::a:: Психоаналитик.Ру Как работает психоанализ

:: Благодаря психоанализу удалось установить, что хотя и можно забыть травматические события жизни, но чувства, связанные с этими событиями, если их не удалось пережить, могут мучить нас всю жизнь

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Опийный мак
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Другие статьи
 
 
Полезные ссылки
 

 

:: Пережить, чтобы забыть

                                             

Разочаровавшись в директивном гипнозе, Фрейд стал практиковать катартический метод Бройера (см. предыдущую статью), что позволило сделать некоторые теоретические выводы. Вот что пишет по этому поводу сам Фрейд:

Мы можем все, что узнали до сих пор выразить в формуле: наши истерические больные страдают воспоминаниями. Их симптомы являются остатками и символом воспоминаний об известных (травматических) переживаниях. Сравнение с другими символами воспоминаний в других областях, пожалуй, позволит нам глубже проникнуть в эту символику. Ведь памятники и монументы, которыми мы украшаем наши города, представляют собой такие же символы воспоминаний. Когда вы гуляете по Лондону, то вы можете видеть невдалеке от одного из громадных вокзалов богато разукрашенную колонну в готическом стиле, Чаринг-Кросс. Один из древних королей династии Плантагенетов в XIII столетии, когда препровождал тело своей любимой королевы Элеоноры в Вестминстер, воздвигал готический крест на каждой из остановок, где опускали на землю гроб, и Чаринг-Кросс представляет собой последний из тех памятников, которые должны были сохранить воспоминание об этом печальном шествии. В другом месте города, недалеко от Лондон-Бридж, вы видите более современную, ввысь уходящую колонну, которую коротко называют Монумент. Она должна служить напоминанием о великом пожаре, который в 1666г. уничтожил большую часть города, начавшись недалеко от того места, где стоит этот монумент. Эти памятники служат символами воспоминаний, как истерические симптомы; в этом отношении сравнение вполне законно. Но что вы скажете о таком лондонском жителе, который и теперь бы стоял с печалью перед памятником погребения королевы Элеоноры вместо того, чтобы бежать по своим делам в той спешке, которая требуется современными условиями работы, или вместо того, чтобы наслаждаться со своей собственной юной и прекрасной королевой сердца? Или о другом, который перед Монументом будет оплакивать пожар своего любимого города, который с тех пор давно уже выстроен вновь в еще более блестящем виде? Подобно этим двум непрактичным лондонцам ведут себя все истерики и невротики, не только потому, что они вспоминают давно прошедшие болезненные переживания, но и потому, что они аффективно привязаны к ним; они не могут отделаться от прошедшего и ради него оставляют без внимания действительность и настоящее. Такая фиксация душевной жизни на патогенных травмах представляет собой одну из важнейших характерных черт невроза, имеющих большое практические значение.

(Зигмунд Фрейд. "Пять лекций о психоанализе")

Психоанализ родился в результате накопления опыта по лечению больных истерией. Позднее Фрейд смог установить справедливость своих выводов для трех основных неврозов, названных им неврозами перенесения (об этом читайте далее). Современному психоанализу удалось установить всеобщность правила связи подавленных аффектов с симптомами и проблемами в повседневной жизни, распространив это правило на вполне здоровых людей. А сам процесс забывания значимых и эмоционально насыщенных событий жизни без проживания этих эмоций был назван вытеснением.

Современные исследования памяти с помощью гипноза показали, что человек практически ничего не забывает из того, что происходило с ним в жизни. После введения в гипнотический транс люди сообщают поразительные подробности из своей жизни периода самого раннего детства, воспоминания, которые казались забытыми навсегда. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что выражение "стереть из памяти" не совсем оправданно.

Человеческая память устроена таким образом, что мы многое забываем, но забытое, порой, надежно храниться в части памяти, куда у нас нет произвольного доступа. Большая часть нашей жизни наполнена малозначительными для нас эпизодами, и мы о них достаточно быстро забываем, потому что они для нас не представляют ценности. Значимые события жизни мы помним всю жизнь. Конечно, значимыми для нас являются не только биографические события, так сказать, судьбоносные вехи, годовщины которых потом мы отмечаем. Порой мы помним всю жизнь о каких-то, казалось бы, малозначительных случаях. Среди важных событий и, казалось бы, пустяковых происшествий есть и такие, о которых хотелось бы забыть, что часто почему-то не удается. Нередко ко мне обращаются с просьбой помочь именно забыть что-то или даже "стереть" из памяти целые годы жизни. Ведь у каждого из нас бывают такие периоды, воспоминание о которых доставляют нам страдания. Но "забыть", как удалось установить психоанализу - это не то же самое, что "придать забвению".

Все дело в том, что события для нас являются значимыми исключительно с субъективной точки зрения, т.е. это связно с нашим отношением, а значит нашими чувствами. Значимым является событие, вызвавшее сильные переживания. На самом деле, нас мучают не воспоминания, а связанные с ними острые, порой непереносимые чувства.

Но, оказывается, несмотря на то, что если мы забываем то, что с нами происходило - это еще не означает, что чувства с этим связанные канут в Лету, и все будет предано забвению. Сильные чувства, как удалось установить с помощью психоанализа, подчиняются закону сохранения энергии, которая, как известно, не может возникать ниоткуда и исчезать в никуда. Сильные чувства, связанные с травматическими событиями жизни, продолжают существовать даже в том случае, если эти события давно забыты. Теперь, оказавшись несвязанными, оторванными от этих событий, эти чувства могут восприниматься как беспричинная тоска или даже депрессия, они могут превращаться в невротические симптомы и даже симптомы самой настоящей физической болезни. Событие может быть давно забытым, но переживания с ним связанные могут заявлять о себе в изнурительной бессоннице или мучительных болях в сердце в течение всей жизни.

Всем известно, что заболевания желудка являются следствием сильных переживаний. Важно отметить, что в русском языке есть такое образное выражение: "Не могу это переварить" - когда говорят о невозможности пережить что-то. Также известны выражения: "Это не укладывается в голове" или "Как обухом по голове" - и мы знаем, что причиной инсульта является сильное эмоциональное потрясение, и тогда говорят: "Его хватил удар". И конечно, все мы чувствуем сердцем, и нам известно образное выражение "Сердце прямо остановилось" и, конечно, нам известны причины инфарктов когда, как говорят, "Сердце разорвалось". Вот таков он, великий и могучий русский язык, испокон веков, задолго до рождения психоанализа, нам всегда бессознательно были известны причины наших недугов. Остается только вспомнить то, что мы забыли. Вспомнить, чтобы забыть, придав забвению навсегда.

А вот чувства забыть нельзя - чувства можно только пережить (изжить). И тогда нас перестанет мучить то, что казалось невозможным забыть никогда. И если это не удалось сделать самостоятельно, нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью. То, что не удалось пережить одному - проще сделать вдвоем.

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(8 голосов, в среднем: 5 из 5)

далее >>>




© 2004 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


© 2002-2017 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google


	  

+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Горевание
: Неизвестное горе (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер


::