::a:: Психоаналитик.Ру Как работает психоанализ

:: Фундаментального правила психоанализа — "говорить то, что приходит в голову" — оказалось достаточным для получения необходимого материала, посредством которого возможно проводить эффективное лечение, которое теперь стало заключаться в кропотливой работе по восстановлению утраченных связей. Восстановление утраченных связей — так можно кратко охарактеризовать работу классического психоанализа.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Как работает психоанализ
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Интеллектуализация
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Опийный мак
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Другие статьи
 
 
Полезные ссылки
 

 

:: Узники совести

                                             

В прошлых статьях вы узнали, почему Фрейд отказался от директивного гипноза (см. "Лечение разговором"), а потом и от катартического метода Бройера, который тоже проводился с помощью гипноза. Однако именно демонстрации гипнотических возможностей Брентгеймом натолкнули Фрейда на мысль отказаться от гипноза (см. предыдущую статью "Как работает гипноз").. Именно отказ от гипноза позволил Фрейду обнаружить ту силу, которая препятствует воспоминанию, и создает болезненные симптомы.

Благодаря демонстрациям Брентгейма, Фрейд смог убедиться, что человек может вспомнить забытые травматические события, которые образуют симптомы, даже в бодрствующем состоянии. Отказавшись от гипноза, Фрейд, все же, оставил диван, на котором ранее вводил пациента в гипнотический транс; укладывая пациента на этот диван, Фрейд, уже без гипноза, убеждал его, что он может вспомнить, с чем связаны его симптомы.

Это выглядело следующим образом:

Когда я доходил с ними до пункта, где они [пациенты - А.П.] утверждали, что больше ничего не знают, я уверял их, что они тем не менее знают, что они должны только говорить, и я решился на утверждение, что то воспоминание будет правильным, которое придет им в голову, как только я положу свою руку им на лоб. Таким путем, без применения гипноза, мне удалось узнавать от больного все то, что было необходимо для установления связи между забытыми патогенными сценами и оставшимися от них симптомами.

(Зигмунд Фрейд. "Пять лекций о психоанализе")

Принцип "что то воспоминание будет правильным, которое придет в голову" - заложило основу психоанализа - технику свободных ассоциаций (о чем мы будем говорить далее).

Несколько позже Фрейд отказался и от того чтобы класть руку на лоб, как от рудимента гипноза, и от уверений, убеждений и настойчивости. Фундаментального правила психоанализа - "всего лишь говорить то, что приходит в голову" - оказалось достаточным для получения необходимого материала, посредством которого возможно проводить эффективное лечение, которое теперь стало заключаться в кропотливой работе по восстановлению утраченных связей.

Но уже тогда Фрейд начал понимать, что его настойчивость излишняя:

...Это была утомительная процедура, требующая много усилий, что не годилось для окончательной методики.

Однако я подтвердил, что забытые воспоминания не исчезли. Больной владел еще этими воспоминаниями, и они готовы были вступить в ассоциативную связь с тем, что он знает, но какая-то сила препятствовала тому, чтобы они сделались сознательными, и заставляла их оставаться бессознательными. Существование такой силы можно было принять совершенно уверенно, так как чувствовалось соответствующее ей напряжение, когда стараешься в противовес ей бессознательные воспоминания привести в сознание больного. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного.

На этой идее сопротивления я построил свое понимание психических процессов при истерии. [Обратите внимание, Фрейд говорит, все же, о психических процессах, а не психологических, о чем я пишу подробнее в статье "О страхе сойти с ума". Также я хочу заметить, что с исследования истерии началось зарождение психоанализа, позднее была доказана всеобщность этого правила, о чем читайте мои следующие статьи. - А.П.] Для выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление. По механизму выздоровления можно было составить себе представление и о процессе заболевания. Те самые силы, как сопротивление, которые теперь препятствуют забытому стать сознательным, в свое время содействовали этому забыванию и вытесняли из сознания соответствующие патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказательный благодаря неоспоримому существованию сопротивления.

Но можно задать себе вопрос: каковы эти силы и каковы условия вытеснения, того вытеснения, в котором мы теперь видим патогенный механизм истерии? Сравнительное изучение патогенных ситуаций, с которыми мы познакомились при катартическом лечении (о катартическом лечении см. "Лечение разговором"), позволило нам дать на это ответ. При всех этих переживаниях дело было в том, что возникало какое-либо желание, которое состояло в резком противоречии с другими желаниями индивидуума, желание, которое было несовместимо с этическими взглядами личности. Был непродолжительный конфликт, и окончанием этой внутренней борьбы было то, что представление, которое возникло в сознании как носитель этого несовместимого желания, подвергалось вытеснению и вместе с относящимися к нему воспоминаниями устранялось из сознания и забывалось. Несовместимость соответствующего представления с "Я" больного было мотивом вытеснения; этические и другие требования индивидуума были вытесняющими силами. Принятие несовместимого желания или, что то же, продолжение конфликта вызывало бы значительное неудовольствие [надо сказать - страдание - А.П.]; это неудовольствие устранялось вытеснением, которое является, таким образом, одним из защитных приспособлений психической личности.

(Зигмунд Фрейд. "Пять лекций о психоанализе")

"Пять лекций о психоанализе", возможно, лучший источник, посредством которого можно понять основные положения психоанализа как теории и принципы классического психоанализа как техники. Поэтому, с моей стороны, было бы совершенно несправедливо не воспроизвести две иллюстрации Фрейда, которые наилучшим образом демонстрируют возникновение симптомов с точки зрения психоанализа.

далее >>>




© 2004 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


© 2002-2017 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google


	  

+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: К какому виду психотерапии относится психоанализ?
: Как проводится психоанализ?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Как помогает психоанализ?
: А что делает психоаналитик?
: Лечение правдой

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи:
в чем разница?
: Психотерапевты и психологи:
в чем разница?
: О страхе сойти с ума
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?

:: Как работает психоанализ
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Печаль и меланхолия
: Неизвестное горе (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

:: Скачать
: Зигмунд Фрейд
Печаль и меланхолия

::