::a:: Психоаналитик.Ру Как работает психоанализ

:: Работы Фрейда по психоанализу замечательны яркими метафорами и выразительными примерами. Его "Пять лекций по психоанализу" особо богаты иллюстрирующими примерами. Этот случай болезни и комичное сравнение, возможно, могут дать общее представление о всем классическом психоанализе.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Опийный мак
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Другие статьи
 
 
Полезные ссылки
 

 

:: Весь психоанализ в двух примерах

                                             

В двух предыдущих статьях мы сделали краткий обзор явления сопротивления ("Как работает гипноз" и "Узники совести"). Теперь стало возможным понять как психоанализ объясняет возникновение симптомов. Я убежден, не существует лучших иллюстраций, чем эти два примера, которые приводит Фрейд в своих "Пяти лекциях по психоанализу":

Я расскажу вам, вместо многих, один-единственный из своих случаев, в котором условия и польза вытеснения выражались достаточно ясно. Правда, ради своей цели я должен сократить и эту историю болезни и оставить в стороне важные предположения. Молодая девушка, недавно потерявшая любимого отца, за которым она ухаживала, - ситуация, аналогичная ситуации пациентки Бройера [этот случай разбирался в статье "Лечение разговором" - А.П.] - проявляла к своему зятю, за которого только что вышла замуж ее старшая сестра, большую симпатию, которую, однако, легко было маскировать под родственную нежность. Эта сестра пациентки заболела и умерла в отсутствии матери и нашей больной. Отсутствующие поспешно были вызваны, причем не получили еще сведений о горестном событии. Когда девушка подошла к постели умершей сестры, у нее на одно мгновение возникла мысль, которую можно было бы выразить приблизительно в следующих словах: теперь он свободен и может на мне жениться. Мы должны считать вполне достоверным, что эта идея, которая выдала ее сознанию неосознаваемую ею сильную любовь к своему зятю, благодаря взрыву ее горестных чувств, в ближайший же момент подверглись вытеснениювытеснении см. статью "Пережить, чтобы забыть" - А.П.]. Девушка заболела. Наблюдались тяжелые истерические симптомы. Когда я взялся за ее лечение, оказалось она радикально забыла описанную сцену у постели сестры и возникшие у нее отвратительно-эгоистическое желание. Она вспомнила об этом во время лечения, воспроизвела патогенный момент с признаками сильного душевного волнения и благодаря такому лечению стала здоровой.

Хочется прокомментировать последние слова Фрейда. Создается впечатление, что она просто вспомнила и сразу выздоровела. Однако до этого Фрейд оговаривается, что сокращает эту историю. Конечно выздоровлению предшествовала длительная работа по восстановлению связей между забытым событием и отщепленного от него переживания, превратившемся в болезнь. В поиске и восстановлении этой связи, собственно, и состоит работа классического психоанализа, о чем мы говорили в предыдущих статьях (современный психоанализ может много больше, о чем речь пойдет далее).

Но вернемся к повествованию Фрейда, следующая его метафора позволяет нам понять, как же возникла болезнь у этой девушки, и как возникают не только невротические симптомы, но и те, так сказать, повседневные проявления, такие как тревога, депрессия, многие соматические заболевания, мешающие спокойно жить вполне, вроде как, здоровым людям:

Пожалуй, я решусь иллюстрировать вам процесс вытеснения и его неизбежное отношение к сопротивлению одним грубым сравнением, которое я заимствую из настоящей ситуации. Допустите, что в этом зале и в этой аудитории, тишину и внимание которой я не знаю как восхвалить, тем не менее находится индивидуум, который нарушает тишину и отвлекает мое внимание от предстоящей мне задачи своим смехом, болтовней, топотом ног. Я объявляю, что я не могу при таких условиях читать далее лекцию, и вот из вашей среды выделяются несколько сильных мужчин и выставляют после кратковременной борьбы нарушителя порядка за дверь. Теперь он "вытеснен", и я могу продолжать свою лекцию. Для того чтобы нарушение порядка не повторилось, если выставленный будет пытаться вновь проникнуть в зал, исполнившие мое желание господа после совершенного им вытеснения пододвигают стулья к двери и обосновываются там, представляя собой "сопротивление". Если вы теперь, используя язык психологии, назовете оба места (аудиторию и за дверью) сознательным и бессознательным, то вы будете иметь довольно верное изображение процесса вытеснения.

[…] Подумайте о том, что с удалением нарушителя и с установлением стражи перед дверью дело еще может не кончилось. Может случиться, что выставленный, огорченный и решивший ни с чем не считаться, еще займет наше внимание. Правда, его уже нет среди нас, мы отделались от его иронического смеха, от его замечаний вполголоса, но в известном отношении вытеснение осталось без результата, так как он производит за дверьми невыносимый шум, и его крики и стук кулаками в дверь еще более мешают моей лекции, чем его прежнее неприличное поведение. При таких обстоятельствах мы с радостью будем приветствовать, если наш уважаемый президент д-р Стэнли Холл возьмет на себя роль посредника и восстановителя мира. Он поговорит с необузданным парнем и обратиться к нам с предложением вновь впустить его, причем он дает слово, что последний будет вести себя лучше. Полагаясь на авторитет д-ра Холла, мы решаемся прекратить вытеснение, и вот снова наступает тишина. Это и на самом деле вполне подходящее представление той задачи, которая выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов.

Говоря прямо, исследования истериков и других невротиков приводит нас к убеждению, что им не удалось вытеснение идеи, с которой связано несовместимое желание. Они, правда, устранили ее из сознания и из памяти [имеется ввиду, часть памяти, доступная сознанию - А.П.] и тем, казалось бы, избавили себя от большого количество неудовольствия, но в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшим неузнаваемым заместителя. К этому-то замещающему представлению вскоре присоединяются те неприятные чувствования, от которых можно было считать себя избавленным благодаря вытеснению. Это замещающие вытесненную мысль представление — симптом — избавлено от дальнейших нападений со стороны обороняющегося "Я", и вместо кратковременного конфликта наступает бесконечное страдание.

(Зигмунд Фрейд. "Пять лекций о психоанализе")

Хочется продолжить аналогию Фрейда о возмутителе спокойствия, на тот случай, если все же не нашлось такого д-ра Холла, который смог бы договориться с этим возмутителем. Тогда выдворенный из аудитории возмутитель может не только стучать в дверь аудитории и сделать невозможным проведение в ней запланированной лекции. Но он может попытаться обмануть строгих стражей, сидящих на стульях у двери. Например, он может вновь проникнуть в аудиторию во время перерыва, когда стражи решат отдохнуть, тогда им придется вновь затрачивать усилия по его выдворению. Или он может переодеться, наклеить себе фальшивую бороду или может вообще надеть женское платье. Тогда, обманом проникнув в желанную аудиторию, этот коварный возмутитель спокойствия, переполняемый обидой за свое выдворение, может совершать тихонько какие-нибудь пакости, оставаясь незамеченным. Но обиженный возмутитель может замыслить и что-нибудь другое и похуже...

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(11 голосов, в среднем: 5 из 5)

Если Вы интересуетесь психоанализом, читайте также:
 
Психология: мифы и реальность
 
Зигмунд Фрейд. Положение о двух принципах психической деятельности
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни




© 2004 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


примечания

Под "настоящей ситуацией" следует понимать аудиторию, в которой Фрейд читал эти лекции в 1909 году. В сентябре этого года Фрейд прочел несколько лекций в Ворчестерском университете, штат Массачусетс, по случаю двадцатой годовщины его основания. Возможно благодаря этому посещению Фрейда США психоанализ получил там столь широкое распространение (о распространенности психоанализа в США см. примечание).

Позже эти лекции были опубликованы под названием "Пять лекций о психоанализе" и завоевали чрезвычайную популярность. Только в Германии они выдержали 8 изданий и были переведены на 10 иностранных языков.

назад




© 2002-2017 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google


	  








+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Горевание
: Неизвестное горе (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер


::