::a:: Психоаналитик.Ру Эдипов комплекс с точки зрения классического психоанализа

:: Эдипов комплекс ‒ ключевое понятие психоанализа, вокруг которого построена вся теория классического психоанализа и всех его современных направлений. Этот цикл статей по теме Эдипова комплекса начинается с изложения точки зрения Фрейда на эту концепцию.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Как работает психоанализ
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Опийный мак
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
E-mail-толкование сновидений
 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Другие статьи
 
 
Полезные ссылки
 

 

:: Эдипов комплекс по Фрейду

                                 
Если младенец на один только миг не замечает матери, то ведет себя так, как будто бы уже никогда больше не сможет увидеть ее.
Зигмунд Фрейд. Торможение, симптом, тревога
	  
	  

Эдипов комплекс ‒ очень сложное и многогранное явление, и более чем за 100 лет существования психоанализа сформировалось много его интерпретаций. Каждая школа психоанализа рассматривает Эдипов комплекс со своей стороны. Рассмотрим, для начала, классический взгляд на Эдипов комплекс, разработанный самим Зигмундом Фрейдом, которого до сих пор придерживается большинство психоаналитиков.

Зарождение Эдипова комплекса

Чрезвычайная привязанность к родителям ‒ специфическая черта человека, выделяющая его среди всех животных, является результатом «длительной детской беспомощности и зависимости человека» (“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд). Мать для младенца ‒ первый объект любви и источник удовлетворения всех его желаний. Первоначально даже не сама мать ‒ а только грудь, т.к. ребенок, обладающий только зарождающейся психикой, еще не способен объять более того, что может обнять.

«…Уже совсем в ранние годы ребенок развивает в отношении матери загрузку объектом, которая исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером выбора объекта по типу нахождения опоры…»
(“Я и оно”. Фрейд)

Младенец "уповает" на мать как на свою единственную опору, без нее он не сможет существовать, и, соответственно, он "рассматривает" ее как свою собственность. Если мать способна уделять достаточно внимания младенцу, то формируется идиллия в диадных отношениях мать-ребенок.

Вейкко Тэхкэ назвал такие отношения между матерью и грудным ребенком идеальной диадой. Нарушение идиллии происходит в результате развития психики ребенка. По мере того, как формируется его психика, ребенок «узнает однажды, что мать лишает его любви и заботливости, направляя их на нового пришельца» (“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд), ‒ отношения становятся триадными. Это вызывает закономерный гнев в адрес нарушителя идиллии и рождение Эдипова комплекса. То есть изначально Эдипов комплекс для детей обоих полов представляет собой любовь к матери и чувство недовольства в адрес нарушителя спокойствия - отца (брата, сестры или других нарушителей). Мать подтверждает чувство превосходства младенца, уделяя ему больше внимания, чем своему мужу, отцу ребенка, что совершенно необходимо на этапе младенчества. И ребенок чувствует себя эдипальным победителем. Но, в более старшем возрасте, ребенок продолжает настаивать на своем исключительном значении для матери, когда отец ребенка тоже претендует на внимание матери ребенка, его жены, что и порождает эдипальный конфликт. Чаще всего этот конфликт разгорается в постели родителей, вот как Фрейд описывает чувства своего маленького пациента Ганса:

«Этот отец стоял у него поперек дороги к маме. В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик. Гансу пришлось испытать, как это хорошо, когда отец находится в отсутствии, и желание устранить отца было у него вполне оправдываемым.»
(“Анализ фобии пятилетнего мальчика”)

Фрейд подчеркивает сексуальную составляющую этого процесса: «Для Ганса, как и для всех детей, лежать в постели с отцом или матерью есть источник эротических возбуждений» (там же). Сексуальность проходит красной нитью через все учение Фрейда о психоанализе.

Полиморфная инфантильная сексуальность

Фрейд относит к сексуальным любые физиологические удовлетворения ребенка: сосание груди, дефекацию и мочеиспускание ‒ все это Фрейд называет полиморфной сексуальностью догенитальной фазы развития. Возраст с двух до пяти лет Фрейд называет расцветом инфантильной сексуальности, что соответствует периоду развития Эдипова комплекса. При этом Фрейд подчеркивает, что мать сама испытывает к ребенку сексуальные чувства:

Зарождение Эдипова комплекса
В. А. Нагорнов. Мать и дитя

«Общение ребенка со своими няньками составляет для него беспрерывный источник сексуального возбуждения и удовлетворения через эрогенные зоны, тем более, что эта нянька ‒ обыкновенно это бывает мать ‒ сама питает к ребенку чувства, исходящие из области ее сексуальной жизни, она ласкает, целует и укачивает его и относится к нему совершенно явно, как к полноценному сексуальному объекту
(“Три очерка по теории сексуальности”)

Фрейд расширил сексуальность до нежности и, вообще любви, или, если выражаться точнее, объявил сексуальное влечение основным жизнеобразующим влечением человека, квинтэссенцией всех его помыслов и интенций, назвав его либидо. Этим Фрейд навлек на психоанализ гнев его противников, обвиняющих его в пансексуализме и сексуализации детского развития. Современные психоаналитики предпочитают прятать концепцию Фрейда о центральной роли сексуальности в развитии ребенка за введенным Фрейдом психологизмом "психосексуальность". При этом Фрейд особо подчеркнул не только роль сексуальности в развитии ребенка, но и то, что «конечное состояние инфантильной сексуальности (приблизительно в пятилетнем возрасте), приближается к окончательному формированию сексуальности у взрослого» (“Инфантильная генитальная организация”). Но из этого не следует делать вывод, что Фрейд считал пятилетнего ребенка половозрелым. Для ребенка сексуальность, все равно, остается инфантильной.

Инфантильная генитальная организация

Рано или поздно ребенок сталкивается с приятными ощущениями в области гениталий, уже вне связи с собственно процессом мочеиспускания, это может быть обусловлено как гигиеническими процедурами, проводимыми воспитателями, так и в результате самостоятельного исследования собственного тела. Прикосновения к гениталиям доставляет ребенку особое наслаждение, побуждая к мастурбации. Так постепенно формируется примат генитальности над полиморфной сексуальностью как основа взрослой сексуальной жизни.

«Если и не достигается настоящего объединения частичных влечений под приматом гениталий, то все же на кульминационном пункте всего хода развития инфантильной сексуальности интерес к гениталиям и пользование ими приобретает господствующее значение, мало уступающее их значению в период половой зрелости
(“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд)

Другим источником интереса для ребенка является тайна деторождения. Естественно, что каждый ребенок рано или поздно задумывается о своем появлении на свет, особенно, если в семье рождаются еще дети. Несмотря на байки про аиста и капусту, из наблюдения за семейными парами, ребенку не трудно сделать вывод, что для рождения ребенка необходимы мужчина и женщина. Ребенок видит, что рождение детей является результатом любви, и у него закономерно появляется желание иметь ребенка с любимым родителем. Здесь уже включается процесс полоролевой идентификации из подражания родителям и другим семейным парам:

«Желание иметь с матерью ребенка всегда присутствует у мальчика, желание иметь ребенка от отца неизменно наличествует у девочки, и это при полной неспособности внести для себя ясность по поводу того, каким путем можно прийти к исполнению этого желания. То, что гениталии должны иметь к этому какое-то отношение, для ребенка, как будто, несомненно, хотя его размышления на этот счет могут заставить его искать суть предполагаемой между родителями интимности и в иного рода отношениях, - например, в том, что они спят вместе, в совместном мочеиспускании и тому подобном…»
(“Ребенка бьют”. Фрейд)

Способ рождения у маленького ребенка тоже порождает много теорий, например, что ребенка вынимают из груди или живота посредством операции, или что он рождается через прямую кишку (теория клоаки, верная для определенных видов животных).

Таким образом, хотя сексуальность ребенка и приближается к сексуальности взрослого, мальчик еще не знает, как использовать свой пенис, а девочка еще не знает о существовании вагины по причине особенностей ее анатомического расположения.

Примат фаллоса и кастрационный комплекс

Воспитателями, так или иначе, подчеркивается запрет на все, что связано с гениталиями, что только подогревает интерес к исследованию в этой области со стороны ребенка. По мнению Фрейда, история мальчика в этом месте расходится с историей девочки.

«В течение этого исследования мальчик приходит к открытию, что пенис не составляет общего достояния всех сходных с ним существ. Толчком к этому служит то, что мальчик случайно заметил, как выглядят гениталии маленькой сестры или подруги. Наблюдательные мальчики уже до того, на основании своих наблюдений при мочеиспускании девочек, видя другое положение и слыша другой шум, начинают подозревать, что здесь имеется что-то другое, и стараются тогда повторить эти наблюдения с целью выяснения положения вещей. Известно, как они реагируют на это отсутствие пениса. Они не приемлют этот недостаток, считают, что все-таки видят орган, маскируют противоречие между наблюдением и своей предвзятостью соображением, что орган еще мал и вырастет, и постепенно приходят к заключению, важному в аффективном отношении, что он по крайней мере имелся и затем его отняли. Отсутствие пениса понимается как результат кастрации, и ребенок стоит перед задачей выяснить отношение кастрации к самому себе.»
(“Инфантильная генитальная организация”)

Мальчик не обнаруживает у девочки такого же полового члена, как у себя, из чего делает вывод, что девочке его отрезали. Раз отрезали девочке - могут отрезать и ему. Так Фрейд объясняет рождение кастрационного страха у мальчика. Все последующее развитие мальчика, вплоть до гибели Эдипова комплекса, по мнению Фрейда, будет сопровождаться страхом кастрации. А что же девочка, каково ее отношение к отличиям в строении гениталий в сравнении с мальчиком, по мнению Фрейда?

«Комплекс кастрации у девочки тоже возникает благодаря тому, что она видит гениталии другого. Она сразу же замечает различие... Она чувствует себя глубоко обделенной, часто дает понять, что ей тоже хотелось бы "иметь такое же", в ней появляется зависть к пенису, которая оставляет неизгладимые следы в ее развитии и формировании характера...»
(“Введение в психоанализ”)

То есть, по мнению Фрейда, девочка считает себя уже кастрированной, и все, что остается девочке ‒ это завидовать мальчику. Зависть к пенису ‒ центральное понятие в концепции Фрейда о кастрационном комплексе у девочки. Это связано, по мнению Фрейда, с тем, что существование вагины для девочки остается тайной в силу ее особенностей анатомического расположения. Это очень важное допущение, на котором строится все дальнейшее построение концепции Эдипова комплекса для девочки в классическом психоанализе (чему будет посвящена специальная статья в этом цикле). Клитор, как считает Фрейд, девочка находит слишком малым, что только разжигает зависть к большому пенису мальчика. Мошонка для мальчика, по мнению Фрейда, тоже не имеет значения, т.к. он не обращает на нее внимания в связи с тем, что только пенис доставляет особое наслаждение при прикосновениях.

По мнению Фрейда для обоих полов значимым оказывается только один орган ‒ пенис (фаллос). То есть, девочка для Фрейда оказалась всего лишь "кастрированным мальчиком".

«Основной характер этой инфантильной генитальной организации составляет одновременно ее отличие от окончательной генитальной организации взрослых. Он заключается в том, что для обоих полов играют роль только одни гениталии, мужские. Существует не примат гениталий, а примат фаллоса»
(“Инфантильная генитальная организация”)

Инфантильная генитальная организация содержит в своей основе примат фаллоса, как для мальчика, так и для девочки. Таким образом Фрейд вводит понятие кастрационного комплекса: для мальчика он заключается в страхе потерять пенис, а все что остается "кастрированной" девочке ‒ это зависть к пенису, которым обладает мальчик. Эта стадия психосексуального развития (с трех до пяти лет), названная Фрейдом фаллической, совпадает с кульминацией Эдипова комплекса.

Все описанное выше относится к, так называемому, прямому или позитивному Эдипову комплексу.

Читайте далее Негативный Эдипов комплекс >>>




© 2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


примечания

Широкому кругу читателей известна только классическая парадигма психоанализа, это связано, прежде всего, с достаточно простым стилем изложения Зигмунда Фрейда (в большинстве своих работ), который, собственно говоря, и ставил своей задачей популяризировать психоанализ. Такие яркие представители современных направлений психоанализа как Хайнц Кохут и Вейкко Тэхкэ вызывают сложности при прочтении даже у подготовленного специалиста, отчего они не очень популярны даже у профессиональных психоаналитиков. Однако, мой читатель может ознакомиться с основными направлениями психоанализа, благодаря книге Петера Куттера “Современный психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов”, которую Вы можете скачать, пройдя по указанной ссылке. Очень жаль, что эта замечательная книга до сих пор не получила достаточного внимания у широкого круга читателей.

Также хочется заметить, что мое изложение концепции Эдипова комплекса в парадигме классического психоанализа приводится в этом цикле статей в том виде, как ее видел Зигмунд Фрейд, разбросав свои мысли по множеству своих работ. Хочется подчеркнуть, что, не смотря на то, как я пишу выше, что широкому читателю известна классическая парадигма психоанализа, многое из нее вычеркнуто популяризаторами психоанализа, что, как им казалось, может шокировать читателя, прежде всего, взгляд Фрейда на психологию женщины.

назад
  
  

Например, детеныши копытных уже через несколько минут после рождения могут встать на ноги и следовать за матерью для получения молока. Хищные млекопитающие, которые считаются более высокоразвитыми, чем травоядные, например, котята и щенята, первые 10 дней глухи и слепы и целиком зависят от заботы матери. У человеческого ребенка период полной беспомощности составляет первые 6 месяцев. Поэтому, ведущий российский психоаналитик Михаил Ромашкевич в своих лекциях многократно подчеркивал, что человек выделяется среди всех млекопитающих тем, что рождается на свет в норме "недоношенным". Поэтому для человеческого детеныша имеют такую важность родители и, прежде всего, мать. Это обусловливает особую привязанность к родителям и формирование Эдипова комплекса. Впрочем, как я напишу в одной из статей цикла Эдипова комплекса, для животных, по крайне мере, для собак, не чужды эдипальные переживания.

  
  

Сегодня все более популярным становится вскармливание младенцев с помощью соски. Соска, конечно, физически оказывается хорошим транспортером молока в ротовую полость младенца. Но даже согретая теплой водой бутылочка с соской не может заменить тепло груди матери и ее тела. Грудь и тело матери ‒ объекты самого раннего взаимодействия младенца, в результате которого формируется здоровое ядро его психики. Тем матерям, которые используют искусственное вскармливание, нужно дополнительно предоставлять младенцу длительный контакт со своим телом. Зрение у младенца еще только формируется, и только через прикосновения он познает мир, определяет, теплый ли он и живой или стеклянный и резиновый. Первые впечатления будут той призмой, сквозь которую он будет смотреть на окружающий мир всю свою жизнь.

назад
  
  

Эту идею Фрейда о груди как исходной точке выбора объекта использовала его последовательница Мелани Кляйн, поставив привязанность ребенка к груди во главу своего учения об объектных отношениях. Как говорила Кляйн, психика ребенка формируется вокруг соска его матери. По мнению же Фрейда, психика ребенка формируется вокруг пениса, о чем Вы узнаете далее.

назад
  
  

"Младенец уповает" и "младенец рассматривает" ‒ не следует эти словосочетания воспринимать так, будто младенец способен мыслить как взрослый. Для младенца мать и он ‒ одно целое. Для отношения младенца к матери более подходит термин симбиоз, введенный Маргарет Маллер. Фрейд называет состояние младенца первичным нарциссизмом и стадией аутоэротизма.

назад
  
  

В “Анализе фобии пятилетнего мальчика” описывается сон Маленького Ганса, которым Фрейд иллюстрирует сексуальное желание пятилетнего мальчика в адрес матери:

«Ночью с 27-го на 28-е Ганс неожиданно для нас в темноте встает со своей кровати и влезает в нашу кровать. Его комната отделена от нашей спальни кабинетом. Мы спрашиваем его, зачем он пришел, не боялся ли он чего-нибудь. Он говорит: “Нет, я это скажу завтра”, засыпает в нашей кровати, и затем уже его относят в его кровать.
На следующее утро я начинаю его усовещивать, чтобы узнать, зачем он ночью пришел к нам. […]
Он: “Ночью в комнате был один большой и другой измятый жираф, и большой поднял крик, потому что я отнял у него измятого. Потом он перестал кричать, а потом я сел на измятого жирафа”.»

Папа долго расспрашивает мальчика, что же могут означать большой и измятый жирафы, объясняя ему, что это нужно для того, чтобы написать "одному профессору" (имеется в виду, Фрейду). Но мальчик не может объяснить отцу значение этих символов: «А ты ему скажи, что я сам этого не знаю, и тогда он не будет спрашивать, а когда он спросит, что такое измятый жираф, пусть он нам напишет, и мы ему ответим или сейчас напишем, что я сам этого не знаю».

Отец мальчика, последователь Фрейда, посещающий его семинары, приходит к следующему выводу:

«Большой жираф ‒ это я (большой пенис ‒ длинная шея), измятый жираф ‒ моя жена (ее половые органы)… Все вместе есть репродукция сцены, повторяющейся в последнее время почти каждое утро. Ганс приходит утром к нам, и моя жена не может удержаться, чтобы не взять его на несколько минут к себе в кровать. Тут я обыкновенно начинаю ее убеждать не делать этого (“большой жираф кричал, потому что я отнял у него измятого”), а она с раздражением мне отвечает, что это бессмысленно, что одна минута не может иметь последствий и т. д. После этого Ганс остается у нее на короткое время (“тогда большой жираф перестал кричать, и тогда я сел на измятого жирафа”).»

назад
  
  

«Мы недавно разбирались подробно в вопросе о том, что сексуальное развитие ребенка прогрессирует до фазы, в которой гениталии принимают на себя уже руководящую роль. Но эти гениталии являются исключительно мужскими, точнее говоря, это ‒ пенис; женские гениталии остаются неоткрытыми
(“Гибель эдипова комплекса”. Фрейд)

назад
  
  

«Она случайно обнаруживает большой, легко заметный пенис у брата или сверстника, распознает его как преувеличенный аналог своего собственного маленького и скрытого органа, и ею овладевает зависть к пенису
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

назад
  
  

«Впрочем, замечательно, в какой малой степени привлекает к себе внимание ребенка другая часть мужских гениталий, мошонка с ее содержимым. Опираясь на анализы, нельзя было бы никогда узнать, что гениталии состоят еще из чего-либо иного, чем пенис.»
(“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд)

Мой опыт психоанализа ряда пациентов показал, что в их подростковом возрасте преобладали шутки, за которыми скрывался страх отсечения именно мошонки. На конференции Московского психоаналитического общества в 2014 был сделан доклад о тестикулярной тревоге (страхе отсечения яичек, тестикул). Известные распространенные выражения «как серпом по яйцам» или «держать (кого-либо) за яйца»; также иллюстрируют именно тестикулярную тревогу, а лестный эпитет «у него стальные яйца» ‒ явно демонстрируют значимость мошонки для мужчины, ровно как такая характеристика мужественной женщины, как «баба с яйцами». Не нужно забывать, что мошонка является источником способности мужчины к оплодотворению, а значит символом фертильности, а пенис, по сути, является только придатком к мошонке. Конечно, это совершенно неизвестно маленькому мальчику, который переоценивает значение именно того органа, который доставляет ему приятные ощущения при прикосновении.

назад
  
  

«На ступени инфантильной генитальной организации хотя и существует мужское, но женского еще нет; противоположность здесь означает: мужские гениталии или кастрированный. Только с окончанием развития во время половой зрелости сексуальная полярность совпадает с мужским и женским..»
(“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд)

назад






















© 2002-2017 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Сайт Психоаналитик.Ру является полным правопреемником сайта Психология для Вас
:: Design © eleusis 2002 by WOweb
:: Google

	  


















+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: К какому виду психотерапии относится психоанализ?
: Как проводится психоанализ?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Как помогает психоанализ?
: А что делает психоаналитик?
: Лечение правдой

:: Психология:
мифы и реальность
: Психиатры и психологи:
в чем разница?
: О страхе сойти с ума
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?
: Психотерапевты и психологи:
в чем разница?

:: Как работает психоанализ
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Депрессия:
взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия:
взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Печаль и меланхолия
: Неизвестное горе (скоро)
:: Лечение депрессией
: Роберт Столороу – современный  психоанализ (скоро)
: Страх перед депрессией (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

:: Скачать
: Зигмунд Фрейд
Печаль и меланхолия

::