::a:: Психоаналитик.Ру: Депрессия (причины возникновения)

:: О страхе наказания, в строгом смысле этого слова, можно говорить только в том случае, если ребенок преодолел страх потери объекта любви и страх потери любви объекта

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Эмоциональная депривация
 
 
Психотоксическое воздействие родителей
 
 
Три основные формы страха
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Компромиссное образование
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивно-компульсивный невроз (Невроз навязчивости)
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

:: Три основные формы страха. Часть 3

                                             

В статье “Торможение, симптом, тревога” Фрейд описывает три основные формы страха, появляющиеся естественным образом в процессе развития ребенка и его воспитания. В предыдущих статьях были описаны его первые две формы: страх потери объекта любви (матери) и страх потери любви объекта (любви матери).

Третьим страхом, появляющимся в процессе развития ребенка, Фрейд называет страх кастрации.

Страх кастрации

По мнению Фрейда, страх кастрации не обязательно связан с соответствующими угрозами со стороны родителей, а генетически запрограммирован. Фрейд считал, что в психике любого человека существуют, так называемые, прафантазии, передающиеся из поколение в поколение филогенетически, возникшие в доисторические времена, когда кастрация в качестве наказания была обычным делом.

По мнению Фрейда, страх кастрации является для мальчика основным мотивом, чтобы отказаться от притязаний на мать, в результате чего разрушается Эдипов комплекс и происходит дальнейшее развитие ребенка (подробнее см. Эдипов комплекс у мальчиков).

У девочки, по мнению Фрейда, совсем другая история. В связи с тем, что у нее нет пениса, она не может бояться кастрации. Поэтому развитие девочки идет исключительно за счет воспитания, которое заключается в угрозе лишиться любви со стороны родителя или в награде в виде любви за хорошее поведение (подробнее см. Эдипов комплекс у девочек). Страх лишиться любви для мальчика, по мнению Фрейда, имеет второстепенное значение в его развитии.

Таким образом получается, по Фрейду, что страх наказания для мальчика – это, прежде всего, страх кастрации, который существует в бессознательном мальчика априори.

Для девочки, получается, что страх наказания – это страх лишиться любви родителя.

Вот как Чарльз Бреннер в своей статье “Роль психического конфликта в душевной жизни” описывает суть страха наказания по Фрейду:

«Для ребенка этого возраста [5-6 лет] морально правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. С моральной точки зрения, неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Пяти- или шестилетнему ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным, и есть правильное. То, что они называют неправильным, есть неправильное… Когда ребенок уверен, что тот или иной из инстинктивных импульсов приведет к родительскому неодобрению в виде изгнания [потери объекта любви], лишения любви либо кастрации, тогда неудовольствие проявляется в форме тревоги. Если же ребенок убежден, что родительское неодобрение и возмездие уже произошло из-за того или иного инстинктивного импульса ребенка, то неудовольствие проявляется в форме депрессивного аффекта. Ожидание родительского неодобрения является тем аспектом функционирования Супер-Эго, который Фрейд назвал страхом наказания»

Страх наказания

Развитие ребенка не может быть обусловлено исключительно страхами. Напротив, ребенок переходит с одного этапа развития на другой в результате преодоления страха, характерного для данного этапа развития.

Ребенок, появляясь на свет, переживает травму рождения. Вскоре он получает опыт обладания матерью – первого объекта любви. Страх возвращения в безобъектное состояние травмы рождения порождает страх потери объекта любви.

Приблизительно к трем годам, благодаря постоянному присутствию матери или лица ее замещающего, ребенок, убедившись, что любимый человек всегда находится поблизости, преодолевает страх потери объекта любви. Но теперь он боится потерять любовь матери или других близких ему людей, когда они выражают недовольство в отношении его поведения.

Если ребенок в процессе своего развития не травмируется чрезмерно страхом потери любви, то он больше не боится потерять любовь родителя. Только в этом случае можно говорить о страхе наказания. То есть когда ребенок не сомневается в любви наказывающего родителя, и не боится ее потерять, а боится только самого наказания.

Таким образом, страх наказания отличается от страха потери любви.

В наиболее благоприятном варианте развития ребенка, преодоление страха потери любви может совпасть с преодолением страха потери объекта любви в три года.

Послушных детей не приходится наказывать – достаточно им сделать строгое замечание. Нет необходимости в наказаниях, потому что они бояться потерять любовь. А непослушных детей приходится наказывать, потому что они уверены в любви своих родителей, и не боятся ее потерять.

Чувство вины

Страх потери объекта любви – это страх возвращения в первоначальное безобъектное состояние травмы рождения. Такой страх вызывает тяжелую депрессию, и даже психоз (сумасшествие).

Страх потери любви вызывает закономерный вывод, что ты недостоин любви, потому что ты плохой. Поэтому потеря любви вызывает чувство стыда.

Страх наказания вызывает чувство вины. В этом случае, в результате проступка, ребенок, который не боится потерять любовь – не чувствует себя плохим, а только виновным в содеянном.

Конечно, формирование чувства вины невозможно без угроз наказаний, к которым даже иногда приходится прибегать (без излишней жесткости). Психически здоровый ребенок – непослушный ребенок. Но для нормального развития ребенка одной безусловной любви недостаточно – это приведет к избалованности, вседозволенности и, как следствие, слабости Эго.

Формирование здорового чувство вины является необходимым условием формирования зрелой личности, интегрированной в социум, и зрелого Супер-Эго, интегрированного в личность.

Зрелое Супер-Эго

В предыдущих статьях был описан процесс формирования раннего Супер-Эго. Такое Супер-Эго формируется в результате страха потери объекта любви или страха потери любви объекта. Это самые страшные страхи для ребенка. Поэтому в неблагоприятных случаях раннее Супер-Эго может носить архаичный и садистичный характер.

В разделе Супер-Эго я описал, в общих чертах, процесс его формирования и значение для человека. Зрелое Супер-Эго является наследником раннего Супер-Эго – но это не просто расширение предписаний, норм и правил, полученных до трех лет предписаниями следующего периода. Если у ребенка существует внутренняя уверенность, что он никогда не потеряет свои объекты любви (пусть это и нереалистично) и никогда не лишится их любви, он начинает следовать предписаниям, воспринятым от объектов любви, не на страх, а на совесть. Мотивом для соблюдения запретов, норм и правил теперь является не страх, а любовь.

В этом случае психоаналитики говорят, что Супер-Эго интегрировано в личность. Так формируются индивидуальные ценности ребенка, которые являются продолжением ценностей его родителей. Это очень длительный и неравномерный процесс, который сопряжен с бунтами и протестами (криз трех лет и подростковый кризис). В благоприятном случае процесс формирования зрелого Супер-Эго завершается к концу подросткового возраста, к 25 годам.

Интегрированные ценности Супер-Эго не вызывают ни интерпсихических конфликтов (бунта против носителей этих ценностей – родителей, воспитателей, учителей, руководителей, государства), ни интрапсихических (внутренних) конфликтов, и обогащаются личными ценностями индивидуума, полученными в процессе собственного развития. В этом смысле конформность является признаком психического здоровья и душевного благополучия. Так формируется мораль, не требующая надзора уголовного преследования (внешнего Супер-Эго).

В неблагоприятном случае интеграция Супер-Эго не происходит никогда.

Невротический конфликт

В статье Принцип удовольствия и избегания неудовольствия я описал суть структурной модели психики человека по Фрейду: Ид является постоянным источником желаний, большая часть которых является запретными, противоречащими идейным содержаниям Супер-Эго. И Эго оказывается между молотом и наковальней: снизу напор желаний со стороны Ид, а сверху – давление запретов со стороны Супер-Эго. Это и называется в психоанализе невротическим конфликтом, который в свою очередь и порождает невроз.

Если ребенок не может преодолеть страх потери любви, его Супер-Эго продолжает носить архаичный характер. Архаичное Супер-Эго подобно садистичныму монстру, живущему внутри; оно оказывается чуждым Эго, потому что его ценности получены не в результате любви, а только в результате страха (идентификации с агрессором). Символом такого архаичного Супер-Эго является ветхозаветный Бог Иегова, жестокий и бескомпромиссный всемогущий высший арбитр.

Конструктивный компромисс между Ид и архаичным Супер-Эго невозможен, поэтому компромиссом такого противостояния становится невроз – когда Эго оказывается зажато между Ид и Супер-Эго (подробнее о неврозе как компромиссном образовании читайте в статье Чарльза Бреннера).

Таким образом, невротический конфликт всегда связан с непреодоленными страхами раннего возраста, которые в психоанализе называют доэдиповыми конфликтами.

Невротическая конформность – это проявление послушания не из любви, а из страха. За таким послушанием стоит подавленная злость и депрессия.

Считается, что в результате чрезмерно строгих наказаний родителями, ребенок приобретает сильное чувство вины. Но если родители жестоки, мне видится сомнительным, чтобы ребенок таких родителей смог оказаться способным преодолеть страх потери любви, потому что этой любви мало или нет вовсе. По моему мнению, в этом случае стыд путают с чувством вины.

В заключение хотелось бы сказать пару слов об авторитарности и авторитетности родителей. Авторитарность связана с подавлением личности ребенка, о чем было подробно написано в статье Агрессия и аутоагрессия. А авторитетность основана на идеализации родителя ребенком, взаимном уважении и любви.

Мазохизм

Моральный мазохизм психологи связывают с получением удовольствия от страданий. Конечно же, невозможно получать удовольствие от душевной боли – это противоречит природе человека.

Мазохизм рождается из любви ребенка к родителю, который неспособен любить своего ребенка. Постоянное отвержение таким родителем своего ребенка фиксирует его на страхе потери любви или даже на страхе потери объекта любви. Ребенок, отвергаемый родителем, испытывает ужас возврата к безобъектному состоянию травмы рождения. Поэтому наказание он воспринимает как проявление любви – только бы не быть покинутым.

Такой сильный страх покинутости формируется не обязательно в результате психической травмы, когда ребенка оставляют с малознакомым ему родственником или госпитализируют, разлучая с матерью. Такой страх возникает в результате хронического дефицита внимания и любви со стороны матери, и когда нет никого рядом с ребенком, кто мог бы взять на себя обязанности матери.

Жесткое обращение с ребенком тоже приводит к мазохизму, но, опять же, не потому, что ребенок получает от этого удовольствие, а потому что страдания ему доставляет человек, которого он любит.

Во взрослом возрасте мазохистическая личность часто находит себе нового мучителя в лице партнера или начальника – это оказывается возможным, потому что унизительное отношение к себе воспринимается естественным, привычным (но это не значит, что желанным). Мазохистическая личность имеет высокую толерантность к душевной боли, приобретенную в детстве, а низкая самооценка не позволяет отстаивать свои права. Мотивом для сохранения таких патологических отношений для мазохистической личности является не получение удовольствия от страданий – а избегание страха быть покинутым и депрессии, связанной с потерей объекта любви. Именно поэтому мазохисты часто находят себе в партнеры самых никчемных и злых людей, которые никому не нужны, кроме них, а значит, их никто не отнимет у них. Все делается для того, чтобы получить "гарантию" не быть покинутым.

::

Этой статьей я завершаю описание основных причин возникновения депрессии. Читайте далее статью, подводящую итог этого цикла.

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(6 голосов, в среднем: 5 из 5)

читайте далее Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа >>>





© 2018 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


примечания

Ранее считалось, что подростковый период заканчивается с наступлением совершеннолетия в 18 лет. Но разве меняется что-то коренным образом в жизни новоявленного совершеннолетнего гражданина? Разве что теперь он может легально пить, курить и жениться, а также может быть призван в армию (где власть родителей сменится властью офицеров). Подросток продолжает быть зависимым от родителей морально и финансово. Только к 25 годам, полностью окончив обучение, приобретя профессиональные навыки, получив работу с соответствующей зарплатой, обретя финансовую независимость и найдя себе партнера по жизни (привязанность к которому станет альтернативой привязанности к родителям), он может считаться отделившимся от родителей (эмансипированным, как говорят психоаналитики). У некоторых индивидов никогда не происходит отделение от родителей, а у других это происходит слишком рано, в результате чего они всю жизнь ищут новых родителей (часто такую роль имитируют преступные авторитеты и лидеры тоталитарных сект). Поэтому, в нашем современном обществе, где образование занимает более 16 лет, средним возрастом окончания подросткового периода следует считать 25 лет.

назад
	

Сексуальный мазохизм, в отличие от морального мазохизма – немного другая история. При сексуальном мазохизме, в самом деле, присутствует удовольствие от моральных и физических страданий, вплоть до оргазма. Некоторые партнеры, не склонные к сексуальному мазохизму, тоже получают удовольствие, когда на них кричат и даже унижают. Удовольствие возможно только в том случае, если есть элемент игры, когда можно сказать "стоп". В этом смысле такой мазохизм – это, скорее, игра в мазохизм.

В случае морального мазохизма психологи считают, что здесь тоже имеет место удовольствие от страданий. Анализ моих пациентов не подтвердил такого взгляда. Думаю, что психологи путают удовольствие с облегчением от того, что удается удержать подле себя партнера, пусть даже ценой моральных и физических страданий (бытового насилия). Как бы ужасающе не выглядели сексуальные игры садо-мазохистов, именно моральный мазохизм – когда человек готов терпеть все, только бы не быть брошенным – является настоящим извращением, потому что за стремлением сохранять отношения стоит не любовь, а страх.

Считается, что мазохизм идет рука об руку с садизмом, что любой мазохист также должен проявлять и садизм в адрес партнера, получая удовольствие от его страданий. Мне здесь тоже видится путаница в понятиях. Моральный мазохист, испытывающий унижение или физическое насилие со стороны партнера, конечно же, испытывает реактивную злость в его адрес (хотя и не чувствует ее, потому что тут же подавляет из страха). Злость аккумулируется в бессознательном, и может возвращаться в адрес обидчика в видоизмененной, часто, изощренной форме, что и принимают за садизм. Но чаще всего эта злость изолируется, в результате чего развивается невроз или депрессия, формируется хроническое психосоматическое заболевание или происходит смещение злости (чаще всего на детей).

назад
	





© 2002-2018 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google
 

	  

































+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт


:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Лекарство от депрессии
: Травма рождения
: Базальная тревога

:: Эмоциональная депривация
: Госпитализм и госпитализация
: Тихие дети: интроверсия и аутизм

:: Психотоксическое воздействие родителей
: Материнская тревожность
: Гиперопека
: Агрессия и аутоагрессия

:: Три основные формы страха
: Страх потери объекта любви
: Страх потери любви объекта
: Страх наказания

:: Депрессия с точки зрения психоанализа
: Причины депрессии
: Лечение депрессии (скоро)

:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Ключевые понятия психоанализа
: Анаклитический и Катексис: парадоксы перевода
: Горевание
: Идентификация с агрессором
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти:
предшественники Фрейда
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Либидо
: Принцип удовольствия

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации
: Окончание школы:
Главное – выбор профессии?

:: Зигмунд Фрейд
: Положение о двух принципах психической деятельности
: Печаль и меланхолия (PDF)

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

::