::a:: Психоаналитик.Ру: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы
(о некоторых отличиях между классическим и современным психоанализом в области работы с сопротивлением психоанализу)

:: Неизвестное горе не дает нам жить полной жизнью, изматывая нас. Это называют депрессией.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Эмоциональная депривация
 
 
Психотоксическое воздействие родителей
 
 
Три основные формы страха
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Извращения
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Компромиссное образование
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивно-компульсивный невроз (Невроз навязчивости)
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
(о некоторых отличиях между классическим и современным психоанализом в области работы с сопротивлением психоанализу)

                                             

Часть 2
Современный психоанализ — психоанализ сопереживания
С кем Вы будете плакать?

Если Лиса, намучавшись депрессией, от которой не помогает ни новопассит, ни паксил, ни более "тяжелые" препараты, пришла к современному психоаналитику, он также, как и классический психоаналитик, предложит говорить Лисе все, что приходит в голову, и будет ее слушать. Лиса будет рассказывать про бессонницу, неприятные ощущения в области солнечного сплетения, как ей сложно сосредоточиться, когда она ловит цыплят, и они ускользают у нее между лап, про ее мужа, лиса, который совсем ее не понимает, и про то, что жизнь проходит зря, и она не знает, зачем живет. Возможно, только через месяц или год лиса случайно упомянет, как в юности она хотела достать виноград, но он ей показался зеленым, и она отказалась от этой затеи.

Опытный современный психоаналитик обратит на это внимание, но не скажет: «Может быть, Вы посчитали его зеленым, потому что не смогли его достать?» – а спросит: «Вы любите виноград?»

Лиса будет в замешательстве, но через минуту она соберется и скажет: «Виноград способствует пищеварению и содержит много микроэлементов и витаминов. Мне мама всегда давала виноград по утрам. Она всегда спрашивала меня: "Правда, вкусно?"»

Я бы снова спросил в ответ: «Правда, вкусно?»

Пройдет еще некоторое время, когда Лиса поймет, что она ненавидела и ненавидит виноград. Выяснится, что ее родители придерживались строгих правил питания, которые они вычитывали в книгах о здоровом питании, пытаясь обезопасить свою дочь от возможных заболеваний. Они свою дочку очень любили, но тревога их была так высока, что им были необходимы какие-нибудь правила, чтобы обезопаситься от этой тревоги, например, заставлять дочь есть по утрам виноград. Если ешь виноград по утрам – все будет хорошо.

Дальнейшее психоаналитическое исследование показало, что родители Лисы не были удачливыми охотниками, и цыплят они ели не часто. Но рядом был заброшенный виноградник, который мог обеспечить какое-никакое пропитание.

Проблема Лисы, как оказалось, заключалась не в конфликте, что она хотела виноград, но не могла его достать, а в амбивалентных (противоречивых) чувствах к ее родителям: с одной стороны, она бессознательно всегда понимала, что ее родители, родив ее, не могли ей обеспечить элементарного, хорошего пропитания, а, с другой стороны, чувствовала, что они заботятся о ней и очень тревожатся за нее, а значит – любят.

Ее отец, не умея и не смея ловить достаточное количество цыплят (и, возможно, жалея эти беззащитные желтые пушистые комочки) не мог научить свою дочь быть ловкой и хитрой охотницей.
Лиса полюбила молодого лиса, похожего на ее отца, доброго и тоже беспомощного. Он чувствовал свою неудачливость, но боялся себе в этом признаться, боясь, что тогда его разлюбит его любимая жена-Лиса. Чтобы спасти свой авторитет, он обвинял ее, что она все время в депрессии и не вдохновляет его на охоту. А она, правда, с трудом вставала по утрам, свет солнышка в окошко ей был не мил – на завтрак ее ждал спелый виноград.

Лиса горько плакала, рассказывая мне, как она ненавидит этот виноград...

* * *

На самом деле, ни одна лиса не приходила ко мне на психоанализ – должен признаться, я выдумал эту историю от начала до конца.

Но психоанализ, правда, часто бывает полон слез. Никто не виноват – и все виноваты. Это всегда верно – если мы говорим о психоанализе депрессии.

Я убежден, если бы родители Лисы смогли сознаться себе и своей дочери в своей несостоятельности (разумно, без самобичевания) и не защищались бы интеллектуализациями о полезности винограда – Лиса смогла бы пережить трагедию своей жизни еще в детстве. Она жила с неизвестным горем до двадцати шести лет, пока не пришла ко мне на прием.
Она каждый день заставляла себя вставать. Она не знала, зачем она живет. Она не знала, хочет ли ребенка, потому что боялась, что он повторит ее судьбу – но боялась тридцатника, за чертой которого, как считается, рожать уже будет поздно. Она не знала, любит ли своего мужа, доброго полного лиса, который сочувствует желтым цыплятам также, как и ее отец – потому что ее чувства к своему мужу были также противоречивы, как и к отцу. Она не делала себе маски для лица из винограда, как ее мать – потому что ее мать, все же, смогла дать ей хорошее образование. Но Лиса и не могла защищаться виноградом от тревоги, как делала ее мать, чтобы жить "спокойно".

Лиса пришла ко мне на первый прием после разговора с ее матерью, которая в очередной раз убеждала свою дочь есть по утрам виноград, который так полезен для пищеварения и улучшает цвет лица. Лиса хотела сказать: «Да, мама», – а сказала: «Ты мне всю жизнь испортила!» Она почувствовала себя тогда очень одиноко. Но осознала она это только, когда я ее спросил: «Правда, вкусно?» Но призналась она мне в этом только через три месяца, когда узнала, что ее муж изменил ей с росомахой.

Жизнь бывает полна невыплаканных слез. Невыплаканные слезы – это неизвестное горе, которое невозможно пережить, потому что оно неизвестно. Часто любовь к своим родителям не дает нам перегоревать свое несчастное детство, потому что нам кажется, что это было бы предательством по отношению к нашим родителям – ведь мы знаем, как они нас любили. Но неизвестное горе не дает нам жить полной жизнью, изматывая нас. Это называют депрессией. Чтобы начать жить – надо оплакать неоплаканное. С кем Вы будете плакать для того, чтобы начать жить?..

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(28 голосов, в среднем: 5 из 5)

конец


Если Вас интересует тема депрессии, читайте также:

Депрессия: взгляд со стороны
 
Депрессия: взгляд изнутри






© 2009 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


© 2002-2018 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google
 

	  

+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт


:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Лекарство от депрессии
: Травма рождения
: Базальная тревога

:: Эмоциональная депривация
: Госпитализм и госпитализация
: Тихие дети: интроверсия и аутизм

:: Психотоксическое воздействие родителей
: Материнская тревожность
: Гиперопека
: Агрессия и аутоагрессия

:: Три основные формы страха
: Страх потери объекта любви
: Страх потери любви объекта
: Страх наказания

:: Депрессия с точки зрения психоанализа
: Причины депрессии
: Лечение депрессии (скоро)

:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Ключевые понятия психоанализа
: Анаклитический и Катексис: парадоксы перевода
: Горевание
: Идентификация с агрессором
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти:
предшественники Фрейда
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Либидо
: Принцип удовольствия

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации
: Окончание школы:
Главное – выбор профессии?

:: Зигмунд Фрейд
: Положение о двух принципах психической деятельности
: Печаль и меланхолия (PDF)

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

::