::a:: Психоаналитик.Ру библиотека

:: Вторым компонентом психического конфликта, действующим как спусковой механизм, является неудовольствие в форме тревоги или депрессивного аффекта, либо того и другого вместе

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Как работает психоанализ
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Интеллектуализация
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Опийный мак
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Другие статьи
 
 
Полезные ссылки
 

 

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
Часть 2 (Тревога и депрессия)

                                             

<<< Так каким же образом желание удовлетворять инстинктивные импульсы может породить конфликт?

Дело в том, что в детском возрасте желание получения приятного удовлетворения неизбежно вызывает и неудовольствие. Психика функционирует не только для достижения удовольствия. Она руководствуется также императивной потребностью избежать неудовольствия. Человек поистине избегает боли так же, как ищет удовольствия. Каждый ребенок в течение многих лет после рождения зависит от своих родителей не только в плане приятного физического ухода и защиты, но и в плане приятного физического и эмоционального удовлетворения. Сексуальные желания каждого ребенка непременно приводят к проблемам, что в конечном счете вытекает из факта физической незрелости детей в течение столь долгих лет и их зависимости, физической и эмоциональной, от родителей и других взрослых из их окружения. И не только потому, что желание ребенка избавиться от одного из родителей, чтобы заполучить себе другого возбуждает страх возмездия. Физическая незрелость ребенка делает невозможным удовлетворение многих его желаний при любых обстоятельствах; именно это порождает так много несчастья в детстве так же, как это часто бывает во взрослой жизни. Соперничество - не единственная причина того, почему инстинктивные импульсы приводят к неудовольствию в детстве. Другая причина заключается в том, что сексуальные желания детского возраста, особенно эдипова периода, невозможно полностью удовлетворить из-за незрелости сексуального аппарата ребенка. Психологически пятилетний ребенок является сексуально зрелым, физически же он должен ждать, как ему кажется - вечно, того, когда он сможет удовлетворить свои желания. Эти переживания ограниченности возможностей собственного тела нередко вспоминаются как унижение и поражение.

Неудовольствие, связанное с детскими инстинктивными импульсами, и есть то, что порождает, а точнее - является спусковым механизмом конфликта в психической жизни. Это второй компонент психического конфликта, и он может быть легко разделен на две составляющие: первая известна как тревога; вторая - менее знакомый нам депрессивный аффект. Какова же разница между ними?

Каждый аффект состоит из мыслей и ощущений удовольствия или неудовольствия. Тревога и депрессивный аффект не являются исключениями. В том и другом случае имеется ощущение неудовольствия, которое может быть более или менее интенсивным. При тревоге, если неудовольствие интенсивно, говорят о панике или ужасе. Если неудовольствие очень слабо выражено, то говорят о беспокойстве или дискомфорте. При депрессивном аффекте, если неудовольствие интенсивно, говорят об отчаянии или тяжелой депрессии; если оно умеренно, то - о грусти или легкой печали. Что касается мыслей, то при тревоге они всегда связаны с надвигающимися или грозящими опасностью бедствиями. Те же, что являются частью депрессивного аффекта, связаны с происходящим бедствием, которое составляет часть жизни. Простым примером служит ребенок, который, боясь родительского неодобрения или наказания из-за какого-либо инстинктивного импульса, переживает тревогу - слабую, среднюю или сильную. Ребенок же, который чувствует себя нелюбимым или наказанным из-за некоторых инстинктивных желаний, переживает по определению различные виды депрессивного аффекта. Очевидно, эти две формы не являются взаимоисключающими. Напротив, они связаны так тесно, что иногда могут быть практически неразличимы. Гораздо чаще, однако, их легко разделить, и такое разделение клинически важно.

В "Торможении, симптоме и тревоге" (1926) Фрейд перечислил четыре бедствия в качестве идеаторного содержания детской тревоги. В порядке возникновения это: потеря объекта, потеря любви, кастрация и наказание. Время возникновения каждого из них приблизительно соответствует фазам либидинозного развития, обрисованным выше. Самое раннее - потеря объекта - происходит иногда в первые 18 месяцев жизни, потеря любви, в большей или меньшей степени, - в следующие 18 месяцев, а кастрация и страх наказания - во время генитального или эдипова периода, примерно с 3,5 до 6 лет. Тем не менее важно помнить, что, однажды появившись, каждое из этих бедствий продолжает иметь важное значение на протяжении всей последующей жизни человека. Потеря объекта и потеря любви являются такой же бедой для пятилетних, как и для гораздо более младших детей. Они не обязательно имеют прегенитальное происхождение. Все четыре бедствия играют большую роль в психической жизни и тесно переплетаются между собой. Пятилетняя девочка, которая чувствует себя кастрированной потому, что она не мальчик, в какой-то мере несчастна, поскольку для нее кастрация означает, что она не любима так, как хотела бы, чтобы ее любил отец; также кастрация может в ее воображении означать наказание матерью из-за сопернической и смертельной ревности матери. Похожим образом мальчик того же возраста может бояться потерять отцовскую любовь не только ради нее самой, но - гораздо больше - из-за того, что в его воображении это означает, что отец накажет и кастрирует его.

Повторим, что вторым компонентом психического конфликта, действующим как спусковой механизм, является неудовольствие в форме тревоги или депрессивного аффекта, либо того и другого вместе. Тревога определяется как неудовольствие с идеаторным содержанием в виде надвигающегося бедствия. Депрессивный аффект определяется как неудовольствие с идеаторным содержанием в виде уже происшедшего несчастья, свершившегося факта жизни. В каждом случае таким бедствием является либо потеря любви, либо потеря объекта, либо кастрация, либо наказание, тесно переплетенные в конечном счете друг с другом.

далее >>>




© Charles Brenner, M. D.
© перевод с англ. А. А. Портновой, 2000 Институт практической психологии и психоанализа


примечания

Воспитание. Может сложиться впечатление, что воспитание ребенка - это, прежде всего, научение и обучение его чему-то новому. Конечно, научение и обучение занимает значительное место в процессе воспитания, но, прежде всего, в особенности на первых годах жизни, воспитание содержит в себе весьма значительную долю запретов, к которым приучают ребенка, что вызывает у него неудовольствие. Это связано, прежде всего, с тем, что культура человеческого общества и нормы социума не имеют генетического наследования. Для того чтобы человек стал человеком, ему приходится отказываться от весьма значительной своей животной части, именно которая и наследуется генетически. Поэтому при воспитании ребенка родителям приходится налагать множество запретов, которые, по сути, и обеспечивают необходимую базу для научения и обучения или защищают ребенка от физического вреда, которому он может сам себя подвергнуть. Запреты и ограничения приходится вводить с момента, когда ребенок начинает ползать. Первый запрет - это запрет на свободу передвижения, который проявляется, например, когда ребенка помещают в манеж. Запрет на свободу передвижения действует, в той или иной форме, практически до конца подросткового возраста (хотя многие родители пытаются сохранять его значительно дольше). Второй запрет, с которым сталкивается ребенок - это приучение к опрятности, который, по сути, вводит в определенные рамки инстинктивную потребность в опорожнении и получаемое вместе с этим удовлетворение. Ребенка изолируют от половых отношений родителей, что вызывает у него ревность и любопытство (тем более, что ему неведома тайна деторождения, и детская фантазия строит совершенно фантастические гипотезы, конечно, отвергая байку про капусту и аиста). Параллельно с этим ребенок сталкивается с ограничениями на проявление агрессии. Родители регулируют его пищевые пристрастия, приучают его к чистоте, не приветствуют онанизм, требуют всяческого послушания и т.д., и т.п., всякий раз фрустрируя его желания тем или иным образом (т.е. вызывая неудовольствие). Все это необходимо, прежде всего, для того, чтобы ребенок вырос полноценным членом общества, для чего приходится прибегать к наказаниям, которые сводятся, в конце концов, в той или иной форме, к отказу в любви со стороны родителей. Потребность в любви со стороны родителей для ребенка оказывается большей, чем все инстинктивные удовольствия вместе взятые, и он, в конце концов, подчиняется, приучается и научается, сохраняя для себя самое важное - любовь. Отказ в любви со стороны родителей доставляет ему страдание, избегая которого он подчиняется требованиям родителей - с годами это чувство превратиться в муки совести, избегая которые он будет следовать требованиям общества, конечно если его родители в достаточной степени сами отвечали требованиям общества. (О проблемах воспитания см. также мою статью Когда говорят о школьной дезадаптации.) - А.П.

назад
	
	

Символическая кастрация ребенка. Каждый родитель, обнаруживая проявления детской сексуальности, в конце концов, приходит к необходимости в символической кастрации своего ребенка.

Прежде всего, такая необходимость возникает в связи с детской мастурбацией, которая является необходимой составляющей нормального развития любого ребенка. Также как не следует поощрять детскую мастурбацию, принимать репрессивные меры также не допустимо (даже достаточно "продвинутый" родитель оказывается, таким образом, между Сциллой и Харибдой; о значении запрета на детскую мастурбацию смотрите мою другую статью). В любом случае, как бы мягко не был преподнесен запрет на мастурбацию, ребенок ощущает тревогу кастрации. Тревогу кастрации ребенок ощущает даже в том случае, если его родители никогда не запрещали ему мастурбировать, т.к. он неизбежно сталкивается с запретом в этой области со стороны других взрослых и тщательно "изучает" эту проблему со своими сверстниками. В конце концов, ребенок приходит к выводу, что "трогание этого" грозит ему утерей, убедившись, что девочки уже утеряли "это". Девочки же тоже убеждены, что утеряли "это" в результате неправомочного обращения с "этим" (отвалился) или "он" был отнят в качестве наказания (отрезали), теперь у девочек "там рана". Кастрационный комплекс неминуемо зарождается у любого ребенка: у мальчика - в связи со страхом потерять "это"; у девочки - в связи с переживанием потери. Убедиться в существовании кастрационных страхов детей Вы сможете, если Ваши дети будут настолько свободно чувствовать себя около Вас, что смогут говорить между собой о "неприличных вещах" в Вашем присутствии. Расцвет детской мастурбации, как правило, приходится на 3-6 лет, пока ребенка не увлекут более важные дела.

Примерно после 3-х лет ребенок явно втягивается в "конкуренцию" за любовь и внимание родителя противоположного пола. Однако, в процессе становления поло-ролевой идентификации, предпочтения ребенка могут многократно меняться, поэтому вопрос, кого ребенок больше любит, маму или папу, имеет одновременно и провокационный, и риторический характер. Конечно, эдипов комплекс надо понимать в буквальном смысле, как его определяет Бреннер. Если Ваш ребенок чувствует себя с Вами вполне свободно и доверяет Вам в достаточной степени (что является необходимым условием здорового психического развития), не впадайте в шок, если он в свои 5-6 лет предложит Вам потрахаться (несмотря на выше сказанное о поло-ролевых "метаниях" ребенка, подобное предложение, высказанное родителю того же пола, должно являться поводом для обращения за консультацией к психологу). К сожалению, беспомощность и тревога родителей перед проявлениями детской сексуальности толкает их ко второму этапу детской кастрации, которая, в лучшем случае, проявляется в словах типа: "Не говори глупости". Конечно, такой шок родителей в связи с обнаружением сексуальных потребностей своего ребенка связан с собственной символической кастрацией, произведенной над ними их родителями. Конечно, такая кастрация не имеет ничего общего с общечеловеческой моралью.

Такая символическая кастрация, конечно, связана и с тем, что ребенок, в самом деле, в некотором роде, угрожает отношениям родителей, вступая в конкуренцию с одним из них. И не только псевдомораль, но и страх перед "треугольными" (триангулярными) отношениями мешает признать, что родители, в самом деле, имеют право на интимные отношения без ребенка, в самом широком смысле этого слова, а ребенок "угрожает" этим отношениям. Поэтому удобнее его считать бесполым ангелочком или, выражаясь точнее, символически кастрировать. - А.П.

См. также другое значение символической кастрации, обрезание и Эдипов комплекс.

назад
	
	

У меня есть много подтверждений о большом интересе маленьких детей к эротическим фильмам. Детей весьма интересует даже намек на эротику, когда мужчина и женщина просто лежат вместе под одеялом, укрывшись до подбородка. Мне известны также воспоминания многих взрослых людей о том, как они в раннем возрасте разглядывали, трогали и даже целовали друг другу гениталии. - А.П.

назад
	
	

Прегенитальный период — период от момента рождения до эдипальной стадии (примерно до трех лет). Термин прегенитальный, т.е. "догенитальный", означает, что в этом периоде развития интерес ребенка сосредоточен на иных, чем генитальные, формах удовлетворения, на оральном (связанным, в основном, с питанием) и анально-уретральном. Я думаю, что никто не будет оспаривать, что на первом году жизни вся жизнь младенца сосредоточена на конце соска его матери (или соски, это не важно, если руки матери, или лица ее замещающего, "теплы"). А вот факт удовольствия от дефекации или уринирования признается с трудом. Уважающим себя взрослым трудно признаться в том, что они тоже получают удовольствие от "облегчения". Это связано, прежде всего с тем, что в период приучения ребенка к горшку родителям приходится потратить немало усилий, чтобы внушить ему отвращение к экскрементам, потому что это отвращение не является врожденным (Фрейд подметил, что пренебрежительное отношение к собакам связано именно с их повышенным интересом к чужим фекалиям). Поэтому взрослый человек, уже приученный к горшку, который в детстве с удовольствием запускал руку в горшок, теперь вынужден делать вид, что он вообще никогда не какает (в психоанализе такой симптом называется туалетной тревожностью). - А.П.

назад
	
	

Кастрационные страхи детей являются не метафорой или вымыслом, а самой, что ни наесть, реальностью. Мне известен случай семилетнего мальчика, который несомненно психически нормален, он очень не хотел идти на консультацию к урологу (у мальчика были проблемы с крайней плотью), потому что боялся, что "доктор отрубит пипиську топором". Такого кошмара я не видел даже в фильмах Хичкока. Так кого же замещала фигура доктора? И почему Хичкок не снял об этом фильм? Не потому ли, что это слишком страшно? Страшнее "Птиц", ведь выклевывание глаз является лишь символом кастрации. Вспомним Эдипа, который ослепил себя за инцест с матерью. Казалось бы, причем здесь глаза, когда "виновен" совсем другой орган? (См. также Эдипов комплекс и Кастрация.) - А.П.

назад
	
	

Идеаторный — мыслительный, отражающий представления, фантазии, намерения (то, что "приходит" в голову) - А.П.

назад
	
	



© примечания Александра Павлова 2004


:: Публикуется с разрешения администрации Института практической психологии и психоанализа
® Все права защищены. Любая перепечатка и размещение, в том числе в электронном виде, возможна только с письменного разрешения
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google


	  



























+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: К какому виду психотерапии относится психоанализ?
: Как проводится психоанализ?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Как помогает психоанализ?
: А что делает психоаналитик?
: Лечение правдой

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи:
в чем разница?
: Психотерапевты и психологи:
в чем разница?
: О страхе сойти с ума
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?

:: Как работает психоанализ
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Печаль и меланхолия
: Неизвестное горе (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

:: Скачать
: Зигмунд Фрейд
Печаль и меланхолия

::