::a:: Психоаналитик.Ру:
психоаналитик Александр Павлов
Сайт о психологии с точки зрения психоанализа
Простым языком о сложных проблемах: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)

::  Задачей психоанализа является научиться понимать себя и других людей

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Эмоциональная депривация
 
 
Психотоксическое воздействие родителей
 
 
Три основные формы страха
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Извращения
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Компромиссное образование
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивно-компульсивный невроз (Невроз навязчивости)
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

:: Психоаналитический метод:
как проводится психоанализ и как это помогает

                                             
парадоксы психоанализа

Психоанализ — это научно-философская система, которая дает возможность ответить на вопросы:

Что происходит?
Почему это происходит?
И, благодаря этому, найти ответ на вопрос: Что делать?

Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?

Психоанализ – это метод, который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми.

Неосознаваемые области психики именуются бессознательным.

Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной психологией.

Может казаться, что только с помощью гипноза возможно "заглянуть" в глубины психики. Но это не так.

::

Психоанализ как техника лечения неврозов появился более 100 лет назад благодаря катартическому методу Йозефа Брейера, который в своей работе использовал гипноз (см. Лечение разговором). Фрейд являлся учеником Брейера и тоже первоначально использовал гипноз в своей практике, но вскоре в нем разочаровался (см. Как работает гипноз).

Тот день, когда Фрейд приступил к лечению свой пациентки, не прибегая к помощи гипноза – можно считать днем рождения психоанализа (см. Узники совести).

::

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия всегда проводятся в бодрствующем состоянии пациента (клиента). Бодрствование необходимо потому, что психоаналитический метод предполагает активность пациента: в этом выражается равноправие взаимоотношений между психоаналитиком и пациентом.

К какому виду психотерапии относится психоанализ?

Психоанализ относится к разговорным видам психотерапий (подробнее о видах психотерапий см. Что такое психотерапия?). Но основное отличие психоанализа от других видов психотерапий, которые проводятся в виде беседы, заключается в том, что психоанализ направлен на исследование и понимание: понимание психоаналитиком пациента и понимание пациентом самого себя – это основная задача психоанализа. Еще в V веке до н.э. на стене дельфийского храма было начертано: Познай себя самого. Именно тогда, две с половиной тысячи лет назад, зародилась идея психоанализа. В конце концов, психоанализ определяется как психоанализ не своей техникой или формой проведения, а его основной задачей – самопознание через расширение сознания.

Как проводится психоанализ?

Если гипноз не годится для самопознания посредством исследования своего бессознательного, т.к. оставляет пациента в бессознательном состоянии – как же человеку познать свое бессознательное?

Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Можно рассказывать о своем прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, а также рассказывать о своих проблемах, опасениях и страхах. Запретных тем нет. Можно говорить без опаски,  потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика – а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик нигде не пересекается в реальной жизни пациента – это важное требование психоанализа, и, конечно же, существует профессиональная этика). Поэтому можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ, а психоаналитик – только психоаналитик. И, естественно, если пациент может говорить все, что ему приходит в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике (в психоанализе это называется переносом).

Психоанализ – это анализ чувств пациента, связанных с его прошлым, настоящим и будущем, а также чувств, которые он испытывает здесь-и-сейчас в кабинете психоаналитика, в том числе и в адрес самого психоаналитика. Это оказывается возможным благодаря нейтральной позиции психоаналитика, который не осудит пациента, что бы он ему ни сказал. Это создает особую атмосферу безопасности и доверия, которая называется психоаналитической ситуацией.

Психоанализ – это реальные переживания в нереальной ситуации безопасности и доверия, которая никогда не встречается в реальной жизни (ведь психоаналитик существует только в своем кабинете, а реально он не существует).

Свободные ассоциации

Метод свободных ассоциаций – основное открытие Фрейда. Это открытие естественной потребности любого человека говорить то, что приходит в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишен такой возможности – небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку).

Маленький ребенок, который только научился говорить, всегда говорит все, что приходит ему в голову… До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью, не приучают его скрывать свои мысли.

В конце концов, сама жизнь учит нас, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что приходит в голову (что у тебя на уме).

Наша вынужденная неискренность принуждает нас, в конце концов, быть неискренними с самим собой: скрывать от себя самого собственные желания, мнения, обиды – культура социума вынуждает нас репрессировать самого себя. От этого – неудовлетворенность жизнью и, в конце концов, неудовлетворенность самим собой, что составляет синдром, называемый депрессией.

кушетка психоаналитика

Только в кабинете психоаналитика можно говорить все, что думаешь, не думая. Легче это делать лежа на кушетке. Психоаналитик сидит вне поля видимости пациента, слышен только его голос. А если Вы не видите психоаналитика, значит его, как бы, и нет – поэтому легче говорить все, что приходит в голову.

Психоаналитик, также как случайный попутчик, внимательно Вас слушает (психоаналитик и есть, в каком-то смысле случайный попутчик, если пациент случайно забрел на его сайт в интернете). Но психоаналитик не выйдет из купе и не сойдет с поезда на следующей станции, как случайный попутчик, оставив своего собеседника со своими переживаниями и тяжелыми мыслями, зря растревоженными воспоминаниями, не дав ему договорить, так и не успев ничего сказать. Психоаналитик едет с Вами до той же станции, до которой едете Вы: он всегда в своем кабинете – и если Вы с ним договорились, что он будет Вас ждать по вторникам и пятницам в 19:30 – Вы неизменно будете его обнаруживать в этом кабинете в назначенное время в течение месяцев и лет. Такое постоянство очень важно, что кардинально отличает психоаналитика от эфемерного случайного попутчика, исчезающего в самый важный момент.

Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить подавленную в далеком детстве способность говорить все, что приходит в голову. Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как происходило в детстве, и как происходит во взрослой жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову – могут иметь и другие причины. Это значит можно поговорить о том, почему Вам трудно говорить – проанализировать причины сопротивления психоанализу.

::

Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение – эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик – это еще не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают – это еще не психоанализ.

О происхождении неврозов и депрессий

Воспитание представляет из себя череду неизбежных травм для ребенка. При этом ребенок травмируется самыми значимыми для него людьми, которых он любит и которые для него являются авторитетами – это родители, воспитатели, учителя. Чтобы спасти свою любовь к ним и их авторитет – ребенок забывает о своих травмах (см. Вытеснение). И эти тяжелые чувства, связанные с этими травмами, продолжают существовать в нашем бессознательном, исподволь отравляя нашу жизнь (См. Весь психоанализ в двух примерах).

Также, как нога, сломанная в детстве, может потом болеть всю жизнь и вызывать хромоту – также и детские травмы вызывают череду хронических неудач в жизни, невроз и депрессию, но причина душевных болей уже забыта.

А что делает психоаналитик?

Психоаналитик слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно. Только пациент знает, что и где у него болит. Только слушая, можно понять, что и о чем тебе говорят.

Важно, конечно, и то, что говорить оказывается возможным, потому что Вас слушают. Но психоаналитик – не только собака, которая внимательно слушает, он сообщает пациенту о своем понимании и проверяет у него, насколько правильно он его понял, а также интерпретирует, выражая этим свое видение ситуации пациента с точки зрения психоанализа – это основная составляющая техники психоанализа.

Психоанализ – это научно-философская концепция описания причинно-следственных связей и законов психического развития человека.

Психоанализ – это объяснительная психотерапия.

В процессе слушания у психоаналитика возникают объяснительные гипотезы, основанные на психоаналитическом понимании того, что происходило или происходит с пациентом, и почему это происходило или происходит.

Такие гипотезы отвечают на вопросы:

Что происходит?
Почему это происходит?

Эти гипотезы обсуждаются психоаналитиком с пациентом, в результате чего они уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная – чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.

В процессе психоанализа пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их психоаналитику для обсуждения – это и есть основная задача психоанализа.

В процессе обсуждения этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать, что происходит и почему это происходит, ему становится возможным лучше понимать самого себя и других людей и ответить себе на вопрос:

Что делать?

Психоаналитик старается не вмешиваться в выбор пациентом ответа на вопрос: Что делать? Это должно быть свободным решением пациента.

Интерпретации

Единственным способом, которым психоаналитик воздействует на пациента – являются интерпретации. Психоаналитик использует весь свой опыт многолетнего обучения психоанализу и своей психотерапевтической практики для того, чтобы строить объяснительные гипотезы того, что происходит с пациентом, почему ему что-то не удается в жизни, почему его преследуют роковые неудачи, как возникают его невротические симптомы или почему его переживания носят депрессивный характер. Когда эти гипотезы ему кажутся достаточно сформированными – он предлагает их на рассмотрение пациенту, т.е. делает интерпретацию.

Интерпретации бывают трех уровней

На первом уровне ищутся связи между осознаваемыми мыслями и чувствами пациента с их скрытым бессознательным содержимым. Это называется анализом психологических защит. На этом уровне находят ответ на вопрос: Что происходит?

На втором уровне ищутся связи с детскими переживаниями и травмами, которым не придавали должного значения, которые были забыты или никогда не осознавались – это называется генетическими реконструкциями. На этом уровне находят ответ на вопрос: Почему это происходит?

На третьем уровне обнаруживаются параллели между тем, что пациент думает и чувствует в адрес своего психоаналитика, и тем, что он думал и чувствовал в адрес своих родителей или близких родственников – это называется анализом переноса. Это позволяет пациенту лучше понять, что с ним происходит в данный момент, как он взаимодействует с людьми сегодня и как это связано с его прошлым. Таким образом находится наглядная связь между вопросами: Что происходит? и Почему это происходит?

Если психоаналитику в одной интерпретации удается выразить взаимосвязь между прошлыми травмами пациента и тем, что происходит с пациентом сейчас, а также как это проявляется в отношениях с психоаналитиком – это называется полной интерпретацией.

Интерпретации никогда не создаются только психоаналитиком. Интерпретации являются плодом совместной работы психоаналитика и пациента, благодаря сформированному ими рабочему альянсу (Гринсон). Сначала психоаналитик слушает пациента, а когда у него возникают идеи – он делится ими с пациентом. Пациент подтверждает гипотезу психоаналитика или опровергает ее, предлагая свой вариант. Обычно пациенты очень быстро улавливают суть психоаналитического мышления и с помощью психоаналитика учатся формировать свои собственные психоаналитические интерпретации. Полная интерпретация является плодом длительной совместной работы психоаналитика и пациента. Умение пациента строить самостоятельно свои собственные психоаналитические интерпретации – является основной задачей психоанализа.

Как помогает психоанализ?

На кушетке или в кресле, приняв безопасность кабинета психоаналитика, пациент, удостоверившись в том, что он может, в самом деле, говорить все, что приходит в голову, как бы, возвращается в детское состояние, в те времена, когда он еще мог быть искренним, в том числе и искренним перед самим собой, сохраняя при этом одновременно весь свой взрослый опыт. Такой процесс в психоанализе называется психотерапевтической регрессией. Эта двойственность дает уникальную возможность анализа бессознательного в бодрствующем состоянии – это основное открытие психоанализа.

Вред от невроза и депрессии заключается не только в том, что они формируют симптомы, мешающие жить полной жизнью, создают навязчивые повторения, приводящие к хроническим неудачам. Травмы детства приостанавливают развитие личности в целом. Задачей психоанализа является запустить процесс психотерапевтической регрессии, чтобы пациент смог "вернуться" к своим детским травмам (фиксациям) и пережил их, тем самым возобновив свое личностное развитие (см. также Трансферентный и развивающийся ребенок). Поэтому современный психоанализ, устраняя невротические задержки, помогает пациенту возобновить свое развитие, а психоаналитик поддерживает и сопровождает своего пациента на этом пути, в каком-то смысле, заменяя собой родительскую фигуру, участие которой не хватало пациенту в детстве (поэтому психоанализ занимает длительное время).

Лечение правдой

Фрейд называл психоанализ лечением правдой. Психоанализ – это метод откровений со стороны психоаналитика и открытий в себе (инсайтов). Только зная правду о своем бессознательном, можно принимать осознанные решения в жизни. Поэтому психоанализ также называют техникой расширения сознания.

Разучившись говорить правду (прежде всего самому себе), человек репрессировал многие свои чувства, желания и убеждения – потеряв часть себя. Благодаря возможности "видеть" правду, психоаналитик становится этой утерянной частью, которую пациент получает назад, выслушивая, в ответ, своего психоаналитика.

Но пациент получает нечто больше, чем утерянную часть себя, он также получает и частичку психоаналитика, который делится с ним также своим опытом и навыками.

Так пациент приобретает возможность самостоятельно строить психоаналитические гипотезы, делая самостоятельные открытия в своем бессознательном (уже без помощи психоаналитика), и самостоятельно отвечать на вопросы:

Что происходит?
Почему это происходит?
И Что делать?

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 голоса, в среднем: 3.5 из 5)

читайте далее Лечение разговором: очерки из истории психоанализа >>>
 
читайте также:
 
Психоанализ с человеческим лицом: история гуманизации психоанализа
 
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия : в чем разница?
 





© 2006-2018 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт
© 2006-2018 Татьяна Реброва психоаналитический психотерапевт


примечания

Прим. 1: Важно понимать, что врач, который использует в своей практике гипноз (психолог вообще не имеет права проводить гипнотические сеансы) и называет себя одновременно психоаналитиком – на самом деле практикует не психоанализ, он использует какой-то другой метод (может быть катартический метод Брейера).

назад
	
	

Прим. 2: Помня, конечно, о неизбежном неравенстве: пациент обратился за помощью – психоаналитик оказывает эту помощь; пациент платит за это деньги – психоаналитик берет эти деньги в качестве платы за свою работу. Но равноправие заключается в том, что оба участника психоаналитических взаимоотношений активны и откровенны – только так возможен психоанализ. Это принципиальное отличие психоанализа от гипноза, рациональной терапии и других видов психотерапий, когда пациента поучают и дают советы (кормят из ложечки, будто он маленький ребенок – см. об этом Почем нынче мудрый совет?).

назад
	
	

Прим. 3: Конечно, не техника психоанализа и его форма проведения определяет психоанализ как психотерапию самопознания – но мне неизвестны другие виды психотерапий, использующие иные, чем психоанализ, принципы и правила, способствующие лучшим образом самораскрытию и самопознанию, чем те, которые использует психоанализ.

назад
	
	

Прим. 4: Известна поговорка: Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Возможно, алкоголь оказался столь привлекательным, потому что опьянение, которое он вызывает, позволяет нам расслабиться и говорить все, что приходит в голову. Оттуда устойчивое выражение: Посидим, выпьем, поговорим. И от такого самораскрытия нам нередко бывает стыдно утром. Но наша потребность говорить то, что приходит в голову толкает нас на это снова.

назад
	
	

Прим. 5: В этом смысле психоаналитик похож на Вашу мать, которая, как не войдешь на кухню, всегда там и что-то готовит для Вас, или на Вашего отца, который всегда в своем кабинете и что-то там пишет важное, но готов отвлечься и поговорить с Вами. Это имеет особое значение, если это было не так в Вашем детстве, родители были плохими, их не было, они бросили Вас, развелись, умерли.

Постоянство может пугать, например, тем, что психоаналитик тоже может умереть, и Вы его не найдете в своем кабинете в один очередной вторник – это страшно, также как страшно, когда умирают хорошие родители. Этот страх – реальность жизни и тема для обсуждения в психоанализе (как и обсуждение других страхов, например, что психоаналитик окажется плохим родителем, может быть, даже кровожадным маньяком).

назад
	
	

Прим. 6: Если пациент может говорить все, что приходит в голову – то, соответственно, он может не говорить (т.е. не произносить ни звука). Ведь молчание – это не просто тишина, это тоже форма коммуникации. Если понимать, что молчание имеет смысл – молчание можно слушать. А потом об этом можно поговорить – проанализировать.

назад
	

Прим. 7: Некоторые пациенты утверждают, что все помнят. Уже на первой встрече они предлагают свои гипотезы причинно-следственных связей между их актуальными проблемами и травмами детства. Но они недоумевают, почему, если они все понимают – это никак им не помогает и ничего не меняется. Понимание себя и своей истории жизни этими пациентами можно сравнить с картиной художника-символиста, который на своем холсте выражает идею. А психоанализ можно сравнить с созданием картины художником-реалистом, который рисует очень тонкими мазками – для него важна каждая деталь (поэтому психоанализ всегда бывает длительным). Для того чтобы нарисовать реалистический автопортрет с фоном (в психологии это называется гештальтом) – нужно зеркало, которым и является психоаналитик.

Другая проблема самоанализа заключается в том, что невроз или депрессия не возникают в результате одной детской травмы. Обычно за той травмой, которую пациент помнит, скрывается множество схожих травм. Такая травма часто является символом хронической травматизации, кумулятивной травмой. Задачей психоанализа является обнаружить, если не все, то, хотя бы, основные скрытые травмы, лежащие за этим воспоминанием. А задачей пациента является пережить эти травмы, чтобы они навсегда ушли в прошлое, стали нарративом (см. Пережить, чтобы забыть).

назад
	





© 2002-2018 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google
 

	  

































+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт


:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Лекарство от депрессии
: Травма рождения
: Базальная тревога

:: Эмоциональная депривация
: Госпитализм и госпитализация
: Тихие дети: интроверсия и аутизм

:: Психотоксическое воздействие родителей
: Материнская тревожность
: Гиперопека
: Агрессия и аутоагрессия

:: Три основные формы страха
: Страх потери объекта любви
: Страх потери любви объекта
: Страх наказания

:: Депрессия с точки зрения психоанализа
: Причины депрессии
: Лечение депрессии (скоро)

:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Ключевые понятия психоанализа
: Анаклитический и Катексис: парадоксы перевода
: Горевание
: Идентификация с агрессором
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти:
предшественники Фрейда
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Либидо
: Принцип удовольствия

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации
: Окончание школы:
Главное – выбор профессии?

:: Зигмунд Фрейд
: Положение о двух принципах психической деятельности
: Печаль и меланхолия (PDF)

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

::