::a:: Психоаналитик.Ру: Депрессия (причины возникновения)

:: Забота о ребенке тревожной матерью превращается в гиперопеку. Постепенно тревожная мать становится тоталитарной матерью, запрещая ребенку все, что вызывает у нее тревогу. В результате такой опеки у ребенка формируются фобии и депрессия, которая может привести его к суициду.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Эмоциональная депривация
 
 
Психотоксическое воздействие родителей
 
 
Три основные формы страха
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Компромиссное образование
: Либидо
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивно-компульсивный невроз (Невроз навязчивости)
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

:: Гиперопека

                                             
Благими намерениями вымощена дорога в ад.
поговорка
	  

В предыдущей статье мы проанализировали как тревожная мать "заражает" своей тревогой ребенка еще в младенчестве. В этой статье мы продолжим описание психотоксического влияния матери на ребенка в его более взрослом возрасте.

Садистичное Супер-Эго

Тревожная мать предпочитает все запрещать своему ребенку, чтобы его поведение не вызывало у нее тревоги. Психоаналитик Рене Шпиц считает, что запретительные жесты очень рано понимаются ребенком, и связывает это с эффектом Зейгарник.

Блю́ма Ву́льфовна Зейга́рник – советский психолог, открывшая феномен, который заключается в том, что незавершенное действие фиксируется в памяти. Если, например, дать детям выполнять задания, а потом прервать их деятельность – то запомнится именно то задание, которое не было закончено. Такая фиксация связана со стрессом – в памяти фиксируются, прежде всего, именно негативные переживания. Это бессознательная стратегия выживания. С этим связано известное высказывание, что надо завершать гештальт.

Мать для ребенка является объектом любви и привязанности (либидинальным объектом, как говорят в психоанализе). Ее поведение очень значимо для ребенка, он идентифицируется со всем, что она делает. Когда мать запрещает что-то ребенку, ребенок фрустрируется – испытывает сильное эмоциональное переживание, связанное с запретом удовлетворения желания, к которому он стремился. На фоне сильных эмоциональных переживаний происходит запечатление в памяти, которое и называется эффектом Зейгарник. Как выразился психоаналитик Гарри Салливан, запрещающие жесты и интонации матери отшелушиваются, интроецируются (поглощаются), и становятся частью мировоззрения ребенка, формируя раннее жесткое Супер-Эго, которое в психоанализе еще называют садистичным Супер-Эго. Теперь ребенок боится что-либо сделать, уже не потому, что это запрещает мать, а потому что этот запрет существует в нем самом.

Тревожная мать, по сути, становится тираном. Запреты матери формируют внутренние запреты у ребенка, порождая тревогу и тормозя развитие. Малыш становится послушным – а, по сути, трусливым. Один мой пациент очень четко выразил формулу последствия такого отношения тревожной матери к ребенку: «Она боялась, как бы чего не вышло – вот ничего из меня и не вышло».

Запугивание

Ребенок испытывает тревогу в результате тревоги матери, но он не может обнаружить данную взаимосвязь, и легко переносит угрозу на реальные или воображаемые объекты. Поэтому тревожного ребенка легко запугать.

    К сожалению, бывает,
    Что милицией пугают
    Непослушных малышей.
    Как родителям не стыдно?
    Это глупо и обидно!
    И, когда я слышу это,
    Я краснею до ушей...
     
       “Дядя Стёпа  – милиционер”. Сергей Михалков

Тревожная мать решает проблему безопасности своего ребенка, пугая его полицейским, чужой женщиной, бабайкой и т.д. Для тревожной матери ее малыш – всегда непослушный малыш, доставляющий ей неудобство и тревогу. Тревожный ребенок верит матери и боится. Спектр его невротических страхов расширяется и, как следствие, растет базальная тревога.

Формирование фобий

Даже если не происходит прямого запугивания, мать сама всего боится: гуляя по двору с малышом, если мимо проходит крупная собака или проезжает автомобиль, она прячет за собой ребенка, показывая ему этим, как опасен этот мир. Это усиливает базальную тревогу ребенка, и он уже сам формирует все новые и новые страхи перед реальными или даже фантазийными объектами. Такой процесс бессознательного преобразования диффузной тревоги в конкретные страхи (фобии) имеет определенный смысл – от конкретных боязней можно попытаться защититься избеганием объектов, вызывающих страх, стараться быть бдительным и предосторожным, а от внутренней тревоги защититься нельзя. Тревога страшнее страха, потому что за ней стоит страшная неизвестность. Формирование фобий таким образом дает первичную выгоду от невроза – избавление от изматывающей тревоги, когда можно перевести дух в обстановке, которая кажется безопасной – таким убежищем обычно бывает домашняя квартира.

Жить такому ребенку становится все страшнее и страшнее. Малыш продолжает интровертироваться, превращаясь в пугливую улитку. Запуганный ребенок становится все более послушным – то есть более апатичным и депрессивным.

Страх предосудительного мнения окружающих

Тревожная мать, конечно, боится, среди прочего, окружающих людей и волнуется не только о безопасности своего ребенка, но и о том, что подумают люди. Она проецирует на окружающих людей свои представления о "хорошем" ребенке, боясь осуждения окружающих. Ребенок не должен быть громким, подвижным, не должен перебивать взрослых, должен себя вести прилично – т.е. не должен быть ребенком. Вероятнее всего, в каждом прохожем она "видит" свою мать, которая осуждает ее, что она вырастила такого ребенка, который доставляет всем столько беспокойств.

Нарциссические нарушения личности

Тревога угрожает самой сущности или ядру личности, вызывая потерю собственного Я. В психоанализе такую потерю себя самого называют нарциссическим нарушением личности. Тревожный ребенок оказывается парализованным своими желаниями, которые могут оказаться опасными, и делегирует своей матери решать за него, что он чувствует и что он хочет. С другой стороны, гиперопека тоталитарной матери лишает его шансов формирования своих собственных желаний. Порочный круг замыкается.

Анекдот:

Мама кричит из окна: Петенька, пора домой!
Петенька: Что, я уже замерз?
Мама: Нет, ты уже хочешь кушать.

Так гиперопека лишает ребенка способности различать элементарные физиологические ощущения и потребности. Такой ребенок послушно следует требованиям матери, не имея опыта понимания, что же он чувствует и хочет сам. Желания матери становятся его желаниями. Отсутствие контакта с собственными желаниями создает ощущение внутренней пустоты, это вызывает чувство бессмысленности своего существования, депрессию и зависимость от матери. В более взрослом возрасте, при попытке освободиться от тирании матери, это может привести к алкогольной зависимости, как замещению, и к другим зависимостям (см. Лекарство от депрессии).

Детский и подростковый суицид

Тревожной матери невозможно угодить, она вечно недовольна, потому что постоянно испытывает тревогу и продуцирует страхи в разных ситуациях, в которых находится ее ребенок. Малыш не в силах успокоить тревожную мать, даже если будет хорошо себя вести, поэтому он постоянно слышит о том, как мама за него переживает, и как он ее расстраивает.

Психоаналитик Рене Шпиц при изучении детей и подростков, которые пытались совершить самоубийство, обнаружил, что в большинстве случаев это произошло от изматывающего чувства у ребенка, что он является тяжким бременем, что он не такой, как нужно, что он является источником недовольства своей матери. Попытка самоубийства является проявлением беспомощного гнева на мать, обращенного против себя самого (аутоагрессия как результат садистичного Супер-Эго).

::

Следующая статья продолжает тему садистичного Супер-Эго и посвящена роли подавления детской агрессии в формировании базальной тревоги и депрессии.

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(12 голосов, в среднем: 5 из 5)

читайте далее Агрессия и аутоагрессия >>>





© 2018 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


примечания

Так формируется агорафобия – страх выходить на улицу, проявляющийся в панических атаках. Это уже болезнь. А болезнь может давать вторичную выгоду – можно не пойти в школу, в которой отношения со сверстниками не складываются, и пребывание в которой невыносимо.

назад
	
	





© 2002-2018 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google
 

	  

































+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт


:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Лекарство от депрессии
: Травма рождения
: Базальная тревога

:: Эмоциональная депривация
: Госпитализм и госпитализация
: Тихие дети: интроверсия и аутизм

:: Психотоксическое воздействие родителей
: Материнская тревожность
: Гиперопека
: Агрессия и аутоагрессия

:: Три основные формы страха
: Страх потери объекта любви
: Страх потери любви объекта
: Страх наказания (скоро)

:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Ключевые понятия психоанализа
: Анаклитический и Катексис: парадоксы перевода
: Горевание
: Идентификация с агрессором
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти:
предшественники Фрейда
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Либидо
: Принцип удовольствия

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации
: Окончание школы: Главное – выбор профессии?

:: Зигмунд Фрейд
: Положение о двух принципах психической деятельности
: Печаль и меланхолия (PDF)

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

::