::a:: Психоаналитик.Ру: Эдипов комплекс с точки зрения современного психоанализа

:: Каждый сын хочет превзойти своего отца ‒ для многих отцов это хуже смерти. Тогда Эдипов комплекс сына является его самозащитой против комплекса Хроноса отца.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Эмоциональная депривация
 
 
Психотоксическое воздействие родителей
 
 
Три основные формы страха
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Извращения
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Компромиссное образование
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое нарушение личности
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивно-компульсивный невроз (Невроз навязчивости)
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Страх наказания
: Стыд
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тревога
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормоны счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
Часть 2. Отцеубийство и детоубийство: комплекс Хроноса

                                             
Я тебя породил, я тебя и убью!
Гоголь. Тарас Бульба
	  
	  

В предыдущей статье мы разобрали малоизвестный комплекс Лая, отчетливо показанный в широко известной древнегреческой пьесе Софокла “Царь Эдип”. Эта тема отца, одержимого комплексом страха быть убитым собственным сыном, воспроизводимая в более ранних греческих мифах, широко известна, но недостаточно освещена в психоанализе.

Эти мифы, имеющие более раннее, чем миф об Эдипе, историческое происхождение, символизируют более раннюю стадию развития ребенка ‒ оральную. Характерным страхом для этой стадии является страх пожирания. Одновременно в сюжеты этих мифов также вплетен и более поздний, с точки зрения развития ребенка, страх кастрации, соответствующий фаллической стадии развития ‒ центральный страх Эдипова комплекса по Фрейду.

Хронос, пожирающий своих детей
Гойя. Сатурн, пожирающий своих детей

Уран (небо), ненавидел своих детей, потому что они были ужасны видом, и возвращал их снова в недра земли. Гея (земля), изнемогавшая от бремени, уговорила Хроноса (Сатурн), родившегося последним, кастрировать отца, чтобы прекратить свои страдания. Хронос оскопил отца и стал верховным богом, но боялся предсказания Урана, по которому и его ребенок, рождённый Реей, свергнет своего отца. Поэтому Хронос проглатывал своих детей одного за другим. Рея, нежелавшая лишиться еще одного ребенка, Зевса, подсунула Хроносу вместо него камень. Когда Зевс вырос, он победил своего отца и низверг его в Тартор.
Согласно орфикам, Зевс напоил Хроноса медом, тот заснул, и он кастрировал его.

Если думать об этих событиях не буквально, а символически, как нас учил Фрейд, сын должен превзойти соего отца, убить в символическом смысле. А отец не должен завидовать сыну, тщетно пытаться отстановить время, подвергаясь опасности быть "кастрированным" своим сыном.

Аналитическая психология Юнга, в отличие от психоанализа Фрейда, оказалась более внимательной к этой проблеме. Уоррен Колман упоминает комплекс Хроноса в связи с одним из аспектов архетипа Негативного Великого Отца. Юнгианцы к этому аспекту архетипа, кроме названных персонажей, относят фараона из книги Библии “Исход”, котрый, боясь растущей численности евреев-рабов в своем государстве, приказал убивать всех рожденных у евреев мальчиков, и, конечно, описанное в “Новом завете”, ставшее притчей воязыцах, избиение младенцев царем Иродом, который испугался рождения Царя Иудеского (Иисуса Христа), рожденого в Вифлееме, о котором сообщили ему Волхвы, и приказал убить там всех младенцев младше двух лет.

Тарас Бульба убивает своего сына
Ю. В. Киянченко. Смерть Андрия

Этот список можно продолжать долго. Литература изобилует подобными сюжетами "пожирания" отцами своих сыновей. Вот, например, можно было бы ввести термин комплекс Тараса Бульбы в соответствии с одноименным произведением Николая Васильевича Гоголя.

Фабула повести такова: Один из сыновей казачьего полковника Тараса Бульбы, Андрий, полюбил панночку. Во время военной экспансии казаков в Польшу, Андрий пробирается в осажденную казаками крепость с провиантом, чтобы спасти свою любимую от голода. Встретившись со своей возлюбленной, Андрий отрекается от отчизны: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя ‒ ты!» В процессе военной вылазки из осажденной крепости он встречает отца и тот убивает его со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью!».

Нас учат в школе, что это патриотическое произведение про то, как отец покарал своего сына за предательство ‒ это, конечно, так. Но карая своего сына, Тарас Бульба выкрикнул: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Хотелось бы заметить, что Тарас Бульба мог бы выкрикнуть что-то типа: «Умри, предатель!» Но он подчеркивает свои безусловные права на своего сына, которого он может родить, а может и убить, по своему усмотрению.

::

Давайте вернемся к трагедии Софокла “Царь Эдип”, разбираемой в предыдущей статье, и проанализируем, как мать Эдипа Иокаста отнеслась к намерению ее мужа Лая убить ее младенца?

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(28 голосов, в среднем: 5 из 5)

Читайте далее Эдипов комплекс: Взгляд на мать >>>
 
Читайте также Царь Эдип. Софокл: Краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе >>>
 





© 2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


примечания

Фрейд в интерпретации мифа о Хроносе придерживается своего мнения, "притягивая" к явной символике прожорливой оральности свою идею инфантильной генитальности негативного Эдипова комплекса:

«Но представление о том, чтобы быть съеденным отцом ‒ типичное детское представление с древних времен; аналогия из мифологии (Хронос) и из жизни влечений всем известны. […] Аналитический опыт дает нам требуемые указания. Он учит нас, что представление о том, чтобы быть съеденным отцом, является выражением путем регрессии пассивно-нежных чувств, желания быть любимым отцом в смысле генитальной эротики.»
(“Торможение, симптом, тревога”)

Строго говоря, тематика убийства в трагедии Софокла “Царь Эдип” тоже "притянута" к инфантильной генитальности, приходящейся на младший возраст ребенка. Все же тема убийства ‒ более зрелая тема, как минимум подросткового возраста. Но Фрейд иногда подчеркивает специфику детского желания смерти родителю того же пола.

Но Фрейд не всегда так интерпретировал символизм мифа о Хроносе, в подтверждении чему приводится цитата в предыдущей статье.

назад
  
  






















© 2002-2018 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google
 

	  






































+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт


:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Лекарство от депрессии
: Травма рождения
: Базальная тревога

:: Эмоциональная депривация
: Госпитализм и госпитализация
: Тихие дети: интроверсия и аутизм

:: Психотоксическое воздействие родителей
: Материнская тревожность
: Гиперопека
: Агрессия и аутоагрессия

:: Три основные формы страха
: Страх потери объекта любви
: Страх потери любви объекта
: Страх наказания

:: Депрессия с точки зрения психоанализа
: Причины депрессии
: Лечение депрессии (скоро)

:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Ключевые понятия психоанализа
: Анаклитический и Катексис: парадоксы перевода
: Горевание
: Идентификация с агрессором
: Изоляция аффекта
: Инстинкт смерти:
предшественники Фрейда
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Либидо
: Принцип удовольствия

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации
: Окончание школы:
Главное – выбор профессии?

:: Зигмунд Фрейд
: Положение о двух принципах психической деятельности
: Печаль и меланхолия (PDF)

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

::