произведений вековую борьбу отца и сына.»

Самый яркий случай такой борьбы был у Сиги в возрасте семи-восьми лет, когда он умышленно помочился в спальне родителей. Вот как Фрейд сам вспоминает этот эпизод в своей книге “Толкование сновидений”:

«Есть еще один эпизод из домашней жизни, относящийся к моему 7 или 8-летнему возрасту, который прекрасно сохранился в моей памяти. Однажды вечером, перед тем как лечь спать, я, вопреки приказанию родителей, удовлетворил свою потребность в их спальне и в их присутствии. Отец, ругая меня, заметил: "Из тебя ничего не получится!" Это было, по-видимому, страшное оскорбление моему самолюбию, так как воспоминание об этом эпизоде постоянно проявляется в моих сновидениях и связано обычно с перечислением моих заслуг и успехов, точно я хочу этим сказать: "Видишь, из меня все-таки кое-что получилось"

Фрейд всю свою жизнь доказывал, что из него «все-таки кое-что получилось». Пророческая фраза отца о том, что из него ничего не получится, нанесла нарциссическую травму и создала нарциссический вектор развития. Фрейд всю свою жизнь доказывал своему отцу, что из него что-то получилось.

Основная идея психоанализа об Эдиповом комплексе несет в себе след собственной истории Фрейда и основана не на сексуальном соперничестве, а на нарциссических травмах, связанных с соперничеством отца с ним в детстве (читайте подробнее Комплекс Лая).

Это типичная формула успеха: любовь и восхищение матерью и нарциссическое травмирование отцом. Мать своей любовью создает ребенку прочную структуру, а обесценивающий отец – вектор соперничества, нарциссический вектор развития.

Нарциссизм

Обстоятельства детства Фрейда создали у него высокие амбиции, которые способствовали его развитию.

По собственному признанию Фрейда, он, будучи студентом, любил прогуливаться по сводчатой галерее университета, разглядывая бюсты прежних знаменитых профессоров этого заведения. Тогда он мечтал не просто увидеть здесь свой бюст в будущем, но чтобы на этом бюсте непременно были начертаны слова из трагедии Софокла “Царь Эдип”: «И загадок разрешитель, и могущественный царь».

На пятидесятилетие Фрейда группа почитателей преподнесла ему медаль с его барельефом на одной стороне и изображением Эдипа и Сфинкса на другой с цитатой «И загадок разрешитель, и могущественный царь». Фрейд побелел и задыхался от волнения. (Джонс. “Жизнь и творения Зигмунда Фрейда”)

В “Толковании сновидений” Фрейд проводит анализ своих сновидений и много размышляет о своем честолюбии в связи с его желанием получения должности профессора.

Сам Фрейд не считал себя честолюбивым:

«Если мое стремление получить этот титул настолько сильно, то оно свидетельствует о болезненном честолюбии, от которого я, насколько мне известно, чрезвычайно далек.»
(“Толкование сновидений”)

Такое отрицание типично при нарциссизме. Фрейд даже готов сознаться в корысти, но не в честолюбии:

«...титул которого [профессор], как известно, превращает врача в нашем обществе в полубога
(там же)

Но в процессе самоанализа Фрейд признает свое честолюбие: «Откуда же это честолюбие, приписанное мне сновидением? Я вспоминаю, что в детстве мне часто рассказывали, что…» и далее Фрейд описывает пророчества, которые мы уже изложили в первом параграфе.

Нарциссизм побуждает к успеху, а успех кристаллизует нарциссизм. Оказавшись авторитетным психоаналитиком, у которого появилось много учеников, Фрейд стал авторитарным и деспотичным к своим ученикам, он изгонял от себя каждого, кто не следовал буквально его учению примата сексуальности. Адлеру, Штекелю, Юнгу, Райху, Ранку, Ференци, каждому из них, можно представить, Фрейд в своей душе кричал вслед: «Из тебя ничего не получится!».

Фрейд стал совершенно нетерпим к любому инакомыслию, он создал специальный комитет, который контролировал публикации, определяя, соответствует ли данная статья главной линии психоанализа. Так известная работа Ференци “Речевые противоречия в разговоре взрослого с ребенком. Язык нежности и страсти” была запрещена к публикации.

Формула успеха

1. Родителям нужно верить в ребенка, в его грандиозное будущее, создавая у него грандиозный Эго-идеал.

2. Заниматься его развитием. Собранные им пирамидки и примитивные пазлы в самом раннем возрасте не только развивают его интеллект, но, что важнее, формируют у него позитивный опыт достижений.

3. Постоянно заниматься интеллектуальным развитием ребенка. Приучить к труду и получению удовольствия от интеллектуальной деятельности.

4. Определить ребенка в правильное учебное заведение, в котором будут высокие требования к обучению и высокая ценность этих достижений не только у учителей, но и у учеников. Постоянно стимулировать ребенка к учебе, хвалить, но не перехваливать.

5. Отец должен "правильно" травмировать своего ребенка, не один раз, а систематически, принижая его способность достичь грандиозного Эго-идеала. Эти травмы создают дополнительный вектор нарциссического ускорения, чтобы доказать отцу способность оправдать свои амбиции. Но если перестараться, ребенок потеряет уверенность в себе и способность к достижениям, что приведет его в депрессию.

6. Нужно выбрать подходящую область деятельности для данного исторического периода. Так Фрейд создал свой психоанализ с его пансексуализмом на излете ханжеской и чопорной викторианской эпохи, порицающей сексуальность. Чтобы стать гением, нужно опережать свое время, но не слишком.

 

читайте также:
 
Путь к успеху
 
Взгляд на отца: комплекс Лая
 
Либидо