::a:: Психоаналитик.Ру Психология — мифы и реальность

:: Психоаналитики воздерживаются от того, чтобы давать советы. Почему так принято в психоанализе?

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Опийный мак
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Полезные ссылки
 
 
::
 

:: Почем нынче мудрый совет?

                                             

В затруднительных ситуациях мы привыкли обращаться за советом к окружающим и это вполне понятно. Хотя, мы далеко не всегда следуем полученным советам, и это тоже понятно.

Мы ищем совет, чтобы найти решение сложившейся жизненной проблемы. Мы часто не следуем полученным советам не только потому, что, подчас, получаем глупые советы, не только потому, что, в самом деле, научиться можно только на собственных ошибках, но и потому, что чужой совет может не соответствовать нашему душевному (внутрипсихическому) состоянию, в независимости от того "правильный" это совет или нет. Такой совет может оказаться неприемлемым нашим чувствам, взглядам, принципам и намерениям, а раз он для нас внутренне неприемлемый, он оказывается неприемлемый для реализации, выполнения, а значит "неправильным". Другой вопрос, может получиться так, что со временем у нас могут измениться чувства, взгляды, принципы и намерения, и мы будем жалеть, что не последовали "правильному" совету. Но ведь мы ищем совета не для того, чтобы критически пересмотреть наши чувства, взгляды, принципы и намерения, следовательно мы имеем внутреннее право не следовать совету, который бы им противоречил.

Это первая причина, почему в психоанализе всячески избегается давать любые советы и рекомендации: дать профессиональный совет нелегко, но еще труднее бывает следовать совету тому, кто его попросил, особенно если совет "правильный". Чем сложнее жизненная проблема и точнее данный совет - тем в более затруднительном положении оказывается человек, получивший этот совет. (А разве Вы не пробовали поступать правильно?)

Бессознательно, чаще всего, мы ищем совета, вовсе не потому, что хотели бы получить четкие инструкции как нам действовать.

Когда мы обращаемся за советом, то в процессе обсуждения ситуации, требующей совета, мы выслушиваем другую точку зрения. И это очень важно для самостоятельного принятия оптимального решения. Возможно, мудрость состоит именно в способности видеть жизненные проблемы с разных сторон. Но нам порой оказывается весьма затруднительно встать на другую точку зрения. Как раз для этого гораздо проще взглянуть на проблему глазами другого человека. Новый взгляд на свою проблему мы можем получить от человека, у которого просим совет. Примем ли мы его точку зрения или нет, зависит от того, покажется ли нам этот совет достойным внимания или нет. Отвергая неподходящий, как нам кажется, совет этого человека, мы отвергаем вкупе и его видение нашей проблемы. И очень жаль! Ведь совет и точка зрения - это не одно и тоже. Совет - это руководство к действию, и мы можем по разным причинам считать, что так действовать для нас неприемлемо. А новая точка зрения - это еще одно описание ситуации, исходя из которой можно сделать очень разные выводы, исходя из которых можно очень по-разному действовать.

Это вторая причина, почему в психоанализе избегают давать советы, так как психоаналитики знают, что важнее, не просто дать еще один готовый рецепт решения жизненной проблемы, а осветить эту проблему с разных сторон, т.е. проанализировать ситуацию.

Человеческая психика устроена таким образом, что мы мыслим вербально, с помощью слов, поэтому, рассказывая другому человеку о своих проблемах, мы сами начинаем лучше их понимать, а значит оказываемся способными найти наиболее подходящее решение вне зависимости от того, какой совет мы получили и получили ли мы его вообще.

Такое проговаривание вслух дает возможность активизировать процесс мышления, способствует анализу собственных чувств и эмоций. Это образует, так называемое, поле для рефлексии.

Для этого собеседник должен уметь слушать.

Поэтому психоаналитик — это, прежде всего, специалист по выслушиванию.

Однако, в жизни часто бывают такие ситуации, что оказывается весьма затруднительным найти такого человека, которому полностью можно было бы довериться. И не только из-за опасения, что он мог бы это кому-то рассказать, а в большей мере из-за страха, что он может осудить.

Поэтому очень важно, чтобы это был не только абсолютно незнакомый человек, с которым Вы никак не пересечетесь в жизни, но прежде всего, чтобы он относился к тому же типу специалистов, что гинекологи, венерологи и психологи.

Очень важно и то, что мы ждем советов от других по той простой причине, что все были раньше детьми. А ведь детство не уходит в никуда. Взрослый человек в сложных жизненных ситуациях часто реагирует таким образом, что бессознательно возвращается к своему детскому опыту, детским чувствам и переживаниям. А в детстве, в сложных ситуациях, мы очень часто обращались за советом, а еще чаще, от нас просто требовали абсолютного послушания и предписывали, как надо поступать. Нам казалось (до поры до времени), что взрослые все знают и умеют, им всегда известно как правильно, а как нет (хотя из этого никак не следовало, что их надо всегда слушаться).

Именно поэтому, в психоанализе стараются не давать советов. Дело даже не в том, что если тебя кто-то поучает жить, ты неминуемо чувствуешь себя ребенком: может быть как раз, иногда, даже очень бы хотелось побыть немножко ребенком. Но для того, чтобы кто-то имел внутреннее право давать совет, он должен ощущать себя гораздо умнее того, кому его дает. Но психоаналитик знает, что, если Вы пришли к нему за советом, и даже, если считаете его умнее Вас - это вовсе не так. Психоаналитик знает, что он вовсе не умнее, а просто психоанализ - это его работа.

Даже если возможно представить такого мудреца, дающего только "правильные" советы, и такого человека, который умудрится им в точности следовать, разве со временем не окажется этот человек в полной зависимости от этого мудреца?

Поэтому задачей психолога является помочь человеку приобрести навыки самостоятельного решения жизненных проблем, а не продавать на все случаи жизни готовые рецепты.

Но так почему же психологи, все же, так часто дают советы?

Потому что у психологов их просят.

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(29 голосов, в среднем: 5 из 5)

далее >>>




© 2004 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


© 2002-2017 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google
 

	  

+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Травма рождения
: Неизвестное горе (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором
: Горевание

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации
: Окончание школы: Главное – выбор профессии?

:: Зигмунд Фрейд
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности
: Печаль и меланхолия (PDF)

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

::