::a:: Психоаналитик.Ру библиотека

:: Чарльз Бреннер (Charles Brenner) — всемирно известный американский психоаналитик классического направления, автор многих книг, экс-президент Американской психоаналитической ассоциации и экс-президент Нью-Йоркского психоаналитического общества преподавателей

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Опийный мак
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Другие статьи
 
 
Полезные ссылки
 

 

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
Часть 1 (Влечения)

                                             

Перевод с англ. А. А. Портновой, на русском языке публикуется впервые

Идея душевного, или интрапсихического конфликта, была важной с самого начала развития психоаналитической психопатологии. Я говорю "с начала", но она сохраняет свою важность до настоящего времени.

Сегодня на основании доступных нам теперь данных выясняется, что конфликт не ограничивается психопатологией. Напротив, психический конфликт в столь же большой степени характеризует нормальную психическую жизнь, как и психическое заболевание. События детства неизбежно порождают серьезные психические конфликты, которые имеют значение как для нормального, так и для патологического развития и дальнейшего функционирования личности. Страхи и страдания раннего детства, тревога и депрессивные эмоции, связанные в тот период жизни с инстинктивными желаниями, оставляют неизгладимый след в каждом из нас. Это не означает, что все детство состоит из конфликтов и страданий, в нем также и масса радостей, но оно никогда не было столь радостным, как большинство из нас любит говорить о своем детстве. Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же переживаний в раннем детстве.

Я думаю, что лучше всего будет начать с определения или описания того, что есть психический конфликт как термин, используемый в психоанализе сегодня. Каковы составляющие конфликта и как они взаимодействуют в том, что мы называем конфликтом?

Первым элементом каждого конфликта является инстинктивный импульс (drive derivative), детское инстинктивное желание. Здесь имеется в виду желание приятного удовлетворения либидинозного или агрессивного типа. Поскольку каждое такое детское желание содержит как либидинозные, так и агрессивные элементы, то проще объединить их и просто говорить о желании сексуального удовлетворения, где "сексуальное" подразумевает и либидинозное, и агрессивное одновременно. Обычным желанием такого рода в эдиповом периоде является желание видеть в одном из родителей мужа или жену и избавиться от другого как от соперника. Помните, что эти чувства обращены на определенных маму и папу, не на любых родителей, а на собственных родителей каждого ребенка. Каждый инстинктивный импульс, другими словами, касается определенных фигур в жизни каждого ребенка. Каждое инстинктивное желание уникально и отлично от другого по существенным признакам. Когда мы исследуем свой опыт работы со многими пациентами, то видим черты сходства, достаточно серьезные и далеко идущие, чтобы можно было классифицировать инстинктивный импульс как имеющий отношение к положительному эдипову желанию. Тем не менее, когда кто-либо работает с пациентом, он наблюдает уникальный феномен, специфичный для данного больного. Он специфичен не только вследствие специфичности действующих лиц, персонажей драмы. Он столь же специфичен своими деталями: к примеру, частями тела, которые должны быть стимулированы, или тем, что хочет пациент сделать определенному родителю, или тем, как формировался ребенок, и т.д. Концепция влечения - это обобщение, сделанное на основе исследования желаний множества индивидов, желаний, наблюдаемых с помощью психоаналитического метода. Инстинктивный импульс - это желание или желания одного человека, также наблюдаемые с помощью метода психоанализа.

Либидинозное удовлетворение тесно связано с определенными частями и деятельностью тела, главным образом с тем, что Фрейд называл эрогенными зонами. Удовлетворение агрессивности связано с этими зонами в меньшей степени. Фрейд справедливо подчеркивал, что в сексуальные желания детей включается не только то, что мы называем нормальной сексуальностью у взрослых, но и то, что называется сексуальными перверзиями. Детская сексуальность полиморфна. К эрогенным зонам относятся рот, анус, а также гениталии. Сексуальное поведение и сексуальные желания включают рассматривание, слушание, нюханье, сосание, дефекацию и т.д. С другой стороны, желание ранить, причинять боль, мстить, так же, как и желание быть обиженным и страдать, составляют часть сексуальных желаний детского возраста. Весь спектр садо-мазохистских проявлений в сексуальной жизни имеет своим источником желания раннего детства и конфликты, порожденные ими.

Возвращаясь к нашей главной теме - конфликту, нужно сказать, что первым его компонентом является желание, частично либидинозное и частично агрессивное, направленное на получение приятного удовлетворения. Из анализа и прямого наблюдения предположительно известно, что в первые 18 месяцев жизни основная эрогенная зона - оральная. Примерно с 18 месяцев анальные желания становятся доминирующими, а в три с половиной года в психической жизни занимает свое место стремление к приятной стимуляции гениталий. Важно помнить, что, хотя мы и говорим об оральной, анальной и генитальной фазах детского сексуального развития, но оральные желания не исчезают в 18-месячном возрасте, а анальные, как и оральные, желания не теряют своей важности после трех с половиной лет. Однажды возникнув, желания, связанные с различными эрогенными зонами, сохраняют актуальность на протяжении всей жизни. Желание получить удовольствие от стимуляции оральной и анальной зон продолжает оставаться очень важным в психической жизни четырех- и пятилетних детей, и доказательством тому служат также и конфликты взрослых пациентов. Оральные или анальные фантазии не обязательно являются признаками травмы первых двух лет жизни.

Фрейд утверждал, что психика любого человека функционирует согласно так называемому принципу удовольствия. Все мы, начиная с младенчества, пытаемся получить как можно больше приятного удовлетворения, будь то оральное, анальное, генитальное или любое другое. Человек по сути своей является ищущим удовольствие животным, что неоднократно отмечалось и до Фрейда. Так каким же образом желание удовлетворять инстинктивные импульсы может породить конфликт?

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(5 голосов, в среднем: 4.8 из 5)

далее >>>




© Charles Brenner, M. D.
© перевод с англ. А. А. Портновой, 2000 Институт практической психологии и психоанализа


примечания

Слова либидинозный, либидозный и либидный являются производными термина либидо, синонимами, используемыми в соответствии с личными предпочтениями конкретного переводчика. - А.П.

назад
	
	

Эдипов комплекс — желание видеть в одном из родителей мужа или жену и избавиться от другого как от соперника (Ч. Бреннер). Эдипов комплекс имеет свои явные проявления в возрасте от 2-х с половиной до 5-7 лет (пока его не вытесняет интерес к учебе). Такое определение эдипова комплекса часто вызывает возмущение родителей, предпочитающих видеть в своих детях кастрированных ангелочков, для чего им приходится периодически затыкать своим детям рот (о важности эдиповой стадии развития я уже писал в другом месте). Такое морализаторское воздействие на своего ребенка, по сути, есть ни что иное, как символическая кастрация. - А.П.

назад
	
	

Позитивный (положительный) эдипов комплекс — эдипово влечение, направленное на родителя противоположного пола. Соответственно, негативным (отрицательным) эдиповым комплексом называется предпочтение родителя того же пола. Периодическая смена половых предпочтений у ребенка в процессе нормального прохождения эдипальной стадии развития связана, прежде всего, с периодическим разочарованием то в одном, то в другом родителе, который оказывается отвергающим и фрустрирующим в эдиповых стремлениях ребенка. Но он таким, в норме, и является, в связи с запретом на инцест. (См. также Эдипов комплекс.) - А.П.

назад
	
	

Многие женщины получают большое удовольствие от манипуляций парикмахера. Другие любят, когда их просто расчесывают, делают массаж головы. Это имеет свои истоки в поглаживании отца или матери (см. Негативный эдипов комплекс) по головке девочки. Особое наслаждение от стимуляции волосяного покрова головы испытывают женщины, имеющие сложности с достижением оргазма. Легко догадаться какую эрогенную зону заменил им волосяной покров головы. Возможно, и мужчины посещали бы парикмахера чаще, если бы отказ от длинных волос не являлся бы символической жертвой за сохранение более важной части тела (вспомните Самсона, который имел свою силу в волосах). - А.П.

назад
	
	

Извращения (перверзии или перверcии). Конечно такие детские влечения как рассматривание, слушание, нюханье, сосание, дефекация, которые могут казаться отклонениями с точки зрения взрослых, не являются перверзиями в точном смысле этого слова, потому что они являются, всего лишь, удовлетворениями. Только если произошла фиксация на этих способах удовлетворения, и они замещают генитальные стремления во взрослом возрасте - их следует квалифицировать как извращения, потому что за ними стоит не любовь, а боль и страх. - А.П.

назад
	
	

Об этом я писал в другом месте - А.П.

назад
	
	

Об этом смотрите мою другую статью - А.П.

назад
	
	



© примечания Александра Павлова 2004


:: Публикуется с разрешения администрации Института практической психологии и психоанализа
® Все права защищены. Любая перепечатка и размещение, в том числе в электронном виде, возможна только с письменного разрешения
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google


	  



























+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Горевание
: Неизвестное горе (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер


::