::a:: Психоаналитик.Ру: Ключевые понятия психоанализа

:: Зигмунд Фрейд не первым занялся разработкой влечения человека к агрессивности, но его концепция инстинкта смерти сильно отличается от воззрений Вильгельма Штекеля, Сабины Шпильрейн и Карла Юнга



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Инстинкт смерти. Часть 1:
Предшественники Зигмунда Фрейда в разработке концепции инстинкта смерти

                                             

В 1911 году вышла в свет книга Вильгельма ШтекеляЯзык сновидений”. В этой книге, на основании анализа 594 сновидений, Штекель развивает концепцию биполярности. Он ее связывает с понятием амбивалентности, разработанным Эйгеном Блейлером. Идея Штекеля заключается в том, что ни одна эмоция или мысль не может существовать без того, чтобы в то же время в момент своего создания в психике человека не вызывать свою противоположность, этакий аналог вещества и антивещества в астрономии, или воплощение закона Гегеля о единстве и борьбе противоположностей. Эмоции и мысли, по Штекелю, встречаются только в противоположных парах, любовь и ненависть, жизнь и смерть, садизм и мазохизм, гетеросексуальность и гомосексуальность, и никогда не могут быть психологически представлены сами по себе. Штекель детально не теоретизировал об инстинкте смерти, но описывал его только в концепции биполярности. Сексуальность для Штекеля является выражением желания жить или воли к жизни (как у Шопенгауэра). Эта воля к жизни выступает против угрозы, представляемой смертью, а также против подавленного желания дезинтеграции в смерти, (точно так же как у Фрейда, см. далее). Из этого следует, что психологическая репрезентация воли к жизни не может происходить без одновременной воли к смерти. Для Штекеля, страх – это всегда страх смерти и только страх смерти, как бы он не выражался.

::

В 1912 году Сабина Шпильрейн опубликовала статью “Деструкция как причина становления”. Шпильрейн начала свою статью словами: «В моей работе над анализом сексуальных проблем меня особенно интересовал один вопрос: почему это самое могущественное влечение, влечение продолжения рода, наряду с положительными чувствами, которые a priori можно ожидать, содержит отрицательные, такие как – страх, отвращение.». Суть этой статьи проникнута гегелевским законом отрицания отрицаний, что в рождении нового (прежде всего, «огня любви» или ребенка) имплицитно содержится угроза разрушения рождающего (прежде всего, разрушения женщины, о которых она пишет), что может вызывать невротический страх секса. Работа богато иллюстрирована мифологическими сюжетами, демонстрирующими закон Гегеля о единстве и борьбе противоположностей в продолжение идеи Штекеля о биполярности, о неизменном единстве сосуществования жизни и смерти. «Никакое изменение не может проходить без уничтожения старого состояния. ...соответственно биологическим фактам и влечение размножения психологически также состоит из двух антагонистических компонентов и, следовательно, в равной мере является влечением становления и влечением разрушения — так заканчивает свою статью Сабина Шпильрейн. Для Шпильрейн, влечение разрушения – это, прежде всего, мифическая преграда для неумолимого влечения к жизни посредством влечения к продолжению рода, который может быть только на время заторможен страхом саморазрушения.

::

В след за Сабиной Шпильрейн в том же 1912 году Карл Юнг издал свою книгу “Либидо, его метаморфозы и символы”. Книга построена вокруг анализа сновидений некой мисс Миллер. В этой книге Юнг анализирует множество символов из мифологии и религии, проводя параллели с психологией человека. Юнг, развивая свою знаменитую концепцию коллективного бессознательного, также иллюстрируя гегелевский закон о единстве и борьбе противоположностей. К четвертой главе “Борьба за освобождение от матери” вырисовывается основная идея книги: «...человек не может без существенного вреда для своего духовного здоровья слишком долго пребывать в инфантильной среде, т.е. в лоне семьи. Жизнь властно зовет его выйти наружу и начать самостоятельную жизнь; и тот, кто не следует этому суровому призыву – из ребяческой ли любви к удобству, или же из робости, тому угрожает опасность невроза Далее Юнг, анализируя сон мисс Миллер, размышляет о символе проникновения стрелы, он упоминает явный сексуальный характер этого символа, что соответствует символике психоанализа Фрейда, но делает совершенно противоположный вывод, который мог бы сделать сам Фрейд: «Дело в том, что желание полового акта, рассмотренное под этим аспектом, не что иное, как символ для самостоятельного, отдельного от родителей активного проявления либидо, символ для завоевания самостоятельной жизни. Но этот шаг на пути к новой жизни есть одновременно и смерть для жизни предыдущей Далее Юнг в следующей, последней, главе “Жертва” резюмирует: «Мир возникает тогда, когда человек его открывает. Он же открывает его, пожертвовав матерью, т.е. освободившись от бессознательного тумана, обволакивающего его в матери. ...тут должна произойти замена матери миром». Для Юнга, влечение к смерти, это, скорее, влечение к смерти матери в душе ее взрослого ребенка и смерти прошлой, зависимой от родителей жизни, – необходимая жертва для индивидуации, которая может быть заторможена страхом собственного разрушения в связи с этим отделением (страх сепарации и эмансипации). Индивидуация стала основной темой для работ Юнга на ближайшие десятилетия и центральным термином в созданной им после выхода из психоаналитического общества аналитической психологии.

 

О разработке концепции инстинкта смерти Зигмундом Фрейдом читайте далее >>>
 
 
читайте также:
 
Принцип удовольствия и избегания неудовольствия
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни
 


 
			
			





примечания

Вильгельм Штекель – ученик Зигмунда Фрейда, сыгравший огромное значение в популяризации идей психоанализа. Именно таланту публициста Штекеля психоанализ должен быть обязан своему быстрому распространению по Европе. Но, как и со многими из своих учеников, Фрейд рассорился с ним из-за разногласий по поводу сексуальности. Штекель настаивал на примате гомосексуальности, с чем Фрейд не мог согласиться. Поводом к полной размолвке со Штекелем, произошедшей в 1912 году, послужила борьба Штекеля за власть, который, судя по всему, хотел себя видеть президентом Международной психоаналитической ассоциации, вопреки намерению Фрейда утвердить на этой должности пожизненно Карла Юнга, с которым он тоже позднее рассорился.

назад
	
	

Эйген Блейлер – швейцарский психиатр, известный исследованиями шизофрении и введением термина амбивалентность (одновременных позитивных и негативных чувств к одному субъекту), как основы шизоидного внутреннего конфликта. Позднее амбивалентность была обнаружена и в невротическом конфликте, а невротические конфликты обнаружили в, так называемых, "нормальных" состояниях психики. А для психозов (шизофрении, в частности), а также пограничных расстройств стали использовать понятие расщепление, суть которого несколько отличается.
В свое время Блейлер был единственным психиатром, признавшим учение Фрейда. Но, прежде всего, он известен как директор психиатрической клиники, в которой начал свою практику Карл Юнг и лечилась Сабина Шпильрейн (см. далее).

назад
	
	

Сабина Шпильрейн, уроженка Ростова-на-Дону, первая пациентка Карла Юнга, которую он лечил с помощью психоаналитического метода Фрейда, которая в последствие работала его ассистенткой в психологической лаборатории в клинике Блейлера и, получив медицинское образование, стала достаточно известным психоаналитиком.

О ее романе с Юнгом в 2011 году был снят скандально известный фильм “Опасный метод”, в котором Сабина и Юнг представлены этакими сексуальными садомазохистами. Надо заметить, что снятый ранее, в 2002 году, фильм “Сабина” иллюстрирует значительное более мягкое развитее событий, происходящих в отношениях фройлен Шпильрейн и доктором Юнгом, но, все же, остается достаточно вольным изложением исторических фактов. По версии же Валерия Лейбина, отечественного историка классического психоанализа, описанной в его книге “Сабина Шпильрейн: Между молотом и наковальней”, вышедшей в 2008 году, Сабина так и не стала любовницей Юнга. Читая это художественно-публицистическое произведение, изобилующее цитатами из писем переписки Юнга с Фрейдом и дневников самой Сабины Шпильрейн, невольно, опять начинаешь недоверчиво относиться к историчности экранизаций.

Исходя из дневников самой Сабины, у нее с Юнгом, в самом деле, был весьма бурный роман, но в своих дневниках она только упоминает о «близких эротических отношениях, которые воплотились однажды во время нашего обычного рандеву». Больше нет никаких документальных подробностей, ни у Сабины, ни у Юнга. Далее каждый фантазирует в соответствии со своими бессознательными склонностями.

назад
	
	

Вполне возможно, что Сабина пишет, в том числе, и про себя, возможно, именно страх перед сексом не позволил Сабине вступить в интимные отношения с Юнгом или продолжить их.

назад
	
	

Эта работа Сабины была написана явно под влиянием идей Юнга об использовании анализа мифов для лучшего понимания общих законов устройства психики человека, позднее воплотившихся в его учение об архетипах и коллективном бессознательном (основных идеях его учения), и даже стиль статьи Сабины Шпильрейн весьма напоминает экспрессивный стиль изложения самого Карла Юнга.

назад
	
	

В своих дневниках Сабина много раз упоминает, как она хотела бы родить ребенка от Юнга. Она родила двоих детей от другого мужчины, за которым была замужем, но их брак нельзя назвать достаточно счастливым.

назад
	
	

Юнг в письме к Сабине о ее статье “Деструкция как причина становления” написал: «Эта необыкновенно умная статья содержит великолепные мысли, первенство которых я охотно признаю... Никто не должен думать, будто Вы заимствуете мои мысли... Возможно, я сам заимствую кое-что у Вас; верно, я ненароком впитал в себя частицу Вашей души, а Вы – моей.» Но в своих “Метаморфозах” на эту статью Шпильрейн он не сделал ни одной ссылки.

назад
	
	

Изданием этой книги начинается разрыв Юнга с Фрейдом, и Юнг выходит из лона семьи психоаналитиков. Это было связано с тем, что Фрейд настаивал на исключительно сексуальной природе невроза и выводил его причину из вытесненных инцестуозных влечений, когда Юнг не стал фиксироваться лишь на сексуальном аспекте, а обрисовал более широкую причину – необходимость общей, моральной, психологической независимости от родителей и, прежде всего, матери.

назад