::a:: Психоаналитик.Ру: Депрессия (причины возникновения)

:: Тревожная мать "отравляет" своей тревогой жизнь своего ребенка и тормозит его нормальное развитие. В результате тревоги матери младенец сам испытывает тревогу и отказывается от груди. В связи с тем, что младенец плохо ест, он плохо спит, появляются другие психосоматические проявления. Отставая в развитии, ребенок проигрывает в конкуренции своим сверстникам. В итоге у ребенка развивается депрессия, которая повторится во взрослом возрасте в более тяжелой форме.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Эмоциональная депривация
 
 
Психотоксическое воздействие родителей
 
 
Три основные формы страха
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Компромиссное образование
: Либидо
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивно-компульсивный невроз (Невроз навязчивости)
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

:: Материнская тревожность

                                             
Детство – это нож, всаженный в горло, вытащить его нелегко.
Валери Богран-Шампань
	  

В предыдущей статье мы проанализировали причины формирования интроверсии и аутизма в результате депривации, являющейся результатом нехватки внимания со стороны матери. В этой статье мы проанализируем ситуации, когда мать проявляет к ребенку много внимания, но оно "отравлено" ее собственной тревожностью. Такое воздействие на ребенка психоаналитик Рене Шпиц назвал психотоксическим.

Внутренний мир ребенка строится по образу и подобию внешнего мира, который его окружает. А внешний мир он воспринимает через призму реакций матери. Если мать тревожная – тревожные реакции, соответственно, являются моделью реагирования и для ребенка.

Когда ребенок только начинает бегать, он часто падает. Если падение само по себе не было особенно болезненным, все дети сначала смотрят на мать и ждут ее реакции. Если мать встречным взглядом демонстрирует спокойствие – ребенок спокойно поднимается и бежит дальше. Если мать в панике несется к упавшему ребенку – тот сразу же начинает реветь, делая вывод по реакции матери, что случилось что-то страшное. Испуганный тревожной матерью ребенок не бежит дальше, а плачет – так тревожная мать лишает его возможности бежать дальше и в символическом смысле, ограждая его от жизненных ситуаций, могущих казаться для нее опасными, лишая его этим возможности развиваться и делая из своего ребенка тревожного неудачника.

Такие наблюдения со скамейки в парке позволяют делать выводы, как ребенок использует тревожную реакцию матери в качестве сигнала для запуска собственной тревоги.

Маленькие дети не имеют представления об опасности. Они могут без страха залезать на высокие горки, выбегать на дорогу, засовывать посторонние предметы в электрическую розетку. Для того, чтобы ребенок выжил, его окружение берет на себя ответственность решать за ребенка, что для него опасно, а что нет. И часто это бывает нелегким выбором.

Наблюдения за детьми в Меге тоже могут многое помочь понять. Психически здоровый ребенок трех-пяти лет постоянно куда-то несется, то забегает за прилавок к продавцу, сталкивается с покупателями магазина, иногда мать едва успевает его подхватить, когда он уже готов скатиться кубарем по эскалатору. Мать психически здорового ребенка не ограничивает его в активности, может быть даже, подвергая этим некоторому риску физической травматизации. Зато, он не боится "оторваться" от матери, мир ему кажется безопасным – так формируется базисное доверие к миру (Эрик Эриксон), залог оптимизма и уверенности в себе во взрослой жизни. Тревожный ребенок цепляется за мать в буквальном смысле этого слова, не отходит от матери ни на шаг, прячась за нее. Мир кажется ему полным опасностей – формируется интровертная установка, полная тревог и страхов.

Тревога матери показывает ребенку, что мир потенциально опасен, что от него не стоит ждать ничего хорошего, порождая чувство базальной беспомощности и укрепляя в ребенке базальную тревогу, уже и так возникшую в результате травмы рождения.

Тревога – это ядро для формирования депрессии. И чаще всего депрессия начинает формироваться раньше, чем мы можем себе это представить. Именно детская депрессия дает самые тяжелые проявления депрессии во взрослом возрасте.

Младенческая тревожность

Исследования влияния тревожности матери на формирование тревоги у ребенка начались в 30-е годы прошлого века психоаналитиком Гарри Салливаном с описания механизмов формирования тревоги у младенцев.

Как было описано в предыдущей статье Травма рождения, у младенца нет ни малейшей возможности сделать что-либо для устранения собственной тревоги. Плач младенца является призывом о помощи в надежде быть успокоенным. Однако, при звуках детского плача тревога матери часто сильно возрастает, и она не в состоянии дать своему ребенку адекватный отзывный отклик.

Младенец реагирует на тревогу матери усилением собственной тревоги. В таком "заражении" нет ничего мистического. Не следует думать, что незрелость психики младенца может послужить ему защитой. Младенец обладает некой примитивной способностью чувствовать настроение матери. Подобным образом домашние питомцы чувствуют эмоциональное состояние хозяина, это происходит посредством интонаций и прикосновений, содержательная часть вербального сообщения в этом случае не существенна, гораздо важнее то, как передается это сообщение, и что, на самом деле, передается этим сообщением.

Для объяснения этого феномена Салливан вводит понятие схватывания. Это самая примитивная форма восприятия. Также как младенец успешно схватывает ощущение присутствия соска между губами раньше, чем начинает воспринимать сосок как нечто существующее вне его, протяженное, появляющееся и исчезающее во времени и независимое от его губ – также и эмоциональное состояние матери схватывается младенцем раньше, чем появляется способность дифференцировать эмоции матери и отличать их от собственных переживаний. Изначально, для младенца, сосок груди его матери – это часть его собственного тела. И эмоциональное состояние младенца – это настроение его матери. Несмотря на физическое отделение от матери, младенец продолжает находиться в своей матери в символическом смысле, она является продолжением его, а он – продолжением ее. Психоаналитик Маргарет Малер назвала это симбиозом.

Можно сказать, что восприятие всегда развивается на основе схватывания, этот примитивный процесс всегда предшествует восприятию. И детские эмоциональные переживания постепенно становятся все более соответствующими эмоциональному состоянию матери. Строится внутренний мир ребенка, который является отражением внутреннего мира матери. Если мать полна тревоги, то формирующийся внутренний мир ребенка также полон тревоги.

Испытываемая младенцем тревога, в свою очередь, мешает осуществлению таких действий как сосание и глотание (взрослые это называют комом в горе). Мать видит, что ребенок отказывается брать сосок, отворачивается от него, это еще больше усиливает ее тревогу, что, разумеется, будет способствовать усилению тревоги младенца – порочный круг замкнется. В конце концов, сосок у младенца начинает ассоциироваться с тревогой, и молоко оказывается "отравленным" тревогой матери – ребенок отказывается от груди.

Не обязательно, чтобы тревога матери относилась только к ситуации кормления или самому ребенку. В жизни достаточно стрессов, чтобы тревожная женщина испытала сильную тревогу, которая в свою очередь вызовет тревогу у младенца. Но, в конце концов, тревога младенца проявится в форме неожиданных затруднений процесса кормления.

Систематическое переживание тревоги младенцем в процессе кормления формирует основу воспоминания и предвосхищения (условный рефлекс), вызывающего у малыша тревогу в ситуации кормления уже вне зависимости от тревожного состояния матери или даже, если кормление производит другой человек. Кормление превращается в проблему для ребенка и его родителей, а также для воспитателей детского сада и других лиц, замещающих мать, на многие последующие годы. Такое нарушение пищевого поведения может к подростковому возрасту перерасти в анорексию.

Тревога – это стресс, охватывающий весь организм в целом. Напряжение голода, проблемы с пищеварением и другие психосоматические проявления не дают младенцу проводить достаточное количество времени во сне. Нагромождение неудовлетворенных физиологических потребностей и тревоги вызывает, присущую младенцам, защитную способность впадать в апатию. В состоянии апатии напряжение всех потребностей значительно ослабляется. Ребенок успокаивается. Тревожная мать выдыхает с облегчением. Тихий ребенок – спокойствие матери. Так тревожная мать дает своему ребенку обратную связь, что состояние апатичности ею одобряется (условный рефлекс), формируя депрессивную личность.

Такой младенец, который мало и неохотно ест и плохо и тревожно спит, растет ослабленным, чаще болеет, что вызывает еще большую тревогу матери. В дом постоянно приходят чужие люди в белых халатах с холодными руками, начинаются постоянные медицинские осмотры и манипуляции – жизнь ребенка оказывается полной ужаса и боли.

Ослабленный, измученный, тревожный ребенок проигрывает в конкуренции своим сверстникам, ему приходится уступать, например, отдавать любимую игрушку более сильному и смелому партнеру по игре. Такой ребенок и так подавлен, а проигранные баталии в детской песочнице только способствуют формированию его представления о мире, как опасном и непригодном для жизни месте. Так формируется интроверсия, как бегство от внешнего мира. Список его неудач растет, ребенок становится все более апатичным и депрессивным.

::

В следующей статье мы проанализируем, как тревожная мать продолжает "отравлять" собственной тревогой жизнь своего взрослеющего ребенка, превращаясь в тоталитарную мать, формируя у него нарциссические нарушения личности.

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(13 голосов, в среднем: 5 из 5)

читайте далее Гиперопека >>>





© 2018 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


© 2002-2018 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google
 

	  

+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт


:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Лекарство от депрессии
: Травма рождения
: Базальная тревога

:: Эмоциональная депривация
: Госпитализм и госпитализация
: Тихие дети: интроверсия и аутизм

:: Психотоксическое воздействие родителей
: Материнская тревожность
: Гиперопека
: Агрессия и аутоагрессия

:: Три основные формы страха
: Страх потери объекта любви
: Страх потери любви объекта
: Страх наказания (скоро)

:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Ключевые понятия психоанализа
: Анаклитический и Катексис: парадоксы перевода
: Горевание
: Идентификация с агрессором
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти:
предшественники Фрейда
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Либидо
: Принцип удовольствия

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации
: Окончание школы: Главное – выбор профессии?

:: Зигмунд Фрейд
: Положение о двух принципах психической деятельности
: Печаль и меланхолия (PDF)

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

::