::a:: Психоаналитик.Ру Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы
(о некоторых отличиях между классическим и современным психоанализом в области работы с сопротивлением психоанализу)

:: Хроническое переживание беспомощности вызывает отчаяние. Хроническое состояние отчаяния, превратившееся в тупую изматывающую душевную боль, которая не проходит, — называют депрессией.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Опийный мак
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Полезные ссылки
 
 
::
 

:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
(о некоторых отличиях между классическим и современным психоанализом в области работы с сопротивлением психоанализу)

                                             

Часть 1
Сопротивление классическому психоанализу

Вы уже прочитали О психоанализе: как проводится психоанализ и как это помогает, и у Вас возник вопрос:
Но разве понимание себя может помочь избавиться от комплексов, невроза, депрессии, общей неудовлетворенности жизнью? Об этом спрашивают меня мои пациенты на первых встречах.

Я отвечу: Может!
Но понимание себя – это только одна из составляющих психоаналитического процесса.

В нашей стране сегодня издается множество книг по психологии и психоанализу. Люди, чувствующие потребность разобраться в себе, покупают эти книги, читают их и отмечают, что стали лучше понимать причины своих психологических проблем, но при этом также отмечают, что это никак не изменило ни их самих, ни их восприятие жизни, ни их отношение к жизни.
Другие идут дальше, посещают психологические семинары и даже получают высшее психологическое образование, по окончании которого они приходят к выводу, что стали больше знать о себе и людях их окружающих, но это никак не помогает им справиться с собственными проблемами.

Если бы все это сказали психоаналитику, придерживающемуся классической техники психоанализа, он бы развел руками и сказал, что вся причина в сопротивлении. Чтобы увидеть свое лицо – необходимо зеркало. Именно так охарактеризовал Фрейд работу психоаналитика: психоаналитик выполняет функцию хорошо отполированного зеркала.

Сопротивление психоанализу – одно из центральных понятий в психоанализе. Сопротивление образует, так называемые, белые или слепые пятна, т.е. это то, что человек сам не видит в себе, и для этого ему и нужен другой человек (например, психоаналитик), чтобы ЭТО "отзеркалить".

Почему образуются такие слепые пятна?

Потому что ЭТО неприемлемо для осознания, потому что:
- противоречит сознательным установкам и/или социальным нормам,
- болезненно (психически или физически) или кажется болезненным,
- слишком возбуждающе (в том числе сексуально),
- желанно, но недоступно (или кажется недоступным),
- опасно или кажется опасным и т.д.,
но имеет очень большое значение для душевной жизни, но это значение не осознается, отрицается, отвергается, обесценивается, нивелируется, аннулируется, аннигилируется и т.д.

Осознать ЭТО мешают психологические защиты.

В психоанализе в свое время даже существовало целое направление, которое именовалось психоанализом защит.

Возьмем, для примера, басню Крылова Лиса и виноград. Захотела Лиса поесть виноград, но достать не смогла, потому что висел высоко – поэтому, для того чтобы облегчить свои переживания (фрустрацию), Лиса решила, что он ей не нужен, потому что зелен. Успокоилась и пошла себе. А осадок остался...
Сознательно Лиса виноград уже не хочет, потому что она "убедила" себя, что он не достоин ее внимания – потому что зелен. А бессознательно она "знает", что это не так.

Был сознательный конфликт: хочу виноград – достать не могу. Фрустрация (невозможность достичь удовлетворения желания) могла вызвать гнев, а затем горе (достать ведь невозможно). Но Лиса "не решилась" столкнуться со своими сильными чувствами и применила (бессознательно) психологическую защиту (от чувств) – обесценивание (обесценила привлекательную спелость ягод винограда).

Сознательный конфликт расщепился на три части.

Первая часть: "спасительная" идея о том, что виноград неспел – остается в сознании, таким образом в сознании больше ничего не угрожает самооценке Лисы, что она не смогла достать виноград.

Вторая часть: тот факт, что виноград был спел – отрицается и забывается (вытесняется).

Третья часть: Переживание собственной беспомощности также отщепляется от идеаторного содержания (что виноград был спел, но она не смогла его достать) и становится свободным (не связанным с причиной, его вызвавшей).

Отличие аффектов (переживаний), от идеаторных содержаний (мыслей), заключается в том, что аффект можно только пережить или на время подавить (хотя, с аффектом кое-что еще можно сделать).
Подавление аффекта дает только временное облегчение – он как шило в мешке.
С мысленными представлениями возможны большие вольности: их можно просто забыть (вытеснить); заменить на противоположные, а неуместные вытеснить (что и сделала Лиса); исказить или совершать другие сложные комбинации выше перечисленного в разном соотношении и вариантах, что мы все и делаем ежедневно.

Но аффект (переживание), можно только на время подавить. Если аффект в результате расщепления становится оторванным от содержания – он становится свободным. В случае Лисы такое отщепление переживания собственной беспомощности, оторванное от содержания (происшествия, его вызвавшего) привело к свободному (ни с чем не связанному, но постоянно присутствующему) чувству беспомощности. Теперь это чувство беспомощности уже нельзя пережить, потому что оно беспредметно. Хроническое переживание беспомощности вызывает отчаяние. Хроническое состояние отчаяния, превратившееся в тупую изматывающую душевную боль, которая не проходит, – называют депрессией.

Лиса в депрессии, у нее нет сил на жизнь, ничего ее не радует, она не таскает цыплят из курятника, апатична, и не знает почему...

Задачей психоаналитика, придерживающегося классической техники психоанализа, является донести до сознания Лисы, что виноград был спелым, а она просто не смогла его достать. Это вызовет у Лисы гнев (на психоаналитика и на себя), а потом горе.
Это то, что Фред считал задачей психоанализа. А целью психоанализа – сделать из невротика несчастного человека.
Горе можно перегоревать, а депрессию – нельзя.

Так работает классический психоанализ.

ЭТО и вызывает сопротивление психоанализу.

Но, все же, остается вопрос: Почему же пациент сопротивляется психоанализу, когда психоаналитик хочет ему помочь?

Конечно, это связано с защитами от чувств, именно которые и вызывают невроз и депрессию, из-за бессознательного конфликта сознательных установок и подавленных желаний.
В процессе психоанализа пациент сталкивается с подавленными чувствами, которые ему и предстоит пережить в процессе психоанализа. Это вызывает душевную боль, чтобы избежать которую он и применил (бессознательно) в прошлом эти психологические защиты. А в психоанализе он сталкивается вновь с этими душевными переживаниями, которые не смог пережить прежде.

Зигмунд Фрейд сравнивал психоанализ с хирургической операцией, в которой психоаналитик делает точный надрез.

Конечно, пациенту, намеревающемуся, как выражался Фрейд, подвергнуть себя психоанализу, требуется определенная решимость и способность терпеть боль...

Но может быть так, что пациент проявляет сопротивление психоанализу потому, что психоаналитик доставляет ему напрасную боль...

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(10 голосов, в среднем: 5 из 5)

далее >>>




© 2009 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


примечания

Кроме как прожить (изжить) и подавить аффект – его еще можно сместить и опустить на соматический уровень (соматизация аффекта).

Смещение аффекта

Классический пример смещения аффекта изобразил карикатурист Херлуф Бидструп: генеральный директор отчитал директора, директор отчитал своего заместителя, заместитель – секретаршу, и так далее все отыграли свое испорченное настроение на другом, на ком смогли (сместили аффект).
К сожаления (или к счастью) такое отыгрывание аффекта не всегда возвращается назад бумерангом, как изображено на картинке.
Думаю, пояснения понятия смещения аффекта излишни – Вы можете открыть картинку в полный размер.
Разве что стоит добавить, что для смещения аффекта не обязательно срывать зло на своем ближнем (хотя, надо отметить, это самый "популярный" способ) – избавиться от аффекта можно и более социально приемлемым способом, может помочь бокс или каратэ (в спортивном зале), компьютерные игры-стрелялки, просмотр боевиков, агрессивная музыка и т.д.

Соматизация аффекта.

Это тоже весьма распространенная форма утилизации аффекта, но, в отличие от смещения, соматизация не имеет форм, полезных для здоровья. Соматизация аффекта происходит при подавлении аффекта ниже психического уровня, на уровень тела – это приводит к, так называемым, психосоматическим заболеваниям, которые стали притчами воязыцех у врачей, но с которыми врачи не знают что делать. Кое-что я об этом написал в Пережить, чтобы забыть

Также аффект можно изолировать; в конце концов, все виды психологических защит – это манипуляции с аффектом.

назад
	
	



© 2009 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


© 2002-2017 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google
 

	  

+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Травма рождения
: Неизвестное горе (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором
: Горевание

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации
: Окончание школы: Главное – выбор профессии?

:: Зигмунд Фрейд
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности
: Печаль и меланхолия (PDF)

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

::