::a:: Психоаналитик.Ру Эдипов комплекс с точки зрения классического психоанализа

:: Женская сексуальность с точки зрения Фрейда ‒ тема классического психоанализа, о которой не любят говорить психоаналитики. Вы не найдете в учебниках и словарях по психоанализу изложение концепции Эдипова комплекса у девочек по Фрейду.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Опийный мак
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Другие статьи
 
 
Полезные ссылки
 

 

:: Эдипов комплекс у девочек по Фрейду

                                             
Должно существовать неравенство, и верховенство мужчины - меньшее из двух зол.
Фрейд
(Worthis. Фрагмент анализа с Фрейдом)
 
Общество, в котором женщины были бы в полном смысле слова равноправны с мужчинами… было совершенно немыслимо для Фрейда.
Фромм. Величие и ограниченность теории Фрейда
	  
	  

Смена привязанности

Как уже разбиралось в разделе Зарождение Эдипова комплекса, и мальчик и девочка рождаются и вскармливаются матерями, и мать является первым объектом привязанности для детей обоих полов. «В этой фазе отец представляется, прежде всего, надоедливым соперником (“О женской сексуальности”. Фрейд). Эту фазу развития Фрейд называет доэдиповой.

Но как получается так, что девочка меняет свое предпочтение с матери на отца?

«Варьируя выражение Наполеона, можно сказать: анатомия ‒ это судьба. Клитор девочки аналогичен пенису, но ребенок, сравнивая себя со сверстником мужского пола, находит, что "он слишком мал", и ощущает этот факт как нечто неприятное для себя, как основу для малоценности. В течение некоторого времени девочка утешает еще себя ожиданием, что, когда она подрастет, у нее будет такой же большой придаток, как и у мальчика.»
(“Введение в психоанализ”. Фрейд)

В случае фиксации на этой фантазии в детстве, взрослая женщина ведет себя как мужчина, отвергая свою женственность, бессознательно "надеясь", что у нее клитор еще достигнет нормальных размеров пениса мужчины. В этом Фрейд видит причину женского гомосексуализма ("О женской сексуальности"). Такую фиксацию следует рассматривать как отклонение психосексуального развития женщины.

Вариант нормального психосексуального развития маленькой девочки в изложении Фрейда выглядит не менее фантастичным:

«Но ребенок женского пола учитывает свой актуальный дефект не как половой характер, а объясняет его тем, что некогда раньше он обладал таким же большим членом и затем потерял его вследствие кастрации. Он не распространяет этого вывода с себя на других, взрослых женщин, а предполагает, совсем в духе фаллической фазы, наличие у них больших и неповрежденных, то есть мужских, гениталий.»
(“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд)

У девочки, смирившиеся с ужасной потерей, еще остается убеждение, что у любимой матери должен наличествовать полноценный пенис, как у всех "нормальных" людей. Но маленькую девочку на пути ее психосексуального развития ждет еще одно страшное разочарование, которое заставляет ее отвернуться от матери:

«Отход от матери происходит, правда, не сразу, так как девочка считает кастрацию сначала своим индивидуальным несчастьем, она лишь постепенно распространяет ее на другие женские существа и, наконец, также на мать. Ее любовь относилась к фаллической матери; с открытием того, что мать кастрирована, она отказывается от нее как от объекта любви, так что давно накопленные мотивы враждебности берут верх. Таким образом, это означает, что открытие отсутствия пениса обесценивает женщину в глазах девочки, как и мальчика, а позднее, возможно и мужчины.»
(“О женской сексуальности”. Фрейд)

Девочка оказывается разочарованной в своей матери, которая, как выясняется, также как и она, уже кастрирована. Более того, по мнению Фрейда «девочка считает мать ответственной за отсутствие пениса и не может простить ей этой своей обделенности« (“Введение в психоанализ”).

«…В качестве сильнейшего мотива к отходу от матери возникает упрек в том, что она не наделила ребенка правильными гениталиями, то есть родила девочкой
(“О женской сексуальности”. Фрейд)

И тогда маленькая девочка обращается к отцу, счастливому обладателю пениса ‒ предмету "общечеловеческого достоинства".

«Желание, с которым девочка обращается к отцу, это ведь первоначально желание иметь пенис, в котором ей отказала мать и которого она ждет от отца. Но женская ситуация восстанавливается только тогда, когда желание иметь пенис замещается желанием иметь ребенка, …а затем и мужчину как носителя пениса и дающего ребенка»
(“Введение в психоанализ”. Фрейд)

Так, по мнению Фрейда, девочка встает на путь зрелой сексуальности, заменяя желание обрести пенис желанием заполучить ребенка.

А открытая девочкой позже «вагина приобретает ценность как вместилище для пениса» (“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд). У женщины оказывается только одна альтернатива развития собственной сексуальности: желать заполучить себе пенис в процессе полового акта или «отказаться от фаллической деятельности и, тем самым, от сексуальности вообще…» (“О женской сексуальности”).

Кастрационный комплекс

Основная идея инфантильной генитальности по Фрейду подразумевает примат фаллоса, что означает, что в период развития Эдипова комплекса для обоих полов существует только один генитальный орган ‒ пенис (или фаллос), и не открыт еще половой диморфизм. Девочка не может обнаружить у себя вагину вследствие особенностей ее анатомического расположения, и приходит к неутешительному выводу, что она уже кастрирована.

«С полным правом можно говорить о кастрационном комплексе у женщин. И мальчики, и девочки создают теорию, что и у женщины первоначально имелся пенис, утерянный вследствие кастрации»
(“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд)

Это, по мнению Фрейда, приводит девочку к серьезной психической травме, формируя чувство неполноценности. Обнаруженный анатомический "дефект" имеет далеко идущие последствия и для мальчика, являясь подтверждением ужаса существования кастрации, порождая у мужского пола «боязнь изуродованного существа или презрение к нему, вызванное чувством превосходства» (“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд).

Парадигма классического психоанализа Фрейда и основных его направлений, прежде всего, Эго-психологии, построена вокруг пениса: «желания иметь пенис [для женского пола] и страхе кастрации [для мужского пола].» Фрейд никогда не отказывался от такого взгляда и в своей итоговой работе “Анализ конечный и бесконечный”(1937), написанной за год до смерти, указывает на трудности анализа женщины, которая в результате психоанализа хочет заполучить себе пенис, что оказывается нереалистичным, а ее психоанализ "бесконечным":

«Ни в какой другой момент аналитической работы мы не страдаем в такой степени от тяжелого чувства, что все наши повторяющиеся усилия тщетны, и от подозрения, что мы "мечем бисер перед свиньями", чем когда мы пытаемся убедить женщину отказаться от ее желания пениса по причине его нереализуемости…»
(“Анализ конечный и бесконечный”. Фрейд)

За эту концепцию пенис-центризма психоанализ постоянно подвергается критике, особенно со стороны женщин, в том числе женщин-психоаналитиков, которые обвиняли Фрейда в том, что он не заметил женщин, а увидел лишь кастрированных мужчин. Еще Карл Юнг предложил "уровнять" женщин с мужчинами, введя понятие «комплекс Электры», в соответствии с другой трагедией Софокла, «Электра», одной тематики с «Царем Эдипом»: убийства родителя того же пола. Но Фрейд выразился категорически против, мотивируя это тем, что «Эдипов комплекс со всей строгостью относится только к ребенку мужского пола, и что мы поступаем правильно, отказываясь от названия "комплекс Электры", которым хотят подчеркнуть аналогию в поведении обоих полов» («О женской сексуальности»).

Одной из первых женщин-психоаналитиков, которая взялась за пересмотр кастрационного комплекса у женщин, была неофрейдистка Карен Хорни. Основная ее идея заключалась в том, что она сместила фокус внимания с анатомических различий на социальные различия между женщиной и мужчиной. Она обратила внимание, что мир, в котором мы живем ‒ маскулинен и патриархален, в нем правят мужчины, которые ограничивают женщин в правах, этим символически кастрируя их ‒ все, что остается женщинам, это рожать детей и завидовать мужчинам. Но Карен Хорни не оказала значительного влияния на развитие психоанализа, подвергнувшись критике за уход от генитально-биологического взгляда на развитие психики человека.

Другая женщина-психоаналитик, Мелани Кляйн, до сих пор находится в центре внимания психоаналитиков. Она противопоставила зависти к пенису ‒ зависть к груди и зависть к деторождению. Центр ее психоаналитической парадигмы сместился с пениса на грудь. В парадигме кляйнианского психоанализа психика формируется вокруг соска груди матери по той простой причине, что первые 6 месяцев своего развития младенец проводит около соска груди матери. По Фрейду же получается, что психика формируется вокруг пениса.

Эдипов комплекс

После смены либидинозной привязанности у девочки с матери на отца, Эдипов комплекс и у девочки, и у мальчика в своих внешних проявлениях протекает одинаково:

«…Первая склонность девочки направляется на отца, а первая склонность мальчика ‒ на мать. Отец, таким образом, становится для сына, а мать для дочери соперниками, а как мало нужно для того, чтобы у ребенка это ощущение вылилось в желание смерти родителю того же пола…»
(“Толкование сновидений”. Фрейд)

Конечно, девочка, также как и мальчик, использует идентификацию как основу развития Эдипова комплекса, что мы описывали в предыдущей статье. У девочки эта идентификация внутри эдипальных отношений может выглядеть следующим образом:

«Восьмилетняя девочка одних моих знакомых, пользуясь случаем, когда мать выходит в кухню из-за стола, провозглашает себя ее преемницей: “Теперь я буду мамой! Карл, хочешь еще зелени? Возьми, пожалуйста!” и так далее.»
(там же)

Внимательный читатель, возможно, обратил внимание, что речь идет о восьмилетней девочке, тогда как у мальчиков Эдипов комплекс к пяти годам, по мнению Фрейда, должен в норме уже перестать существовать.

Как мы подробно разобрали в предыдущей статье Эдипов комплекс у мальчиков:

«Эдипов комплекс мальчика, когда он желает свою мать, а отца хотел бы устранить как соперника, развивается из фазы его фаллической сексуальности. Но угроза кастрации принуждает его отказаться от этой установки. Под влиянием опасности потерять пенис Эдипов комплекс оставляется, вытесняется и в наиболее нормальном случае разрушается до основания, а в качестве его наследника вступает в силу строгое Супер-Эго.»
(“Введение в психоанализ”. Фрейд)

По мнению Фрейда, когда у мальчиков Эдипов комплекс уже закачивает свое существование, у девочек он только начинается:

«У девочки происходит почти противоположное. Комплекс кастрации подготавливает Эдипов комплекс, вместо того чтобы его разрушать, под влиянием зависти к пенису нарушается связь с матерью, и девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань. С устранением страха кастрации отпадает главный мотив, который заставляет мальчика преодолеть Эдипов комплекс. Девочка остается в нем неопределенно долго и лишь поздно, да и то не полностью освобождается от него.»
(там же)

Опишем предысторию девочки подробнее. Как уже говорилось в двух предыдущих статьях, ребенок любого пола в младенческом возрасте формирует идеальную диаду (симбиоз) с матерью в силу природы рождения и грудного вскармливания. Исходя из концепции либидо как сексуальной энергии, девочка изначально находится с матерью в гомосексуальных отношениях (Вейко Тэхкэ), то есть изначально у девочки формируется негативный Эдипов комплекс, и отец оказывается соперником, отвлекающим внимание матери. Далее, по Фрейду, девочка обнаруживает свою "кастрированность", а потом "кастрированность" матери, и сменяет свою привязанность с матери на отца. То есть, по Фрейду, получается, кастрационный комплекс девочки формирует позитивный Эдипов комплекс, при этом с некоторым запаздыванием относительно мальчика: когда мальчик вследствие угрозы кастрации отказывается от матери и выходит из эдиповой стадии развития, девочка вследствие обнаружения собственной "кастрированности" только вступает в Эдипов комплекс.

«Эдипов комплекс девочки является гораздо более односторонним, нежели Эдипов комплекс маленького обладателя пениса…. [У девочки] отказ от пениса происходит не без попытки вознаграждения себя. Девочка переходит символическим путем от пениса к ребенку, ее Эдипов комплекс выражается до сохраняющегося в течение долгого времени желания получить в подарок от отца ребенка, родить ему ребенка.»
(“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд)

Получается, по Фрейду, желание девочки в эдипов период существенно отличается от желания мальчика. Если мальчик «желает свою мать», то для девочки объектом желания, по Фрейду, получается, не сам отец, а только его пенис.

Исходя из этой концепции можно сделать вывод, что для взрослой женщины ребенок является только суррогатом пениса.

Супер-Эго

Как мы уже разобрали в статье Эдипов комплекс у мальчиков, по мнению Фрейда, страх кастрации побуждает мальчика отказаться от инцестуозных притязаний на мать. А как же девочка преодолевает эдипово желание, если ей уже нечего терять? Ведь «нельзя говорить о кастрационной тревоге в настоящем смысле тогда, когда кастрация уже совершена» (“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд).

В этой связи, Фрейд вспоминает просто наказание, которое "забыл" упомянуть в качестве меры воспитания мальчиков.

«Маленькая девочка, которая считает себя любимицей, предпочитаемой отцом, должна пережить однажды строгое наказание, наложенное отцом, и чувствовать себя сброшенной с небес.»
(“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд)

Преодолению Эдипова комплекса у девочки способствуют все другие факторы воспитания, которые Фрейд отнес к второстепенным в преодолении Эдипова комплекса у мальчика. Разница заключается в эффективности, потому что, только страх кастрации, по мнению Фрейда, «становится самой мощной движущей силой дальнейшего развития» (“Введение в психоанализ”).

«С устранением страха кастрации отпадает и весьма веский мотив для образования Супер-Эго… Эти изменения ‒ гораздо больше, чем у мальчиков, ‒ являются результатом воспитания, внешнего запугивания, угроз утраты родительской любви
(“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд)

«В этих условиях должно пострадать образование Супер-Эго, оно не сможет достичь той силы и независимости, которые и придают ему культурное значение»
(“Введение в психоанализ”. Фрейд)

«Я говорю об этом неохотно, но не могу отделаться от мысли, что нормальный уровень нравственности у женщины ‒ иной. Супер-Эго никогда не будет столь неумолимо, столь безлично и столь независимо от своих аффективных источников, как мы этого требуем от мужчины. Характерные черты, которые критика издавна ставила в упрек женщине, что она менее способна испытывать чувство справедливости, нежели мужчина, что она менее способна подчиняться настойчивым жизненным необходимостям, что она в своих решениях чаще руководствуется нежными и враждебными чувствами ‒ эти характерные черты находят себе достаточное обоснование в вышеприведенной модификации образования Супер-Эго женщины»
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

Кастрационный комплекс у взрослых женщин

Кастрационный комплекс является причиной формирования Эдипова комплекса у девочки, но получается, что для девочки первостепенное значение играет не собственно эдипальная конкуренция в любовном треугольнике, как описывает Фрейд в случае мальчика, а вполне конкретное желание заполучить пенис. С этой "потерей", по мнению Фрейда, многие (если не все) женщины не могут смириться всю свою жизнь.

«…Анализ может показать, что в бессознательном оно осталось и сохранило значительный запас энергии. Желание все таки получить, в конце концов, долгожданный пенис может способствовать возникновению мотивов, которые приведут зрелую женщину к психоанализу…»
(“Введение в психоанализ”. Фрейд)

К психоанализу, который окажется «бесконечным», как было цитировано выше.

Такой "дефект" влечет за собой серьезные последствия для самооценки женщины:

«После того, как девочка преодолевает первую попытку объяснить отсутствие у нее пениса понесенным ею лично наказанием и узнает об общераспространенности этого характерного полового признака, она начинает разделять пренебрежение мужчины к полу, имеющему дефект в столь важной части организма…”
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

Стыдом в связи с «дефектом в столь важной части организма» Фрейд объясняет стыдливость женщин. Даже изобретение ткачества Фрейд приписывает женщинам, объясняя это их стремлением скрыть волосами на лобке упомянутый "дефект" (“Введение в психоанализ”).

По мнению Фрейда женщины более нарциссичны, чем мужчины, «так что быть любимой для женщины ‒ более сильная потребность, чем любить. В физическом тщеславии женщины все еще сказывается действие зависти к пенису, поскольку свои прелести она тем более высоко ценит, что они представляются ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность« (там же).

В связи с отсутствием известного органа, по мнению Фрейда, «зависть и ревность играют еще большую роль в душевной жизни женщины, чем у мужчины. Не то чтобы эти качества отсутствовали у мужчин или они не имели бы у женщины никакого другого корня, кроме зависти к пенису, которой мы склонны приписывать большее значение для женщин.» (там же).

Нежность женщины Фрейд тоже связывает с кастрационным комплексом. «Незначительное участие садистского компонента в сексуальном влечении (что следует, конечно, поставить в связь с утратой пениса) облегчает превращение непосредственных сексуальных стремлений в нежные, заторможенные в смысле достижения цели стремления» (“Гибель Эдипова комплекса”). Здесь Фрейд подразумевает психологическую защиту превращение в противоположное: злость, связанная с "утратой" пениса превращается в нежность, обусловленную пассивностью женщины вследствие указанной "утраты". Грубо говоря, "кастрированной" женщине все что остается ‒ это быть нежной.

И социальные интересы у женщин слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин. (“Введение в психоанализ“)

Отсутствие пениса у женщины, по мнению Фрейда, имеет далеко идущие последствия не только для нее самой, но и для мужчин:

«Известно также, насколько большая доля унижения женщины, жуткого чувства перед ней, предрасположения к гомосексуальности проистекает из окончательного убеждения в отсутствии пениса у женщины.”
(“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд)

Так Фрейд объясняет формирование мужского гомосексуализма, как страха и ужаса перед "фактом" существования кастрации. В результате отрицается возможность кастрации, и один из мужчин в гомосексуальной паре принимает на себя роль фаллической женщины.

Кажется, что можно сделать вывод, основываясь на этой концепции Фрейда о кастрационном комплексе, что маскулинность и патриархальность культуры является исключительным следствием «явившегося, в конце концов, убеждения в отсутствии пениса у женщины» (“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд).

::

«Это все, что я хотел вам сказать о женственности. Разумеется, все это неполно и фрагментарно, да и не всегда приятно звучит. Не забывайте, что мы описали женщину лишь в той мере, в какой ее сущность определяется ее сексуальной функцией. Это влияние заходит, правда, очень далеко, но мы имеем в виду, что отдельная женщина все равно может быть человеческим существом.”

Так Фрейд завершает тридцать третью лекцию “Введения в психоанализ” Нового цикла, посвященную женской сексуальности, опубликованную в 1933 г, которая подытоживает результаты всех его исследований по проблематике психосексуального развития девочки.

::

Эта концепция Фрейда о психическом развитии девочки и кастрационном комплексе у женщин является логическим завершением его концепции о кастрационном комплексе у мальчиков, краеугольном камне классического психоанализа. Складывается такое впечатление, как будто Фрейду было некуда деваться: введя понятие примата фаллоса у мальчиков, он был вынужден логически прийти к параллелям примата фаллоса у девочек, не обращая внимания на абсурдный параллелогизм своих выводов. Но, учитывая тот полет фантазии, который продемонстрировал Фрейд в описании кастрационного комплекса у взрослых женщин, приходится согласиться с Фроммом, что этот «комплекс немыслимых вещей заключался в буржуазной и авторитарнопатриархальной установке Фрейда» (“Величие и ограниченность теории Фрейда”). Возможно, не последнее значение в его пренебрежительном отношении к женщинам сыграло разочарование Фрейда в его жене, некогда горячо любимой невесте. (Или может наоборот?)

Надо заметить, что фаллоцентризм и, даже, пенис-центризм, описанный Фрейдом, ‒ правда, встречается у мужчин, и женский кастрационный комплекс тоже не является редкостью (чему будут посвящены другие мои статьи). Поэтому жаль, что этот «комплекс немыслимых вещей» стыдливо опускается во всех учебниках и словарях по психоанализу, а работа Фрейда “О женской сексуальности” (1931) до сих пор не опубликована в рунете. Ведь чтобы лучше понимать современный психоанализ ‒ нужно знать историю развития психоаналитической мысли!

::

Первые подробные рассуждения об Эдипове комплексе впервые встречаются в эпохальной работе Зигмунда Фрейда “Толкование сновидений” (1899). На первой странице книги рукой автора написано: «Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено». Будто бы, при публикации этой работы, автор, сомневаясь в верности своих концепций, предварил книгу изречением, дающим ему право на ошибку. Думаю, что и у моего читателя осталось ощущение сомнения в полноте и последовательности теории Эдипова комплекса с точки зрения классического психоанализа. Является ли эта концепция ошибочной или неполной?

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(4 голоса, в среднем: 5 из 5)

Читайте далее Эдипов комплекс: взгляд на родителей >>>




© 2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


примечания

Наполеон говорил: «География ‒ это судьба». География определяет ход истории, география позволяет государству проводить ту или иную политику.

назад
  
  

«У мальчиков эта [фаллическая] фаза, как известно, характеризуется тем, что он умеет доставлять себе наслаждение с помощью своего маленького пениса, связывая его возбужденное состояние со своими представлениями о половых сношениях. То же самое делает девочка со своим еще более маленьким клитором. Кажется, что все онанистические акты происходят у нее с этим эквивалентом пениса, а собственно женское влагалище остается еще не открытым для обоих полов. Правда, есть отдельные свидетельства о ранних вагинальных ощущениях, но их трудно отличить от анальных или от ощущений преддверия влагалища; они ни в каком отношении не могут играть большой роли. Мы смеем настаивать на том, что в фаллической фазе девочки ведущей эрогенной зоной является клитор
(“Введение в психоанализ”. Фрейд)

назад
  
  

«Если окинуть взглядом весь ряд мотивировок отхода от матери, которые выявляет анализ: что она не оснастила девочку единственно правильными гениталиями, что она недостаточно ее кормила, заставляла делиться материнской любовью с другими, что она так никогда и не исполнила всех ожиданий любви, и, наконец, что сначала она побудила девочку заняться сексуальной деятельностью [в результате гигиенических процедур], а затем запретила [мастурбировать], ‒ то все они окажутся недостаточными для оправдания конечной враждебности. […] Возможно, получается так, что привязанность к матери должна исчезнуть как раз потому, что она является первой и столь интенсивной… и потому она терпит крушение от неминуемых разочарований и накопленных поводов к агрессии.»
(“О женской сексуальности ”. Фрейд)

«В пику этой попытке объяснения тотчас встает вопрос: почему же мальчикам удается спокойно придерживаться своей, несомненно, не менее интенсивной привязанности к матери? Также быстро готов ответ: потому что им удается покончить со своей амбивалентностью к матери, поместив все свои враждебные чувства в отца. Но,… вообще более осмотрительно будет признаться, что эти процессы, с которыми мы только что познакомились, пока еще далеко не ясны.»
(там же)

назад
  
  

«…С переходом к женственности клитор совсем или частично уступает влагалищу свою чувствительность, а следовательно, и значение. И это одна из двух проблем, которые предстоит решать женскому развитию, в то время как более счастливый мужчина ко времени половой зрелости должен только продолжать то, чему он предварительно научился в период раннего сексуального созревания.»
(“Введение в психоанализ”. Фрейд)

назад
  
  

Эту концепцию чаще называют фаллоцентризмом, в соответствии с фаллической стадией развития, в результате которой развивается кастрационный комплекс. Но Фрейд, хотя и ввел понятие фаллической стадии, если Вы обратили внимание, чаще использует, все же, термин пенис, видимо, подчеркивая этим именно биологическую подоплеку страстей, связанных с кастрацией. Фаллос ‒ греческое слово, а пенис ‒ латинское. Фаллос ассоциируется с мифологией, а пенис ‒ с биологией. Это называют биологизаторским подходом Фрейда, на котором настаивают многие его последователи, при этом, почему-то, предпочитая использовать термин фаллос.

назад
  
  

«Можно предвидеть, что феминисты среди мужчин, но также и наши аналитики-женщины, не согласятся с этими рассуждениями. Они едва ли смогут удержаться от возражения, что такие теории происходят от "комплекса мужественности" мужчины и должны служить тому, чтобы создать теоретическое оправдание его врожденной склонности к принижению и подавлению женщины.»
(“О женской сексуальности”. Фрейд)

назад
  
  

«Со вступлением в фаллическую фазу различия полов полностью отступают на задний план, и мы должны признать, что маленькая девочка ‒ это как бы маленький мужчина
(“Введение в психоанализ”. Фрейд)

назад
  
  

Сегодня в России подавляющее число психоаналитиков ‒ это женщины. Может быть, потому кляйнианский психоанализ самый популярный в России сегодня?

назад
  
  

Это не зависит от того, вскармливается ли ребенок соской ‒ по мнению Кляйн, знание о груди, пенисе и деторождении является врожденным и бессознательно влияет уже в младенческом возрасте (по аналогии с первофантазиями по Фрейду).

назад
  
  

Именно потому, что девочки изначально имеют гомосексуальный опыт отношений с матерью, женщины, в отличие от мужчин, относятся более терпимо к гомосексуализму. Для мужчин же гомосексуализм подразумевает отказ от мужественности и угрозу потери мужского достоинства, т.к. отец в эдиповом периоде выступал чаще в качестве преследователя, угрожающего кастрацией.

назад
  
  

Вот что Фрейд пишет своей невесте:

«Берегись, моя Принцесса! Когда я приеду, то зацелую тебя до синяков и откормлю так, что ты станешь совсем пухлой. А если ты будешь непослушной, то увидишь, кто из нас двоих сильнее: нежная маленькая девочка, которая плохо ест, или высокий пылкий господин с кокаином в теле.»
(“Жизнь и творения Зигмунда Фрейда”. Джонс)

назад
  
  

Существует еще одна эпохальная работа Зигмунда Фрейда “По ту сторону принципа удовольствия“ (1920), в которой Фрейд вводит другое ключевое понятие психоанализа ‒ инстинкт смерти. Свою работу Фрейд предваряет эпиграфом Фридриха Рюккерта “"Макамы" Харири”: «До чего нельзя долететь, надо дойти хромая», в котором также чувствуются сомнения автора в оправданности предлагаемой теории. Можно ли сделать из этого вывод, что весь психоанализ построен на «хромых» концепциях? Об этом читайте на моем сайте:
Либидо
Инстинкт смерти
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа

назад
  
  






















© 2002-2017 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google


	  


















+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Горевание
: Неизвестное горе (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер


::