::a:: Психоаналитик.Ру Ключевые понятия психоанализа

:: Либидо — центральный термин психоанализа. Для Фрейда либидо носило исключительно сексуальный характер. Современные психоаналитики используют термин ″либидо″ в более широком смысле, подобно тому смыслу, какой вкладывал в него Юнг.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Как работает психоанализ
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Опийный мак
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
E-mail-толкование сновидений
 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Другие статьи
 
 
Полезные ссылки
 

 

:: Либидо

                                 

Либидо — (от лат. libido) влечение, желание, страсть, стремление. Понятие либидо введено врачом Морицом Бенедиктом в статье “Электротерапия” в 1868 году. До Зигмунда Фрейда в медицине и психологии термином либидо обозначали просто сознательное стремление к сексуальному поведению, такого же определения придерживаются и современные психиатры. «Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается половое влечение. При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову голод обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом либидо — так определяет этот термин Зигмунд Фрейд в “Трех очерках по сексуальности”. Но, в отличие от общепринятого в то время значения, у Фрейда либидо — не просто сексуальное влечение, а основная жизненная энергия человека, основа мотивации (смысла жизни) человека, наряду с инстинктом самосохранения. Фрейд фактически приравнивает сексуальность к любви: «Мы употребляем слово сексуальность в том широком смысле, в каком немецкий язык употребляет слово любить», — пишет Фрейд в “Методике и технике психоанализа”. Во многих своих работах (особенно ранних) Фрейд и его странники категорически настаивают, что в любой любви, будь то любовь ребенка к матери или матери к ребенку, и даже в дружбе, будь то дружба между женщиной и женщиной или между мужчиной и мужчиной, в основе побуждающего мотива, содержится исключительно сексуальное влечение. Само зарождение психики человека, которое происходит в процессе сосания груди (или соски бутылочки), обязано либидозному влечению ребенка к матери, носящего исключительно сексуальный характер. Фрейд расширил понятие сексуальности до любого возбуждения, связанного с удовольствием или неудовольствием, сознательным или бессознательным. А если либидо — жизненная энергия человека, несет в себе сексуальный характер, то движет человеком, по мнению Фрейда и его последователей, исключительно сексуальное влечение.

Фрейд всегда настаивал на сексуальном характере либидо, и навсегда рассорился со своим любимым учеником Карлом Юнгом из-за разногласий по этому вопросу: «Но если, по примеру К. Г. Юнга, слишком расширить понятие либидо, отождествляя его вообще с двигающей психической силой, то благодаря этому пропадают завоевания всех психоаналитических наблюдений» (“Три очерка по сексуальности”). Во времена Фрейда, если психоаналитик не придерживался центрального значения сексуального влечения в жизни человека — то лишался возможности называться психоаналитиком. А чтобы психоаналитики не издавали статей, противоречащих этой парадигме, был создан специальный комитет. Фрейд рассорился также со своим учеником Альфредом Адлером, поставившим во главу угла не половое влечение, а влечение к превосходству, и с Отто Ранком, который попытался вывести причину всех неврозов из травмы рождения. Большинство современных психоаналитиков продолжают буквально следовать концепции либидо по Фрейду, хотя сегодня в США, Испании и Аргентине существует достаточно большое крыло психоаналитиков, приверженцев психологии Самости (Self-психологи) и интерсубъективного подхода в психоанализе, которые, не то что бы против концепции либидо по Фрейду, но они не ставят сексуальный инстинкт во главу угла, сохраняя при этом идентичность психоаналитика. В своей работе “О нарциссизме” Фрейд писал: «Возможно, что сексуальная энергия либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Но такого рода утверждение не имеет никакого значения. Оно относится к вещам, столь отдаленным от проблем, связанных с нашими наблюдениями, и имеет так мало фактического содержания в смысле положительных знаний, что с ним одинаково не приходится ни считаться, ни оспаривать его». Знаменательно, что это замечание о «вещах, с которыми не приходится ни считаться, ни оспаривать» Фрейд первоначально сделал именно в статье “О нарциссизме” — и именно с пересмотра концепции нарциссизма по Фрейду и фрейдовского понятия нарциссического либидо, которое он и определил в этой статье, и начался пересмотр примата сексуальности в психоанализе, и переключение внимания на «вещи, столь отдаленные от проблем, связанных с психоаналитическими наблюдениями».

Человек, который создал принципиально новое направление в психоанализе, психологию Самости, — это экс-президент Американской психоаналитической ассоциации Хайнц Кохут, о чем я подробно напишу в другой статье. Кохут обнаружил альтернативную мотивацию сексуальному влечению — нарциссическую мотивацию, и разработал сложную психоаналитическую теорию нарциссизма. Под нарциссической мотивацией у Кохута можно понимать все верхние этажи Пирамиды потребностей по Маслоу, находящиеся выше физиологических потребностей, куда и входит сексуальная потребность. По теории Кохута нарциссическое либидо не трансформируется в объектное либидо, на чем настаивал Фрейд, а имеет место две независимые линии развития: нарциссическая линия и объектная. В дальнейшем Кохут и вовсе отказался на разделение либидо на нарциссическое и объектное, по сути, вернувшись к экономической (энергетической) концепции Карла Юнга о либидо, как единой энергетической жизнеобразующей силе человека.

После смелого, революционного для психоанализа шага, Кохута многие психоаналитики стали расширять мотивационную систему по Кохуту.

Среди них Джозеф Лихтенберг, американский психоаналитик, который расширил мотивационную систему человека, входящую в компетенцию психоанализа, включив в нее:

:: регуляцию физиологических потребностей,
:: привязанность и аффилиацию (стремление быть в обществе других людей),
:: исследование и самоутверждение,
:: аверсивность (чувство неприязни, отвращения, ухода в себя)
:: чувственное удовольствие и сексуальное возбуждение.

Хуго Блэйхмар, испанский психоаналитик, еще более углубил и усложнил модель психики человека в рамках психоанализа, введя теорию модульных систем, в которую входят:

:: нарциссическая система,
:: чувственно-сексуальная система,
:: система сохранения себя/другого,
:: ресурсы Я для удовлетворения потребностей/желаний,
:: нормы и идеалы, управляющие желаниями и реализацией,
:: система защит,
:: агрессивность,
:: сигнальная система (тревога/недовольство, специфичная для каждого модуля).

Нужно подчеркнуть, что психология мотивации по Фрейду никогда не была монистична, т.е. не состояла только из одного сексуального влечения. Фрейд упоминал и другие влечения, например, влечение к самосохранению, к власти и самоутверждению, которые он называл «частными», подчеркивая этим их второстепенное значение. Он называл их влечениями Я (Эго), в противоположность либидо, влечению Ид

В первой своей концепции сексуальному инстинкту, порождающего принцип удовольствия, Фрейд противопоставлял принцип реальности, исходящий от инстинкта самосохранения. Об этом читайте статью Зигмунда Фрейда у меня на сайте “Положение о двух принципах психической деятельности”.

Во второй концепции Фрейд сексуальному инстинкту противопоставил инстинкт смерти, чему будет посвящена моя следующая статья “Инстинкт смерти”.

	
	




© 2013 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


примечания

Голод — один из представителей инстинкта самосохранения. По Фрейду, инстинкт самосохранения, по своему значению, противоположен сексуальному инстинкту. См. об этом статью Зигмунда Фрейда “Положение о двух принципах психической деятельности”.

назад
	
	

Шандор Ференци, ученик Фрейда, пошел дальше, сказав: «Я вполне серьезно полагаю, что нынешние мужчины... вместе и по отдельности гетеросексуальны по принуждению; чтобы отказаться от мужчины, они становятся слугами женщин». Вильгельм Штекель пошел еще дальше, и попытался поставить скрытую гомосексуальность во главу угла любого невроза, из-за чего рассорился с Фрейдом.

назад
	
	

«Садизм в таком случае соответствовал бы ставшему самостоятельным, преувеличенному, выдвинутому благодаря смещению на главное место агрессивному компоненту сексуального влечения. [...] Равным образом, термин мазохизм обнимает все пассивные констелляции к сексуальной жизни и к сексуальному объекту, крайним выражением которых является неразрывность удовлетворения с испытанием физической и душевной боли со стороны сексуального объекта.» — пишет Фрейд в “Трех очерках о сексуальности” (1905)

назад
	
	

Пансексуализм в психоанализе. Такая онтология Фрейда, когда движителем всего живого является только сексуальность, получила критическое наименование пансексуализма. На то есть ряд культуральных и личных причин самого Фрейда, которые, конечно переплетены. Не нужно забывать, что Фрейд жил в, так называемую, Викторианскую эпоху, когда секс являлся табуированным. По общепринятой морали того времени «требовалось воздержание до брака от обоих полов».

Если вспомнить биографию Фрейда, он женился только в 30 лет. Мы не знаем точно, были ли у Фрейда добрачные связи и занимался ли он онанизмом. Но известно, что когда в письме к д-ру Патнему Фрейд пишет о желании молодых людей иметь больше сексуальной свободы, он особо подчеркивает, что «сам пользовался такой свободой весьма умеренно». Также есть основание полагать, что Фрейд не мастурбировал или, по крайней мере, всячески боролся с этим «заместителем сексуального удовлетворения», который неизбежным образом возникает в период вынужденного полового воздержания. В отчетах о собраниях “Клуба по средам”, в которых участвовал Фрейд и его первые соратники, в 1906 году было запротоколировано о дискуссии между Зигмундом Фрейдом и Вильгельмом Штекелем о том, «опасной или безопасной является мастурбация». Фрейд настаивал на том, что «мастурбация является опасной», когда Штекель придерживался противоположного Фрейду мнения, настаивая, что «мастурбация, как таковая, является полностью безопасной и может быть причиной болезни, только если сопровождается конфликтными фантазиями». Фрейд развил свою идею об опасности мастурбации в статье “Культурная сексуальная мораль и современная нервозность”: «Многие, хвастающиеся достигнутым воздержанием, на самом деле достигают этого только с помощью мастурбации ...этот заместитель сексуального удовлетворения ни в коем случае небезобиден, он предрасполагает к многочисленным формам неврозов и психозов...»

Фрейд встретил свою будущую жену Марту Бернейс в возрасте 25 лет, сразу в нее влюбился, через 2 месяца они тайно помолвились, но Фрейд ждал возможности вступить в брак в течение 5 лет. Тайность помолвки была обусловлена тем, что требовалось наладить отношения с матерью невесты, потому что ее семья не очень приветствовала бы брак Марты с Зигмундом, т.к., хотя Фрейд и был евреем, его семья не придерживалась строгих предписаний кашрута (иудейского религиозного свода норм и правил), в отличие от ортодоксальной еврейской семьи Бернейс. В течение пятилетнего ожидания брака Фрейд написал своей невесте 900 длинных писем, размер некоторых из которых достигал более 20 страниц. Но главным препятствием к женитьбе была бедность Фрейда. Сам Фрейд занимался и всегда хотел заниматься фундаментальной наукой, но это не могло приносить достаточно денег. За год до свадьбы Фрейд, наконец, решился организовать частную практику и, хотя доход от нее не оправдал ожиданий, он, все же решился на брак. Пройдя обучение в школе Жана Шарко, первоначально Фрейд занимался лечением нервных расстройств с помощью гипноза, популярным в то время методом, который, впрочем, не приводил к желаемым результатам в лечении пациентов с невротическими расстройствами (см. мою статью на сайте “Как работает гипноз”). Гений Фрейда породил такое явление как психоанализ в результате необходимости совместить любовь к женщине и создание семьи с любовью к науке. Во истину, как написал позднее его ученик, Карл Юнг, все что не делает мужчина, он делает во имя реальной или воображаемой женщины! Но, к сожалению, великая любовь Фрейда закончилась крахом слишком быстро. Фрейд устал от плодовитости своей жены, что требовало все больших и больших денег на содержание детей, и в 1908, спустя 11 лет после заключения брака, издал цитируемую здесь статью “Культурная сексуальная мораль и современная нервозность”, где написал, что и брак не разрешает половую неудовлетворенность: «После этих трех, четырех или пяти лет брак не дает счастья в той степени, в какой он обещал удовлетворение сексуальных потребностей, так как все средства, которые до сих пор употребляют как предохранение от зачатия, отравляют половое удовольствие, мешают тончайшим ощущениям обоих полов или действуют непосредственно болезнетворно; вместе с боязнью последствий полового общения исчезает вначале физическая любовь у супругов, а в дальнейшем часто и духовная близость...» После рождения шестого ребенка Фрейд уже использовал единственное противозачаточное средство — раздельные с женой кровати. Фрейд отдалился от своей жены и "духовно", предпочитая ее обществу общество ее сестры Мины, казавшуюся ему более образованной. А в 1910 году поехал в отпуск со своим учеником Шандором Ференци, отказавшись вообще от любого женского общества, в чем, впрочем, тоже был весьма разочарован.

Статья Фрейда “Культурная сексуальная мораль и современная нервозность” приоткрывает причины сексуальной озабоченности современников Фрейда. Для Викторианской эпохи максима, выведенная Фрейдом: «Кто умеет проникнуть в условия, при которых происходят нервные заболевания, тот сразу убедится, что их распространение в нашем обществе зависит от роста полового воздержания», — имеет абсолютный характер. Это верно даже для того, кто не следовал даже в те времена строгим «требованиям полового воздержания до брака», потому что моральное давление общества создает «нервозность» и для тех ее членов, которые не придерживаются этих норм, и лучшим подтверждением тому является автобиография Вильгельма Райха, ученика Фрейда, жившего активной половой жизнью уже с 12 лет, страдавшего навязчивой мастурбацией в подростковом возрасте, и бывшим завсегдатаем публичных домов. «Целомудрие было столь же серьезной болезнью, но я понял это намного позже. Сексуальная сдержанность молодых девушек — ровно как и обстановка в их семьях — понемногу делали из меня настоящего невротика — пишет Рейх в своей автобиографии “Страсть юности”. Став психоаналитиком, Рейх буквально связал не только половое воздержание, но даже "неправильный" оргазм, как у мужчины, так и у женщины, который он назвал оргазмической импотенцией, с причиной всех неврозов, в связи с чем, оказался в разногласиях с Фрейдом и большинством венских психоаналитиков. Именно Райх, который очень рано познал удовольствия секса и прочувствовал на себе запреты культуры на сексуальное удовольствие, заложил основу сексуальной революции (термин Райха), начало которой было положено его активной просветительской деятельностью в области культуры секса среди народных масс, в которой он, прежде всего, ратовал за распространение контрацептивов, разрешение абортов и разрешение разводов. Видимо, именно за эту деятельность, (а также, возможно, за принадлежность к коммунистической партии), без объяснения причин, Райх был исключен из Немецкого психоаналитического общества (и Немецкой коммунистической партии). Райху пришлось иммигрировать в Норвегию, где он вступил в Норвежское психоаналитическое общество. Международная психоаналитическая ассоциация поставила условие, что включит Норвежское психоаналитическое общество в Международную психоаналитическую ассоциацию только после того, как они исключат из своих рядов Вильгельма Райха. Норвежское общество не было включено в Ассоциацию, пока Райх не иммигрировал в США. Вот такие культурные запреты!

назад
	
	

Нарциссическое и объектное либидо. В работе “О нарциссизме” Зигмунд Фрейд разделил феномен либидо на два вида: объектное и нарциссическое. По концепции Фрейда ребенок, как Нарцисс из древнегреческой легенды, может любить только себя — изначально у него присутствует только нарциссическое либидо. В процессе своего развития ребенок выходит из первичного нарциссизма, и свою любовь начинает оборачивать на окружающих его людей (объекты), сначала на мать, потом на других членов семьи — формируется объектное либидо.В процессе дальнейшего развития ребенка, по мнению Фрейда, всё нарциссическое либидо должно трансформироваться в объектное либидо. По мнению Фрейда, все индивиды, сохранившие нарциссическое либидо, страдают той или иной патологией. Благодаря этой концепции Фрейда термин нарциссичный приняло ругательный характер, синонимичный инфантилизму и эгоизму, сначала в кругу большинства психоаналитиков, а потом и в быту.

назад
	
	





















© 2013 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


© 2002-2017 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Сайт Психоаналитик.Ру является полным правопреемником сайта Психология для Вас
:: Design © eleusis 2002 by WOweb
:: Google

	  

+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: К какому виду психотерапии относится психоанализ?
: Как проводится психоанализ?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Как помогает психоанализ?
: А что делает психоаналитик?
: Лечение правдой

:: Психология:
мифы и реальность
: Психиатры и психологи:
в чем разница?
: О страхе сойти с ума
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?
: Психотерапевты и психологи:
в чем разница?

:: Как работает психоанализ
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Депрессия:
взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия:
взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Печаль и меланхолия
: Неизвестное горе (скоро)
:: Лечение депрессией
: Роберт Столороу – современный  психоанализ (скоро)
: Страх перед депрессией (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

:: Скачать
: Зигмунд Фрейд
Печаль и меланхолия

::